Лютеранство история становления особенности вероучения и обряды

Основы лютеранского вероучения первоначально были изложены Лютером в трех главных его трактатах, относящихся к 1520 году: "Послание к христианскому дворянству германской нации", "О свободе христианина" и "О вавилонском пленении церкви". Лютеранская церковь — одно из крупнейших христианских течений, которое возникло в XVI веке в результате Реформации. Ее основателем является Мартин Лютер, немецкий священник и богослов, который отверг многие учения и практики Католической церкви.

Лютеранство: основные принципы веры и его значение в христианской традиции

  • Ранний протестантизм: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др
  • Основные ценности и верования лютеран
  • Расписание тренингов и семинаров
  • Религиоведение, 9.2.1. Лютеранство - В. Лебедев, А. Прилуцкий, В. Викторов - читать, скачать
  • Лютеранство — Википедия
  • Лютеранство. — Студопедия

Лютеранская церковь: вера, история и особенности

Экономический подход В соответствии с учением Мартина Лютера о труде, лютеранская вера может относиться к экономическому этику. Они призывают своих последователей не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и быть ответственными и надежными, а также развивать свои таланты и умения в области труда. Социальная ответственность Равенство и справедливость являются основными принципами, которые стоят в основе лютеранской веры. Лютеране приверженцы развития сообщества, где люди могут получить поддержку в трудные времена. Эта вера подталкивает лютеран к поддержке бедных, бездомных, больных и узников, а также к созданию комфортных условий для жизни. Лютеранская литургия и музыкальная традиция Лютеранство выделяется своей литургической традицией, которая сильно зависит от музыкальных инструментов и пения. В ходе религиозного служения, богослужение проходит в строгой последовательности, от начала до конца, зафиксированной в церковных книгах. Большое внимание в лютеранстве уделяется музыкальному оформлению богослужения. Это связано с убеждением, что пение позволяет выражать веру целесообразным образом. Большинство церковных гимнов, исполняемых в лютеранской церкви, написаны на немецком языке и сопровождаются мелодиями, разработанными в течение многих лет.

Особенной частью лютеранской музыкальной традиции стало использование органа. Его мощь и глубина звучания придают всему богослужению торжественности, а его использование с соответствующими гимнами и кантатами может создать особую атмосферу в церковном пространстве. Некоторые из самых известных композиторов, таких как Иоганн Себастьян Бах и Феликс Мендельсон, написали массу музыкальных произведений, которые являются ключевыми элементами лютеранской музыкальной традиции. Их музыка поднимает слушателей на новые вершини и заставляет чувствовать истинную глубину народной веры. Отношение к остальным христианским конфессиям Лютеране, как и многие другие конфессии, сталкиваются с вопросами отношений между верующими разных церквей и конфессий. В целом, лютеранство относится к другим христианским конфессиям с уважением и терпимостью, но все же существуют некоторые различия в учении, которые не могут быть проигнорированы. В Лютеранской церкви существует понимание, что христианство в целом уникально и не может быть заменено или принято как вторичное учение. Поэтому, лютеранство не считает принятие других верований и конфессий как альтернативу. Лютеранская церковь официально признает другие христианские конфессии, такие как православные, католики и протестанты, как членов семьи христиан, которые верят в Господа Иисуса Христа и исповедуют Его учение.

Однако, противоречивые трактовки понятий Эвхаристии и Исповеди веры могут помешать более тесному объединению с другими конфессиями. Также, лютеранство нередко выступает против унификации христианских церквей в одну универсальную церковь. Лютеране убеждены, что объединение разных церквей должно происходить на основе общих ценностей и учений, а не на основе исключения и забывания различий между ними. В целом, лучшим способом отношения к другим христианским конфессиям для лютеран является сознательное уважение других верований и конфессий с сохранением своих особенностей и учений. Это позволяет сохранить гармонию и уважение между церквями, не забывая при этом о своей собственной вере и учении. Роль лютеранства в обществе и науке Лютеранство существует уже более 500 лет и оказывает значительное влияние на общество и науку. Во многих странах Европы и Америки лютеранские церкви играют важную роль в социальной и культурной жизни. Лютеранство было важным фактором в развитии просвещения и науки в Европе. Мартин Лютер призывал к критическому мышлению и изучению библейских текстов на родном языке, что в конечном итоге привело к распространению грамотности и развитию образования.

В настоящее время лютеране активно участвуют в общественной жизни многих стран, поддерживают множество благотворительных программ и организаций, сотрудничают с другими религиозными и международными организациями. Кроме того, они играют важную роль в межрелигиозном диалоге и содействуют миру и справедливости в мировом сообществе. Безусловно, лютеранство выполняет важную функцию как в религиозной, так и в общественной жизни. Оно продолжает развиваться и процветать, внедряя новые идеи и принимая вызовы современного мира, сохраняя при этом свои традиции и учения. Современное состояние лютеранской церкви В настоящее время лютеранская церковь представлена множеством крупных и малых конфессий по всему миру. Они отличаются не только своими доктринами, но и своими практическими установками и обрядами. Среди современных тенденций в лютеранстве можно выделить теологию освобождения, гомилетические тенденции, экуменическое движение и движение за евангелизацию. В этих тенденциях можно увидеть более широкий интерес к социальным вопросам, интерфейсу между наукой и философией, а также большее внимание к вопросам экологии и социальной справедливости. Несмотря на то, что число верующих в лютеранской церкви неуклонно снижается, ее влияние на мировую историю и культуру остается значительным.

И сегодня многие люди находят в этой конфессии свою духовную опору и традицию. Лютеранство в разных странах мира Лютеранство является одной из наиболее распространенных крупных протестантских конфессий в мире, и она имеет свои особенности в каждой стране. В Швеции, например, Церковь Швеции является государственной церковью и входит в Епископальный совет, который занимается управлением культурным и социальным развитием страны. В США, лютеранская традиция включает много различных конфессий, от национальных церквей, таких как Норвежская и Финская Церкви, до более широких организаций, таких как Евангелическая Лютеранская церковь в Америке. В Германии Лютеранская церковь всегда имела значительное влияние на духовную жизнь страны. Сегодня она представлена тремя главными церквами: Евангелической Лютеранской церковью, Евангелизирующей церковью Германии и Евангелической Лютеранской Свободной церковью. В России Лютеранство было широко распространено в Прибалтике и Калининградской области.

Концепция «священство всех верующих»: Лютеранство учит, что каждый верующий имеет доступ к Богу через Христа и может служить ему. Все верующие имеют равен доступ к Богу и обязаны служить друг другу и окружающему миру с любовью. Эти основные принципы лильтеранства формировали его учение, обряды и практику на протяжении многих веков. Они продолжают оставаться важными характеристиками этой христианской традиции. История развития лютеранского движения История лютеранства начинается с 31 октября 1517 года, когда Лютер прибил на дверях храма замка Виттенберг свои 95 тезисов, которые содержали критику венчурной торговли Индульгенция. Этот акт протеста стал инициатором Реформации и привел к зарождению нового протестантского движения в Европе. Вначале Лютер намеревался реформировать Католическую Церковь, но его критика была так острой, что он был объявлен еретиком и исключен из Церкви. Лютер и его последователи, называемые лютеранами, создали новую церковь, основанную на библейском учении и отказе от некоторых католических практик. Лютеранство быстро распространилось по территории Германии и в другие страны Европы, привлекая множество последователей. Вскоре оно стало одним из главных религиозных течений в Западной Европе. Лютеранская церковь получила признание и правовой статус во многих странах, включая Германию, Швецию и Данию. В XIX и XX веках лютеранская церковь претерпела существенные изменения и разделилась на различные направления.

Примерно с 1580 по 1675 в лютеранской церкви возрождалась схоластика, и под ее влиянием возобладал рассудочный подход к христианской вере. Церковь воспринималась как учебное заведение, в котором обучают правоверию. Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и энергично боролись с противоположными взглядами. К концу 17 в. Правая вера представлялась теперь менее важной, чем правое чувство. Религии сердца отдавалось предпочтение перед религией разума, а главной заботой стало культивирование личного благочестия. В период с 1850 до 1914 тщательному исследованию были подвергнуты исторические корни христианства в целом и протестантизма в частности. Сторонникам нового критического подхода, представителям либеральной теологии, некоторые выводы, которые прежде делались на основании чувства, казались теперь несостоятельными. Представители либерального направления внесли существенный вклад в лучшее понимание не только Священного Писания и раннего христианства, но также Реформации и последующей истории церкви. После Первой мировой войны господствовала более консервативная атмосфера. Трагические события в мире подорвали прежний оптимизм в отношении человека и человеческого общества. В такой обстановке центральное содержание Нового Завета и заветы Реформации воспринимались охотно и серьезно; тогда и возникла т. Лютеране в Северной Америке. Лютеране были среди первых поселенцев в североамериканских колониях. В 1619 в одном из поселений в Гудзоновом заливе было проведено лютеранское рождественское богослужение, и вскоре лютеранские общины распространились по всему атлантическому побережью. Число их резко увеличилось в период с 1830 по 1914 за счет иммигрантов из Германии, Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии, а в 20 в. Атлантику пересекли лютеране из Восточной Европы и прибалтийских стран. Национальные и языковые различия не могли не привести к тому, что каждая группа лютеран организовывала свои собственные общины и синоды. Религиозная свобода, характерная для Северной Америки, допускала дальнейшее деление даже внутри этнических групп иммигрантов. В результате с 17 в. К концу Первой мировой войны большинство языковых и культурных различий, разделявших лютеран, исчезли. В длинной череде слияний, которые начались в 1917 и продолжаются до настоящего времени, число отдельных объединений уменьшилось и возникли две основных лютеранских церкви. Это Евангелическая лютеранская церковь в Америке более 5 млн. Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских церквей.

Далее же пошли различные подвиды верований, и лютеранство - одно из них. Таким образом, лютеранин - это верующий, который полностью уповает на Бога. Он не думает о себе, не думает о том, что он сделал, он живет во Христе и думает только о нем. В этом фундаментальная суть этой религии, в отличие от других, где принято работать над собой и улучшать свои качества. Распространение этой религии в мире Теперь рассмотрим, насколько распространена лютеранская церковь в мире. Впервые она появилась в Германии, на родине Мартина Лютера. За короткое время религия распространилась по всей стране, а потом и по Европе. В некоторых странах лютеранская вера становилась главной, а в некоторых была в меньшинстве. Рассмотрим страны, в которых эта вера наиболее распространена. Общее количество верующих протестантов - около восьмидесяти миллионов. Также существует Всемирная лютеранская федерация, которая, однако, не объединяет все церкви, некоторые сохраняют автономию. Обучение церковнослужителей и их отличие Также следует заметить, что пастор у лютеран — это обычный человек, который был публично утвержден на ежегодном собрании Синода. Таким образом, получается, что происходит назначение человека на должность, а не рукоположение в сан, как это принято у католиков и православных. Лютеране уверены в священстве всех верующих, и чем сильнее вера, тем лучше.

Особенности вероучения и церковного устройства лютеран

Что такое лютеранство простыми словами? Кто такой Мартин Лютер В чем суть лютеранства: происхождение, верования, практика и влияние на мир. Лютеране — это протестантское течение. Вместе с кальвинизмом, анабаптизмом, цвинглианством и англиканством лютеранство относится к церквям Реформации. Лютеранство – это огромный философский мир и одно из старейших направлений протестантизма в христианстве. Лютеранство в отличие от православия отрицает практически все основные Таинства, за исключением Крещения. Здесь каждый день миллионы человек смотрят контент в разных тематиках: от гейминга до путешествий, от бьюти до технологий. А умные алгоритмы рекомендуют публикации, учитывая интересы пользователей. Стиль богослужения в лютеранстве может различаться в зависимости от региона и конкретного прихода, однако, в церковной практике лютеран существуют некоторые общие обряды и традиции. Одним из ключевых элементов богослужения является чтение Библии.

Лютеранство

Ролики, которые вы посмотрите, могут быть добавлены в историю просмотра на телевизоре, что скажется на рекомендациях. Лютеранская церковь, основанная Мартином Лютером в XVI веке, изначально возникла как разделение от Католической церкви. Лютеранство сформулировало ряд основных принципов, ставших основой вероучения этой протестантской конфессии. Какова история становления лютеранского вероисповедания? Лютеранство возникло в XVI веке в результате реформации, которую начал немецкий монах Мартин Лютер. Лютеранство — одно из течений протестантизма, зародившееся одним из первых в истории христианства. Лютеранство в Европе возникло в результате движения реформистов в Германии в XVI веке и продолжило развиваться в скандинавских странах.

Зарождение лютеранства: первые принципы вероисповедания, место и время формирования

1530 год — Лютеранская лига представила «Аугсбургскую исповедь», которая стала основой вероучения Лютеранской церкви. 1531 год — Лютеранские провинции создали Смалленштадтскую лигу, чтобы противостоять Католической церкви. Сам термин «Лютеранская» происходит от латинского слова «Lutheranus», что означает «приверженец Лютера». Именно сторонники Лютера и его учения стали известны как лютеране, а их вероучение получило название лютеранства. Здесь каждый день миллионы человек смотрят контент в разных тематиках: от гейминга до путешествий, от бьюти до технологий. А умные алгоритмы рекомендуют публикации, учитывая интересы пользователей.

Наследие Лютера: становление новой веры в Европе

Никитиным 7 мая 1998 г. На вопросы пастор Эльце отвечал по-немецки. Переводил вопросы Никитина и ответы Эльце пастор г. Перми Давид Давидович Рерих. Или позже? Католический ксёндз: в первый же день. А вы не знаете на какой день? Для нас это не важно. Мы должны умерших оставить в компетенции Бога и заботиться о живых. Второй слой - католический. В нём всего лишь одно религиозное учение: о филиокве то есть учение о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына.

Третий слой - специфический или его ещё можно называть специфически-лютеранским. Специфическим слоем в вероучении лютеранства мы называем совокупность тех положений вероучения, которых не было ни в вероучении античного христианства V века , ни в вероучении католицизма. Эти религиозные учения в истории религии впервые явно были сформулированы лютеранскими богословами и, в первую очередь, Мартином Лютером. Однако следует сказать, что сами лютеранские богословы, начиная с Лютера и кончая богословами наших дней, считали и считают, что данные религиозные учения есть не что иное, как возвращение к учению апостолов. Маркку Сяреля. Предисловие к русскому изданию. Издание Финляндской Церкви Лютеранского Исповедания. Она лишь вернулась к учению апостолов. Первые четыре положения этого слоя в дальнейшем были восприняты рядом других христианских конфессий. Именно эти конфессии и стали называться протестантскими.

Но поскольку данные религиозные учения в процессе развития христианства впервые были обоснованы именно лютеранами, постольку их можно и должно относить к специфическому слою в вероучении лютеранства. Первые пять положений специфического слоя в вероучении лютеранства являются полемикой с пятью положениями вероучения так называемого православно-католического слоя в вероучении православия и католицизма. Специфический слой. Учение о всеобщем священстве. Это учение является полемикой с православно-католическим учением о посредничестве духовенства. Главная идея православно-католического учения в том, что духовенство и миряне находятся в неравных отношениях с Богом: духовенство в священном состоянии то есть в состоянии прямого контакта с Богом , миряне в несвященном состоянии то есть в состоянии опосредованного контакта с Богом, контакта через посредников, каковыми являются служители культа. Главная идея лютеранского учения о всеобщем священстве в том, что духовенство и миряне находятся в равных отношениях с Богом: и те, и другие - в священном состоянии, то есть и у тех, и у других есть прямой контакт с Богом. Православные и католики считают, что во время обрядовой церемонии человек переходит из несвященного состояния в священное. А по убеждениям лютеран, любой верующий находится в священном состоянии с момента крещения. На наш взгляд, это говорит о нестрогости их подхода к выполнению требований собственного вероучения.

Мартин Лютер. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства. Составитель О. Всё это измышления и надувательство. Они не должны никого смущать, и вот почему: ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет никакого различия, кроме разве различия по должности. У нас одно крещение, одно Евангелие, одна вера, все мы в равной степени христиане Еф. Сообразно этому все мы посредством крещения посвящаемся во священники... В случае необходимости каждому дозволено крестить и отпускать грехи, что было бы невозможным, если бы не все мы были священниками. Учение об оправдании одной верой. Данное учение является полемикой с православно-католическим учением о двух факторах спасения.

Таковыми православные и католические богословы называют личную веру в Бога и добрые дела. Главная идея лютеранского учения об единственном факторе спасения состоит в том, что людей спасает только личная вера в Бога. Это одно из важнейших положений лютеранства, и оно воспринято всеми протестантскими конфессиями. При этом лютеране отнюдь не отказываются от совершения добрых дел. Но они считают добрые дела не каким-то вторым фактором спасения, а необходимым выражением веры в Бога. Наличие или отсутствие добрых дел в жизни человека, по учению лютеран, есть признак наличия или отсутствия веры в Бога в его душе. Религиозная вера, по учению лютеран, проявляется выражается не только в переживании определенных чувств, направленных на Бога любовь, восхищение, страх... Аугсбургское исповедание. Вероисповедание и учение Лютеранской Церкви. Документ написал Филипп Меланхтон, ученик и соратник Мартина Лютера.

Центральное управление находится в Санкт-Петербурге. Административные центры в Москве и Омске. В 1997 году от Церкви Ингрии отделилась Карельская евангелическо-лютеранская церковь. Это надэтническая лютеранская церковь, приходы которой расположены как в Восточной, так и Европейской частях России [10]. Евангелическо-лютеранская церковь Аугсбургского исповедания ЕЛЦАИ — лютеранская деноминация, созданная в 2006 году получила официальную регистрацию в 2007 году.

Позиционирует себя как наднациональная церковь. Многократно проявляла инициативу по объединению с другими лютеранскими церквами, заявляя, что единственная цель её создания — дать возможность юридической регистрации лютеранским общинам, не принимаемым в состав существовавших ранее церквей [11]. Евангелическо-лютеранская церковь «Согласие» — Одна из пяти официально зарегистрированных лютеранских церквей на территории Российской Федерации. Образовалась при содействии миссионеров из Синода Висконсина в конце XX века.

В этих документах излагаются основные претензии лютеран к католической церкви и те новые положения, которые Лютер внес в вероучение. Главным из них является догмат об оправдании только верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Лютеранство возникло в результате компромисса между отстаивающим интересы католической церкви Карлом V и протестантски настроенными немецкими князьями. Поэтому в его вероучении и, в особенности, в культовой практике, а также религиозной организации имеется много элементов заимствованных из католицизма. Лютеранство признает таинство крещения и причащения.

Обряду крещения, как в католической и православной церкви, подвергаются младенцы. Четыре других традиционных для католицизма и православия таинства рассматриваются как простые обряды: конфирмация, брак, рукоположение ординация и соборование. По отношению к исповеди в лютеранстве не выработано единой позиции. В лютеранстве сохранены священнослужители и епископат. Духовенство отличается от мирян соответствующим облачением. Од- нако функции и назначение служителей культа в лютеранстве принципиально иное, чем в католицизме и православии. Они выступают как организаторы религиозной жизни, толкователи Священного Писания, проповедники Слова Божия, нравственные наставники. На территории России суще- ствуют лишь отдельные лютеранские общины.

Начало Реформации в Англии чаще всего связывают с именем Генриха VIII, но ее творцом и идеологом был его современник — архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер, и залог ее успеха скрывался в том же общем недовольстве состоянием Римо-католической церкви, которое вызвало европейскую Реформацию. Становление во второй половине XVI столетия третьей основной ветви Реформации — англиканской в силу исторических условий существенно отличалось по своему характеру от зарождения германской и швейцарской ветвей. Если в Европе Реформация шла преимущественно «снизу», то в Англии она началась «сверху», что отразилось на ее сравнительном консерватизма и сохранении иерархического устройства церкви. Кроме того, английская Реформация запоздала во времени по сравнению с европейской, и все это способствовало своеобразию ее развития, она приняла смягченный характер компромисса между Римом и Реформацией в Европе. Основы католического вероучения и церковной жизни со временем все более размывались под натиском крайнего протестантизма, преимущественно, кальвинистской традиции. Символических книг Англиканской церкви немного по сравнению с другими протестантскими исповеданиями. Их часто отличает некая намеренная богословская двусмысленность, неопределенность. Это естественно, ибо они были составлены в эпоху религиозного противоборства как выражение, скорее, компромисса, чем принципа и отражают общую двойственность англиканского вероучения. Прежде всего, это так называемые «39 членов Англиканской церкви», которые представляют собой позднейшую редакцию составленного Т. Кранмером на основе «Аугсбургского исповедания» и некоторых положений кальвинизма изложения англиканского вероучения. Окончательно они были утверждены парламентом Англии и церковной властью лишь в 1571 г. Несомненное значение для веры и жизни всех англиканских церквей представляет так называемая «Книга общих молитв», содержащая порядок англиканского богослужения. После ряда редакций ее окончательное утверждение состоялось в 1661 г. Третьей символической книгой является «Англиканский катехизис», окончательно сложившийся к 1604 г. Источниками вероучения Англиканская церковь также признает три Символа веры: Никео-Цареградский с прибавлением filioque, Афанасьевский и Апостольский, а также, частично, решения Вселенских Соборов. Хотя Англиканская церковь сохраняет уважение к преданию Церкви, частично признает его и использует в своей жизни и учении, но, как и все протестантские исповедания, она отрицает его вероучительное достоинство, равное Свящ. Писанию, ибо по утверждению 6 члена англиканского исповедания: «Свящ. Писание содержит в себе все необходимое для спасения». Явственные следы влияния Реформации мы видим в учении о первородном грехе. В учении о спасении англиканское вероучение повторяет общее представление Реформации о том, что в оправдании человека действует только Бог, отчужденная благодать Божия совершает спасение вне содействия спасаемого. Как гласит об этом 11 член англиканского исповедания: «Мы оправдываемся пред Богом только заслугами Иисуса Христа чрез веру, а не нашими добрыми делами». Хотя англиканское вероучение сохранило учение реформатов о предопределении, но оно значительно смягчило его и имеет более смысл предведения Божия о судьбах человеческих, чем собственно предопределения их конечной участи. Достоинство таинств в англиканстве принадлежит только крещению и Евхаристии, это таинства евангельские, остальные есть таинства церковные и не могут считаться полноценными, хотя в этом ряду особое значение все-таки сохраняется за таинством священства. Англиканство более удерживает подлинный смысл таинств, как образов особого действия в нас благодати Божией. Англиканское понимание Евхаристии, подобно лютеранству, отличается внутренней противоречивостью. Так, согласно изложению 28 члена англиканского вероисповедания, «пресуществление или изменение хлеба и вина в таинстве Господнем не может быть доказано Свящ. Тело Христово преподается, приемлется... Отрицание пресуществления Св. Даров, однако, не означает их полной неизменности в таинстве. Изменение происходит не в природе хлеба и вина, а в невидимом отношении к ним небесного Тела и Крови Спасителя. Эта перемена происходит чрез освящение Св. Даров силою Св. Духа в священнодействии законно поставленного священника, но она происходит духовно и состоит в том, что Тело и Кровь Христовы соединяют свое неизреченное присутствие с хлебом и вином, вместе с которыми и преподаются причастникам. Хлеб и вино становятся Телом и Кровию в том смысле, что воспринимают достоинство, силу и действие Тела и Крови Христовых через единение своих качеств с существенными качествами Тела и Крови Спасителя, причем их духовное присутствие воспринимается реально, по выражению «Англиканского катехизиса»: «Тело и Кровь Христовы истинно и действительно взимаются... Такая неопределенность типична для англиканского богословия и допускает сосуществование достаточно широкого круга мнений на этот счет. Англиканская церковь сохраняет общее для всей Реформации отрицание жертвенного значения Евхаристии. Поэтому мысль о жертвах, приносимых во время литургии... Как мы уже говорили, черты таинства в англиканской традиции также сохраняет священство. Трехчинная иерархия епископского, священнического и диаконского чинов остается отличительной особенностью англиканства, которую оно унаследовало от Римо-католической церкви, причем сохранилась не только церковная иерархия, но и сама идея апостольского преемства, совершенно чуждая большинству протестантских исповеданий. Вопрос об действительности апостольского преемства в англиканстве стоит в тесной связи с историей отношений Англиканских церквей Англии и Америки с Православием, прежде всего, с Русской Православной Церковью. Эти связи особенно оживились на рубеже прошлого и нынешнего столетий, речь шла даже о возможном воссоединении англикан в православием. В дискуссиях по этому вопросу принимали участие виднейшие богословы Русской Церкви. По вполне объективным причинам воссоединение оказалось невозможным, но взаимная благожелательность в отношениях англикан и православных осталась. После революции англикане были в числе немногих на Западе, кто последовательно поддерживал Русскую Церковь в годы гонений. К сожалению, последние решения в пользу женского священства серьезно осложнили отношение Православия к Англиканской церкви. Вопрос, который в конце прошлого века предстояло решить богословию Православной, Католической и Англиканской Церквей заключался в определении подлинности апостольского преемства англиканской иерархии, но его разрешение потребовало разработки целого ряда исторических проблем, а также вопросов, связанных с учением о Церкви и таинствах. Предыстория вопроса начинается 17 декабря 1559г. Он был рукоположен четырьмя англиканскими епископами, из которых два имели апостольское преемство рукоположения по римо-католическому чину, а два были рукоположены по новому англиканскому чину, но архиепископом Т. Кранмером, который имел действительное рукоположение по римо-католическому чину, но был отлучен от Церкви за неповиновение папе. Приговор Римо-католической церкви был вынесен в сентябре 1896 г. Православное богословие в решении этого вопроса исходило из преимущественного значения его вероучительной стороны перед формальной. По словам В. Болотова «не исключая возможности признать действительность» англиканской иерархии «необходимо... Православное понимание взаимозависимости благодатной и вероучительной составляющих церковной жизни выразил один из исследователей этого вопроса проф. Соколов «в своих официальных вероизложениях Англиканская церковь не признает священство таинством и не учит о приношении на Евхаристии истинной умилостивительной Жертвы.... Вопрос об англиканской иерархии есть вопрос о том, какие следствия должны иметь эти заблуждения для действительности посвящений этой церкви». Общее заключение православного богословия к началу нашего столетия сводилось к необходимости уяснения православия веры Англиканской церкви для решения вопроса о действительности ее иерархии. Окончательное определение по этому вопросу было принято на Всеправославном совещании глав и представителей Глав и представителей Автокефальных православных Церквей, состоявшемся в Москве в 1948 г. Хотя это совещание проводилось под явным политическим влиянием, но, тем не менее, возможность всеправославного согласия была использована для решения вопроса об англиканской иерархии. Суть его выражает резолюция «Об англиканской иерархии»: «1. Вероучение, содержащееся в «39 членах» Англиканской церкви, резко отличается от... Православной Церкви; а, между тем, решение вопроса о признании действительности англиканской иерархии должно, прежде всего, иметь в своей основе согласованное с Православием учение о таинствах.... Со всем вниманием и симпатией относясь к современному нам движению... К сожалению изменения в практике и вероучении Англиканских церквей, происшедшие в течение последних десятилетий, еще более отдалили их от вероучения Православной Церкви. Епископальная церковь в США практикует женское священство уже несколько десятков лет, в 1994 г. Хотя основное стремление отцов англиканства было избежать крайностей как католичества, так и протестантизма, но их детище получилось внутренне неустойчивым, склонным к распаду. Неопределенность вероучения Англиканской церкви дала свободу развитию противоположных течений. В церкви Англии, например, сосуществуют две основные группировки: «высокая церковь», сохранившая остатки церковной традиции и «широкая церковь», в которой преобладают протестантские взгляды. Англиканская епископальная церковь. Булгаков А. О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви. Киев, 1906. Воронов Л. Вероучение, учреждения и обряды Англиканской церкви. Лепорский П. Михайловский В. Англиканская Церковь и ее отношение к Православию. Преображенский Н. Современное англиканство. Символические и богослужебные книги Английской церкви как выражение ее веросознания. Киев, 1908. Иерархия Англиканской епископальной церкви. Сергиев Посад, 1897. Филарет, митр. Экуменическое движение Экуменическое движение стало, очевидно, самым значительным событием в развитии западного христианства в XX веке. Оно родилось из общего для всех христиан ощущения противоестественности разделения христианского мира. То, что оно зародилось в протестантской среде, вполне объяснимо, ведь именно протестантский мир острее всего ощущал свою церковную недостаточность, отъединенность от вселенской полноты. Другое дело, что это стремление к преодолению христианских разделений выразилось в единственно приемлемой для протестантского веросознания форме, в виде так называемой «теории ветвей». Согласно этому богословскому представлению, существовавшая издревле единая христианская Церковь в своем развитии разделилась на многие направления или ветви, каждое из которых в равной мере сохраняет связь с первохристианским наследием, которое составляет ствол этого общехристианского древа. Дробление христианского мира закономерно и не несет в себе ущербности, оно является проявлением полноты и многообразия христианской жизни. Соответственно, грядущее единение христиан должно включать в себя все проявления этого разнообразия, ибо каждая ветвь составляет полноценную часть общехристианского наследия. Естественно, что такая попытка церковной легализации уклонений от наследия неразделенной Церкви никогда не пользовалась признанием ни в Православии ни в католичестве.

Зарождение лютеранства: первые принципы вероисповедания, место и время формирования

Провозглашая равенство всех верующих перед Богом, лютеранство отвергает институт священства и церковную иерархию, но постепенно вырабатывает все более строгую процедуру посвящения в пасторы ординаты , влияние которых в церкви неуклонно возрастает. Многолетняя борьба между лютеранством и Римом завершилась Аугсбургским религиозным миром 1555 , закрепившим право князей определять религию подданных по принципу «чья земля, того и вера». Лютеранская церковь действует в соответствии с сформулированным Лютером разграничением сферы Евангелия, имеющей дело с религиозной сущностью человека, и сферы закона, регулирующего мирскую жизнь общества. Лютеране признают, что управление церковью в конечном счете подчинено светской власти, но она не может вмешиваться в духовную жизнь подданных.

После официального осуждения Папой и жёстких мер со стороны французского короля янсенисты отделились от Католической церкви, сохранив епископов, и быстро обрели черты протестантской конфессии, прежде всего введя богослужебные изменения протестантского типа. Старокатолики — совокупность групп, отделившихся от католицизма в силу несогласия по ряду вопросов, в первую очередь касающихся роли и власти Папы. Наиболее крупная старокатолическая организация — Утрехтская церковь. Начало её формированию было положено янсенистами. Епископат, важный для старокатоликов как консервативных протестантов, был заимствован от янсенистских епископов.

Старокатолики отвергли папскую безошибочность, догматы о Богородице в их католической трактовке, почти отказались от иконопочитания, упростили мессу, перешли на употребление национального языка при богослужении, упразднили целибат, в некоторых церквях ввели женское священство. После I Ватиканского собора к старокатоликам примкнула некоторая часть духовенства, отказавшаяся принять догмат папской безошибочности однако наиболее известный представитель этой партии, священник И. Деллингер 1799—1890 , не примкнул к новой общине. Их попытки сблизиться с православием успехов не принесли, и в настоящее время старокатолицизм все больше принимает черты типичного консервативного протестантизма. Численность — более 440 тыс. Радикальный протестантизм и пограничные общности 9. В нем слились недовольство умеренными реформами М. Лютера и желание слить церковную реформу с социальным переустройством вплоть до построения «царства Божия на земле».

Одним из ранних центров движения стал город Цвиккау Германия. Основным требованием этого учения было отрицание крещения детей и перекрещивание всех новых приверженцев откуда и название, анабаптизм буквально переводится как перекрещенство. Все традиционное богослужение полностью упразднялось. Право толкования Библии, и так расширенное М. Лютером, давалось без ограничений любому. В связи с этим единого вероучения у них не было, то тут, то там возникали самые необычные нововведения и толкования библейского текста. Однако знания и образованность считались вредными для «истинного христианина». Появились анабаптистские пророки Н.

Шторх и др. Поскольку последние ничем надёжно не подтверждались, то возникали условия для своего рода «конкуренции пророков». Очень быстро религиозный экстремизм слился с политическим, вдохновителем чего стал Томас Мюнцер. Анабаптисты провоцировали погромы церковных зданий, акции уничтожения икон, издевательства и убийства духовенства как католического, так и приверженцев реформ. Они стояли у истоков кровавых событий Крестьянской войны 1524—1525. При этом анабаптисты тяготели к анархизму и стихийному тоталитарному лидерству, ярким примером чего является Мюнстерская коммуна 1534—1535 под руководством «пророка», когда город был разграблен и в нем установился режим террора. Лютер резко выступил против анабаптистов как по причине их теологических заблуждений, так и по причине дезорганизации ими жизни общества и государства. Отношение к ним со стороны Ж.

Кальвина и У. Цвингли также было негативным. В результате действий как лютеранских, так и католических светских властей анабаптисты были разгромлены. Меннонитство представляет собой умеренный вариант анабаптизма. Остатки анабаптистских общин, отказавшихся от социального радикализма и политических доктрин мирные анабаптисты были объединены и организованы Менно Симонсом XVI в. Их численность на современный момент — около 500 тыс. Они сохранили предельное упрощение богослужения, отказ от облачений и крещения детей. Главы общин — пресвитеры, а также проповедники, которым доверялась проповедь, становились выборными, хотя и проходили обряд рукоположения.

Общины контролировались конвентами коллегиальными органами , что не спасало меннонитов от образования все новых толков. Для них характерна замкнутая жизнь, изоляция от «греховного мира», отсутствие контакта с другими христианами. Братские меннониты сблизились с баптистами и даже затем частично с ними объединились. Бурное распространение баптизма в Европе, России, ряде других стран связано с оживлением его деятельности в XIX в. Значительное число основателей баптизма были выходцами из англиканства, но в вероучительном и организационном плане его появление было подготовлено меннонитством и кальвинизмом. Их вероучение и организация почти не отличаются от меннонитских. От кальвинистов они отличаются полным отрицанием детокрещения и более умеренной позицией в вопросе о предопределении. Баптистские общины в вероучительном отношении делятся на общих баптистов генеральных , признающих, что жертва Христа была принесена за всех людей, и частных, придерживающихся кальвинистских взглядов на предопределение.

Важной особенностью баптизма является ривайвелизм от англ, revival — возрождение. Его сущность сводится к тому, что условием получения спасения является возрождение человека «в Святом Духе», даруемое однократно через публичное покаяние. Только после этого он может быть допущен к крещению, которое просто подтверждает уже полученное спасение. Возрождённый считается абсолютно преобразившимся, «родившимся свыше», святым и не совершающим более грехов. Другие христиане считаются невозрожденными. При этом внешних критериев, которые могли бы подтвердить подлинность возрождения, в баптизме нет. Зачастую в общинах длятся споры относительно того, возрождён ли тот или иной человек. Ривайвелизм — это не только практика рождения свыше, обязательная для баптистов и родственных им общин, это целая религиозная установка, повлиявшая и на религиозную жизнь современности.

Особенно известно Великое пробуждение 1720—1750-х гг. Оно охватило множество американских протестантских общин; появилась организованная практика специальных мероприятий с призывами к покаянию, разработанная кальвинистом Ч. Финни и баптистом Д. Такие мероприятия предполагали использования возбуждающей музыки и песен, длительных напористых проповедей. Ривайвелизм выступил одновременно и против учения лютеранского типа об оправдании верой, и против традиционной обрядности. Подлинный христианин должен был пробудиться и возродиться. Спасение должно быть получено точнее, заслужено, в чем ривайвелисты резко расходились с лютеранами мгновенным актом рождения свыше, полностью меняющим природу человека и дающего ему способность не грешить. Крупный теоретик ривайвелизма Д.

Так начал формироваться американский культурный миф, а ривайвелизм мыслился как отличительная черта этой обновлённой религиозности. В атмосфере однообразной жизни Америки XIX в. Ривайвелизм оказал влияние на позднейшие протестантские общины, например, на пятидесятников и харизматическое движение, а кроме того, объявил незавершённым дело реформаторов и поставил тем самым под сомнение состоятельность консервативных протестантских конфессий. Кроме того, хилиастические доктрины тысячелетнее царство Христа обязательно присутствуют у баптистов, откуда они заимствованы адвентистами. В организационном плане баптистские общины относительно автономны. Отдельную общину возглавляет пресвитер реже именуемый пастором. Старшие пресвитеры иногда именуемые даже епископами есть не везде, то есть преобладает тенденция к пресвитерианскому и даже конгрегациональному устройству см. Нет и единого, обязательного для всех текста вероучения.

Несмотря на подчёркивание индивидуального получения спасения и отсутствия духовенства в традиционном смысле, баптизм предписывает строгую дисциплину, посещение всех богослужений именуемых собраниями , а полномочия пресвитеров очень велики. В России формируются две формы баптизма: южнорусская, активно складывавшаяся на украинских территориях и называвшаяся штундизм от нем. Stunde — час, из—за практики регулярно устраивать собрания с чтением Библии , и северная петербургская , носившая название евангельских христиан а также евангелистов и пашковцев, прозванных так по имени одного из активных деятелей этого движения. Первый представлял плохо организованные общины, хаотически сочетавшие черты православия, лютеранства, меннонитства и даже некоторых традиционно русских сект. Штундисты не переставали посещать православные службы. По мере вероучительного и организационного оформления появляется штундобаптизм, а затем из него выделился баптизм, а штундизм, будучи переходным явлением, исчез. Тем не менее развитие этого течения представляло проблему для Православной церкви, что отразилось в классической русской литературе например, у Н. Лескова 1831—1895.

Основным средством борьбы с ним церковные власти считали систематическое религиозное просвещение, хороший уровень религиозной грамотности не только среди мирян, но и духовенства. Последние придерживались «общей» доктрины, отвергали частичное предопределение и придавали меньшее значение обрядам рукоположения пресвитеров и проповедников, а также были склонны считать членами общины родившихся свыше ещё до принятия крещения. В 1944 г.

Они продолжают оставаться важными характеристиками этой христианской традиции. История развития лютеранского движения История лютеранства начинается с 31 октября 1517 года, когда Лютер прибил на дверях храма замка Виттенберг свои 95 тезисов, которые содержали критику венчурной торговли Индульгенция. Этот акт протеста стал инициатором Реформации и привел к зарождению нового протестантского движения в Европе. Вначале Лютер намеревался реформировать Католическую Церковь, но его критика была так острой, что он был объявлен еретиком и исключен из Церкви.

Лютер и его последователи, называемые лютеранами, создали новую церковь, основанную на библейском учении и отказе от некоторых католических практик. Лютеранство быстро распространилось по территории Германии и в другие страны Европы, привлекая множество последователей. Вскоре оно стало одним из главных религиозных течений в Западной Европе. Лютеранская церковь получила признание и правовой статус во многих странах, включая Германию, Швецию и Данию. В XIX и XX веках лютеранская церковь претерпела существенные изменения и разделилась на различные направления. Однако, все они сохранили основные принципы реформации, такие как вера в единство Бога, освящение через веру, признание Священного Писания как источника истины. В современном мире количество лютеран по-прежнему остается значительным.

Лютеранская церковь находит свое выражение во многих странах и сыграла значительную роль в формировании Западной культуры.

Для кальвинизма характерен более решительный по сравнению с лютеранством разрыв с католическими традициями. Реформатскими принято называть придерживающиеся кальвинистских доктрин церкви, возникшие в континентальной Европе, а пресвитерианскими — происходящие с Британских островов. Сейчас в России есть несколько реформатских и пресвитерианских общин кстати, среди их членов немалую долю составляют этнические корейцы , однако в целом последователей кальвинизма в России немного. Служба в евангелическо-лютеранской церкви в Пушкине, Ленинградская область, 1989 год Гораздо более многочисленны сегодня в нашей стране протестантские конфессии, возникшие в мире начиная с XVII столетия, а в России рапространявшиеся с середины XIX века: баптисты, евангельские христиане, пятидесятники и адвентисты седьмого дня. Баптисты Первую баптистскую общину основали в 1609 году в Амстердаме преследуемые на родине английские эмигранты-пуритане. Это были радикальные протестанты, не признававшие официальную церковь и требовавшие устранения всех католических элементов в вероучении, церковном устройстве и богослужении.

Обряд крещения у евангельских христиан-баптистов, Москва, 1989 год Слово "баптист" происходит от греческого "баптидзо" — "окунаю в воду", "крещу". Особенностью баптизма является крещение по вере, то есть крещение только сознательно верующих, из чего проистекает отказ от крещения младенцев, которые не могут исповедовать христианскую веру сознательно. В настоящее время баптистов больше всего в Северной Америке прежде всего в США , а также в Африке, Азии и Океании — всего в мире их около 60 млн человек. Два основных течения баптизма — это общие и частные баптисты. Общие баптисты считают, что Христос совершил общее искупление, то есть искупил всех людей без исключения, а для спасения необходимо соучастие Божьей и человеческой воли. А вот частные баптисты придерживаются доктрины Жана Кальвина, согласно которой Христос искупил грехи только избранных. И если в США, где проживает наибольшее в мире число баптистов, преобладают частные баптисты, то в России, как и в других странах бывшего Советского Союза, распространился общий баптизм.

Баптизм, как и родственное ему евангельское христианство, начал распространяться в России во второй половине XIX века. На первых порах баптисты и евангельские христиане подвергались гонениям, которые были ослаблены после манифеста о веротерпимости 1905 года и Первой русской революции. В первые же годы после Октябрьской революции баптисты и евангельские христиане пытались вписаться в новую действительность и до конца 1920-х годов пользовались терпимым отношением со стороны властей. Однако в 1930-е годы начались гонения на них, продолжавшиеся до начала Великой Отечественной войны. Многие активные баптисты и евангельские христиане были подвергнуты репрессиям. С 1943 года советская религиозная политика смягчилась, и многие общины получили легальный статус. В 1944 году во многом по инициативе властей был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов ЕХБ — организация, объединившая баптистов, евангельских христиан, а также часть пятидесятников и некоторые другие протестантские группы.

И хотя объединение баптистов и евангельских христиан было инициировано сверху рядовых верующих никто не спрашивал , тем не менее оно выдержало испытание временем, а вот большинство пятидесятнических общин новый союз вскоре покинуло. Служба в молитвенном доме общины евангельских христиан-баптистов, Брянская область, 1992 год В 1963 году среди евангельских христиан-баптистов СССР произошел раскол. Он был вызван тем, что руководство Всесоюзного совета ЕХБ в условиях хрущевской антирелигиозной кампании выпустило под давлением властей секретную инструкцию, в которой предлагалось не водить детей на богослужения, прекратить миссионерскую деятельность и т. Эта инструкция вызвала возмущение части верующих, которые расценили ее как вероотступничество руководства совета. Они создали инициативную группу по созыву Всесоюзного съезда евангельских христиан-баптистов с целью отменить инструкцию отсюда и распространенное наименование этих протестующих — баптисты-инициативники. Однако съезд не был созван, оппозиционеры порвали с Всесоюзным советом и создали свою организацию — Совет церквей евангельских христиан-баптистов, которому власти отказали в регистрации и лидеры которого, так же как и активные участники движения, подверглись преследованиям. Служба, посвященная преломлению хлеба, в молитвенном доме евангельских христиан-баптистов, Брянск, 1992 год В 1992 году Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов прекратил свое существование, и на его основе был создан Российский союз евангельских христиан-баптистов, объединивший большую часть общин и существующий по сей день.

Однако он является не единственным баптистским объединением в России.

История и значение лютеранства

Лютеране — главным образом остзейские немцы — составляли значительную часть политической, военной и культурной элиты Российской империи. В 1914 г. В 1919 г. В 1920 г.

В 1924 г. В 1937 г. В результате репрессий в 1938 г.

В августе 1941 г. До 1980-х гг. В 1980 г.

В 1988 г. После 1991 г. НЕЛЦ стала формально самостоятельной, фактически находясь в зависимости от Евангелическо-лютеранской церкви Германии.

В 1994 г. Удаление из её названия определения «немецкая» подчёркивало, что отныне ЕЛЦ ориентируется в своей пасторской деятельности не только на российских немцев. В конце 1950-х гг.

В Нарве и Петрозаводске были созданы приходы Эстонской церкви с богослужением на финском языке. В 1977 г. С начала 1990-х гг.

В мае 2003 г. СЕЛЦ стала автокефальной. Особенности вероучения Основные принципы лютеранства и протестантизма в целом сводятся к трём положениям: исключительный авторитет Священного Писания, поскольку только через Слово Божие человек приходит к вере; достижение спасения личной верой; священство всех верующих ср.

Богослужение в евангелическо-лютеранском кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла. Понимание Пресвятой Троицы, Иисуса Христа как Сына Божия, рождённого от Девы Марии, учение о рае и аде в лютеранстве совпадают с общехристианскими взглядами католическое учение о чистилище отвергается. В лютеранстве делается акцент на искупительном подвиге Иисуса Христа.

Лютеране придерживаются традиционного для западного христианства учения об исхождении Святого Духа c Filioque. Лютеранство признаёт учение о предопределении к спасению, но, в отличие от кальвинизма, отвергает предопределение к осуждению. Полностью отрицается в лютеранской теологии участие свободной воли человека в спасении: спасение — дар Бога, который ничем нельзя заслужить — ни аскезой, ни молитвой, ни добрыми делами, т.

Специфически лютеранским, хотя и восходящим к полемике блаженного Августина с Пелагием , является разделение всего содержания Библии на Закон то, что Бог требует от людей и Евангелие то, что Бог обещает людям. Из таинств признаются крещение и Евхаристия Вечеря Господня, Таинство алтаря. Аугсбургское исповедание рассматривает исповедь и отпущение грехов как таинство, но ныне большинство лютеран относят исповедь к обрядам.

Крещение обычно совершается над младенцами и воспринимается как «спасительная работа Бога», который через ниспосылаемую благодать творит в принимающих крещение спасительную веру. В крещении люди омываются от грехов, отвращаются от смерти и дьявола и получают вечное спасение в дар от Бога.

Развитое в Л. В абсолютном смысле единая св. Церковь - это сообщество всех избранных Богом христиан, имеющих спасительную и оправдывающую веру, включая умерших, ныне живущих и тех, кому еще только предстоит родиться. Эта невидимая Церковь «будет пребывать вечно»; она есть «собрание святых, в котором верно преподается Евангелие и правильно совершаются таинства» Conf. Видимая Церковь - это земные церковные организации, к-рые могут следовать различным человеческим традициям, иметь разные обряды и церемонии, однако пребывают в духовном единстве вслед. В земной Церкви смешаны праведники и грешники, однако это не нарушает святости самой Церкви. Не принимая идей донатизма, популярных среди некоторых анабаптистов, лютеран. В качестве дисциплинарной меры лютеране сохранили т.

III 9. Поскольку лютеране полагали, что в католич. Церкви вероучение искажено, в вероисповедных документах Л. Церковь является истинной Церковью: «Мы не признаём, что они являются Церковью, и воистину они не являются Церковью» Ibid. III 12. Однако в реальных исторических обстоятельствах эта жесткая позиция могла тем или иным образом смягчаться и корректироваться, в особенности при рассмотрении католич. Церкви, существовавшей до периода Реформации, т. В сфере представлений о внешнем устройстве Церкви и о церковных служениях лютеран. Отказываясь считать, что папа Римский является земным главой всех христиан по божественному праву, лютеране полагают, что единого земного главы в христ. Церкви не может и не должно быть.

Единственным подлинным Главой Церкви является Иисус Христос. Поскольку папа Римский стремится занять место Христа, он, по словам Лютера, есть «самый настоящий антихрист, который превознес себя над Христом и противопоставил себя Христу, потому что он не допускает, чтобы христиане обретали спасение без его власти, которая, однако, сама по себе ничто, так как она не установлена и не заповедана Богом» Ibid. Считая институт папства бесполезным и вредным для христ. Церкви, Лютер отвергал даже гипотетическую возможность сохранения папы как выборного главы христ. Более умеренной была т. Меланхтона, к-рый, подписывая Шмалькальденские артикулы, выразил особое мнение по вопросу о папстве: «... В традиц. В лютеран. Исторически в сканд. Согласно Аугсбургскому исповеданию, для правомерного исполнения церковного служения человек должен быть «надлежащим образом призван», т.

Кто именно признаётся призванным надлежащим образом, определяется церковным уставом, действующим в конкретной лютеран. В ходе исторического развития Л. Требование епископального канонического строя с апостольским преемством в Книге Согласия отсутствует. Абсолютная идея «всеобщего священства» имеющаяся, напр. Пастор может вступать в брак, в т. О жен. Важнейшим аспектом бытия видимой Церкви, по лютеран. Лютеране понимают таинство как религ. Учение о таинствах в лютеранском богословии тесным образом связано с концепцией спасительной веры: таинства служат отличительными признаками истинной веры; они есть «признаки и свидетельства воли Божией» по отношению к верующим, «учрежденные для пробуждения и утверждения веры в тех, кто их употребляют» Conf. От приступающих к таинствам требуется вера «в обетования, предоставляемые и учреждаемые в таинствах» Ibid.

В учении о числе таинств лютеране исходят из представления, что таинством может быть признан лишь такой церковный обряд, который совершается «по заповеди Божией», т. Отвергая на этом основании католическое представление о 7 таинствах, лютеране безусловно признают таинствами лишь два: Крещение и Евхаристию, в лютеран. Coena Domini; нем. Das Nachtmal des Herren; см. В Апологии Аугсбургского исповедания к числу таинств также явным образом отнесено Покаяние, или Отпущение грехов лат. Absolutio; см. Однако в катехизисах Лютера говорится о «двух таинствах, учрежденных Христом» Luther M. IV 1 ; хотя Покаяние называется здесь «третьим таинством», Лютер поясняет, что «в действительности оно является не чем иным, как Крещением» Ibid. Согласно рассуждениям Лютера, таинство Покаяния действенно в силу принятого человеком крещения, поэтому те, кто приносят истинное покаяние, «пребывают в крещении», т. В строгом смысле покаяние не имеет собственного благодатного обетования, но есть «возвращение и новое обращение к крещению», установленное для того, чтобы верующие «повторяли и применяли в жизни то, что начали раньше, но оставили по небрежности» Ibid.

Крещение в Аугсбургском исповедании понимается как божественное установление, безусловно необходимое для спасения см. Крещение рассматривается как общехрист. В момент начала Реформации сам Лютер и подавляющее большинство его сторонников были крещены в католич. Церкви, однако они не допускали мысли, будто им нужно некое новое крещение, и решительно отвергали соответствующие представления анабаптистов. Крещение основывается на «слове и заповеди Бога», поэтому в Л. Следуя традиц. Августину, Лютер подчеркивал необходимость соединения при совершении крещения материальной стихии, т. Важнейшим следствием крещения является приобретаемое в нем человеком спасение: «Сила, действие, польза, плод и цель крещения в том, что оно спасает» Ibid. Крещение «избавляет от греха, смерти и диавола»; оно открывает для человека возможность «войти в царство Христово и жить с Ним вечно» Ibid. При этом крещение недейственно без личной веры человека в связанное с ним обетование Божие: «Одна лишь вера делает человека достойным принять с пользой спасительную божественную воду».

Поскольку крещение есть не человеческое, но исключительно Божие деяние, оно требует веры, так как без веры ни одно из деяний Бога не может быть принято человеком см. Представление о необходимости веры для принятия крещения, согласно Л. Богословский аргумент, приводимый Лютером в пользу этого сохранения, фактически является повторением введенного в католич. Согласно Лютеру, крещение не становится недействительным, если приступающий к нему человек не имеет личной веры, т. Вероятно, Лютер полагал, что, если крещен неверующий, то крещение либо начнет приносить пользу, когда он обретет веру, либо останется «бесплодным символом» Ibid. В защиту практики крещения младенцев Лютер приводит также дополнительный исторический аргумент: во младенчестве были крещены мн. Духа, а значит, Он принял совершенное над ними крещение как истинное, т. Бог не может противоречить Себе и подтверждать ложь Ibid. В рассуждениях Лютера встречаются элементы представлений о наличии в Крещении некой автоматически воздействующей на человека силы. Так, если человека во младенчестве не крестят, то «с ветхого человека снимается узда» и такие люди делаются все хуже Ibid.

Однако эти высказывания скорее выражают представление о том, что принятие крещения - это не только единичный акт, но и длящийся всю жизнь процесс: «Жизнь истинного христианина - это не что иное, как повседневное крещение, которое однажды началось и должно продолжаться постоянно, ибо все, что принадлежит ветхому Адаму, мы должны непрестанно очищать и отбрасывать, заменяя это тем, что принадлежит новому человеку» Ibid. В Аугсбургском исповедании покаяние прямо не связывается с крещением, однако смысловые связи между ними, прямо обозначаемые в «Большом катехизисе» Лютера, очевидны и здесь. Частное исповедание грехов перед пастором или друг перед другом в Л. Также практикуется общее литургическое исповедание грехов пастором от лица общины перед совершением Евхаристии. Однако в Л. Необходимость принесения Богу после покаяния удовлетворения за грехи лютеран. Признавая, что плодом покаяния должно быть исправление жизни и добрые дела см. Наиболее краткая и общая формулировка предлагается в Аугсбургском исповедании: «Тело и Кровь Христовы истинно присутствуют и раздаются причащающимся на Вечере Господней» Conf. В полемике с последователями Цвингли и другими сторонниками символических и воспоминательных интерпретаций Евхаристии Лютер последовательно и бескомпромиссно настаивал на реальном и материальном присутствии Тела и Крови Христовых в евхаристических элементах. Отвергая реформатское представление о том, что евхаристический Хлеб лишь означает significat Тело, а Вино - Кровь, лютеране вместе с тем выступают и против противоположного этому католич.

Даров Хлеб утрачивает свою субстанцию сущность и становится Телом, а Вино - Кровью, так что сохраняются лишь внешние атрибуты евхаристических элементов: вид, цвет, вкус и т. Классическое лютеран. Католические и православные оппоненты Л. Дарах, и называли лютеранскую концепцию «импанация» лат. Однако в Виттенбергском Согласии, подписанном лютеранами в 1536 г. При этом не происходит «локального заключения Тела в Хлеб» или «некоего длительного соединения», выходящего за пределы таинства. В силу этого лютеране отвергают католич. Дары, сохраняющиеся после совершения Евхаристии, почитаемые в торжественных процессиях или предлагаемые для внебогослужебного поклонения, являются истинным Телом Христовым см. Лютеранские теологи отвергли также кальвинист. В Формуле Согласия оспариваемый кальвинист.

VII 5. Этому учению составители Формулы Согласия противопоставили утверждение, что истинные и реальные «Тело и Кровь Христовы принимаются вместе с Хлебом и Вином не только духовно, верой, но также и устами» Ibid. При этом, однако, была отвергнута т. Ядение тела Христова есть «истинное, но при этом сверхъестественное ядение»; действие, которое «чувства и разум человеческий не вмещают» Form. VII 42. Жертвой является не сама Евхаристия, не Хлеб и Вино, соединенные с Телом и Кровью, но лишь церковное воспоминание о совершённом Христом искуплении: «Хотя эта церемония есть воспоминание смерти Христовой, сама по себе она не является ежедневной жертвой, но ежедневной жертвой является само воспоминание, то есть проповедь и вера, воистину верующая, что посредством смерти Христовой Бог примирился с нами» Apol. Поскольку в католицизме Евхаристия понимается как приносимая Богу жертва и соответствующее учение отражено в чинопоследовании мессы католич. Так, в Аугсбургском исповедании говорится: «Месса сохранена у нас и служится с высочайшим почтением» Conf. Особой критике Лютер подвергал практику совершения заупокойных месс, а также связанное с этой практикой учение о чистилище, находящимся в к-ром душам будто бы помогают совершаемые за них мессы см. Недопустимым признается совершение т.

Вечеря Господня совершалась в день Господень, т. Развивая это положение, составители Формулы Согласия отмечали, что «не только истинно верующие и достойные, но также недостойные и неверующие принимают истинное Тело и истинную Кровь Христа, однако не к жизни и не в утешение, но в осуждение и проклятие себе, если они не обратились и не покаялись» Form. VII 16. От приступающих к Евхаристии не требуется к. С отсутствием веры Лютер связывает также легкомысленное и пренебрежительное отношение к таинству: «Те, кто пренебрегают им и живут не по-христиански, принимают его на позор и в осуждение себе» Ibid. Для верующих Евхаристия есть «пища души»; причастие дано «для повседневной поддержки и питания, чтобы вера могла ободряться и укрепляться», чтобы человек, ведущий битву с порочной природой и искушениями мира и диавола, не отпал от Бога и Его благодати, но «становился сильнее и сильнее» Ibid. Лютер считал желательным, чтобы верующие участвовали в Евхаристии и приобщались Тела и Крови Христовых часто, как минимум неск. Конфирмация в Л. Обычно конфирмация предшествует 1-му причастию и происходит в возрасте от 7 до 13-14 лет, по усмотрению пастора или общины. В классической Книге Согласия нет учения о конфирмации или ее чина, однако в современных изданиях иногда помещаются «Христианские вопросы и ответы», которые могут использоваться при конфирмации впервые они были опубликованы как приложение к «Малому катехизису» в 1551.

Таинство Елеосвящения в правосл. Аналогом таинства Священства является ординация, или рукоположение. В Апологии Аугсбургского исповедания Меланхтон допускал признание рукоположения таинством, если из учения о нем будут устранены те искажения, которые лютеране находили у католиков, прежде всего представление о том, что при рукоположении священнику дается власть приносить жертву за грехи см. Согласно Меланхтону, «если ординацию понимать как обряд, относящийся к служению слова, то было бы нетрудно называть рукоположение таинством, ибо Церкви было заповедано назначать служителей... Брак лютеране не признают таинством, ссылаясь на то, что брачные отношения существовали и благословлялись Богом еще до начала проповеди Евангелия и с ними не связаны особое обетование или благодать. Хотя брак установлен Богом, он относится не столько к церковной, сколько к мирской жизни Ibid. Важное значение в литургической практике и церковном обиходе Л. Решение относительно использования или неиспользования всего этого в каждом приходе может принимать пастор или община см. X 1-12. К числу церковных установлений, принятых в католич.

Церкви, но упраздненных в Л. В Аугсбургском исповедании допускается «хранение памяти о святых, чтобы следовать примеру их жизни и добрых дел», однако молитвенное призывание святых и испрашивание у них помощи объявлены не имеющими основания в Свящ. Писании Conf. В Шмалькальденских артикулах Лютер называл молитвенное обращение к святым «одним из антихристовых злоупотреблений», наносящим вред учению Христову, и прямо отождествлял с идолопоклонством см. Поклонение мощам осуждается как излишнее и бесполезное суеверие, нередко сопряженное с мошенничеством и становящееся поводом для насмешек над христианами Ibid. Паломничества также признаются суеверием; Лютер называл их «необязательным, зыбким и пагубным диавольским миражом» Ibid. Монашество в Л. Лютеране соглашались с тем, что в древности «в монастырях имелись школы Священного Писания и иных искусств, которые служили христианской Церкви тем, что из монастырей брались пасторы и епископы» Conf. Учению о монашеском совершенстве противопоставляется учение о подлинном христ. Отказ от постов в Л.

Поскольку в католицизме эти традиции стали главным содержанием христ. Однако сама по себе необходимость и полезность аскезы в Л. Христианин призван не поститься по определенным дням, но каждый день стойко переносить испытания и беды, а также побуждать себя к «внешнему смирению плоти» Ibid. Закон и благодать. Мастер Готтланд Гравюрный кабинет Гос. Писания на Закон и Евангелие. Согласно этому учению, все описанные в Библии случаи взаимодействия Бога с людьми следует рассматривать либо как требование, предъявляемое Богом людям, т. Закон, который христиане должны соблюдать в земной жизни, сводится к содержанию Десяти заповедей Ibid. Этот Закон дан людям 2 способами: иудеям и христианам - в сверхъестественном откровении, а язычникам и атеистам - в естественном откровении, через естественный закон и совесть: «Закон природный, согласный с законом Моисеевым и Десятью заповедями, врожденно присутствует в сердце у каждого человека и в нем записан» Ibid. Однако даже те люди, которые возрождены верою и Св.

Духом, не вполне чисты и не соблюдают Закон в совершенстве Ibid. В XVI в. После начала евангельской проповеди стало возможным 2-е применение Закона, т. Закон показывает людям, что они пребывают в грехе и имеют неизгладимую вину перед Богом, а потом служит средством, побуждающим человека уверовать в спасение, даруемое Богом по благодати. Первые 2 применения Закона принимали все лютеран. Отвергнув такое мнение, составители Формулы Согласия заявили, что Закон сохраняет свое значение для всех христиан, от к-рых требуется исполнение Десяти заповедей. Поскольку «ветхий Адам» даже в возрожденных и оправданных людях не уничтожен полностью, но лишь подчинен благодати, так что возрождение и обновление человека не является полным, но только начинается, «требуется, чтобы Закон Господень всегда сиял перед ним». Заповеди учат истинному богопочитанию и возбраняют самовольное привнесение в религию изобретенных самими людьми верований, обрядов и служений, а также подавляют греховную волю, чтобы плотский человек мог подчинять себя духу. При этом у христиан дела Закона меняют свою природу, т. Лютер признавал наличие у каждого человека определенного земного призвания, однако в лютеран.

Эсхатологические представления в Л. Смерть признается средством «уничтожения греховной плоти», которое открывает для христиан возможность «воскреснуть в совершенном обновлении»; для верующего смерти не существует, поскольку верой он преодолел ужасы смерти Apol. Лютеране придерживаются традиционного учения о Втором пришествии Иисуса Христа: «Христос вновь придет как Судия и воскресит всех мертвых; Он дарует всем праведным и избранным вечную жизнь и вечную радость, неправедных же и порочных Он осудит на вечные муки» Conf. Лютеране отвергают разновидность милленаризма хилиазма , имевшую распространение среди нек-рых радикальных протестантских проповедников XVI в. Не принимается в Л. Зависимость лютеран. В отличие от ряда радикальных сторонников Реформации, принимавших активное участие в народных восстаниях XVI в. В Аугсбургском исповедании учение по этому вопросу излагается следующим образом: «Всякая светская власть в этом мире, всякое законное правление и всякие законы суть благие установления, сотворенные и учрежденные Богом... Специально подчеркивается, что недопустимо использовать Евангелие для обоснования некой политической или общественной позиции, как это делали анабаптисты, напр. Согласно Аугсбургскому исповеданию, «Евангелие учит не внешним и временным вещам, но внутренней и вечной жизни, праведности сердца, поэтому оно не отменяет светской власти, правления и брака, но желает, чтобы каждый сохранял это как подлинные Божии установления, и чтобы в этих состояниях, всякий по своему призванью, выказывал христианскую любовь и совершал подлинно добрые дела» Ibid.

Однако в том случае, когда покорность власти приводит к греху и противоречит христианской совести, христианин имеет право и даже обязан противостоять власти: «... Подчинение лютеранской церкви и иных церквей гос-ву при условии, что гос-во не заставляет ни церковь, ни ее членов нарушать требования Евангелия, лютеране считают допустимым и законным. Они декларируют приверженность принципу разделения духовной и светской властей Conf. Разделение властей в таком случае состоит в том, что светской властью церковные служители обладают не по божественному праву, но исключительно по человеческому см. Исаев, Д. Лютеранская ортодоксия лютеранская схоластика После публикации Книги Согласия в 1580 г. В Тюбингенском ун-те учили, что Христос во время Своего земного служения обладал божественной властью, но скрывал ее, а в ун-те Гисена - что Он добровольно отрекся от нее. Однако никакие новые догматы не получили статуса обязательных для всех лютеран, и поэтому всю последующую историю Л. Консервативные лютеране выступали за сохранение приверженности Библии и Книге Согласия и за построение церковной и повседневной жизни верующих в соответствии с их нормами, а сторонники либеральных реформ пытались пересмотреть эти нормы. В каждой стране и в каждой церкви этой борьбе были присущи свои особенности см.

В 1618 г. По Вестфальскому миру 1648 г. На протяжении XVII в. Ортодоксия лютеранская. Создавались многотомные догматические сочинения - компендиумы, где лютеран. Наиболее видными представителями ранней классической ортодоксии являются Л. Гуттер и И. Герхард, преподававший в ун-те Йены, продолжая следовать традициям богословия Реформации, прежде всего Хемница, заложил фундамент для последующего развития лютеран. В монументальном труде «Богословские места» Loci theologici, 1610-1622 он наиболее полно рассмотрел и изложил лютеран. Квенштедт 1617-1688 , с 1646 г.

По структуре его сочинения, и особенно компендиум «Дидактико-полемическое богословие, или Система богословия» Theologia didactico-polemica, sive Systema theologiae, 1685 , напоминают работы Фомы Аквинского и отличаются безупречностью логического построения. Байер 1647-1695 , в 1675-1694 гг. Последним из великих систематиков лютеран. Его «Популярное теологическое исследование» Examen theologicum acroamaticum, 1707 , подробно излагающее традицию лютеран. Лютеранский теолог Н. Писания следует считать необходимым для спасения, а лишь нек-рые определенные положения вероучения и только их можно считать частью лютеран. Его соч. Первым из видных богословов дистанцировался от ортодоксов Г. Каликст 1586-1656; наст. Каллизен , с 1614 г.

Синкретическое понимание было в дальнейшем развито его учениками, образовавшими Хельмштедтскую школу. Борьба против синкретизма во многом наложила отпечаток на лютеранскую ортодоксию кон. Так, ярым противником синкретизма и непримиримым оппонентом кальвинистов был А. Он продолжил работу Герхарда и составил 12-томный догматический свод «Система теологических мест» Systema locorum theologicorum, 1655-1677 , сделав упор на полемические аспекты лютеран. Смерть и дела милосердия. Среди лютеран были поборники социального служения, считавшие, что сосредоточенность на догматических тонкостях подавляет живое религиозное чувство. Так, И. Арндт , с 1611 г. Генрих Мюллер 1631-1675 , с 1671 г. Арндта и Мюллера называют предтечами пиетизма.

Возникновение этого течения в Л. Шпенера «Благочестивые пожелания» Pia Desideria. Шпенер с 1666 г. Наладив катехизационное обучение, он устраивал небольшие собрания тех, кто заинтересованы в изучении и обсуждении Библии и лютеран. Позднее такие собрания назвали «конвентики», в круг чтения их участников добавились тексты средневек. По примеру прихода Шпенера «коллегии» стали создаваться активными мирянами и в соседних приходах, иногда с одобрения пасторов, но нередко вопреки их воле, так что иногда «коллегиями» руководили миряне, и даже женщины. Пиетисты верили, что Св. Дух так же активен, как во времена апостолов, что важна «истинная, а не внешняя набожность» ср. Главными проявлениями освящения пиетисты считали социальное служение и миссионерство. Выдающимся практиком пиетизма был А.

Франке 1663-1727 - самый способный из учеников Шпенера. В 1694 г. Брейтхаупт, Й. Фрайлингхаузен и И. Вскоре ун-т стал центром развития и распространения пиетизма. В области толкования Библии и проповеди большое влияние оказывал работавший в Гисене профессор-пиетист Й. Выдающимися представителями вюртембергского пиетизма являются И. Бенгель 1687-1752 и М. Это направление, строго церковное по своему характеру, более тесно связано с богословским наследием лютеран. Бенгель считается родоначальником пиетической экзегезы.

Вслед за консервативным пиетизмом появилось радикальное течение, близкое к религиозно-мистическим движениям эпохи Реформации и к социнианству, его приверженцы с рационалистической т. Арнольд , преподаватель церковной истории в Кведлинбурге, в соч. Он возглавил мистико-спиритуалистическую группу, где читали трактаты Я. Бёме и В. Вейгеля и где квакерский «внутренний свет» см. Квакеры считался нормальной частью религ. У участников конвентиков нередко бывали видения. В его трудах все содержание религии представляется как нечто имманентное и субъективное, а тысячелетнее царство Христово интерпретируется как освобождение от господства церкви и гос-ва. Взгляды Диппеля, изложенные в соч. Карл XII поддерживал пиетизм, но после его смерти риксдаг 12 янв.

В Ганновере были приняты эдикты против конвентиков и бродячих проповедников, а в 1740 г. В 1741 г. Ближе к кон. XVIII в. В Норвегии появилось аналогичное пиетизму движение - хаугеанство по фамилии его основателя Х. В Швеции и Финляндии на смену «классическому» пиетизму пришли «пробужденческие» движения, связанные с именами проповедников Л. Лестадиуса 1800-1861; см. Лестадианство и К. Росениуса 1816-1868. Радикальный пиетизм, как правило, выступал в виде разрозненных движений, братская община, созданная графом Н.

В то же время конфессиональные различия не считались чем-то существенным, поэтому в общины могли входить не только лютеране, но и верующие др. Теология Цинцендорфа - это теология Креста; по его учению, через созерцание Креста, крови и ран распятого Христа пробуждается ощущение того, что борение и страдание Христовы освобождают христиан от наказания и делают их едиными с преданным за них Спасителем, а также с Отцом и Творцом. Вся схема обращения у гернгутеров заменяется «переживанием креста» и примирения.

Эти тексты были составлены в результате тщательного анализа вопроса. Однако есть и «скрытый Бог», чья непогрешимая воля недоступна людям. Точно так же Лютер не считал спасение возможным по свободной воле человека; для автора добрые дела не могут спасти ни одну душу, поскольку некоторые люди обречены на спасение, а другие обречены на осуждение. Это означает, что всемогущее судьбу определяет душа, и нет возможности изменить ее.. Учение Лютера По мнению ученых, учение Лютера было продуктом прозрения: в 1513 году автору удалось установить мост между божественным всемогуществом и справедливостью человека. После этого он посвятил себя изучению Послания к Римлянам, Галатам и Евреям; Результатом этого исследования стала новая полная теология, с которой он осмелился бросить вызов папству. Суть принципов Лютера заключается в его доктрине «оправдание только верой», где он утверждает, что никто не может надеяться на спасение благодаря его действиям.

Тем не менее, существует «спасительная благодать» Бога, заключающаяся в том, чтобы всемогущий спас кого-либо. Тогда цель грешника - достичь «доверия»; то есть полностью пассивная вера в справедливость Бога и возможность быть искупленными и оправданными делом милосердной благодати. Тем не менее, Лютер подтвердил, что вопрос индульгенций не был самым важным в его трактате по сравнению с другими элементами, которые там ставились под сомнение. Действия Лютера принесли длинный список последствий, включая следующие: Разрыв с Римом После публикации девяноста пяти тезисов католическая церковь распалась таким образом, что ее разрыв породил большое количество христианских конфессий, в том числе лютеранство и другие течения, которые остаются в силе в наше время..

Многие последователи Лютера считали его учение освободительным и приняли его новые религиозные практики. Это привело к возникновению лютеранской церкви. С появлением лютеранства в XVI веке начался период радикальных изменений в европейской религиозной жизни. Реформация привела к религиозным войнам и конфликтам, но также способствовала развитию свободы совести и расширению религиозных свобод.

Сегодня лютеранство остается одним из основных направлений христианства, с миллионами верующих по всему миру. Церковь продолжает придерживаться основных принципов Лютера, включая веру в Библию как источник Божьего откровения и учение об оправдании верой. Распространение этой веры было связано с реформацией католической церкви и возникновением протестантизма. Во многих странах либеральные правители поддерживали новую веру и переходили на лютеранство, в результате чего оно стало официальной религией в некоторых государствах. Они привнесли свою веру и создали многочисленные люте Вопрос-ответ: Кто такие лютеране? Лютеране — это приверженцы христианской конфессии, основанной на преподавании Мартина Лютера. Они исповедуют протестантскую веру и являются одним из крупнейших и наиболее распространенных христианских течений в мире. Какие основные принципы веры исповедуют лютеране?

Основные принципы веры, которые исповедуют лютеране, — это вера в единого Бога, Иисуса Христа как Спасителя и Духа Святого. Они также придерживаются учения о праведности веры, по которому человек оправдывается верою в Бога, а не своими делами. Они также признают Священное Писание, и особое значение уделяют крещению и причастию. Какая история у лютеранской конфессии? Он выступил против практики церкви того времени, особенно продажи Индульгенций, и выразил свои учения в 95 тезисах. Это привело к Реформации и созданию протестантской церкви, которая стала известна как лютеранство. С течением времени, лютеранство распространилось по всему миру и стало одной из важнейших конфессий христианства. Видео: Во что верят лютеране?

Крещение младенцев, рукоположение женщин, конфирмация… Post Views: 13.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий