5 марта 1861

Обнародован 21 февраля (5 марта) 1861 года. В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Пятого марта 1861 года по всем российским церквам был зачитан Манифест императора Александра II об отмене крепостного права. Манифест был прочитан в церквах Российской империи 5 марта 1861 г.

Отмена крепостного права в России: история крестьянской реформы

После смерти Ростовцева место председателя Редакционных комиссий занял консерватор и крепостник В. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте при активном участии Панина были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года. Обнародован 21 февраля 5 марта 1861 года. Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 года сопровождался рядом законодательных актов всего 22 документа , касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам России. Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы: крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом; помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.

За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами. Так же определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления сельского и волостного суда. Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов.

Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума т. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети в степных зонах — половины земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю.

Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально. В результате этого средний размер помещичьего надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий.

Не расчищена дорога: она плотно заметена снегом суетности, многопопечительности и огромных забот, имже несть конца... Как этой чудесной истории пробиться через толщу того суетного, земного, что свойственно каждому из нас? Для этого нужно отвержение чего-то другого, чтобы остановиться и задуматься. А, возможно, надо и провести в храме несколько часов после службы в ожидании, может быть, разговора со священником для того, чтобы открыть для себя какие-то рубежи и перспективы. И тогда вдруг можно оказаться в пространстве, где наглядно, действенно пройдёшь путь рассуждения о том, как невероятное соделывается вероятным, как немыслимое материализуется и как духовное открывается через внешнее только тому, кто утончает себя и находит время начать движение в эту сторону. Иначе невозможно.

Насухую это сверло не пройдёт сквозь толщу нашего сердца. Его надо смазать. Я вспоминаю, как нас учили на уроках по слесарному делу. У нас был в школе урок слесарного и столярного дела. Если погрузить при соблюдении правил техники безопасности сверло в специальный раствор — допустим, солидола, — а потом опустить на металлическую конструкцию, то сверло как в масло проходит в металл. А если не погрузить, то оно, ломаясь, может не только принести травму и нанести ущерб, но и лишить жизни.

Оно ломается и со страшной силой и скоростью летит, разрушая на своём пути то, что не должно разрушать. Вот так и жизнь человека, как сегодняшний праздник: «А я смазал? А я изучил эти правила техники безопасности? А я практикую это или нет? Не могу не поделиться, дорогие браться и сёстры, интересным наблюдением. Оно имеет прямое отношение к сегодняшнему дню.

Так получилось, что три дня и три ночи священники здесь в храме исповедовали до поздней ночи, даже до раннего утра. Три дня подряд. И это потрясающее состояние наполненности, когда и усталости не чувствуешь. И состояние, знаете, потрясающей радости от того, насколько слово Божие востребовано теми, кто пришёл в храм для того, чтобы войти во Святая Святых.

Середина XIX в. Новый парламент принял закон об образовании Итальянского королевства и провозглашении Виктора Эммануила II королем Италии 17 марта 1861 года В борьбе между демократами и либералами за различные способы пути объединения Италии и различные формы государственной власти победила партия умеренных либералов.

Она смогла победить потому, что в решающий период революции в силу ряда причин она оказалась более сильной, чем «Партия действия». Нерешительность и слабость «Партии действия», ее боязнь повторения в Италии террористического 1793 года, как отмечал Грамши, ее неспособность включить в свою программу требования аграрной реформы явились причинами влияния на нее умеренных либералов, что привело к победе последних». Цитируется по: История Италии.

Но человек спланировал всё так, что его здесь не было. У него есть аргументы. Его рациональный ум настолько плотно, основательно это всё вписал в восприятие невозможности, абсолютной невозможности, что вместить, как Девочка могла войти во Святая Святых, этот ум не может, и это сердце не в состоянии.

И даже рассуждение на эту тему оно отвергает. Не потому, что плохо и мало верит, а потому, что не подготовлено вообще к движению в эту сторону. Не расчищена дорога: она плотно заметена снегом суетности, многопопечительности и огромных забот, имже несть конца... Как этой чудесной истории пробиться через толщу того суетного, земного, что свойственно каждому из нас? Для этого нужно отвержение чего-то другого, чтобы остановиться и задуматься. А, возможно, надо и провести в храме несколько часов после службы в ожидании, может быть, разговора со священником для того, чтобы открыть для себя какие-то рубежи и перспективы.

И тогда вдруг можно оказаться в пространстве, где наглядно, действенно пройдёшь путь рассуждения о том, как невероятное соделывается вероятным, как немыслимое материализуется и как духовное открывается через внешнее только тому, кто утончает себя и находит время начать движение в эту сторону. Иначе невозможно. Насухую это сверло не пройдёт сквозь толщу нашего сердца. Его надо смазать. Я вспоминаю, как нас учили на уроках по слесарному делу. У нас был в школе урок слесарного и столярного дела.

Если погрузить при соблюдении правил техники безопасности сверло в специальный раствор — допустим, солидола, — а потом опустить на металлическую конструкцию, то сверло как в масло проходит в металл. А если не погрузить, то оно, ломаясь, может не только принести травму и нанести ущерб, но и лишить жизни. Оно ломается и со страшной силой и скоростью летит, разрушая на своём пути то, что не должно разрушать. Вот так и жизнь человека, как сегодняшний праздник: «А я смазал? А я изучил эти правила техники безопасности? А я практикую это или нет?

Не могу не поделиться, дорогие браться и сёстры, интересным наблюдением.

Отмена крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861 года

3 марта 1861 года был подписан манифест об отмене крепостного права. Крестьяне получили личную свободу. Высочайший Манифест 19 февраля 1861 года «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» Окончательная редакция. Документ был обнародован 17 марта (5 марта по старому стилю) 1861 года – в Прощеное воскресенье накануне Великого поста. В столице государства российского неспокойно. Наступила середина марта 1861 года. Что-то будет Смутные тревоги и надежды витают в воздухе.

Отмена крепостного права в России: история крестьянской реформы

Вопрос об отмене фактического рабства крестьян назрел, однако решить его было совсем не просто. Крепостное право слагалось на Руси веками, оно тесно переплелось с разными сторонами жизни русского крестьянина. Крестьянин зависел от феодала в личном, земельном, имущественном, юридическом отношениях. А теперь его нужно было освободить от опеки помещика, дать личную свободу. Поэтому подготовка к этому шагу и заняла шесть лет, несмотря на весь реформаторский пыл русского самодержца.

В 1857 году для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. В начале 1859 года для обработки проектов реформы дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы.

Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на нее массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское и Кандеевское выступление 1861 г. Отмена крепостного права, являясь частью буржуазной реформы, не решила социально-экономических противоречий в России, сохранила помещичье землевладение и ряд других феодально-крепостнических пережитков.

Она привела к дальнейшему обострению классовой борьбы и явилась важной предпосылкой русской революции 1905-1907 гг.

Чаще всего помещичьи крестьяне отказывались подписывать уставные грамоты, в которых фиксировались размеры и расположение земельных наделов и повинности временнообязанных крестьян. Наиболее ожесточённые протесты прошли в феврале 1862 года в Яранском уезде. Крестьян дважды собирали на сход и уговаривали подписать грамоты, но они отказывались. Семерых зачинщиков арестовали, но толпа их отбила. После этого в уезд прибыли войска: крестьян арестовывали, били розгами, держали на улице под дождём в холодную погоду, а наиболее активных заковывали в кандалы. Но даже после этого они не подписывали грамоты. Перспектива Московской улицы на восток от перекрестка с улицей Никитской ныне — Володарского. Слева на снимке — дом Швецовой Московская ул.

Эхо расстрела в Бездне Нужно отметить, что на настроение вятского крестьянства большое влияние оказали новости про жестокое подавление волнений в апреле 1861 года в селе Бездна соседней Казанской губернии. Местный крестьянин Антон Петров по-своему истолковал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». В частности, один из пунктов грамоты о том, что «после 10-й ревизии отпущено на волю» столько-то крепостных, он интерпретировал так: царь дал волю уже в 1858 году, а помещики это скрыли. Поэтому он считал, что вся земля принадлежит крестьянам, а хлеб, собранный и проданный за два года, нужно взыскать с помещиков. В село стали стекаться крестьяне, и вскоре их численность достигла 10 тысяч. Студенты Казанского университета и Казанской духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам расстрела. После этого начались репрессии её участников. В Вятку сослали выпускника Казанского университета Николая Беневицкого.

До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов. Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, мы первое всего возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее России. Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от Нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению наших предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных повинностей. Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают Нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе. Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от Правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов. Полагаемся на здравый смысл Нашего народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения.

Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим Рим. И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона.

Отмена крепостного права. 1861.

Манифест 19 февраля 1861 года, провозглашавший отмену крепостного права в России, был составлен московским митрополитом Филаретом. Отмена крепостного права в России, также известная как Крестьянская реформа – начатая в 1861 г. реформа, упразднившая крепостное право в Российской империи. Мировой посредник зачитывает со ступеней господского дома княгини Трубецкой в усадьбе Никольское-Прозоровское Положение о крестьянах 19 февраля 1861 года. Летом 1861 был создан институт мировых посредников, на которых правительство возложило исполнение разнообразных административных функций по проведению реформы. Манифест был обнародован 5 марта, в Прощёное воскресенье.

Этот день в истории. 17 марта

17 марта 1861 года в России обнародовали манифест Александра II об отмене крепостного права. Уставная грамота — документ, который устанавливал размер надела и повинности за пользование им временнообязанных крестьян по «Положениям» 19 февраля 1861 года. Манифест об отмене крепостного права был подписан императором 19 февраля 1861 года. Власти обнародовали его 5 марта 1861 года. Третьего марта 1861 года (по новому стилю; по старому — 19 февраля) был провозглашен Манифест об отмене крепостного права в Российской империи.

Отмена крепостного права

Царь освободил себя от крепостного права, разрешив себе самому поступать не в соответствии с традицией возведя на трон «чухонскую прачку», то есть Екатерину I. А дворяне за пятьдесят лет этого столетия, совершая дворцовые перевороты, сами добились независимости, причем окончательно закабалив крестьян. Хотя российские императоры всегда стремились ограничить дворянскую власть над крепостными, это удавалось нечасто. Дворянская гвардия быстро свергала неугодных правителей. Судьба Павла I весьма характерна. Его свергли и убили, объявив безумцем. А народ почитал императора Павла Петровича святым.

Долгое время вплоть до 1917 года у его гробницы специально вели записи свершившихся чудес: исцелений больных и т. Крепостное право угнетало народ и развращало духовно правящие круги. Некоторые помещики, всевластно распоряжаясь своими крестьянами, срывались до полного неразличения добра и зла, до нераспознавания греха, носимого внутри сердца и ума. Они творили откровенный произвол, а это подтачивало мощь государства. Пример Салтычихи давно известен из учебников. Эта барыня издевалась над крепостными девушками как окаянная психопатка, даже предала лютой смерти более десятка крепостных.

Но ей пришлось поплатиться. После расследования на высочайшем уровне Салтычиха была судима и 33 года провела в заключении, в темнице без света, писем, посылок. Менее известно широкой публике XXI столетия судьба барина Льва Дмитриевича Измайлова, который «прославился» своими «подвигами» на две губернии: Рязанскую и Тульскую. Обладая чудовищным богатством, он свои нравы и расправы над крепостными перенес и на других людей. Он издевался над чиновниками, священниками и мелкими помещиками.

Крестьян в это время в городах мало, уже разъехались с сезонной работы по деревням. Священники и чиновники читают народу документ Александра II там, на земле: «Крепостное право на крестьян, водворённых в помещичьих имениях, отменяется навсегда». Император следует своему обещанию: «Мы положили в сердце своём обет обнимать Нашею Царскою Любовию и попечением всех Наших верноподданных всякого звания и сословия…» То, чего думающие русские люди жаждали целое столетие, сделано! Александр Иванович Герцен пишет из-за границы о царе: «Его имя теперь уже стоит выше всех его предшественников.

Он боролся во имя человеческих прав, во имя сострадания, против хищной толпы закоснелых негодяев и сломил их. Это ему ни народ русский, ни всемирная история не забудут… Мы приветствуем его имя освободителя! Wikimedia Commons Не зря Герцен радуется. Русский крестьянин наконец-то получил волю. Хотя… не совсем. Иначе зачем готовить розги и вводить в столицу войска? Землю крестьянам? Вся проблема в том, что крестьян освободили без земли. Потому правительство и боялось волнений.

Во-первых, дать волю всем и сразу оказалось невозможно хотя бы потому, что на проведение реформы требовалось два года. Пока в каждую деревню огромной России доедет грамотный человек и составит уставные грамоты и всех рассудит… А в это время всё будет по-прежнему: с оброком, барщиной и прочими повинностями. Только после этого крестьянин получал и личную свободу, и гражданские права, то есть выходил из практически рабского состояния. Во-вторых, даже это не означало конец переходного периода. Земля оставалась в собственности помещиков, а значит, земледельцу придётся ещё долго зависеть от собственника — пока не выкупит у него свой надел. Так как всё это обмануло надежды крестьян, они стали роптать: как это — свобода и без земли, без домов и угодий, да ещё годами платить барину? Манифест и Положение о крестьянах читали, в основном, в церквях местные батюшки. Газеты писали, что весть о свободе встретили с радостью. Но на деле люди выходили из храмов с поникшей головой, хмурые и, как писали очевидцы, «в недоумении».

Министр внутренних дел П.

В 1861 г. Маркс писал: "...

Страна переживала революционную ситуацию 1859-1861. Идеологами её стали революционные демократы: Чернышевский , Добролюбов , Герцен , Огарёв. Но революционная ситуация, в революцию не переросла.

Суть основных положений Крестьянской реформы: - по каждому крестьянскому обществу составляется уставная грамота, которая вводится в жизнь в течение 2-х лет; - в эти годы крестьяне остаются в прежнем состоянии, только называются не крепостными, а временнообязанными; - помещики объявляются собственниками всей земли и даже той, на которой стоят крестьянские избы; - помещик перед дворовыми людьми ничем не обязан, он не обязан выделять им земли, а если земля предоставлялась под усадьбу и полевой надел, то дворовые люди, в течение 2-х лет продолжают исполнять определённые повинности барщина и оброк с правом выкупа земли в течении срока; - крестьяне становятся свободными после заключения выкупной сделки. В конце марта 1861 г. Губернатор В.

Ден , опасаясь крестьянских волнений, отписал уездным исправникам требование предпринять меры для восстановления "законного порядка". В целях предотвращения крестьянских выступлений царское правительство направило во многие губернии особо уполномоченных представителей. Уполномоченным по Курской губернии назначили флигель-адъютанта А.

Для проведения реформы учреждались: мировые посредники, уездные съезды мировых посредников, губернское по крестьянским делам присутствие вице-губернатор, управляющий казённой палатой, губернский прокурор, представитель мирового съезда, представитель губернской земской управы, городской голова губернского города. Мировой посредник являлся центральной фигурой, он непосредственно улаживал конфликты между крестьянами и помещиками. В Курской губернии учредили 68 мировых посредников.

Высшей инстанцией по проведению реформы являлось губернское по крестьянским делам присутствие. Председатель — губернатор В. Ден, члены: прокурор Лего, губернский предводитель дворянства Н.

Скарятин , крупные помещики Стремоухов , Евреинов , Изъединов , Кальчицкий и др. Крестьяне, которые и до реформы не имели земли, не получили её и после реформы. Не получали земельных наделов и дворовые крестьяне, коих в губернии насчитывалось 100 тыс.

С такими наделами в Курской губернии насчитывалось 28946 крестьянских дворов, получивших во владение 27961 десятину земли.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников. Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы. На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к помещикам. Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров.

Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок. Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть: 1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.

17 марта 1861 года – обнародован манифест Александра II об отмене крепостного права

Провозглашена Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года. Явилась первой по времени и наиболее значимой из «великих реформ» Александра II. Всего в 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Но к осени 1861 г. крестьянское движение пошло на убыль. Крестьянская реформа в России (в просторечии отмена крепостного права) — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в Российской империи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий