Радикальные экономические реформы в россии начались в январе 1992 г с цен что спровоцировало резкий

Шоковая терапия — экономическая теория, а также комплекс радикальных эконо-мических реформ, базирующихся на этой теории. Эти реформы, как декларируют посту-латы «шоковой терапии», «направлены на оздоровление экономики государства и вывод её из кризиса». защитить национальные государственные интересы на международной арене. В январе 1992 г. в стране начались радикальные экономические реформы. Россия использовала опыт Польши, Чехословакиии и Международного валютного фонда (МВФ). В реальной жизни вместо пятикратного предполагаемого увеличения цен они выросли за 1992 г., первый год «реформ», более чем в 60 раз — оптовые и в 23 раза — розничные. По некоторым подсчетам, увеличение цен произошло в 100-150 раз при росте зарплаты в 10-15 раз. Радикальные экономические реформы, о которых много говорилось в 1990—1991 гг., начались в Российской Федерации 2 января 1992 г. Именно с этого дня вступал в силу президентский указ об освобождении цен на подавляющее большинство товаров.

Россия после распада СССР. Начало радикальной экономической реформы

Было разрешено образование частных коммерческих банков. Отрицательным явлением 1990—х гг. В условиях инфляции перед населением встала проблема сохранения своих денег. Многочисленные банки, страховые и акционерные кампании обратились к строительству финансовых пирамид. Большие изменения произошли во внешнеэкономической сфере. Были сняты количественные ограничения по экспорту готовой продукции, сохранялись лишь квоты на вывоз топливно—энергетических и сырьевых ресурсов.

В то же время, учитывая тяжесть давившего на рынок «денежного навеса» и скудость товарных запасов, были временно отменены ограничения на импорт. Это было достигнуто посредством установления нулевого импортного тарифа. Принятые меры привели к тому, что в страну хлынул поток товаров самого различного ассортимента и качества. Свободный импорт в начале 1992 г. Таким образом, в сферу торговли ушли миллионы людей, отправленных в бессрочные отпуска на предприятиях и закрывшихся НИИ, которые были не в силах прокормить семью на зарплату научного работника, школьного учителя или надеялись преуспеть в новой рыночной экономике.

По некоторым оценкам, во второй половине 1990—х гг. Приватизация промышленности В последние дни 1991 г. Не подлежали приватизации недра, лесной фонд, водные ресурсы, объекты исторического и культурного наследия, телевизионные и радиопередающие центры, автомобильные дороги общего пользования, предприятия по производству радиоактивных материалов, ядерного оружия, космических аппаратов. Процесс приватизации в России проходил в два этапа, принципиально различающихся между собой как по целям, так и по методам ее проведения. Первый — этап ваучерной приватизации 1992—1994 , в течение которого были созданы важные законодательные и нормативные документы, закрепляющие основные права акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

Идея использования приватизационных чеков ваучеров в качестве центрального пункта экономической реформы была выдвинута правительством летом 1992 года. В августе 1992 года был издан Указ президента «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации», который подготавливал условия для создания спроса на все виды приватизированной собственности. Все граждане России, в том числе и дети, имели право на получение одного чека ваучера номинальной стоимостью 10 тыс. Выдача ваучеров проходила с октября 1992 до конца января 1993 года. Существовало опасение, что население не захочет забирать свои чеки.

Во—первых, процессы инфляции привели к значительному падению покупательной способности 10—тысячного приватизационного чека. Если в конце 1991 г. Гражданин России, вложивший свой ваучер в приобретение акций на чековом аукционе, получил в среднем 2,2 тысячерублёвых акции. Во—вторых, часть граждан России в силу малограмотности или неверия в мероприятия государства продали свои ваучеры перекупщикам или просто обменяли их на несколько бутылок водки. Подавляющее большинство россиян, не зная, как самим распорядиться ваучерами, передали их в чековые инвестиционные фонды ЧИФы , которые обязывались вкладывать их в различные приватизируемые предприятия.

Однако большинство из 2000 ЧИФов в течение одного—двух лет бесследно исчезли, немало обогатив их руководство. В—третьих, ставшие владельцами акций своего предприятия работники производственной сферы не знали, что с ними делать, и не имели от них никакой прибыли. В условиях снижения жизненного уровня и задержек заработной платы многие владельцы акций избавились от них как от бесполезных бумажек, продав за бесценок руководству предприятия, крупным фирмам или криминальным структурам. Второй этап приватизации начался в 1995 году. Главной его особенностью был переход к денежной форме приватизации, когда развернулась основная борьба за реальную собственность.

В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности. Необходимо подчеркнуть, что приватизация в России относится к явлению, равного которому по масштабам в мировой практике не было. В сравнительно короткий срок был сформирован крупный негосударственный сектор, в связи с чем в стране произошла перегруппировка социальных слоев, участвовавших в приватизационном процессе. Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и в России были слишком большие размеры предприятий, а также монополизация и централизация советской экономики.

Ради демонополизации любому входящему в объединение предприятию было разрешено приватизироваться отдельно от этого объединения. Как правило, это приводило к тяжким негативным последствиям.

Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий.

В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4—5 раз, расходы на научные исследования и конструкторские разработки — в 10 раз, а по отдельным направлениям — в 15—20 раз. Удельный вес сферы услуг вырос, однако доля личных услуг сократилась, а доля услуг сферы обращения увеличилась. Иностранные кредиты, полученные Россией на преобразования и стабилизацию экономики являлись важным средством сбалансированности бюджета.

По методологии Международной организации труда МОТ , на начало 2003 г. Разрыв между минимальными и максимальными уровнями безработицы по регионам составил 36 раз. После девальвации августа 1998 г.

Важнейшим фактором экономического роста являлся рост объёмов производства на всех предприятиях топливно-энергетического комплекса, где стремились компенсировать убытки от падения цен на мировых рынках — экспорт по стоимости сокращался в течение 1998 г.

Вооруженный конфликт стал затяжным и кровавым. Несколько раз он прерывался мирными переговорами и вновь разгорался.

Чеченские боевики совершили ряд дерзких террористических актов против мирного населения других регионов России с целью оказать давление на правительство. Чеченский кризис вскрыл слабую боеготовность российской армии, усилил ее деморализацию, одновременно показав непригодность военных методов в решении сложных национальных вопросов. Конфликт в Чечне стал общенациональной трагедией как для чеченцев, так и для всех граждан России.

В ходе боевых действий с декабря 1994 г. В августе 1996 г. В августе 1999 года нападением на Дагестан и рядом крупных террористических актов чеченские боевики спровоцировали начало новой военной кампании на Кавказе.

Федеральные войска были вновь введены на территорию Чечни. Утвержденная Указом Президента от 15 июня 1996 г. Российское руководство, как и прежде союзное, в 1992-1994 гг.

В январе 1993 г. Трудности положения российской стороны в ходе подписания договора состояли в том, что по настоянию США и согласованию с Украиной, Беларусью и Казахстаном она являлась единственной ядерной державой на территории бывшего Союза. Однако три республики не торопились передать стратегическое ядерное оружие, расположенное на их территории, России.

А последняя не привлекала их к подготовке договора, хотя он затрагивал их интересы. К 1998 г. Однако эффективность внешней политики российского руководства была низка, что обусловливалось нерешенными внутренними проблемами, прежде всего резким ослаблением ее военной мощи.

Внешняя политика России вошла в фарватер внешней политики США. Партнерство свелось к передаче в оперативное руководство НАТО российского батальона, направленного в бывшую Югославию для умиротворения конфликтующих сторон. Отказ от принципа баланса сил как главного стабилизирующего фактора мира во всем мире не привел к утверждению принципа баланса интересов, несмотря на принятие России в Совет Европы 1996 г.

Руководство НАТО в 1994-1999 гг. Вероятность приближения военно-политического блока под эгидой США к необустроенным границам России обеспокоила политическую элиту страны. Возникшую напряженность в некоторой степени смягчил основополагающий акт о взаимоотношениях России и НАТО, подписанный в мае 1997 г.

Согласно акту, американское ядерное оружие не будет размещено на территории стран бывших членов распущенной в 1991 г. Военное вмешательство НАТО во внутренние дела суверенного государства без санкции ООН нанесло серьезный удар по системе международной безопасности в Европе и во всем мире. В 2001г.

После террактов 2001 г. В то же время Россия и США выступают единым фронтом в борьбе с международным терроризмом. За период по январь 2002 г.

Первые из них касались создания единого рублевого пространства на период хозяйственной стабилизации, открытости границ, проблем оборонного комплекса, космоса, информационного и культурного обмена. Позднее к договору присоединились Белоруссия, Киргизия, Грузия. В сфере экономики взаимоотношения стран — членов СНГ далеки от создания единого пространства.

Во многом это вызвано финансовой и экспортной политикой республик. Так, например, Россия, сокращая экспорт в ближнее зарубежье, увеличивает его для стран, имеющих твердую валюту. Борьба за доллар обрекает СНГ на распад.

Крупным шагом к нему явился распад единой рублевой зоны в 1993 г. Фактически СНГ стал исторической формой мирного расчленения СССР на суверенные государства силами бывших республиканских политических элит. Попытка скрепить Содружество уставом, проект которого обсуждался на Минской встрече глав государств и правительств в январе 1993 г.

Устав подписали 7 государств. Остальные могли его подписать по мере готовности к данному решению вплоть до января 1994 г. В конце 1993 г.

В 1994 г. В 1992 г. Полностью выведены войска из Армении.

Кампания по выводу российских войск из стран ближнего и дальнего зарубежья и обустройству их в России обошлась в 594,2 млн. Однако военные конфликты, разгоревшиеся в ряде республик бывшего СССР Грузия, Молдова, Таджикистан , вынудили руководство России оставить на их территории часть своих войск в качестве миротворческих сил. В конце 1995 г.

Примаков, заявивший, что отношения со странами СНГ являются главным приоритетом внешней политики России. Характер и судьбу СНГ определяют российско-украинские отношения. В 1993-97 гг.

В мае 1997 г.

Это вело к обогащению бюрократии, поскольку российское чиновничество и в новых условиях сохранило за собой право распоряжаться основными материальными ресурсами страны, выдачей экспортных квот [142] и лицензий [143]. Значительно снизился курс национальной валюты по отношению к доллару, возник кризис неплатежей предприятий.

Социальная база реформ начала резко сужаться. Указ Президента «О свободе торговли» от 29 января 1992 г. Реформы были неизбежны, выстраданы Россией.

Однако очень скоро оказалось, что проводятся они за счет народа, тогда как бюрократия осталась по-прежнему в выигрыше. Общество разделилось на кучку очень богатых и огромное большинство обнищавших людей. Все распространеннее становились социальная апатия и утрата доверия большинства россиян правительству.

Создавалось впечатление, что политические структуры России повторяют недавно пройденный путь развалившегося СССР. Деятельность правительства привела к фактической ликвидации централизованного управления экономикой, дала самостоятельность предприятиям и отдельным регионам страны. Нараставшие центробежные тенденции грозили теперь распаду самой Российской Федерации.

Анализ первых результатов реформ достаточно скоро высветил серьезные теоретические просчеты в их проведении. Началось резкое падение производства, которое ожидалось, но за счет естественного банкротства не конкурентно способных предприятий. На деле же либерализация цен, как и предупреждали противники «шоковой терапии», не включила сама по себе в действие механизмы конкуренции.

Сохранившийся монополизм крупнейших государственных предприятий и объединений повлек за собой произвольное повышение цен на свою продукцию при одновременном снижении производства. В кризисном положении оказались предприятия военно-промышленного комплекса. В ходе конверсии государство поспешно отказалось от использования их по прямому назначению, то есть для поставки оружия на мировой рынок.

Неспособность предприятий ВПК наладить выпуск нужной стране продукции без поддержки государства привела к миллиардным убыткам, оставив вне производства значительную часть высококлассных специалистов. Со значительными трудностями столкнулся аграрный сектор. В надежде властей на быстрый рост фермерских хозяйств колхозы и совхозы, продолжая оставаться главными поставщиками продовольствия и сырья, оказались также без помощи государства.

Всё это повлекло удорожание сельхозпродукции и сокращение ее производства, а также неспособность отечественных товаров конкурировать внутри страны с более дешевыми импортными продуктами, быстро завоевывающими российский рынок. Вторым важнейшим направлением в деятельности правительства Е. Гайдара являлась приватизация.

Именно она должна была покончить с неэффективной монополией государства в сфере производства и обращения, запустив, тем самым, механизм рыночной конкуренции. Приватизация, проводимая вице-премьером правительства А. Чубайсом, предполагала стимулировать личную заинтересованность каждого россиянина и сделать его в ходе реформ в той или иной мере собственником.

Однако отсутствие четкой концепции, медленная разработка правовой базы приватизации, наличие всякого рода ошибок новой номенклатуры привели к плачевным результатам.

Россия после распада СССР. Начало радикальной экономической реформы

("3") В числе положительных результатов экономических реформ следует отметить улучшение ситуации во многих отношениях после наиболее трудного 1992 г. Уменьшились темпы инфляции, удалось избавиться от импорта зерна, что раньше вообще казалось неосуществимой мечтой. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в России выросли почти в 26 раз; снизился уровень жизни населения. Произошло сокращение инвестиционных, промышленных программ и расходов на социальную сферу. Сразу после Нового года, 2 января 1992 года, цены на 90% розничных и 80% оптовых товаров освободили от государственного регулирования. Под контролем оставался только ряд социально значимых потребительских товаров и услуг. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%. В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. они были освобождены от практиковавшегося в советскую эпоху госрегулирования.

Билет 65. Рыночные реформы в России в 90-х годах.: их первоначальный замысел, успехи и недостатки

Перебои с выплатой пенсий, пособий, заработной платы преодолевались путем налогового пресса на работающие предприятия, за счет растущей задолженности западным банкам, распродажи государственной собственности. К июню 1994 г. В стране появился слой частных собственников — несколько миллионов граждан, но отнюдь не десятки миллионов, как провозглашал президент Ельцин. В результате либерализации, ваучеризации и приватизации очереди исчезли. Промышленные и продовольственные товары заполнили прилавки магазинов, ларьков и тысяч стихийных рынков. Насыщение внутреннего рынка происходило во многом благодаря усилиям «челноков» — мелких торговцев, которые привозили из-за границы небольшие партии товаров. Этой деятельностью занимались около 10 млн человек. Возникли коммерческие предприятия в строительстве, хлебопекарном деле, пивоварении, сфере питания, издательской деятельности и т.

Многие обогащались за счет обмана, спекуляций, создания финансовых «пирамид», а также путем прямых уголовных преступлений. В стране развернулась «великая криминальная революция». Социальные последствия реформ для многих оказались весьма тяжелыми. Государственные дотации на товары и услуги первой необходимости, бесплатное медицинское обслуживание, образование, жилье и др. К 1994 г. Населению предлагалось выживать самостоятельно. Социальные ожидания, связанные с реформами, растаяли, как прошлогодний снег.

В 1994—1996 гг. Черномырдина пыталось осуществлять целевое кредитование наиболее перспективных предприятий и частичное государственное регулирование цен. Инфляция стала сокращаться. Была проведена деноминация рубля, т. Но денег не хватало. Бюджет был сокращен. Выплата зарплат и пособий систематически задерживалась.

С 1996 г. Внутренний государственный долг к 1998 г. Государство создало свою финансовую «пирамиду». Кириенко объявил правительство банкротом, прекратив выплату процентов по ГКО государственным краткосрочным обязательствам и «заморозив» вклады населения в банках. Кириенко ушел в отставку, а население на практике познакомилось с понятием «дефолт» что, собственно, и означает неспособность производить своевременные процентные и основные выплаты по долговым обязательствам или неспособность выполнять условия договора о выпуске облигационного займа. Специальная комиссия Совета Федерации оценила ущерб, нанесенный дефолтом, в десятки миллиардов долларов и сотни миллиардов рублей. Политический кризис был преодолен назначением на премьерский пост опытного и осторожного Е.

Ему удалось в течение нескольких месяцев стабилизировать ситуацию. Одновременно Е.

Предполагалось, что на этом этапе прекратится спад производства, снизятся месячные темпы инфляции, стабилизируется курс национальной валюты, повысится социально-экономический уровень жизни населения. Он связывался с переходом к активной инвестиционной политике, достижением финансовой стабилизации. Через два дня на его место был назначен В. Черномырдин, который уже 31 декабря подписал постановление правительства о государственном регулировании цен. Часть членов правительства В.

Черномырдина стала демонстративно дистанцироваться от гайдаровского «трехлетнего плана реформ». Наступил временный откат в «гайдаровских реформах», хотя общее направление движения в сторону рынка было сохранено. Политика «шоковой терапии» не привела к ожидаемым результатам, а «цена» реформ для общества оказалась намного выше, чем рассчитывали реформаторы. Социальная сфера «шоковая терапия» имела тяжелые социальные последствия; через два года после провозглашения и начала реформ реальных положительных перемен в социальном положении населения практически не произошло, напротив, рост цен привел к резкому снижению показателей уровня жизни. Нищета населения Особенно в тяжелом положении оказались т. Происходила маргинализация населения. В таких условиях накапливается потенциал социального недовольства, формируется процесс неприятия реформ, появляются новые модели поведения, повышается социальная напряженность, которая находит свое выражение в участии населения в политических мероприятиях, забастовках, развитии преступности, коррупции и т.

Одновременно продолжала увеличиваться массовая открытая и скрытая безработица. Бюджет выделял на развитие культуры, науки и образования мизерные суммы. Несмотря на сложности с финансированием, стала действовать государственная программа по сохранению и реставрации культурного наследия прошлого — памятников, музеев, исторических зданий. Особое внимание было уделено восстановлению разрушенных церквей и храмов. Так же сильное влияние оказал запад: западная мода,фильмы,кино.

Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ. В 1990-х годах ряд крупнейших российских предприятий были приватизированы на залоговых аукционах и перешли в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению с их реальной стоимостью. В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности. Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и в России были слишком большие размеры предприятий, а также монополизация и централизация советской экономики. Ради демонополизации любому входящему в объединение предприятию было разрешено приватизироваться отдельно от этого объединения. Как правило это приводило к тяжким негативным последствиям. Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственност. Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Индекс потребительских цен с 1992 г. Тарифы на грузовые перевозки увеличились за те годы в 9,3 тыс. Неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что механизм неплатежей перестал справляться с его сбалансированием. Заметное обеднение едва ли не большинства населения России в начале 90-х годов: жизненный уровень основной массы населения снизился по многим характеристикам в 1,5-2 раза — до показателей 60-70-х годов[ Структура промышленного производства за годы преобразований также изменилась. Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий. Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4—5 раз, расходы на научные исследования и конструкторские разработки — в 10 раз, а по отдельным направлениям — в 15—20 раз. Главным источником экспортных доходов являлись сырьевые ресурсы.

В этой ситуации принятие реформ было необходимостью. Введение приемных пунктов по выкупу зерна позволило разрешить проблему продовольственной безопасности, увеличив производство и снизив цены на хлебные продукты. Также это стало первым шагом к переходу к рыночной экономике. Приватизация государственного имущества годы действия: 1992-1994 Для создания рыночной экономики была проведена широкомасштабная приватизация государственной собственности. Приватизация стала одним из важнейших шагов в развитии рыночных отношений. Сокращение государственного сектора и либерализация рынков годы действия: 1995-2000 В этот период активно продолжилась либерализация экономики и сокращение государственного сектора. Осуществлялась приватизация банков, создавались условия для развития малого и среднего бизнеса. Были проведены реформы налогообложения, сокращены монополии, освобождены цены на основные товары и услуги. Эти шаги способствовали стимулированию предпринимательской активности, увеличению конкуренции и приходу иностранных инвестиций. Создание единого рынка годы действия: 2000-2008 В начале нового тысячелетия был совершен важный шаг — создание единого рынка товаров и услуг. Была проведена таможенная реформа, унифицированы правила и стандарты, устранены таможенные барьеры. Это способствовало облегчению торговли и развитию экономики страны в целом. Интеграция в мировую экономику годы действия: 2008-настоящее время Последний важный этап реформ связан с интеграцией в мировую экономику. Это открыло новые возможности для развития торговли и привлечения иностранных инвестиций, а также повысило конкурентоспособность российской экономики в целом. Важные этапы радикальных экономических реформ в Российской Федерации направлены на создание рыночной экономики, развитие предпринимательства и привлечение иностранных инвестиций. Они способствовали стабилизации и росту экономики страны, а также объединили ее с мировым сообществом. Развал Советского Союза и экономический кризис В 1991 году Советский Союз распался, что привело к большим вызовам для экономики страны. Хаос и неопределенность политической ситуации только усугубили уже сложное положение экономики. Одной из основных причин развала Советского Союза были недостаток свободы и открытости экономической системы.

Радикальная экономическая реформа

Началась приватизация госсобственности. 14 августа 1992г. Б. Н. Ельцин подписал Указ о приватизационных чеках, и уже с начала осени во всех отделениях Сбербанка России населению стали выдавать ваучеры. Всеобщее обнищание вызывало многочисленные забастовки. Летом – осенью 1992 г. Президент России Б. Ельцин издал Указ о повышении зарплаты в бюджетной сфере. они были освобождены от практиковавшегося в советскую эпоху госрегулирования. 1. Экономическое развитие России 1992–1999 гг.: от плана к рынку 2. Политическое развитие России 1992–1999 гг.: ни шагу назад 3. Национальная политика России 1992–1999 гг.: от дружбы до войны. Радикальные экономические реформы в России начались в январе 1992 г. с цен, что.

Реформы 90-х: страшная катастрофа для России и её последствия

Радикальные экономические реформы, о которых много говорилось в 1990—1991 гг., начались в Российской Федерации 2 января 1992 г. Именно с этого дня вступал в силу президентский указ об освобождении цен на подавляющее большинство товаров. Началась настоящая «шоковая терапия», ведь инфляция уже через пару месяцев достигла немыслимых 2500%. К концу января цена буханки хлеба достигла 50 рублей, когда в начале месяца она стоила два рубля. Социально-экономические преобразования 1992-1993 гг. Шокотерапия. х гг. Его применяют и для обозначения экономических реформ начала 90- х гг. в России.

История. 11 класс

§ 3. Экономические преобразования и их итоги. История России ХХ — начала XXI века защитить национальные государственные интересы на международной арене. В январе 1992 г. в стране начались радикальные экономические реформы. Россия использовала опыт Польши, Чехословакиии и Международного валютного фонда (МВФ).
Последствия рыночных реформ для российской экономики. Рынок все порешал весьма радикальным образом — цены взлетели в несколько раз. На исходе января 1992 года они были в 3–3,5 раза выше по сравнению с декабрем 1991 года на все группы товаров.

Экономические реформы в России в 1990-е гг.

Отпуск цен являлся первым пунктом программы неотложных экономических реформ Бориса Ельцина, предложенной V съезду народных депутатов РСФСР, состоявшемуся в октябре 1991 года. Предложение об отпуске цен встретило безоговорочную поддержку съезда. Фактически радикальная либерализация потребительских цен была осуществлена 2 января 1992 года в соответствии с Указом Президента РСФСР от 03. При этом контроль за уровнем цен на ряд социально значимых потребительских товаров и услуг был оставлен за государством. Поначалу наценки на такие товары были ограничены, однако в марте 1992 г. Помимо отпуска цен, начиная с января 1992 г. Изначально перспективы либерализации цен вызывали серьёзные сомнения, поскольку способность рыночных сил определять цены на товары была ограничена целым рядом факторов.

Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и в России были слишком большие размеры предприятий, а также монополизация и централизация советской экономики [27]. Ради демонополизации любому входящему в объединение предприятию было разрешено приватизироваться отдельно от этого объединения [27]. Как правило, это приводило к тяжким негативным последствиям [27]. Подавляющее большинство населения России негативно относится к итогам приватизации. Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности [37]. Созданная экономическая система скорее носила черты государственного капитализма , её называют, в частности, «квазирыночной». По мнению академика РАН А. Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Индекс потребительских цен с 1992 по 1995 год увеличился в 1187 раз, а номинальная зарплата — в 616 раз. Тарифы на грузовые перевозки увеличились за те годы в 9,3 тыс. Неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что механизм неплатежей перестал справляться с его сбалансированием [41]. Заметное обеднение практически большинства населения России в начале 1990-х годов : жизненный уровень основной массы населения снизился по многим характеристикам в 1,5—2 раза — до показателей 60—70-х годов [42]. Как отмечал в 2002 году академик Д. Львов , зарплата в реальном исчислении сократилась с 410 рублей 1990 год до 168 рублей 2000 год [43]. Структура промышленного производства за годы преобразований также изменилась. Произошло снижение наукоёмких производств, техническая деградация экономики, свёртывание современных технологий [44]. За 15 лет, прошедших с начала рыночных реформ в России, один из наиболее существенных спадов по сравнению с другими отраслями промышленности испытало судостроение [45]. При переходе к рыночной экономике появился рынок труда , увеличилась безработица. Разрыв между минимальными и максимальными уровнями безработицы по регионам составил 36 раз. В конце 1998 и начале 1999 годов обозначилась тенденция к экономическому росту. После девальвации августа 1998 года была резко снижена конкурентоспособность импорта, что увеличило спрос на отечественные товары пищевой промышленности и других отраслей. Важнейшим фактором экономического роста являлся рост объёмов производства на всех предприятиях топливно-энергетического комплекса, где стремились компенсировать убытки от падения цен на мировых рынках — экспорт по стоимости сокращался в течение 1998 года, в физических объёмах — увеличивался. Либерализация ценообразования сняла проблемы товарного дефицита конца 1980-х, но вызвала снижение жизненного уровня большинства населения, гиперинфляцию ликвидации сбережений. Как полагает доктор экономики, профессор Гарвардского университета Янош Корнаи , в России произошло развитие «абсурдной, извращённой и крайне несправедливой формы олигархического капитализма» [46]. Руслан Гринберг, член-корреспондент РАН, директор Института экономики РАН также отмечал, что в результате политики Ельцина и реформаторов сформировался «олигархический капитализм » [47].

Свернуть Эти события оцениваются историками и политологами как политико-конституционный кризис. Конституционный кризис — дестабилизация политической системы, угрожающая стабильности основ государства. Затрагивает все сферы общественной жизни. На нём было решено провести досрочные президентские выборы. Тем временем в Москве развернулись боевые действия. Сторонники Верховного совета захватили здание мэрии и штурмовали Останкино, оцепили Дом Советов, где несколько суток без перерыва заседали депутаты. Власти предприняли ответные меры. В город вошли танки. По приказу Ельцина 3—4 октября 1993 г. Председатель Верховного совета Руслан Имранович Хасбулатов род. Руцкой и другие члены Верховного совета была арестованы. Ельцин победил. Танки Таманской дивизии стреляют по Дому Советов России 4 октября 1993 года. Фотография из архива ТАСС Уже на следующий день начались политические чистки: по указанию Ельцина распустили Моссовет, сняли с должности генерального прокурора и всех глав областей, которые были против указа «О поэтапной реформе…», а ещё через два дня сместили с должности председателя Конституционного суда. Специальный экземпляр текста Конституции Российской Федерации, на котором приносит присягу президент Российской Федерации. Фотография из архива Kremlin. В этот же день прошли выборы в Государственную думу. Гайдар и А. Фотография из коллекции Duma. ЛДПР заняла пятое место. Президентские выборы 1996 г. Кандидаты проводили агрессивные предвыборные кампании, в том числе с использованием «чёрного» пиара. Итоги: ценой многих усилий и жертв, в том числе человеческих, Россия в 1992—1999 гг. В стране вновь установилась многопартийная политическая система. Была принята новая Конституция, гарантирующая основные права и свободы человека и гражданина. Национальная политика России 1992—1999 гг. Поведение Б. Ельцина было противоречивым: он то призывал республики «взять столько суверенитета, сколько они смогут проглотить», то требовал как можно скорее образовать федерацию путём подписания Федеративного договора. С конца 1980-х гг. В большинстве случаев сепаратизм имел этнические корни: чем меньше русских по национальности проживало на территории региона, тем больше было желание отделиться. В 1990-х гг. Калининградская область в это же время хотела стать автономной республикой. С июля по ноябрь 1993 г. До назначения на должность губернатора Кемеровской области А. Тулеев предложил создать Сибирскую республику. В итоге почти все области и республики 31 марта 1992 г. У них есть своя конституция или устав , свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Субъекты федерации не могут в одностороннем порядке выйти из неё. Одной из республик, отказавшихся подписать федеративный договор, стал Татарстан. В 1990 г. В 1992 г. После долгих переговоров в 1994 г. Татарстан вошёл в состав России на правах ассоциированного государства с конфедеративным статусом. Лишь в 2002 г. Её идеологом был З. Яндарбиев, который привлёк на свою сторону военного деятеля Д. В 1991 г. Дудаев собрал Первый национальный чеченский съезд, после которого была провозглашена Чеченская республика, высшим органом власти которой стал Общенациональный конгресс чеченского народа ОКЧН. На выборах президента Чеченской республики также победил Дудаев. Он ввёл на территории республики военное положение, объявил о национализации вооружения и банковской системы. Дудаев в 1991 г. Фотография Д. Борко Правительство РФ пыталось договориться с Дудаевым, но безуспешно. Тем временем на территории самопровозглашённой республики развернулся социально-экономический кризис. Резко возросли уровень преступности, безработица, производство практически встало, системы образования и здравоохранения почти перестали функционировать. Усилилось притеснение русского населения: на территории Чечни оставались бывшие советские воинские части. Возвращение их, а также армейского имущества, России стало основным предметом переговоров.

Ельцина было противоречивым: он то призывал республики «взять столько суверенитета, сколько они смогут проглотить», то требовал как можно скорее образовать федерацию путём подписания Федеративного договора. С конца 1980-х гг. В большинстве случаев сепаратизм имел этнические корни: чем меньше русских по национальности проживало на территории региона, тем больше было желание отделиться. В 1990-х гг. Калининградская область в это же время хотела стать автономной республикой. С июля по ноябрь 1993 г. До назначения на должность губернатора Кемеровской области А. Тулеев предложил создать Сибирскую республику. В итоге почти все области и республики 31 марта 1992 г. У них есть своя конституция или устав , свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Субъекты федерации не могут в одностороннем порядке выйти из неё. Одной из республик, отказавшихся подписать федеративный договор, стал Татарстан. В 1990 г. В 1992 г. После долгих переговоров в 1994 г. Татарстан вошёл в состав России на правах ассоциированного государства с конфедеративным статусом. Лишь в 2002 г. Её идеологом был З. Яндарбиев, который привлёк на свою сторону военного деятеля Д. В 1991 г. Дудаев собрал Первый национальный чеченский съезд, после которого была провозглашена Чеченская республика, высшим органом власти которой стал Общенациональный конгресс чеченского народа ОКЧН. На выборах президента Чеченской республики также победил Дудаев. Он ввёл на территории республики военное положение, объявил о национализации вооружения и банковской системы. Дудаев в 1991 г. Фотография Д. Борко Правительство РФ пыталось договориться с Дудаевым, но безуспешно. Тем временем на территории самопровозглашённой республики развернулся социально-экономический кризис. Резко возросли уровень преступности, безработица, производство практически встало, системы образования и здравоохранения почти перестали функционировать. Усилилось притеснение русского населения: на территории Чечни оставались бывшие советские воинские части. Возвращение их, а также армейского имущества, России стало основным предметом переговоров. В Чечне набрала силу оппозиция, парламент выражал несогласие с действиями президента. В конце 1993 г. ВСЧР начал переговоры с Россией, попросил оказать поддержку. В сентябре между сторонниками оппозиции и дудаевцами началась гражданская война. Конфликт затягивался, и Россия решила применить силу, чтобы остановить её. В декабре 1994 г. Помощь Чечне оказали соседние государства, её армия была хорошо вооружена, хотя уступала по численности российской. Штурм Грозного, начавшийся в новогоднюю ночь, обернулся настоящей катастрофой для российской армии: несогласованные действия плохо подготовленных частей привели к огромным потерям. Из письма генерального прокурора РФ Ю. Скуратова председателю Государственной Думы Селезнёву Г. Грозный 31 декабря 1994 года — 1 января 1995 года, в ходе чего погибли 25 офицеров и прапорщиков, 60 солдат и сержантов, а без вести пропали 72 военнослужащих бригады. Из пояснений участников этих событий, документов, изъятых в ходе проверки, следует, что в конце декабря 1994 года в г. Конкретную задачу по вводу войск в город, маршрутам движения и взаимодействию ставил генерал-полковник Квашнин А. Письменных боевых и графических документов в бригаду не поступало. После прохода по улице Маяковского штабом корпуса бригаде было приказано взять железнодорожный вокзал, что первоначально не планировалось. Захватив вокзал, бригада попала в плотное огненное кольцо незаконных вооружённых формирований и понесла значительные потери в живой силе и технике. Как усматривается из материалов проверки, вопросы тщательной подготовки операции должен был решать Пуликовский, однако этого в полной мере сделано не было, что явилось одной из причин гибели большого количества личного состава 131-й бригады. В действиях Пуликовского усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. Однако уголовное дело возбуждено быть не может, так как Государственной Думой 19 апреля 1995 года объявлена амнистия в связи с 50-летнем Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Задания 1. На кого Ю. Скуратов возлагает вину в неудачном штурме Грозного? О каких потерях российской армии свидетельствует этот документ? Свернуть Занять Грозный удалось только в конце февраля 1995 г. Весной федеральные войска взяли крупнейшие чеченские города: Гудермес, Шали и Аргун. Значительная часть Чечни была взята под контроль к апрелю 1995 г. Армия Дудаева распалась на партизанские отряды.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий