Общественное движение при александре 1 выступление

двухпалатный парламент – Народное вече.И все должности в государстве –. выборные. Методом избрали вооруженное выступление при смене императоров на. престоле. Энциклопедический словарь. 2009. Общественные движения при Александре I «Южное общество». §-8-9-obschestvennoe-dvizhenie-pri-aleksandre-i-vystupleniya-dekabristov. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристовПодробнее. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Посмотреть и скачать презентацию по теме "Общественное движение при Александре I" по истории, включающую в себя 11 слайдов. Скачать файл презентации 0.61 Мб. Средняя оценка: 3.3 балла из 5. Для учеников 8-10 класса. Методическая разработка урока истории в 8 классе "Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов" с презентацией при изучении новой темы. В ходе урока учащиеся раскрывают причины возникновения и цели участников тайных организаций. §-8-9-obschestvennoe-dvizhenie-pri-aleksandre-i-vystupleniya-dekabristov. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристовПодробнее. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.

Содержание

  • Конспект по истории России "Движение декабристов" - УчительPRO
  • Первое тайное общество
  • Движение декабристов
  • Общественное движение при Александре I.
  • Презентация на тему Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов

Общественное движение при Александре I

Различия: Северное общество выступало за установление конституционной монархии, ограничение избирательных прав имущественным цензом, крестьян предполагалось освободить почти без земли. Южное общество выступало за установление республики, равенство избирательных прав, крестьяне должны освобождаться с землей. Движение декабристов. Основные события: 14 декабря 1825 г. Осенью 1825 г. Возникла проблема с наследованием престола. Поскольку у Александра не было сыновей, наследником должен был стать его брат Константин.

Но по завещанию Александра I императором провозглашался другой его брат — Николай. Такое положение дел привело к неопределённости, поскольку страна присягнула Константину. Поэтому Николай не мог вступить на престол. Восстание было намечено на весну — лето 1826 г. Выступление Северного общества произошло 14 декабря 1825 г.

Форма правления Южного общества. Форма правления России при Александре 1. Северное общество Конституция Муравьева.

Форма правления Южного общества Декабристов. Органы власти Северного общества Декабристов. Александр 1 самостоятельная работа. Александр 1 выступление Декабристов. Русская правда законодательная власть. Движение Декабристов исполнительная власть. Движение Декабристов законодательная власть. Народное вече декабристы.

Руководитель Каменской управы Южного общества. Александр 1 Южное общество. Пестель руководитель Южного общества. Власть и тайные общества. Тайные общества при Александре 1. Проект Александр 1. Александр 1 тайные общества. Приговор декабристам.

Николай 1 общественные движения декабристы. Суд и приговор над декабристами. Направление Декабристов при Александре 2. Восстание Декабристов правление Николая 1. Декабристского движения Александр 1. Картина восстание Декабристов на Сенатской площади. Декабристы 26 декабря. Зимний дворец Сенатская площадь.

Таблица тайные общества Декабристов при Александре 1. Тайные общества в России при Александре 1. Движение Декабристов тайные организации таблица. Общественные организации при Александре 1. Участники Северное общество 1821-1825. Руководители Северного общества Декабристов. Участники Южного общества Декабристов. Движение Декабристов Южное общество Северное общество.

Общество Объединенных славян 1823-1825. Общество Соединенных славян 1823 1825 гг. Общество Соединенных славян, 1823—1825 гг. Декабристы общество Соединенных славян. Движения и организации Декабристов таблица. Первые тайные организации Декабристов таблица. Первые Декабристские организации таблица. Организации Декабристов таблица название.

Восстание Декабристов 14 декабря 1825 года династический кризис. Восстание Декабристов 14 декабря 1825 года таблица.

Изображение слайда Слайд 22: Причины поражения восстания декабристов: Срыв первоначального плана; Оторванность от народа, отсутствие в России общественной силы, которая бы поддержала восставших; Численное превосходство и лучшее вооружение царских войск; 4. Поведение Трубецкого С. Недостатки в подготовке восстания; 6. Выжидательная тактика и нерешительность восставших.

Изображение слайда Могли бы вы добавить еще причины поражения декабристов, исходя из действий Николая I? Изображение слайда Слайд 24: Историческое значение Первая открытая попытка дворянских революционеров изменить систему правления в России и отменить крепостное право; 2. Выступление декабристов показало обществу наличие глубоких социальных противоречий и необходимость реформ; 3. Декабристы показали пример бескорыстного служения Отечеству и готовность нести лишения ради блага страны и ее народа; 4. Это восстание исторически закономерно и глубоко прогрессивно, задачи декабристов- общенациональные задачи. Деятельность декабристов способствовала формированию русской общественно-политической мысли.

На их идеях воспитывались поколения писателей, художников, поэтов, общественных деятелей, ученых. Изображение слайда Слайд 25 А. Пушкин Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье… Из какого произведения А. Пушкина эти строки и какова история их появления?

Слайд 84 Осенью 1825 г Александр I внезапно заболел и 19 ноября умер в г. Престол перешел к его брату Константину наместнику Польши. Константин написал письмо об отречении от престола лишь в декабре, когда половина общества присягнуло уже ему на верность. Поэтому пере-присяга Николаю I была назначена на 14. Александр тайно завещал престол следующему по старшинству брату Николаю. Узнав о завещании и добровольном отречении Константина, высшие сановники были очень недовольны. На 14 декабря 1825 года была назначена новая присяга — Николаю. Слайд 86 Николай, который знал об отречении брата, при первых сообщениях о болезни Александра собрал ближайшее окружение и объявил о своих правах на престол.

Общественное движение при Александре 1 (таблица)

полное среднее образование с 1 по 11 класс дистанционно, возможность официальног. Общественная мысль при Александре II. Общественное движение в годы правления Николая II. Общественное движение при Николае I. 3. 1. Зарождение организационного общественного движения. ПРИЧИНЫ: Распространение либеральных идей при Екатерине II; Отечественная война и Заграничные. 3. ПЛАН:ение организованного общественного тайные и. 4. ЧТО ТАКОЕ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ»?Общественным движением является состоящее. > История России, 9 класс. Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Часть 5. План восстания. Выступление на Сенатской площади.

ГЛАВА 19. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 1810–1820-Х ГГ. ДЕКАБРИСТЫ

Инфоурок › История России ›Презентации›Презентация. Общественное движение при Александре 1. Выступление декабристов. Инфоурок › История России ›Презентации›Презентация. Общественное движение при Александре 1. Выступление декабристов. 1. 2. 3. 1. 2. Противоречивость внутренней политики Александра I послевоенного периода приводит: к нарастанию общественного движения. к возникновение в стране тайных кружков и организаций, основой которых, первоначально, были либеральные идеи. С одной стороны, становятся известны материалы, исторически характеризующие его личность и для него неизвестные; с другой — понятия, которые он защищал, имели свою историю в дальнейшем общественном движении. Общественное движение при Александре I. Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение.

Развитие общественного движения в России при Александре I. Подготовка восстания декабристов

Форма правления Южного общества Декабристов. Органы власти Северного общества Декабристов. Александр 1 самостоятельная работа. Александр 1 выступление Декабристов. Русская правда законодательная власть. Движение Декабристов исполнительная власть. Движение Декабристов законодательная власть. Народное вече декабристы. Руководитель Каменской управы Южного общества.

Александр 1 Южное общество. Пестель руководитель Южного общества. Власть и тайные общества. Тайные общества при Александре 1. Проект Александр 1. Александр 1 тайные общества. Приговор декабристам. Николай 1 общественные движения декабристы.

Суд и приговор над декабристами. Направление Декабристов при Александре 2. Восстание Декабристов правление Николая 1. Декабристского движения Александр 1. Картина восстание Декабристов на Сенатской площади. Декабристы 26 декабря. Зимний дворец Сенатская площадь. Таблица тайные общества Декабристов при Александре 1.

Тайные общества в России при Александре 1. Движение Декабристов тайные организации таблица. Общественные организации при Александре 1. Участники Северное общество 1821-1825. Руководители Северного общества Декабристов. Участники Южного общества Декабристов. Движение Декабристов Южное общество Северное общество. Общество Объединенных славян 1823-1825.

Общество Соединенных славян 1823 1825 гг. Общество Соединенных славян, 1823—1825 гг. Декабристы общество Соединенных славян. Движения и организации Декабристов таблица. Первые тайные организации Декабристов таблица. Первые Декабристские организации таблица. Организации Декабристов таблица название. Восстание Декабристов 14 декабря 1825 года династический кризис.

Восстание Декабристов 14 декабря 1825 года таблица. Восстание 14 декабря 1825 г таблицу. Движение Декабристов 14 декабря 1825 кратко. Причины появления Декабристов при Александре 1.

Тайная организация существовала 2 года, после чего распалась. У этого общества было 2 главные задачи: Отмена крепостничества и наделение землей крестьян. Разногласий не было. Ограничение самодержавия. Были разногласия по принципам ограничения: Конституция или полное свержение. Достижение поставленных целей требовало массовости.

Союз спасения состоял всего из 30 человек, поэтому в 1818 году он прекратил существование, модернизировавшись в более массовую форму. Союз благоденствия Тайная организация «Союз благоденствия» стало ответом на изменение позиции властей. Союз начал работу в 1818 году на базе Союза спасения. В новой формации общество состояло из 200 представителей, костяк которых составляли все те же Муравьев, Пестель, Пущин и другие. Был создан Устав союза, который назвали «Зеленая книга». Важно отметить массовость - если до 1818 года общества работали только в столице, то Союз благоденствия работал в 4 городах империи: Петербург, Москва, Тульчина и Кишинев. Союз благоденствия Эта организация отказывалась от идей государственного переворота и любого ограничения монархии. Главная задача была в распространении своих идей в массы.

Однако, либерально настроенное дворянство, вдохновленное известиями об удачных революционных восстаниях в Европе, было не намерено сдаваться.

Так, в 1821 г. Программные документы Северного и Южного обществ Южное общество базировалось на Украине. Лидером общество был командир Вятского полка, 28-летний полковник П. Центром обществом, где располагался весь его руководящий состав, была Тульчина. Подразделения общества находились также в Каменке и Василькове. Съезды общества проходили ежегодно в Киеве. На первом же таком съезде П. Пестель представил обществу свой проект конституционных преобразований — «Русскую правду». Проект П.

Пестеля представлял собой, фактически, республиканскую конституцию. По «Русской правде» монархическая форма правления в России должна быть заменена республиканской с разделением властей. В качестве законодательной власти создается однопалатный парламент — Народное вече. Депутаты вече избираются всеобщим мужским голосованием. Избирательным правом наделяются все мужчины с 20 лет. Исполнительную власть, по проекту П. Пестеля, должна осуществлять Державная дума в составе 5 человек, из которых ежегодно сменяется один. Крепостное право, разумеется, отменялось. Крестьяне, при этом, должны быть освобождены с землей.

Все земли России делились на общественные и частные.

В 1802 году был создан Министерство народного просвещения, которое занималось развитием образования в России. Были открыты новые университеты и гимназии, расширена сеть школ. Реформы в сфере здравоохранения В сфере здравоохранения были проведены реформы, направленные на улучшение условий лечения и профилактики заболеваний. Были созданы новые больницы и аптеки, улучшены условия содержания больных. Были проведены мероприятия по борьбе с эпидемиями, в том числе и с холерой, которая в то время была одной из самых опасных болезней.

Реформы в сфере судебной власти В сфере судебной власти были проведены реформы, направленные на улучшение качества правосудия и защиты прав граждан. Были созданы новые суды и улучшены условия работы судей.

Общественное движение в России в эпоху правления Александра I

Причины появления тайных обществ в России. Истоки возникновения тайного общественного движения в Российском государстве во времена правления Александра I связанны с Отечественной войной 1812 г. с Францией Наполеона. Тест состоит из 16 заданий. 1. Что из перечисленного способствовало распространению либеральных идей в России первой четверти XIX в. Неограниченная бесплатная загрука материала «Презентация к уроку по теме "Общественное движение при Александре I"» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «История 8 класс» и представляет собой: «урок нов. материал». Следствие и суд над декабристами Программу какого из тайных обществ («Союз спасения», «Союз блаюденствия», Южное общество, Северное общество) вы можете назвать наиболее радикальной?

Остались вопросы?

Последние, выступая за решительные меры, ссылались на пример революций начала 1820-х гг. Кроме того, стало известно, что правительство готовится начать преследование движения. Все это побудило сторонников решительных мер объявить в 1821 г. На его основе возникли две революционные организации — Северное и Южное общества.

Северное и Южное общества. Северное общество с центром в Петербурге возглавлялось Н. Муравьевым, С.

Трубецким, К. На Украине в местах дислокации армейских соединений, сконцентрированных здесь на случай войны с Турцией, возникло Южное общество. Признанным лидером Южного общества был П.

Обе организации рассматривали себя как единое целое, между ними существовали постоянные контакты. К моменту образования Северного и Южного обществ ведущим тактическим лозунгом декабристов стала идея «военной революции» — переворот силами армии без участия народных масс. Ряд факторов повлиял на выбор подобной тактики.

Многих декабристов вдохновлял пример испанской революции 1820 г. Такой путь противопоставлялся опыту Великой французской революции, завершившейся массовым террором и установлением диктатуры Бонапарта. Наконец, декабристов страшила перспектива повторения «пугачевщины», неизбежной при втягивании в политическую борьбу огромных масс озлобленного крепостным правом крестьянства.

Основными программными документами декабристов стали «Конституция» Н. Муравьева Северное общество и «Русская Правда» П. Пестеля Южное общество.

И Пестель, и Муравьев выступали за введение конституционного строя и демократических свобод, ликвидацию крепостного права и сословных ограничений, развитие принципа частной собственности. Вместе с тем между программами были и существенные различия. В своей «Конституции» Муравьев ориентировался прежде всего на англосаксонскую политическую модель опыт Англии и Соединенных Штатов Америки.

Подобно Англии, Россия должна была стать конституционной монархией с двухпалатным парламентом «Народное вече». Сохранение монархии, соответствовавшей, по представлениям Муравьева, русским традициям, должно было обеспечить более плавный переход к новым порядкам. Вместе с тем власть императора, который объявлялся «верховным чиновником» государства, существенно ограничивалась.

В его компетенции оставались руководство армией и внешней политикой, назначение судей и министров. Избирательное право при выборах в парламент ограничивалось высоким имущественным цензом, причем обладателям недвижимости помещикам давалось преимущество перед владельцами капиталов буржуазией. Крепостное право согласно проекту Муравьева отменялось, однако крестьяне освобождались без земли.

Лишь во втором варианте программы под влиянием критики Муравьев ввел освобождение крестьян с незначительным наделом — две десятины. После освобождения крестьяне должны были арендовать землю у помещиков или наниматься к ним в батраки. Сами же российские помещики должны были превратиться в подобие английских землевладельцев — лендлордов.

Пестель решительно отвергал возможность сохранения в России монархии, которую именовал «разъяренным зловластием». Планировалась не просто ликвидация царской власти, но и полное истребление царской семьи с целью исключить возможность монархической реставрации. Согласно «Русской Правде» в России учреждалась республика с однопалатным парламентом.

Для того чтобы обеспечить новому режиму более широкую социальную базу, Пестель планировал наделить все взрослое мужское население избирательными правами.

Муравьёв, М. Лунин, П.

Пестель, И. Пущин Уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия Союз благоденствия 1818-1821 , г. Москва и г.

Санкт-Петербург 200 человек. Пущин Борьба против крепостного права и самодержавия, пропаганда передовых идей, воспитание и образование населения. Устав «Зелёная книга», помощь правительству в проведении реформ Южное общество 1821-1825 , Украина П.

Пестель, В.

Оболенский стал покалывать штыком коня Милорадовича, но Каховский выстрелил и смертельно ранил генерала, который умер в своей квартире в 16 часов. Трубецкой на площадь не пришел и срочно назначили военным руководителем Оболенского, но поздно, и растерянность уже овладела восставшими. Мороз 10 градусов, резкий восточный ветер, снег, солдаты в одних мундирах, в правительственные войска полетели камни со стороны зевак. Слайд 21 Николай I приказал атаковать восставших и к ночи восстание было подавлено от 200 до 300 человек стали жертвами. Выступление «Южного общества».

Восстание Черниговского полка 29 декабря 1825 г. Муравьёва-Апостола, предприняли вторую попытку организации восстания среди армейских частей. Главную роль в мятеже сыграли С. Муравьёв-Апостол и М.

Бестужев-Рюмин, стремившиеся привлечь на свою сторону как можно больше солдат и офицеров. В городе Васильков подчинённые заговорщикам роты захватили оружие и полковую казну. Следствие и суд над участниками восстания Для проведения полномасштабного расследования была образована следственная Комиссия и Верховный уголовный суд, в состав которого Николаем I был введён М.

Развитие общественного движения в России при Александре I. Подготовка восстания декабристов

Внутренняя политика правительства и создание тайных обществ Главная → История → 9 класс → Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов.
Общественное движение при александре 1 выступление декабристов СРОЧНОО!! КОСПЕКТ​ - Из данной статьи вы узнаете о движении декабристов и причинах его появления, а также о Северном и Южном сообществе декабристов.
А.Н. Пыпин. Общественное движение в России при Александре I 1. общественное движение при Александре I. выступление декабристов. 2. Слайд 2. 3. ПЛАН:ение организованного общественного тайные и.

Общественное движение в России в эпоху правления Александра I

С этим туманным представлением Карамзин остался на век: если он, как справедливо заметил Белинский, дурно понимал умственные потребности русского общества, когда писал свои «Письма», то так же точно он не понимал их и после, через двадцать и тридцать лет; — он мало понимал их условия в прошедшем. Карамзин считает вредной ошибкой уничтожение патриаршества и жалуется, что со временем Петра духовенство в России упало. По его мнению, патриаршество не было опасно для самодержавия, потому что «первосвятители имели у нас одно право — вещать истину государям, не действовать, не мятежничать». И весьма естественно: деды наши, уже в царствование Михаила и сына его, присваивая себе многие выгоды иноземных обычаев, все еще оставались в тех мыслях, что правоверный россиянин есть совершеннейший гражданин в мире, а святая Русь — первое государство. Пусть назовут то заблуждением; но как оно благоприятствовало любви к отечеству и нравственной силе его! Теперь же, более ста лет находясь в школе иноземцев, без дерзости можем ли похвалиться своим гражданским достоинством? Некогда называли мы всех иных европейцев неверными, теперь называем братьями; спрашиваю! При царе Михаиле или Феодоре вельможа российский, обязанный всем отечеству, мог ли бы с веселым сердцем на веки оставить его, чтобы в Париже, в Лондоне, Вене спокойно читать в газетах о наших государственных опасностях? Мы стали гражданами мира!

Виною — Петр». Здесь опять исторически ошибочно то преувеличение «многих выгод иноземных обычаев», будто бы приобретенных русскими до Петра, — на которое мы имели случай указывать, — и чрезвычайно странны рассуждения о гражданских добродетелях старины, утраченных потомками. Весь смысл новой истории общества и состоял именно в том, что оно приобретало с увеличением образования и новые нравственно-общественные понятия и стремилось дать им место в жизни. Только такой смысл и могло иметь «просвещение», если оно имело у нас какой-нибудь смысл, и этого опять совершенно не понимал тот же писатель, который так много и с таким жаром рассуждал о просвещении. Свои жалобы на упадок старинных гражданских добродетелей Карамзин подтверждает ссылкой на вельмож, которые столь охладели к отечеству, что спокойно читают в европейских столицах о наших государственных опасностях. Эти последние были обыкновенно люди, которые, воспитавшись в аристократической сфере, никогда не имели никакого интереса к народу, избалованные крепостными богатствами, видели в русском народе только мужиков, доставлявших деньги. Полагаем, что нет надобности подробно объяснять, что виной этого явления была вовсе не реформа Петра, вовсе не то, что эти люди вместо русского кафтана надели французский кафтан, — а именно тот порядок вещей, который осыпается похвалами Карамзина и который он советует еще укрепить и усилить. Тем же самодержавием она была преобразована при Петре.

Петр был великий муж, который самыми ошибками доказывает свое величие: «как хорошее, так и худое он делает на веки». Но дело его осталось неоконченным, и преемники его до самой Екатерины неспособны были быть его продолжателями. Проходит несколько лет, и тот же Карамзин сам опровергает свой панегирик, потому что, хотя и здесь он преклоняется перед «истинной преемницей величия Петрова и второю образовательницей новой России», но видит и слабые стороны царствования, которых даже на его взгляд оказывается очень много. Понятно, что все это стало ясно Карамзину не теперь только; он сам говорит, что «в последние годы ее жизни… мы более осуждали, нежели хвалили Екатерину». В описании царствования Павла Карамзин говорил всю правду, и относительно общественного настроения высказывает следующее любопытное замечание: «В сие царствование ужаса, по мнению иноземцев, россияне боялись даже и мыслить: нет, говорили и смело, умолкали единственно от скуки частого повторения, верили друг другу и не обманывались. Карамзин говорит, что благоразумнейшие россияне сожалели, что зло вредного царствования было пресечено способом вредным. Сожаление было, конечно, справедливо. Это — воля Провидения!

Мы уже видели эти ссылки на Провидение, которые обыкновенно употребляются в подобных случаях и так часто бывают или пустословием или лицемерием. Если некоторые вельможи, генералы, телохранители присвоят себе власть тайно губить монархов, или сменять их, что будет самодержавие? Он сам перед тем только называл тираническими многие меры самого Петра, которые были иногда действительно жестоки; он сам только что рассказывал об угнетении от разных властолюбивых олигархов при Екатерине I, при Анне, при Елизавете. Или, по его мнению, тиранство есть только прямое истребление людей, огнем и мечем, как бывало при Иване Грозном?.. С таким предисловием приступает он к царствованию Александра. Это часть его «Записки» есть самое решительное отрицание тех либеральных предприятий, которые наполняют первые годы царствования. Указав, что в начале царствования господствовали в умах два мнения: одно, желавшее ограничения самовластия, другое, хотевшее только восстановления Екатерининской системы, Карамзин присоединяется к последнему и смеется над теми, кто думал «закон поставить выше государя». Ему бы следовало, по крайней мере, быть умнее прежде, потому что, как теперь оказывалось по его словам, дело было совсем невероятное.

Совету ли? Кто будут члены их? Выбираемые государем и государством? В первом случае они угодники царя, во втором захотят спорить с ним о власти; вижу аристократию, а не монархию. Далее: что сделают сенаторы, когда монарх нарушит устав? Представят о том его величеству? А если он десять раз посмеется над ними, объявят ли его преступником? Возмутят ли народ?

Всякое доброе русское сердце содрогается от сей ужасной мысли. Две власти государственные в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга, а право без власти есть ничто…» Карамзин грозит, что с переменою государственного устава Россия должна погибнуть, что самодержавие необходимо для единства громадной и состоящей из разнообразных частей империи, что, наконец, монарх не имеет права законно ограничить свою власть, потому что Россия вручила его предку самодержавие нераздельное; наконец, предположив даже, что Александр предпишет власти какой-нибудь устав, то будет ли его клятва уздою для его преемников, без иных способов, невозможных или опасных для России? Для общества, раньше или позже, должен был наступить период, когда оно поймет необходимость преобразований и когда их все-таки пришлось бы совершить. Либералы и не думали тогда о полной конституционной реформе; они думали только о некоторых освободительных мерах, о первом возбуждении общественной деятельности, без которой, наконец, немыслимо было правильное развитие и внутреннее благосостояние страны. Это были в данном случае ничего не значащие фразы, нравоучение, годное только для прописей: чтобы править по истине «добродетельно», надо было бы прежде всего сделать такие вещи, от которых Карамзин первый пришел бы в ужас — например, хоть освободить с хорошим наделом крестьян. И отчего монарх не мог бы быть добродетелен и при том порядке вещей, против которого Карамзин вооружался? По крайней мере, мы видели, что люди той же тенденции говорили эти самые вещи уже на второй и третий год царствования Александра, когда, конечно, было гораздо меньше поводов к недовольству. Кроме того, на правительстве могли отражаться и взгляды тех «добрых россиян», на которых так часто ссылается Карамзин: что же они говорили тогда и какой образ действий могло бы извлечь правительство из их суждений, если бы к ним прислушивалось?

Масса «добрых россиян» была уже издавна проникнута полнейшим убеждением в непобедимости «россов» и в их превосходстве над всеми другими народами и предавалась национальному самохвальству, которое с XVIII-го века в особенности распространяла рабски льстивая литература од, похвальных слов и т. В ответ на его обвинения граф Марков и «старый министр» с такой же «тонкой улыбкой» могли бы сказать, что они в его же собственном журнале в то самое время вычитали, и имели неблагоразумие поверить, что «колосс России ужасен», что «рука его и вдали может достать и сокрушить неприятеля», что «никогда величие России не было так живо чувствуемо во всех землях», что «она может презирать обыкновенные хитрости дипломатики и т. В разборе внутренних преобразований, Карамзин находит еще больше поводов к осуждениям. Изменять было нечего, по его словам, — стоило только восстановить Екатерининские порядки, и все было прекрасно. Этого и следовало держаться. Но он только что перед тем, изображая правление Екатерины, описывал и все еще очень неполно то жалкую, то ужасную картину внутренней неурядицы, какую создавала «сия система». Мы не будем подробно приводить его обличений, тем более, что многие из них, относящиеся к деятельности Сперанского, были уже указаны автором «Жизни Сперанского», который во многих случаях верно оценил их достоинство. Но в другом месте Карамзин с такой же смелостью утверждает, что «в самодержавии не надобно никакого одобрения для законов, кроме подписи государевой».

К чему же было ссылаться на Петра, который и раскрывал свою душу именно за тем, чтобы внушить одобрение к своим законам? Немного далее Карамзин, отвергая мысль об ответственности министров, рассуждает так: «…кто их избирает? Пусть он награждает достойных своею милостию, а в противном случае удаляет недостойных без шума, тихо и скромно. Худой министр есть ошибка государева: должно исправлять подобные ошибки, но скрытно, чтоб народ имел доверенность! Итак, опять рекомендация способа действовать «шито и крыто», в котором Карамзин, очевидно, и считал государственную мудрость. Эта система действий «под рукой», «тихо и скромно», «без шума», — система, по которой практиковали старинные и позднейшие Архаровы, Еропкины, Эртели и т. Меры по Министерству народного просвещения вызывают опять суровейшие осуждения Карамзина. Чего не преподают ныне даже в Харькове и Казани?

Карамзин сильно осуждает поручение университетского хозяйства совету, осмотр училищ профессорами, жалуется на недостаток русских учителей, и, наконец, решает, что «вообще министерство так называемого! Вся тирада о Министерстве народного просвещения есть одно из самых жалких мест в Записке «о древней и новой России». В словах Карамзина слышится такое недоброжелательство, которое даже трудно объяснить себе и которое производит чрезвычайно тяжелое впечатление, если вспомнить, что эти слова говорились одним из первых людей тогдашней литературы и образованного общества. Основание университетов кажется ему только прискорбным убытком для казны!

Общественное движение при Алексадр 1. Тайные общества при Александре 2. Александр первый Общественное движение. Тайные общества при Александре 1 кратко. Александр 1 родители. Внутренняя политика Александра i.

Нигилисты при Александре 2. Общественное движение при Павле 1. Нигилисты при Николае 2. Наместник в Польше при Александре 1. Движения при Александре 1. Общественное движение при Александре 1 презентация 9 класс. Презентации Фурловой. Движение Декабристов при Александре 1. Общественное движение восстание Декабристов. Восстание Декабристов при Александре 1.

Восстание на Сенатской площади 1825. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825. Ход Восстания Декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825. Участники Союза спасения 1816-1818. Союз благоденствия при Александре 1. Союз спасения тайное общество Декабристов. Союз спасения Александр 1. Общественное движение Александра 1. Общественное движение при Александре первом. Общественное движение движение при Александре 1.

Южное и Северное общество при Александре 1. Общественные при Александре 1. Александр 1 Союз спасения Северное и Южное общество. Был созван 1 съезд. Дети 1812 года так называли себя декабристы. Запой при Александре 1. Эсманская община. Кольман восстание Декабристов. Декабрьское восстание 1825 года. Александр 1 восстание Декабристов.

Картина и. Кольмана о восстании Декабристов 14 декабря 1825. Трубецкая несчастью верная сестра. О Трубецкой во глубине сибирских руд. Слова Трубецкого о Украине. Форма правления Александра 1. Форма правления при Александре 1. Форма правления Южного общества. Форма правления России при Александре 1.

Старине, 1894, кн. Старине, 1898-99 — Многочисленные исследования о литературе той эпохи Как богатый запас биографических и библиографических указании, важно известное издание сочинений Державина последние годы которого относятся ко временам имп. Александра , с примечаниями Грота, сделанное по такому же плану издание сочинений Батюшкова СПб. Майкова СПб. Сухомлинова, Исследования и статьи по русской литературе и просвещению СПб 1889, два тома и пр. Отметим еще книгу А. Александра, отметим — Из записок графини Эдлинг Русский Арх. Муравева-Карского, в Русск. Арнольди Русск. Евреинова Русск. Колмакова с 1816 г. Старине" 1891. Старина, 1891, 70 и 72. Ростиславова, в "Русск. Старине", 1892-1895. Александра Федоровна в своих воспоминаниях с 1817 по 1820, B "Русск. Старине", 1896 г — Автобиография юрьевского архимандрита Фотия в "Русск. Старине", 1894-1896 — Автобиографическая записка государственного секретаря В. Марченко "Русск. Старина", 1896 — Импер. Александр I и Армфельд 1811-1812 , в "Русск. Старине", 1896 г — Воспоминания Веригина, в "Русск Сгарине", 1892-1893. Кошелева Берлин, 1884. Никитенко СПб. Записки Дм. Свербеева 1799-1826 M. Berlin, 1897 — Demelitsch, Metternich und seine auswartige Poiitik Stuttgard, 1898. Tire du russe par D. Benckendorf Pans, 1899. В приложениях первых изданий настоящей книги помещено было пермское письмо Сперанского к имп. Александру, на основании копии, теперь я исключил его, так как оно издано в книге H. Бартенева 1870, не совершенно сполна, — для настоящего издания я, между прочим, пользовался рукописью Записки, сообщенною г. Далее, я сохранил краткое изложение "проекта Новосильцева" полный текст напечатан в приложениях книги г. Шильдера А. Не однажды вызываемый к новому ее изданию, я, к сожалению, не имел раньше досуга для пересмотра книги, который при размножении исторического материала представлялся необходимым. Наша историческая литература — хотя очень неровно — но чрезвычайно разрастается материалом, в том числе и относительно времен императора Александра I. В этой литературе высказаны были — между прочим и по поводу настоящей книги — некоторые новые точки зрения на характер времени и на личность самого императора, от самого утвердительного оптимизма, как, напр. Так, с славянофильской стороны было строго осуждено отношение внешней политики императора к славянскому вопросу; так, с другой стороны, с неменьшим негодующим порицанием изображалась внутренняя политика, слабая и колеблющаяся, допускавшая действительно прискорбные противоречия тем мягким человечным началам, какими открывалось царствование, и политика внешняя, где Россия становилась игрушкой в руках Меттерниха. Кроме нескольких частностей и оттенков, я не изменил однако характера изложения относительно этих предметов. Точка зрения моей книги была историческое сравнение — времен, характеров и общественных положений: это сравнение невольно приводит к иным впечатлениям, чем простое безотносительное наблюдение — то сочувственное в этой эпохе и в личности императора, на чем мы останавливались прежде, не потеряло для нас своей цены, как сильно ни бросались в глаза и прежде печальные противоречия, о которых упомянуто. Во многих подробностях я воспользовался новой литературой о том времени, и для более полного ее обзора, которого искал бы любознательный читатель, прибавил библиографические указания более важных, вновь изданных исследований и материалов — записок, документов, воспоминаний, переписки и т. Историю тайных обществ я имел возможность дополнить любопытным документом, который читатель найдет в приложениях: это — текст "Законоположения Союза Благоденствия", сообщенный мне, по выходе первого издания настоящей книги, в 1871, известным ученым археографом, покойным А. Викторовым — в современном списке, которого скрепа указывает на его достоверность. Как известно, это "Законоположение" составилось под влиянием устава немецкого "Союза Добродетели" Тугендбунда. В петербургских библиотеках не нашлось старого немецкого журнала, некогда — единственный раз — издан был устав Тугендбунда, с которым необходимо было сличить русский документ; я получил однако точную копию немецкого текста от одного из литературных друзей в Германии, который разыскал редкую книгу и затем тщательно сверил изготовленную копию с подлинником. Приложения я собрал в конце книги; нечто и здесь прибавил, как, напр. Вестнике" , нечто выпустил, напр. Александра, так как оно вошло потом в мою отдельную работу об этом предмете. Введение История понятий и вообще внутренних процессов общественного развития редко укладывается в такие чисто внешние периоды, как периоды царствований; но относительно времени имп. Александра I подобное определение исторического периода не было бы произвольно и не служило бы только для внешнего удобства. В общем историческом ходе русского образования и общественной жизни этот период не представляет никаких особенно заметных изменений: одни и те же традиционные начала продолжали играть в жизни господствующую роль, неограниченная опека государства продолжала тяготеть над общественной мыслью, масса нации продолжала оставаться в своем давнишнем пассивном застое; но в том движении понятий, которое тем не менее совершалось в образованном слое и подготовляло новые основания общественной жизни в будущем, этот период представляет большую своеобразность характера и направления. Эта своеобразность Александровского времени определяется двумя главными обстоятельствами. Во-первых, личность самого императора, влияние которой, то возбуждающее, то ретроградное, многоразличным образом вмешивалось в ход общественных понятий. Во-вторых, в это царствование русское общество стало в особенно тесные связи с жизнью западно-европейской, и влияние европейских идей, отличающее всю новую русскую историю, теперь особенно глубоко подействовало на умы и в первый раз сообщило им политические стремления. Это была новая черта в истории нашего общества, и возникновение ее принадлежит именно временам императора Александра. В таких обществах, каково русское, личность правителя имеет вообще несравненно больше значения, чем то бывает в обществах, владеющих политической свободой и большею степенью образованности. В самом деле, в обществах, где власть правителя не имеет никаких границ, его личные взгляды и даже капризы становятся могущественным фактором всей жизни общественной и государственной: естественный ход развития постоянно нарушается вмешательствами власти, иногда благотворными, иногда вредными. Личность правителя приобретает поэтому особенную историческую важность. Но оценяя ее, нельзя забывать также, что она сама, при всей видимой ее независимости, не есть что-либо совершенно случайное. Напротив, если в самых самостоятельных личностях, как Петр Великий, стоявший с своими планами почти одиноко, действовавший с чисто революционными приемами и наперекор огромной массе народа изменявший привычные формы жизни, — нельзя не видеть глубокого согласия с основными потребностями нации и века, то еще больше бывают связаны с характером времени люди обыкновенные. Они не господствуют над течением национальной жизни, и напротив, воспринимая впечатления общества, сами очень часто становятся только тем, чем делает их все окружающее, и при всей видимой возможности быть тем, чем сами они захотели бы быть, подчиняются свойству времени, и в борьбе общественных элементов делаются отголоском того или другого направления. Это в особенности оказалось на имп. По мягкому личному характеру, по идеям, привитым воспитанием, он сначала даже пугался того положения абсолютного самодержца, которое ему принадлежало, и обнаруживал явную антипатию к особенным свойствам русской верховной власти; но жизнь сделала свое и, среди всех своих либеральных намерений, он окончил деспотизмом. Во всей его деятельности замечательным образом отражались очень различные, даже несовместимые внушения и стремления времени. В самом деле, он представляет собой и либеральные стремления к просвещению и освобождению общественной жизни, и он же представлял самую упрямую реакцию и при личной мягкости допускал нестерпимый произвол и угнетение; притом он подчинялся этим различным направлениям не только в разные периоды своей жизни, — как случалось со многими правителями, которые бывали либеральны в молодости и становились реакционерами под старость, — но нередко в одно и то же время он колебался между двумя совершенно различными настроениями. Эта черта сильно бросалась в глаза современникам и позднейшим историкам Александра. Большею частию они не находили ей другого объяснения, кроме бессилия характера или двуличности; этим последним особенно часто укоряли Александра, хотя едва ли было бы справедливо объяснять его колебания и противоречия только отсутствием доброй воли или сознательным лицемерием. Характер Александра действительно отличался в большой мере двойственностью, нерешительностью, неуверенностью, но значительная доля их должна быть приписана и тем трудным положениям, какие ставила ему самая жизнь. Один из самых умных и самых строгих его историков, Гервинус, признает, что трудности этих положений бывали таковы, что успешно преодолеть их было бы не под силу и человеку с гораздо большим запасом нравственной энергии. Обвинение в чистом лицемерии трудно обратить против человека, который сам страдал от предполагаемой им безысходности противоречий, как бывало несомненно с Александром. Окруженный трудными обстоятельствами, вызываемый решать роковые вопросы, Александр часто был не в силах решить в самом себе борьбу враждебных принципов и впадал в ошибки, которые потом мучительно его преследовали: от того в его внутренней истории были моменты истинно трагические. Одушевленный в начале наилучшими намерениями, он не в состоянии был совладеть с обстоятельствами, которые увлекали его на иную дорогу; он не отказывался от своих планов, но ни в самом себе, ни в жизни не находил средств для их совершения и поддавался заблуждениям, которые приводили его к самому печальному употреблению своей власти, к поддержке действий, самых враждебных общему благу. Однако он не успокаивался на этой реакционной политике, и его внутренние тревоги показывают в нем не бессердечного лицемера или тирана, каким его нередко изображали, а человека заблуждавшегося, но способного вызвать к себе сочувствие, потому что во всяком случае это был человек с нравственными идеалами, которые были выше обыкновенной рутины в его сфере и присутствие которых он не раз доказывал своими действиями. Таким образом, личность императора Александра особенно тесно связывается с историей его времени. Можно даже сказать, что он был одним из наиболее характеристических представителей этого времени. Он сам лично делил различные настроения этого времени, и то брожение общественных идей, которое начинало тогда проникать в русскую жизнь, как будто отражалось в нем самом таким же нерешительным брожением, не покидавшим его, кажется, до последних дней. Так, сперва он мечтал о самых широких преобразованиях, о каких только думали самые смелые умы тогдашнего русского общества; он был либералом, приверженцем конституционных учреждений, сам искал "оппозиции"; в другое время, смущаясь перед действительными трудностями и воображаемыми опасностями, он становился консерватором, реакционером, пиэтистом. Нет надобности, наконец, много говорить о том огромном значении, которое имел он как господствующая, центральная личность великих событий, совершавшихся в Европе и в России и производивших потрясающее действие на умы; внутри самой русской жизни, в возрастании и борьбе общественных понятий, его личность опять является могущественной силой, которая своей поддержкой давала перевес то одним, то другим направлениям, и постоянно вмешивалась в их взаимные отношения. Таковы различные обстоятельства, по которым личность императора Александра получает свое характеристическое значение, а время его царствования становится не одним только хронологическим периодом в истории общественных понятий и образовании русского общества. Другая черта, по которой царствование Александра может составить отдельный период в этой истории, заключается в самом содержании понятий, проникавших теперь в умы. Результаты прежнего развития и более тесное, чем когда-нибудь прежде, соприкосновение с жизнью европейскою, ее политическими интересами, произвели особенное брожение общественных идей как в правительстве, так и в среде самого общества, и вследствие различных условий, соединившихся в то время, это брожение приняло направление политическое, которое до тех пор оставалось обществу почти совсем чуждо и неизвестно. Действительно, этот наплыв общественно-политических идей в царствование Александра представлял нечто совершенно новое. В этом нетрудно убедиться, оглянувшись на предыдущую судьбу русского общества. Она была немногосложна. Новая Россия, основавшаяся при Петре, вполне восприняла тот характер внутреннего устройства, какой образовался в период московского царства. Этот характер известен: нация потеряла свои политические права или отказалась от них в пользу неограниченной верховной власти, которая казалась наилучшим средством объединения, и для народной массы была вместе защитой от боярской олигархии. Старинные "соборы" еще в московской России потеряли действительную силу, кроме разве некоторого совещательного значения, или играли роль фиктивного представительства, нужного иногда по дипломатическим расчетам самой власти, и забылись очень скоро, когда власть нашла ненужным больше собирать их. Верховная власть Петра была власть готовая, наследованная. В волнениях, наполнявших его царствование, дело шло нисколько не о политических свойствах этой власти: причины волнений были — властолюбивые планы царевны Софьи, религиозный консерватизм староверства и бытовой консерватизм приверженцев старого века. В деятельности Петра его противникам была невыносима революционная ломка старого быта, от которой они боялись падения самой нации, в силу старого изречения: "которое царство начнет переставливати обычаи свои, и то царство недолго стоит". Приверженцам старины был ненавистен в Петре царь не довольно благочестивый, иногда совсем легкомысленный в делах веры, царь, унижавший свое византийское достоинство всякой грубой работой, дружбой и гульбой с иноземцами и т. Этот стиль исчез безвозвратно; но в глухой вражде к новым обычаям ни при Петре, ни после не было и тени политического элемента, а только тот же бытовой и религиозный консерватизм, позднее усложнившийся новыми развитиями раскола. Вся масса оставалась по-прежнему безгласной и бесправной, в чисто пассивном положений, которое продолжалось в течение всего XVIII века и перешло в XIX. Единственные движения, которыми она заявляла свою оппозицию разным тяжелым для нее порядкам, были крестьянские восстания, очень часто с каким-нибудь самозванством, представлявшим для массы единственный доступный для нее авторитет; этот авторитет имел для нее чрезвычайную убедительность, как единственная политическая идея, под которой народ издавна соединял свои благие ожидания. Но если никакого движения не представляла народная масса, то, со времен Петра, начало создаваться под европейскими влияниями новое общество, которое носило в себе зародыши будущего: развитие общественной самодеятельности и самостоятельности возможно было только в нем. Общественная мысль пробуждалась очень медленно; у Петра нашлось только немного помощников, которые искренно понимали дело реформы и видели в нем залог общественного блага, и новое общество, представителями которого были люди как Феофан или Кантемир, было весьма немногочисленно. В мрачный период от смерти Петра до Екатерины II, в эти "сатурналии деспотизма", по выражению Карамзина, общество наравне с народом оставалось пассивным зрителем придворных переворотов, хотя уже являются люди с политическими идеями, как Волынский, люди с обширным знанием внутренних отношений России, как Татищев, и наконец возникает некоторое брожение политических понятий в самом обществе: в той оппозиции, которая при воцарении Анны высказалась со стороны русского "шляхетства" против замыслов олигархии и закончилась полным восстановлением самодержавия, в этой оппозиции были однако и мысли об ограничении монархического правления. Одно время казалось, что они могут даже осуществиться. Но затем продолжался опять тот же порядок вещей; общество и народ отличался тем же пассивным подчинением, которое, сравнительно с XVI1 веком, быть может, даже усилилось. Это время по преимуществу было временем тайной канцелярии, "слова и дела". Эта политическая инквизиция наследована была еще от XVII века; Петровский Преображенский приказ был печальным орудием, которое Петр считал необходимым для утверждения своего дела. Впоследствии эта причина существования тайной канцелярии, без сомнения, значительно ослабела, потому что для продолжения самой реформы нельзя было бы предвидеть никакой опасности; тем не менее, тайная канцелярия действовала, может быть, еще с большей ревностью. К старой традиции прибавились новые побуждения: с одной стороны была перенята рутина немецкого канцелярского деспотизма, с другой — беспрестанные перевороты заставляли всюду видеть опасность, подозревать заговор, в каждом невыгодном отзыве о действиях правительства находить государственное преступление. Общество стало окончательно безгласно. Но, как ни убивало все это интересы общества к его собственным делам, это время не пропадало однако даром для общественного сознания. Преемники Петра мало думали о достойном продолжении реформы и, до Екатерины II, даже не были к этому способны, но тем не менее реформа вошла уже в жизнь так глубоко, что даже эти тяжкие времена не остановили ее развития. Имя Петра сохранило свой авторитет: деятельность Ломоносова и Академии наук, основание московского Университета, первые опыты новой литературы свидетельствовав, что потребность образования продолжала действовать в правительстве и пробуждалась в обществе, что школьное ученье покидало устарелую схоластическую колею и новые понятия уже требовали себе того особенного органа, который представляет собою литература в европейской форме и в европейском смысле. Все это были, впрочем, только зачатки, когда наступило царствование Екатерины. Это царствование, отличавшееся таким шумом и блеском, было вполне выражением того "просвещенного деспотизма", который и в западной Европе имел тогда представителей в лице многих просвещенных государей и министров, и которым, незадолго перед французской революцией, сама монархия свидетельствовала о необходимости преобразований, каких требовало время, потому что он был в сущности попыткой примирения старой средневековой монархии с просветительными идеями века. Деятельность Екатерины в этом смысле также выполняла глубокую историческую потребность русского общества; со времен Петра это было почти первое деятельное стремление власти к распространению европейского просвещения: присвоив себе исключительную инициативу устройства общественных интересов, власть тем самым, конечно, брала на себя делать для этого все необходимое, и деятельность Екатерины вспоминала наконец об этой задаче. С Петра Великого судьба русского общественного образования почти предоставлена была случаю, и власти предстояло сделать в этом отношении еще слишком многое. Царствование Екатерины было осыпано панегириками современников и, действительно, выгодно отличалось от предыдущих, как и от последующего царствования, хотя далеко не исполнило того, что могло бы исполнить, не отличалось последовательностью и, несмотря на весь внешний блеск и литературно-философские вкусы, не могло похвалиться бескорыстной заботой о просвещении. Впоследствии воспитателем Александра она выбрала человека таких же понятий, философа и республиканца Лагарпа; Монтескье, Мабли и Беккариа доставили главное содержание ее "Наказа", и ее тогдашнее философское свободолюбие внушило ей даже необыкновенное для самой тогдашней Европы учреждение знаменитой Комиссии о сочинении нового уложения; дружеская переписка с знаменитостями французской литературы и щедрое покровительство им доставили ей еще одно лишнее средство прославиться покровительством наукам, философии и свободе мнений. Нельзя отвергать, что это настроение императрицы отозвалось и в русской общественной жизни благоприятными последствиями; в управлении чувствовалось больше мягкости, чем когда-нибудь было видно в последние царствования; Комиссия, хотя и кончилась неудачно, указывала однако, что для общества могут быть серьезные интересы в обсуждении общественных предметов; одновременно с ее открытием, в литературе разбирался вопрос о крепостном состоянии, на известную тему Вольно-Экономического Общества; настроение императрицы и заявляемые ею взгляды подействовали на литературу, которая стала знакомить русскую публику с европейскими идеями и начала свои критические опыты и наблюдения над русской жизнью. Люди более образованные уже в то время могли довольно хорошо познакомиться с новыми философскими взглядами, и хотя тогдашних "волтериянцев" винят обыкновенно в большом легкомыслии и непрочности их скептицизма, но не все они были легкомысленны, и их скептицизм не раз указывал на действительные недостатки общественной жизни и ее преданий. В то же время развивались и идеалистические стремления, исходившие из двух главных источников: той же французской философии, которая говорила о совершенствовании общества, о благе человечества, о правах человека и т. Правда, это новое общественное движение, начинавшееся в русской жизни, представляется еще слишком ограниченным, мало реальным, даже ребяческим, но, приняв в соображение время и нравы, господствовавшие в большинстве, мы увидим, что оно было все-таки большим успехом. Внешний блеск царствования, более частые сношения с европейским миром, распространение европейских обычаев и литературы сильно способствовали изменению понятий, и в обществе составился наконец довольно обширный слой людей, настолько образованных, что новые идеи могли находить себе достаточно приготовленную почву. Подразумевается, что одна из них хранила старые обычаи и старую неподвижность; другая представляла новые нравы и обычаи, и образованность в европейском духе. Это новое общество при Екатерине значительно размножилось, отчасти под влиянием ее просветительных планов, отчасти уже независимо от них, или даже наперекор ее намерениям, по собственной силе начавшегося развития. Дело в том, что в обществе стали высказываться известные понятия, уже не отвечавшие желаниям Екатерины: эти понятия не исчезали, несмотря на ее заявленное неудовольствие, и, наконец, вызвали с ее стороны преследование, когда, под конец жизни, она была напугана французской революцией и вооружилась против тех самых правил и идей, которые прежде так поощряла. Просвещенный деспотизм Екатерины, к сожалению, не был так широк и искренен, как был, напр. Едва ли сомнительно, что нечто подобное произошло с Комиссией об уложении; несомненно, что это произошло в ее отношениях к литературе, которая допускалась только до тех пор, пока знала свое место, или к масонским ложам, которые еще до Новиковской истории были неприятны Екатерине тем, что имели притязание на общественную роль и на тайну, следовательно, известную независимость, хотя Екатерина хорошо знала невинность или пустоту этой тайны. В ее литературной полемике обнаруживались всегда не только мнения писательницы, но и повелительный авторитет императрицы, так что спор становился невозможен. Под конец царствования нетерпимость перешла в преследование, мало согласное с духом философской свободы, к которому некогда императрица показывала такое расположение. Радищев и Новиковское Дружеское Общество не представляли, конечно, никакой политической опасности, которою можно было бы объяснить суровость их суждения. Один был идеалист, воспитавшийся на отвлеченных понятиях о правах человечества, и в его смелости поражает простодушие, с которым он считал выражение своих мнений возможным на русском языке в тогдашние времена. Все помышления Дружеского Общества сводились к пиэтической филантропии и наивному исканию алхимических таинств. Между тем, это были два наиболее резкие проявления общественных стремлений во времена императрицы Екатерины. Основное их содержание — несколько отвлеченных положений тогдашней нравственной и политической философии, и здравое понимание некоторых отдельных зол и недостатков общественного устройства, как крепостное право, продажный суд и управление, невежество и т. Общество несомненно обнаруживает признаки самодеятельности и критического отношения к своей жизни; но эта критика всего чаще приписывает общественные недостатки нравственным недостаткам и думает помочь им, читая мораль для исправления пороков. Кажется, только в вопросе крепостного права сознана была необходимость изменения самого учреждения; в других случаях общественная мысль не шла дальше поверхности дела и, за немногими исключениями, политическая сторона вопроса оставалась ей совершенно чужда. VIII-Х 1800-2. III, стр. В обществе сначала слабо, но потом все заметнее обнаруживается интерес к его внутренним делам; общественная мысль более и более сознательно вникает в них и старается найти причины тех зол, которые уже давно чувствовались, но против которых оказывалась бессильна сама неограниченная власть правительства, и старается, наконец, найти средства, которые были бы в состоянии помочь этому печальному положению вещей. В этом искании общественная мысль в первый раз приходит к несколько ясной постановке внутреннего политического вопроса. Отыскивая начало этого нового направления, нельзя прежде всего не видеть, что это было никак не случайное возбуждение или мода, а напротив, явление, естественно выросшее среди общества, имевшее свои внутренние и внешние причины и оставившее свои влияния в последующей истории общества. Главным образом, оно было следствием общего увеличения образованности, которое, наконец, приводило к подобным вопросам и в отдельных личностях делало это сознание общественных отношений особенно живым и действительным. С другой стороны, это направление прививалось от европейского движения конца прошлого и начала нынешнего столетия. Тот умственный и общественный переворот, который из Франции распространялся на всю Европу, коснулся своими последними влияниями и России: в образованной части общества этот переворот отразился значительным умственным движением, которое усилилось от непосредственных встреч, дружеских и враждебных, с европейским Западом. В русском обществе является новый вопрос, который обозначал для него первые признаки зрелости: это был вопрос об его устройстве, причинах и последствиях этого устройства, о средствах к его исправлению и усовершению. Старые предания в первый раз потеряли, для значительного круга образованных людей, свою прежнюю обязательность; они отвергались иногда не только лучшими людьми общества, но и самим императором, так что их несостоятельность становилась полупризнанной истиной; понятно, каким возбуждающим образом должно было действовать на умы подобное положение дела. Настала необходимость искать для общественного устройства новых начал и новых ручательств общего блага. Эти первые стремления общественной мысли, как мы сказали, и составляют отличительную черту Александровского периода нашей истории. В это время общественное мнение в первый раз с известной силой направилось на предметы внутренней политики. На этой дороге наше общество движется и до сих пор: общественная мысль стала шире и яснее, простор ее больше; глубже чем когда-нибудь поставлен вопрос о народе и народной жизни; круг общества, заинтересованного внутренними политическими вопросами, гораздо обширнее; но самые предметы, на которых останавливается общественная мысль, еще не были исчерпаны с тех пор, как они в первый раз указаны были во времена Александра. Многие реформы имп. Александра II, как, напр. Царствование Александра I заключилось трагической развязкой, которая резко отделила пройденный путь развития. Действительно, тайные политические общества и дело декабристов были естественным результатом брожения идей в Александровское время: с этой развязкой прежнее поколение, носившее эти идеи, сошло со сцены, и с новым царствованием наступил новый поворот в истории общества. Указывая на это развитие политической мысли, как отличительную черту общественного движения в царствование Александра, мы не преувеличиваем ни ее глубины, ни размеров ее влияния в обществе. И то, и другое не было велико; политическая незрелость общества была такова, что в первое время всего сильнее это направление заявлено было самим императором и его ближайшими сотрудниками; само правительство питало более смелые планы, чем кто-либо из передовых людей тогдашнего общества; и впоследствии круг людей, в среде которых совершалось это движение, не был особенно обширен.

При подготовке к восстанию он злоупотреблял ресурсами полка, за что был дополнительно обвинен на суде. Он был арестован за день до выступления декабристов. Радикальные методы Пестеля по переустройству России через «Русскую правду» легли в основу его обвинения в суде, за что он был приговорен к смертной казни. Он провел свое детство за границей, большую часть во Франции. Когда он вернулся домой, ему вскоре пришлось отправиться на фронт, так как началась Отечественная война. Во время службы в русской армии за границей Муравьев-Апостол получил звание капитана, а вскоре после этого — подполковника. Офицер вступил в тайные организации, потому что был недоволен крепостным правом, господствовавшим в России. Он был впечатлен мужеством и самоотверженностью крепостных во время войны, а также тем, что после нее они были вынуждены вернуться к помещикам и продолжать жить как рабы. Муравьев-Апостол постоянно участвовал в деятельности Армии спасения и Ассоциации благоденствия. Когда последнее разделилось на Северное и Южное общества, Сергей присоединился к более радикальным дворянам во главе с Пестелем. Муравьев-Апостол сыграл ключевую роль в восстании Черниговского полка. Он был признан одним из самых выдающихся революционеров и приговорен к смертной казни. Кондратий Федорович Рылеев Будущий революционер родился в Санкт-Петербурге в бедной аристократической семье. Во время учебы он открыл в себе любовь к поэзии и впоследствии стал писателем. Как и другие декабристы, К. Рылеев принял участие в заграничном походе русской армии. Став членом Северной компании, Кондратий Федорович вначале придерживался умеренных взглядов и мечтал о мирном превращении своей родины в конституционную монархию. Позже, вдохновленный идеями Муравьева, Рылеев стал сторонником демократической системы. После окончания восстания Кондратий взял на себя всю ответственность в тюрьме и пытался оправдать своих товарищей. Он был приговорен к смертной казни через повешение. Смерть К. Рылеева запомнилась современникам одним особым эпизодом — у него оборвалась веревка, и палач был вынужден повторно повесить декабриста. Во время второй казни Кондратий Федорович сказал, что Россия — несчастная страна, потому что здесь даже не знают, как правильно повесить человека. Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курс «Инфоурок». Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учебного заведения, войдите в личный кабинет Инфорурок. Лайфхаки для родителей» 1 Слайд Общественное движение при Александре I. Какие последствия это имело для дальнейшей истории России? Начало организованного общественного движения. Муравьев, а членами — С. Трубецкой, С. Муравьевы-Апостолы, Н. Муравьев, М. Лунин, П. Пестель, И. Пушкин и другие всего 30 человек. Участники организации считали, что их целью является отмена крепостного права и ограничение самодержавия. Задачи: Отмена самодержавия и введение конституции в России. Отмена Основного закона и введение Основного закона и введение Основного закона. Разработка проекта конституции: «Конституция». Она уже насчитывала около 200 членов и возглавлялась теми же людьми.

Восстание декабристов | теория по истории 🏺 Россия в XIX веке

Инфоурок › История России ›Презентации›Презентация. Общественное движение при Александре 1. Выступление декабристов. Выступление декабристов заставило правительство настороженно относиться к любым проявлениям общественной инициативы, опираться при подготовке и проведении реформ прежде всего на бюрократический аппарат. Общественное движение при Александре I. Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение. участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой. Общественное движение при Александре I. Видеоурок по истории России 8 класс. 1:34 §венное движение при Александре I. Восстание декабристов.(п.1-5)9 ова.

Основные причины возникновения общественного движения при Александре 1

  • Статьи по теме
  • Презентация "Общественное движение при Александре I" (9 класс) по истории – проект, доклад
  • Идея о ценности отдельной личности
  • Противоречия представителей консерватизма

Общественное движение при Александре I. Выступление декабристов. Взгляды декабристов | Таблицa

Общественные движения при Александре I. Восстание декабристов. Причины появления тайных организаций: распространение либеральных идей при Екатерине II; Отечественная война и заграничный поход русской армии; обсуждение реформ при Александре I. Декабристы – участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие. 1:34 §венное движение при Александре I. Восстание декабристов.(п.1-5)9 ова. 7. ение организованного общественного движения Общественное движение впервые. 8. 2. Первые тайные общества. так впоследствии назовет Пушкин это время. Параграф 8-9 "Общественное Движение При Александре 1. Выступление Декабристов".

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий