Понятие виды и правовое регулирование государственных пенсий

В настоящее время все пенсии, выплачиваемые в Российской Федерации, можно разделить по функциональному назначению, источникам выплаты, а также по особенностям правового регулирования на два основных класса.

Понятие и виды государственных пенсий

Определение размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности п. Определение размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности БЧ п. Определение размера трудовой пенсии по инвалидности п. Понятие государственной пенсии Понятие государственной пенсии содержится в ст. Данный Закон устанавливает условия назначения следующих видов пенсий: - по старости — лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, включая аварию на Чернобыльской АЭС; - по инвалидности — пострадавшим от тех же катастроф; лицам, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; участникам Великой Отечественной войны; - по случаю потери кормильца — нетрудоспособным членам семей перечисленных выше категорий граждан; - за выслугу лет — федеральным государственным служащим. Закон содержит отсылочную норму о том, что пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности военнослужащим за исключением проходивших военную службу по призыву и пенсии по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 г.

Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета ст. Закон не охватывает все возможные случаи государственного пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение не предусмотренных этим Законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами. Виды государственных пенсий а Пенсия по старости Пенсия по старости в соответствии с п. По достижении мужчинами 50, женщинами — 45-летнего возраста и при наличии не менее 5 лет трудового стажа пенсия по старости назначается инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При наличии не менее 5 лет трудового стажа пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения следующим категориям граждан: - участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения; - эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным переселяемым из зоны отселения; - постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение; - постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом; - постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы; - занятым на работах в зоне отселения до их переселения в другие районы; - занятым на работах в зоне отселения не проживающим в этой зоне ; - выехавшим в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение. Уменьшение пенсионного возраста перечисленным выше категориям граждан производится в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Трудовой стаж, требуемый для назначения пенсии рассматриваемым категориям граждан, — это суммарная продолжительность периодов как работы, так и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Законом о трудовых пенсиях. Сравнение условий пенсионного обеспечения чернобыльцев до и после 1 января 2002 г. Для одних категорий требуемый общий трудовой стаж, составлявший ранее 20 — 25 лет, заменен 5-летним страховым.

Для других, наоборот, ныне требуется пятилетний страховой стаж, хотя ранее достаточно было лишь факта выполнения соответствующих работ. В настоящее время трудно сказать, как это реально отразится на пенсионном обеспечении граждан, которые достигнут пенсионного возраста в нынешнем году и в дальнейшем. При этом очевидно, что не могут не приниматься во внимание нормы действующих законов, приравнивающих пенсионное обеспечение пострадавших к пенсионному обеспечению чернобыльцев. Так, Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 г. Размер пенсии лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, не зависит от их заработка и уплаченных страховых взносов кроме накопительных.

Она устанавливается в определенной твердой сумме и не может выплачиваться вместе с трудовой. При наличии одновременно права на пенсию по законам о трудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении в частности, при достижении возраста, с которого может быть назначена трудовая пенсия , лица, пострадавшие в результате названных катастроф, могут перейти на трудовую пенсию, если ее размер будет выше. В случае если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии, полагающейся по нормам этого Закона, пенсия, назначенная в соответствии с этим Законом, выплачивается в прежнем, более высоком размере п. Анализ двух этих норм во взаимосвязи дает основание для вывода, что лицам в данном случае пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф , которые получали пенсию в более высоком размере, чем предусматривает Закон, этот более высокий размер может быть сохранен лишь в случае, если они отвечают условиям, требуемым новым Законом, в частности, имеют страховой стаж необходимой для этого продолжительности. Пенсия устанавливается в размере, кратном величине той базовой части трудовой пенсии по старости, которая установлена для граждан, достигших 60 мужчины или 55 лет женщины , Законом о трудовых пенсиях, с дифференциацией в зависимости от наличия и числа иждивенцев.

Достижение 80-летнего возраста или наличие I группы инвалидности на размер пенсии не влияет. Категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. В период прохождения военной службы по призыву солдаты, матросы, сержанты и старшины могут иметь следующие воинские звания: войсковые рядовой, ефрейтор, младший сержант, старший сержант, старшина и корабельные матрос, старший матрос, старшина 1 или 2 статьи, главный старшина, главный корабельный старшина. По действующему законодательству при инвалидности вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы по призыву, пенсия устанавливается независимо от срока, прошедшего после увольнения. Как и при назначении трудовой пенсии, для этой категории военнослужащих имеет значение не группа инвалидности, а ограничение способности к трудовой деятельности I, II либо III степени.

Право на пенсию и ее размер зависят от причины инвалидности. Военная травма определяется как ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы. Заболевание, полученное в период военной службы, — это увечье, полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы служебных обязанностей , либо заболевание, не связанное с исполнением этих обязанностей п. Внешне причины инвалидности для военнослужащих по призыву сформулированы более кратко, чем для остальных военнослужащих. Так, согласно ст.

Военнослужащий не признается получившим увечье ранение, травму, контузию или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за ее пределами места военной службы, за исключением следующих случаев, которые признаются исполнением обязанностей такой службы: нахождения в плену кроме случаев добровольной сдачи в плен , в положении заложника или интернированного; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности, оказания помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства. Военнослужащий не признается получившим увечье ранение, травму, контузию или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием: добровольного приведения себя в состояние наркотического или токсического опьянения; совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным п. Причинная связь увечий ранений, травм, контузий и заболеваний военнослужащих, в том числе бывших, определяется военно-врачебными комиссиями ВВК в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. Так, в частности, причиной инвалидности признается военная травма, если: - увечье получено в результате поражений, обусловленных действием радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений, компонентов ракетного топлива и иных высокотоксичных веществ, источников электромагнитного поля и оптических квантовых генераторов; - заболевание возникло в период пребывания на фронте, службы за границей, где велись боевые действия, либо если заболевание, возникшее ранее, в указанные периоды достигло такой степени, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности к военной службе. Заболевание, в частности, признается полученным в период военной службы, если: оно возникло в период прохождения службы, а также если возникло ранее, но в период службы достигло степени тяжести, которая меняет категорию годности или приводит к негодности освидетельствуемого к службе; увечье получено в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы; увечье получено в период прохождения службы, но на момент освидетельствования отсутствуют документы об обстоятельствах получения увечья п.

Заключение ВВК о причине увечья выносится в соответствии со справкой о травме, выдаваемой командиром воинской части, в которой гражданин проходил службу в момент получения увечья см. При отсутствии такой справки во внимание могут быть приняты иные документы, отражающие обстоятельства получения увечья. Кроме того, основанием для установления факта ранения или увечья но не контузии или заболевания могут быть показания двух или более свидетелей, проходивших службу вместе с освидетельствуемым. Факт прохождения службы должен быть заверен командиром воинской части или руководителем органа внутренних дел по месту прохождения службы или военным комиссаром по месту жительства свидетелей. В случае наступления инвалидности вследствие совершения преступления права на пенсию, установленную для военнослужащих, не возникает.

В данном случае речь может идти о назначении социальной пенсии п. Пенсия по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, включая аварию на Чернобыльской АЭС Законом частично урегулированы и изменены условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, а также других радиационных и техногенных катастроф. Пенсия по случаю потери кормильца назначается по правилам рассматриваемого Закона, если кормилец: получил или перенес лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; был инвалидом вследствие этой катастрофы; принимал участие в ликвидации ее последствий в зоне отчуждения. К нетрудоспособным членам семьи отнесены: нетрудоспособные родители умершего, независимо от нахождения на его иждивении; учащиеся дети до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения 25-летнего возраста; супруг, занятый уходом за детьми умершего, не достигшими 14 лет, независимо от факта работы и от нахождения на иждивении умершего; супруг независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня смерти кормильца, если он достиг 50 лет вдова или 55 лет вдовец либо является инвалидом. Если же смерть наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, пенсия назначается независимо от срока, прошедшего после увольнения п.

К сожалению, в новом Законе не воспроизводится норма Закона 1990 г. Следовательно, в случае смерти такого пенсионера от общего заболевания у правоприменительных органов нет оснований для назначения его нетрудоспособным иждивенцам пенсии как семье военнослужащего. Если гибель смерть кормильца наступила вследствие совершения им преступления, речь может идти только о назначении социальной пенсии п. При отсутствии права на рассматриваемую пенсию например, если кормилец умер вследствие общего заболевания по истечении трех месяцев после увольнения с военной службы должно быть проверено право на трудовую пенсию, для назначения которой, как отмечалось выше, достаточно страхового стажа кормильца любой продолжительности. Круг нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на рассматриваемую пенсию, в основном такой же, как и при обеспечении трудовой пенсией.

При этом не имеет значения, идет ли речь о пенсии по старости на общих основаниях или назначаемой досрочно это может быть и пенсия, именовавшаяся ранее пенсией за выслугу лет. Не имеет значения и тяжесть инвалидности достаточно III группы либо I степени ограничения способности к трудовой деятельности. Сохранены те же условия установления пенсии за выслугу лет, которые требовались ранее для получения доплаты к пенсии. Необходим стаж государственной службы не менее 15 лет п. Требуется факт увольнения с федеральной государственной службы по одному из следующих оснований, предусмотренных п.

При увольнении по указанным выше основаниям, кроме ликвидации государственных органов и сокращения штата, необходимо, как и ранее, дополнительное условие — замещение федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. В стаж государственной службы для назначения рассматриваемой пенсии включаются периоды службы работы в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации. Порядок включения этих периодов в стаж госслужбы устанавливается Правительством РФ ст. Размер пенсии за выслугу лет исчисляется по тем же правилам, по которым ранее исчислялась доплата к пенсии. Учитывается среднемесячный заработок за 12 последних месяцев работы федеральной государственной службы, предшествующих либо дню ее прекращения, либо дню достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию п.

Сохранено и прежнее ограничение среднемесячного заработка, из которого исчисляется пенсия. Этот заработок не может превышать 1,8 должностного оклада 0,8 денежного вознаграждения по замещавшейся должности либо 1,8 того должностного оклада, который был сохранен по прежней замещавшейся должности в порядке, установленном законодательством РФ п. Что касается третьей части трудовой пенсии - накопительной, — то она назначается и выплачивается одновременно с пенсией за выслугу лет без ограничения указанными выше пределами п. В период нахождения на госслужбе, которая дает право на пенсию за выслугу лет, последняя не выплачивается п. При увеличении денежного содержания федеральных государственных служащих на индекс такого увеличения индексируются и все ранее назначенные пенсии ст.

Нетрудоспособными применительно к праву на социальную пенсию законодатель признает: - инвалидов, которые имеют ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, подтвержденные Государственной службой медико-социальной экспертизы бюро МСЭ ; - детей - инвалидов; - детей в возрасте до 18 лет, потерявших одного или обоих родителей; - граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших 55 и 50 лет соответственно мужчин и женщин ; - остальных граждан, достигших 65 и 60 лет соответственно мужчин и женщин.

Пенсия от латинского pensio - «платеж» - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством [3]. Как видим, пенсионное обеспечение является формой материального обеспечения граждан со стороны государства. Основаниями для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи - потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся - длительное выполнение определенной профессиональной деятельности [1]. Пенсии в России установлены государственные и негосударственные. Государственные пенсии выплачиваются гражданам из государственных фондов социального обеспечения. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсии [5]. Негосударственная пенсия выплачивается гражданам из негосударственных коммерческих пенсионных фондов и носит дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в отдельную категорию социальных выплат, не зависящую от государственных пенсий [3]. Происходящие в России демографические изменения, постоянно увеличивавшие нагрузку на пенсионную систему, в последние годы стабилизировались.

Это связано с тем, что удельный вес пенсионеров в общей численности населения страны, в последние годы неуклонно возраставший, начал снижаться из-за увеличения рождаемости и снижения смертности россиян. Экономические трудности и неблагоприятные экономические тенденции вместе с нерациональным построением системы государственного пенсионного обеспечения приводят к систематическому падению жизненного уровня пенсионеров и их семей. Критическая ситуация пенсионного обеспечения российских граждан настоятельно требовала коренных реформ, в ходе которых были бы пересмотрены все основные принципы функционирования пенсионного обеспечения. Первым шагом в этом направлении явилась одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. Указанная Концепция была развита и дополнена в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается смешанная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя: 1 государственное пенсионное страхование; 2 государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию - за счет средств федерального бюджета базовая пенсия ; 3 дополнительное пенсионное страхование обеспечение , осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленным законодательством Российской Федерации - обязательных страховых взносов [3]. Основой дополнительного пенсионного обеспечения должны стать негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться в форме так называемых дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики или в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах. В последние годы важная роль отводится негосударственным пенсионным фондам НПФ , которые имеют двойственный характер [2, 4]. Во-первых, они рассматриваются как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества.

Негосударственные пенсионные фонды представляют возможность людям иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, который способно будет обеспечивать государство.

Неликвидность активов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяют этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надежностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из других финансовых инвесторов не имеет конкурентных преимуществ перед НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, так как их деятельность ограничена более жесткими требованиями ликвидности активов [3]. Отметим, что формирование системы НПФ в России начиналось неблагоприятно: отсутствовали необходимые нормативные документы, негативно действовали инфляция, тяжелое финансовое положение предприятий, неустойчивость фондового рынка, политическая нестабильность и неопределенность. Первый в России Негосударственный пенсионный фонд был создан в ноябре 1991 г. Рассмотрим механизм их функционирования. За каждое застрахованное лицо, работающее в особых условиях труда, работодатель уплачивает страховые взносы по дополнительному тарифу, которые перечисляются в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды. При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов.

Для лиц, работающих в особых условиях труда, которые не обслуживаются ни одним из уполномоченных негосударственных пенсионных фондов, страховые взносы должны будут уплачиваться в Пенсионный фонд Российской Федерации по повышенным тарифам. Эти взносы планировалось размещать на специальный счет в рамках накопительной системы. Предложенный выше подход к организации профессионального пенсионного страхования связан с внедрением системы персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования на всей территории Российской Федерации, функционирование которой началось в 2000 г. Сам Закон о персонифицированном учете был принят 20 марта 1996 г. Он направлен на создание условий для назначения пенсий в соответствии с трудовым вкладом, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов. Персонифицированный учет застрахованных лиц позволяет создать механизм саморегулирования при сборе страховых взносов: поскольку при назначении пенсии будут использоваться данные этого учета, работники будут заинтересованы в своевременном перечислении страховых взносов работодателями и будут сами контролировать этот процесс, чтобы данные о взносах соответствовали заработку и были учтены в пенсионном фонде. Закон рассматривает перечень обязанностей всех субъектов в сфере пенсионирования. Так, государство в лице Пенсионного фонда России принимает на себя обязательства открыть индивидуальный лицевой счет и выдать страховое свидетельство каждому застрахованному, обеспечить защиту сведений.

Работодатели, помимо финансового участия в формировании Пенсионного фонда России, обязаны предоставлять сведения обо всех работающих по трудовому договору, за которых они выплачивают страховые взносы, получать страховые свидетельства и выдавать их под роспись застрахованным лицам, передавать бесплатно каждому работнику копию сведений, поданных о нем в соответствующие отделения Пенсионного фонда России, контролировать соответствие реквизитов страхового свидетельства реквизитам документов, удостоверяющих личность работника. Перечень сведений, которые обязан предоставить работодатель, содержат период деятельности, включаемый в специальный трудовой стаж, сумму заработка, на который начислялись страховые взносы, сумму начисленных страховых взносов, на которые они не начислялись, и др. Согласно Закону застрахованное лицо обязано пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации; получить страховое свидетельство, хранить его и предъявлять по требованию уполномоченных на то лиц; заявлять в случае изменения сведений, находящихся на его индивидуальном лицевом счете, а также при утере страхового свидетельства; представлять по требованию органов Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению на его индивидуальный лицевой счет [7]. Достоинством данного Закона являются перспективы дифференциации пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада. С 1 февраля 1998 г.

В связи с этим, в будущем человек получает право на досрочное пенсионное обеспечение, получение пенсии в более высоком размере. Еще одна подфункция заключается в смене трудовых поколений, что характеризуется выявлением значения пенсий в выводе из процесса производства пожилых работников и замещением их на более молодых. Данная подфункция основана на правовых нормах, касающихся общих условий назначения пенсии, назначения льготных пенсий, досрочных пенсий безработным гражданам. С помощью данной подфункции происходит движение персонала на предприятиях с сохранением определенной преемственности.

Производственная функция пенсии также рассматривается с позиции ее значения как средства перераспределения трудовых ресурсов, которое происходит между отраслями экономики и внутри них. Здесь речь идет о переходе сотрудников, для которых назначена пенсия, из отраслей с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда в те отрасли, для которых характерны более легкие и безопасные условия труда. Социальная функция предназначена для предупреждения, смягчения или устранения негативных последствий, которые связаны с достижением человеком пенсионного возраста. В ее составе отдельно рассматриваются защитная и компенсационная подфункция. Первая из них заключается в защите пожилых работников от угрозы безработицы, бедности, заболеваний, инвалидности и др. Посредством пенсии пожилые люди могут оставлять работу, достойно существовать, удовлетворять базовые потребности, включая те, которые связаны с охраной здоровья например, приобретение лекарственных препаратов, рациональное питание и др. Компенсационная подфункция состоит во взаимосвязи суммы пенсии и размера заработка работника до момента назначения пенсии, а также суммы пенсии и снижения ее реальной стоимости по причине роста цен на потребительскую продукцию и услуги. В первой ситуации рассматривается компенсация утраченного заработка через механизм исчисления пенсии. Во второй имеют в виду индексацию пенсий.

Особо выделяется компенсирующая роль пенсий по старости на работах, которые связаны с особыми условиями труда например, работа на Крайнем Севере, работа граждан, которые подверглись воздействию радиации. Кто имеет право на пенсию по государственному обеспечению Пенсия по старости — это важнейший вид пенсионного обеспечения. На выплату пенсий расходуется существенная часть средств Пенсионного Фонда. Пенсии в качестве социального обеспечения представляют собой для многих граждан основной источник для существования. Для лиц пожилого возраста пенсионное обеспечение играет важную роль, поэтому особо важно со стороны государства обеспечить надлежащее регулирование пенсионного обеспечения. Понятие пенсии по старости до недавнего времени правом социального обеспечения рассматривалось как понятие «пенсия по возрасту». Этот термин был более точен, так как конституционные нормы дают гарантию на социальное обеспечение в соответствии с возрастом, а не по достижении старости. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации Рассмотрение уровней пенсионной системы Российской Федерации: государственного, обязательного и дополнительного обеспечения и страхования. Условия назначения и определение размеров трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Значение, сущность и виды трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца; субъекты получения. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях. Виды пенсий: за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Условия и порядок назначения пенсий. Право военных пенсионеров на трудовую пенсию в дополнение к военной пенсии. Круг лиц, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение. Условия получения социальной пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Пособие по временной нетрудоспособности. Природа и признаки пенсий назначаемых и выплачиваемых гражданам страны: социальной и трудовой по возрасту; инвалидности, случаю потери кормильца, за выслугу лет, особые заслуги перед республикой.

Характеристика обязательного пенсионного страхования, основные принципы и субъекты.

О государственном пенсионном обеспечении в РФ

В случае наступления инвалидности или гибели смерти кормильца вследствие совершения им преступления гражданам, указанным в настоящей статье, назначается социальная пенсия. Пенсии по инвалидности военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособных членов их семей выплачиваются в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы. Статья 9. Условия назначения пенсий участникам Великой Отечественной войны 1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют участники Великой Отечественной войны - инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, независимо от причины инвалидности, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи. В случае наступления инвалидности вследствие совершения участником Великой Отечественной войны противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью ему назначается социальная пенсия. Пенсии, предусмотренные настоящей статьей, выплачиваются в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы. Статья 10. Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей 1. К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, указанные в пункте 3 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать; 12 граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей. Пенсия по старости назначается: 1 гражданам, указанным в подпунктах 1 и 4 пункта 1 настоящей статьи, по достижении возраста 55 и 50 лет соответственно мужчины и женщины при наличии трудового стажа не менее пяти лет; 2 гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, по достижении возраста 50 и 45 лет соответственно мужчины и женщины при наличии трудового стажа не менее пяти лет.

Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, в случае признания гражданина инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи. Членам семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, назначается пенсия по случаю потери кормильца независимо от продолжительности трудового стажа умершего кормильца. Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 11. Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам 1. Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет соответственно мужчины и женщины , не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы. Статья 12.

Порядок установления инвалидности Признание гражданина инвалидом, установление времени наступления и периода инвалидности, а также степени ограничения способности к трудовой деятельности и причины инвалидности осуществляются Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания гражданина инвалидом утверждаются Правительством Российской Федерации. Статья 13. Применение норм Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при назначении пенсии по случаю потери кормильца При назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего умершего кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом. Глава III. Размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению Статья 14. Размеры пенсий федеральных государственных служащих Пенсии, назначенные до вступления в силу Федерального закона от 08. Федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости инвалидности , установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего.

Федерального закона от 08. Размеры пенсий, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района местности проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах местностях. При выезде граждан из этих районов местностей на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. Федерального закона от 22. Размеры пенсий военнослужащих и членов их семей 1. Размеры пенсий за выслугу лет, по инвалидности военнослужащим за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и пенсии по случаю потери кормильца членам их семей в случае гибели смерти военнослужащих за исключением членов семей граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы служебных обязанностей , либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы служебных обязанностей. Инвалидам, которые имеют ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени и на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, размер пенсии по инвалидности определяется исходя из базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьей 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, имеющих на иждивении соответствующее количество нетрудоспособных членов семьи. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере: 1 пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего умершего военнослужащего - 200 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины. Потерей кормильца вследствие военной травмы считается его смерть, наступившая вследствие причин, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи; 2 пенсия по случаю потери кормильца вследствие заболевания, полученного в период военной службы, на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего умершего военнослужащего - 150 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет соответственно мужчины и женщины.

Для женщин этот порог чуть ниже — 7,5 лет. Служащие летно-испытательного состава. А именно лица, занятые в летных исследованиях парашютной, авиационной, воздухоплавательной и прочей аналогичной техники. В случае завершения профессиональной деятельности по состоянию здоровья порог стажа снижается до 20 и 15 лет для мужского пола и женщин соответственно. Лица из числа космонавтов обладают правом на получение 2-х видов пенсий одновременно.

Им может устанавливаться пособие за выслугу лет и пенсионные по старости, если для этого имеются основания. Госпенсия по старости Если гражданин пострадал в результате опасных радиационных либо техногенных происшествий ему назначается государственная пенсия по старости. Обычно в этом случае подразумевают катастрофу в Чернобыле. Здесь возрастные показатели и прочие условия предоставления выплаты зависят от следующих характеристик: статус лица, подвергшегося радиационному облучению; характер работ, выполняемых гражданином; время, место и длительность проживания в областях с высоким уровнем радиации. Словом, при назначении госпенсии требуется анализ перечисленных факторов, а также установление факта наличия связи между физическим состоянием человека болезни, инвалидность и последствиями катастроф.

Возрастной показатель выхода на пенсию и получения пособия составляет: 50 и 45 лет для мужского пола и для женского соответственно, если таковые являлись устранителями результатов аварии на ЧАЭС в 1986 и 1987 году либо стали инвалидами по этой причине. А также если граждане были срочно выселены из пределов зараженной зоны. А также в категорию входят лица, получившие дозу облучения либо перенесшие лучевую болезнь после катастрофы, или в результате работ по устранению ее последствий. Сюда же относятся люди, работавшие в зоне отчуждения и получившие статус «инвалид» после аварии. Установленный возраст выхода на отдых снижается на 3 года и плюс на 6 месяцев за каждый год деятельности или обитания в запретной зоне но не более 5 лет в целом для лиц, вывезенных с территории отселения, не выезжавших с указанной территории до момента переселения, а также работающих, но не проживающих в этой области.

Возраст назначения пенсии по старости снижается на 2 года и на 12 месяцев за каждые 3 года обитания либо труда в зоне проживания для тех граждан, которые постоянно пребывают в ее границах, либо для лиц, покинувших территорию.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации прав на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и условия назначения этих пенсий отдельным категориям граждан. Статья 2. Федеральных законов от 25. Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом 1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению; Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы о признании противоречащим Конституции РФ абзаца третьего пункта 1 статьи 3 в связи с тем, что жалоба не отвечает требованиям допустимости, см. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется: 1 гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 с применением пункта 3 и пункта 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости; 2 участникам Великой Отечественной войны.

Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости; 3 родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших умерших в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 с применением пункта 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости инвалидности или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 с применением пункта 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца ; 4 вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 с применением пункта 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости инвалидности или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 с применением пункта 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца ; 5 гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 с применением пункта 4 статьи 17 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости инвалидности или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 с применением пункта 4 статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца. Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" накопительной части трудовой пенсии. Статья 4. Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению 1. Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: 1 федеральные государственные служащие; 3 участники Великой Отечественной войны; 4 граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; 5 нетрудоспособные граждане. Члены семей граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, имеют право на пенсию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Статья 5.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению 1. В соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. Пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона. Пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона. Пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подпунктах 2 - 4 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона. Социальная пенсия назначается гражданам, указанным в подпункте 5 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона. В случае смерти граждан, указанных в подпунктах 2 и 4 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, члены их семей имеют право на пенсию по случаю потери кормильца. Статья 6. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета. Глава II.

Условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим 1. Граждане, уволенные с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости инвалидности , назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию. Условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Статья 8. Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей 1. Пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Федерального закона от 25.

Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы. В случае гибели смерти военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца.

Ряд актуальных проблем был затронут в книге " Управление в условиях неустойчивости финансово-экономической системы. Стратегия и инструменты ". В описании книги сказано следующее.

В книге исследуется российский опыт формирования системы стабилизационных и антикризисных мер на федеральном и региональном уровнях на протяжении всего периода становления рыночной экономики и в период острого кризиса 2008- 2009 гг. Выявленные проблемы позволили авторам уточнить стратегические задачи государственной антикризисной политики, определить основные направления и сферы ее совершенствования, предложить систему механизмов реализации антикризисных мер и повышения финансово-экономической устойчивости. Научно-исследовательская работа проводилась в рамках Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг. Кроме того, при изучении темы "Государственное пенсионное обеспечение как элемент российской пенсионной системы Понятие и виды государственных пенсий" были использованы такие периодические источники, как: Негосударственное пенсионное обеспечение: как возместить расходы. Левадная, "Финансовая газета.

Понятие и виды полномочий представителей в арбитражном процессе. Государственные гарантии как элемент правового статуса государственных служащих. Эволюция пенсионной системы: тенденции и перспективы развития в условиях социально ориентированной рыночной экономики. Зырянова, Е. О понятии и видах вещных прав в российском гражданском праве.

Образец введения Представленная работа посвящена теме "Государственное пенсионное обеспечение как элемент российской пенсионной системы Понятие и виды государственных пенсий". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

1. проанализировать источники правового регулирования государственного пенсионного обеспечения; 2. определить виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению; 3. установить круг лиц, для которых предусмотрено государственное пенсионного обеспечение. Порядок назначения и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению .107 9.2. Порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим. Порядок подсчета трудовых пенсий; досрочное назначение пенсий; пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф: условия назначения, размеры пенсий.

Понятие и виды государственных пенсий

Для военнослужащих: Пенсия за выслугу лет военнослужащим за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Для космонавтов: наличие выслуги в соответствующих должностях не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, из которых не менее 10 календарных лет у мужчин и не менее 7, 5 лет у женщин приходятся на работу в летно-испытательном подразделении. Для работников летно-испытательного состава: занятость в летных испытаниях исследованиях опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники. Установление страховой пенсии по старости по инвалидности. Выплата Пенсия по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке. Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо.

Порядок назначения и выплаты пенсий 1. При обращении лиц, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", такие пенсии назначаются и выплачиваются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона, с 1 июля 2023 года. Такая доплата устанавливается лицу, указанному в статье 1 настоящего Федерального закона, со дня назначения пенсии, предусмотренной указанным Законом Российской Федерации, и выплачивается за период с 30 сентября 2022 года по день, предшествующий дню назначения этой пенсии. В случае, если при назначении лицу, указанному в пункте 1 или 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", ее размер не превысит размер пенсии, установленный указанному лицу по состоянию на 30 июня 2023 года в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, сохраняется более высокий размер пенсии до достижения размера пенсии, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению индексации до достижения размера пенсии, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постоянное проживание лица, указанного в статье 1 настоящего Федерального закона, по состоянию на 30 сентября 2022 года на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории по состоянию на указанную дату либо свидетельством о регистрации по месту жительства для несовершеннолетних граждан , выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел его территориальным органом. При обращении лиц, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсии документы об установлении инвалидности, выданные на территории Украины, принимаются в случае, если такие документы были выданы не позднее 30 сентября 2022 года. При обращении лиц, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсии документы, выданные на украинском языке, в том числе документы, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, принимаются без перевода на русский язык.

Такой вывод напрашивается, исходя из условий и норм их обеспечения, содержащихся в Законе о государственном пенсионном обеспечении. В обобщенном виде пенсии по системе государственного пенсионного обеспечения — ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые отдельным категориям граждан в целях компенсации им заработка дохода , утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости инвалидности ; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности, потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; а нетрудоспособным гражданам в качестве средств к их существованию, и осуществляемые за счет ассигнований из государственного бюджета. В системе государственного пенсионного обеспечения имеются «свои» виды пенсий В дальнейшем мы ее называем бюджетной пенсионной системой, а пенсии по этой системе — бюджетные пенсии : а пенсия за выслугу лет; б пенсия по старости; г пенсии по случаю потери кормильца; д социальные пенсии. На каждый из названных видов бюджетной пенсии могут претендовать определенные категории граждан при соблюдении соответствующих условий.

Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан. Основной целью индивидуального персонифицированного учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица. В соответствии с Федеральным законом от 15. Закон устанавливает пять видов пенсий: 1 пенсия за выслугу лет; 2 пенсия по старости; 3 пенсия по инвалидности; 4 пенсия по случаю потери кормильца; 5 социальная пенсия. Статья 1 Закона Российской Федерации от 12. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных Силах Содружества независимых государств, в качестве: 1 офицеров, прапорщиков, мичманов; 2 по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; 3 офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в воинских формированиях СССР; 4 рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР; 5 в государственной противопожарной службе; 6 в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 7 в органах уголовно-исполнительной системы. Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном Законом.

Обзор законодательных документов, регулирующих правоотношения в пенсионной сфере

Что такое пенсия исследование правовых вопросов пенсионного обеспечения за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Объектом исследования является пенсия по государственному пенсионному обеспечению.
Закон о государственном пенсионном обеспечении в РФ: 166-ФЗ ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Эта нормативно-правовая база направлена на работу с государственным пенсионным обеспечением. Она даёт гражданам знания о пенсионной выплате в нашей стране.
Понятие и виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении. Данный вид пенсий устанавливается и выплачивается независимо от получения в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Государственное пенсионное обеспечение в России: основные принципы и механизмы

Какие пенсии бывают. Есть три основных вида пенсий. Страховая положена тем, кто был официально трудоустроен, социальная — тем, кто по каким‑то причинам не мог работать или набрать стаж, и отдельная государственная пенсия — для особых категорий граждан. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Как уже говорилось, государственное пенсионное обеспечение подразумевает следующие виды пенсий: по старости, за выслугу лет, по инвалидности, социальная пенсия. Пенсионная система – совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Можно сделать вывод, что целевое назначение пенсий по государственному пенсионному обеспечению различно, объединяет их лишь источник, из которого они выплачиваются (федеральный бюджет). Основные виды пенсий. К основным видам пенсий относятся следующие категории выплат: Пенсия трудовая по старости назначается гражданам по достижению возраста выхода на пенсию, при условии, что их трудовой стаж насчитывает не менее 5 лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия. Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Пенсионное обеспечение

Виды пенсий по государственному обеспечению В ст. Законом предусмотрены следующие виды государственного обеспечения: за выслугу лет — полагается некоторым группам госслужащих; по старости — предоставляется лицам достигшим пенсионного возраста; по инвалидности — выделяется людям с ограниченными возможностями I, II и III группы; пенсия по случаю потери кормильца — назначается членам семьи в случае смерти родственника их содержащего; социальная — назначается социально незащищенным слоям населения. Обратите внимание: отдельные категории граждан могут получать два вида денежных выплат одновременно. Контроль накоплений по ФЗ-166 У всех россиян, обладающих накопительной частью пенсии, есть возможность передать ее на управление определенных структур. Осуществлять управление пенсионными финансовыми средствами могут: рыночная управляющая компания, с которой по итогам конкурса ПФР заключил контракт или внешэкономбанк; негосударственный фонд — НПФ: он выполняет функции по обязательному пенсионному страхованию. Вы можете при желании менять страховое лицо и управляющую компанию каждый год. Для этого нужно подать заявление в территориальный орган ПФР по месту жительства. Виды накоплений по закону о пенсионном обеспечении Будущая государственная выплата суммируется из страховой и накопительной пенсий. Страховые компенсации бывают трех видов — по старости, потери кормильца или инвалидности. В России жители по достижении 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин могут обратиться в ПФР и начать получать компенсацию. Некоторые категории граждан РФ располагают правом на назначение страховой пенсии по старости досрочно.

Страховая компенсация собирается из пенсионных баллов и обладает сложной формулой, зависящей от стажа труда. Правительство России стоимость пенсионного балла устанавливает каждый год. Накопительная пенсия является результатом накоплений, сформированных к моменту выхода на пенсию.

Инвалиды — это особенная группа лиц, нуждающаяся в заботе и помощи не только со стороны государства, но и со стороны рядовых граждан. Законом о государственном пенсионном обеспечении установлен порядок назначения и выплаты пенсий гражданам, имеющим группу инвалидности, установленные и зафиксированные в соответствии с медицинским заключением. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на получение государственной пенсии по инвалидности имеют граждане в зависимости от статуса инвалида рис. Государственная пенсия по инвалидности устанавливается в процентном отношении от размера социальной пенсии и выплачивается в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы. Факт оплачиваемой трудовой деятельности не влияет на выплату государственной пенсии по инвалидности. Право на получение государственной пенсии по инвалидности имеют нетрудоспособные граждане, к которым относятся инвалиды. Инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Гарантии правовой и социальной защиты граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, а также возмещение вреда военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, определяются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Право на государственную пенсию по инвалидности имеют военнослужащие, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин при наступлении инвалидности вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы. На равных основаниях с военнослужащими пенсия назначается лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел. Пенсионное обеспечение нетрудоспособных членов семей военнослужащих регулируется Законом о государственном пенсионном обеспечении. Документами, подтверждающими статус военнослужащего, являются: военный билет; справки военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных организаций; трудовая книжка. Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы; вследствие заболевания, полученного в период военной службы: инвалидам I группы — 250; инвалидам II группы — 200; инвалидам III группы — 150. Инвалидность, наступившая вследствие иных причин, имевших место в период прохождения службы в органах внутренних дел, приравнивается к инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы. Пенсия по инвалидности вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа, в том числе военной службы. Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания зависит от наличия и продолжительности общего трудового стажа. В случае гибели смерти военнослужащих в период прохождения военной службы не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по потере кормильца. Инвалидам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер пенсии по инвалидности определяется исходя из размера социальной пенсии, увеличенного на 929 руб. Нетрудоспособным членам семьи пенсия по случаю потери кормильца назначается только в том случае, если они находились на иждивении погибшего умершего кормильцаинвалида. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размеры пенсий по инвалидности увеличиваются на соответствующий районный коэффициент на весь период их проживания в указанных районах местностях. При выезде данных граждан из этих районов местностей на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. Участники Великой Отечественной войны также отнесены к категории граждан, которым назначается пенсия по государственному пенсионному обеспечению. Право на пенсию по инвалидности имеют участники Великой Отечественной войны — инвалиды I, II и III групп независимо от причины инвалидности, если инвалидность не связана с военной травмой либо заболеванием, полученным в период прохождения военной службы в таком случае гражданин по закону относится к категории военнослужащих. Пенсия по инвалидности назначается только тем участникам войны, кто лично принимал участие в Великой Отечественной войне при наличии статуса участника Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом от 12. К ним относятся граждане, инвалидность которых является следствием ранения, контузии, увечья, полученных при проведении боевых действий в период Великой Отечественной войны. Им может устанавливаться и пенсия по инвалидности, и трудовая пенсия по старости. Инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, полученных после Великой Отечественной войны в связи с подрывом на снарядах, минах, оставшихся после военных действий, не имеют права на получение двух пенсий. Если участник Великой Отечественной войны не является инвалидом, ему назначается только трудовая пенсия в соответствии с Законом о трудовых пенсиях. В случае наступления инвалидности вследствие совершения участником Великой Отечественной войны противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью ему назначается социальная пенсия. Пенсия по инвалидности выплачивается в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы.

Исходя из расчета выявленных нужд граждан, стоит увеличивать размер той или иной государственной пенсии не только с учетом повышения цен на минимальный набор потребительской корзины, но и с учетом перспективы качественного повышения уровня жизни граждан, не имеющих возможности сделать это самостоятельно и как никто другой нуждающихся в поддержке государства. В силу того, что пенсионная система представляет собой сложный экономико-правовой институт, в настоящем исследовании обосновывается, насколько степень реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение и качество правового регулирования зависят от решения системных проблем российской экономики, самой пенсионной системы, всей сферы социального обеспечения. Утверждается, что при рассмотрении экономико-правовых последствий какого-либо пенсионного реформирования недопустимо искажение принципов, изначально положенных в основу системы государственного пенсионного обеспечения, умаление прав граждан и снижение уровня гарантированности их реализации. Повышенная ответственность государства абсолютно правомерна и в силу того, что система социального обеспечения призвана обеспечить реализацию конституционных прав граждан и носит государственный характер. Целью данной курсовой работы являлось комплексное исследование вопросов по теме «Понятие и виды государственных пенсий». В связи с поставленной целью определен следующий круг задач: определить понятие и виды пенсий; рассмотреть нормативно-правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения; определить круг лиц, имеющих право на получение пенсии; выявить перспективы совершенствования государственного пенсионного обеспечения, а также другие аспекты, необходимые для раскрытия главного вопроса темы исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающихся в связи и по поводу особенностей пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Предметом исследования являются нормы действующего российского законодательства, регулирующие особенности пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Методологическая основа работы представлена базовыми положениями диалектического метода познания, позволяющими отразить взаимосвязь теории и практики. В работе применяются общенаучные методы исследования: анализ, логический, обобщение, систематизация, сравнительный методы. Также используются специально-юридические методы познания правовой действительности: историко-правовой, сравнительно-правовой, метод анализа правовых актов, технико-юридический и другие. Нормативно-правовой основой работы являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и другие нормативные правовые акты. Глава 1. Правовые основы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации 1. Понятие государственных пенсий В данной части исследования рассмотрим понятие и виды пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Сопоставим положения действующего законодательства РФ и положения доктрины. Пенсионная система Российской Федерации состоит из двух частей: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения. Накопительный компонент в его обязательной части , входящий в пенсионную систему, функционирует в рамках обязательного пенсионного страхования. Что касается добровольной части накопительного компонента, также входящего в пенсионную систему, то он функционирует в формате негосударственного пенсионного обеспечения, основанном на договорном регулировании, что относит его в основном к предмету ведения гражданского права. Главное отличие государственного пенсионного обеспечения от пенсий по системе обязательного пенсионного страхования заключается в различном финансовом обеспечении: «если страховые пенсии обеспечиваются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, то выплата и доставка государственных пенсий производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета»[1]. Выделим основные признаки государственных пенсий в России. Государственные пенсии имеют особые цели: 1. Компенсация заработка дохода , утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости инвалидности либо компенсация утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; 2. Компенсация вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф; 3.

Перечень включает такие разновидности: выплата за выслугу лет; пенсионные начисления по старости; пособие в связи с наличием инвалидности, возникшей по причине врожденных или приобретенных патологий, а также заболеваний, увечий, травм; Также существует еще один вид — социальные пенсионные выплаты. Такое пособие назначают нетрудоспособным лицам. То есть, инвалидам и детям без родителей, а также гражданам, проживающим в суровых климатических условиях Крайний Север. Госпенсия по выслуге лет Такой вариант обеспечения как государственная пенсия за выслугу лет назначается в том случае, если человек выработал определенный стаж, осуществляя деятельность по конкретному профессиональному направлению. В частности, на пособие могут рассчитывать следующие группы: Госслужащие. Минимальный стаж для этой категории в 2018 году составил 16 лет. Причем до 2026 года значение ежегодно будет изменяться на 6 месяцев в сторону увеличения. Таким образом в итоге минимальная выслуга составит 20 лет. Военные, а также пожарники, спасатели, сотрудники правоохранительных органов. Общий стаж в этом случае должен составлять не менее 20 лет на момент увольнения со службы. Также допускается назначение пособия в возрасте 45 лет, при условии насчитанного общего стажа 25 лет и больше, причем 12 с половиной лет из них в обязательном порядке должны быть проведены на службе. Выслуга составляет не меньше 25 лет для мужского пола и 20 лет для женщин. Причем мужчины должны не менее 10 лет отработать в летно-испытательном подразделении. Для женщин этот порог чуть ниже — 7,5 лет. Служащие летно-испытательного состава. А именно лица, занятые в летных исследованиях парашютной, авиационной, воздухоплавательной и прочей аналогичной техники.

Содержание статьи

  • Законодательное регулирование
  • Глава 7. Пенсии но государственному пенсионному обеспечению
  • Пенсия по гособеспечению: суть понятия
  • Федеральный закон от № ФЗ — Викитека
  • Закон о государственном пенсионном обеспечении в РФ: 166-ФЗ
  • Обзор законодательных документов, регулирующих правоотношения в пенсионной сфере

Что такое пенсия

Пенсия по гособеспечению Государственное пенсионное обеспечение представляет собой финансирование ежемесячных выплат определенным лицам с целью компенсации таковым источника дохода, утраченного по различным причинам. страхования и отсутствие четких границ с теорией социального обеспечения. Несмотря на новации пенсионного законодательства, экономический. механизм государственного регулирования обеспечивает пенсии на уровне 1990 г. Назначение всех видов пенсий, перерасчет их размеров и перевод с одного размера на другой производится по заявлению граждан органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке и на условиях, определяемых законом. Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных Законом о пенсионном обеспечении для различных видов пенсий. 1. проанализировать источники правового регулирования государственного пенсионного обеспечения; 2. определить виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению; 3. установить круг лиц, для которых предусмотрено государственное пенсионного обеспечение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий