Почему именно студенческое движение стало детонатором массовых социальных выступлений

условия, когда в движение против режима и капиталистической системы начнут вливаться все более широкие массы. Студенческое движение развивалось не на классовой основе и поэтому отличалось неустойчивостью. Под влиянием революционеров часть студенчества перешла от корпоративных требований учащихся к активному участию в освободительном движении.

Какой сегодня праздник: 17 февраля - День российских студенческих отрядов

Студенческая пословица советских времён 25 февраля 1956 года — ровно 65 лет назад — Никита Хрущёв прочитал свою самую известную речь, впервые с трибуны КПСС предав огласке преступления сталинского режима, факты массовых репрессий и террора в отношении многих тысяч невиновных советских граждан. Призыв развенчать культ личности и порвать со сталинизмом ознаменовал собой новую веху в истории России и нашёл отклик среди миллионов жителей СССР, но особенно горячо реагировала молодёжь, в том числе самая активная и мыслящая её часть — студенчество. Речь Никиты Хрущёва на XX съезде КПСС Осуждение предыдущей тоталитарной эпохи привело к качественно новой динамике в студенческой среде: многие запретные темы стали открыто обсуждаться, забронзовевшие догмы подвергаться сомнениям, а страх впервые за долги годы сменила надежда на перемены в стране. В то время современники писали, что народ испытывал «духовное раскрепощение» и вдыхал первые «глотки свободы». Первой реакцией студентов была безоговорочная поддержка Никиты Хрущёва и проводимого им курса на десталинизацию. События 1956 г. Мечты студентов и интеллигенции разрушились, столкнувшись со стремлением коммунистической номенклатуры ограничиться «поверхностной» либерализацией без проведения структурных реформ, которые способны уничтожить монополию партии на власть. Партия и комсомол ограничивали любые дискуссии и пытались максимально «заболтать» и «замести под ковёр» доклад Хрущёва, чтобы не допустить популяризации «опасных» идей. Реакцией на «антисоветские» тенденции стал запрет на распространение доклада на бумаге, а сам он если и обсуждался на собраниях, то в сильно урезанном виде, где были срезаны наиболее «острые углы». Советская номенклатура боялась распространения полного текста доклада Советское государство, с одной стороны, декларировало курс на свободу и гласность, а с другой — душило любую дискуссию.

Подобное лицемерие вызвало ответное возмущение. Жадные до знаний студенты, получив «глоток свободы», уже не желали мириться с цензурной версией доклада и начали тайно тиражировать его копии в университетской среде. После получения копии доклада, ночного переписывания и сопряжённого с риском распространения в каждом университете создавалась сплочённая сеть единомышленников, которые вместе противостояли лживому партийному аппарату. Подпольное чтение доклада привело к появлению новых форм протеста. Одной их таких форм стал бойкот привычных для советских людей повинностей. Отправленные на сельхозработы студенты отказывались от унизительной для молодых интеллектуалов работы. Участились случаи «пассивности», «отрыва от коллектива», «аполитичного поведения» и «разочарования». В основном протест был пассивным и выражался в отказе платить членские взносов и игнорировании собраний, были и те, кто более активно боролся с комсомольщиной. Показательны ранее невообразимые случаи публичного осуждения как структурных организаций КПСС, так и всей советской системы.

Например, на собрании историко-филологического факультета Курского педагогического института студент И. Рыков, оценивая состояние дел в комсомольской организации, заявил, что «комсомол — это скучная организация». В свою очередь, студенты физико-математического факультета Ленинградского университета назвали комсомол «организацией обывателей». Студент-комсомолец МГУ Альбеев публично выразил недоверие партии и требовал установления контроля над её работой. Студент Горного института Грохотов поднял на собрании вопрос о недемократичности выборов в Советы и об отсутствии в СССР свободы печати.

Одной из первых студенческих организаций в России была «Горно-флотская школа» 1821 , основанная Александром Ганнибалом. С течением времени они стали активно распространяться по разным регионам страны. В частности, интеллигентская молодежь из Санкт-Петербурга образовала организацию «Красный переворот» 1857 , которая проводила политические мероприятия и боролась за свободу слова и печати. С развитием студенческого движения появилась необходимость в создании общероссийских студенческих союзов.

В 1861 году была создана Общероссийская студенческая христианская община , которая занималась просветительской и благотворительной деятельностью, а также боролась за улучшение условий обучения и прав студентов. Издания Одной из важных составляющих развития студенческого движения было создание студентами собственных изданий. Они стали не только площадкой для обмена информацией и мнениями, но и средством пропаганды и организации акций. Одним из первых студенческих изданий была газета «Студенческий вестник» 1853-1855 , которая печаталась студентами Казанского университета. Это издание активно освещало проблемы студенческой жизни и влияло на общественное мнение. Вторым важным изданием того времени был журнал «Русская мысль» 1856-1858 , который выходил в Санкт-Петербурге. Он стал символом свободомыслия и критического мышления, публикуя статьи, посвященные политическим, социальным и культурным проблемам. Студенческие издания стали одним из основных инструментов студенческого движения для пропаганды своих идей и протеста. Они сыграли важную роль в формировании общественного мнения и способствовали общественным переменам в России XIX века.

Влияние студенческого движения на развитие науки и образования Студенческое движение в России 19 века оказало значительное влияние на развитие науки и образования в стране. Активная политическая и интеллектуальная деятельность студентов способствовала прогрессу научных исследований и усовершенствованию системы образования. Студенты 19 века активно участвовали в создании новых научных обществ и журналов, где разрабатывали и публиковали свои исследования. Они осуществляли научные эксперименты, проводили наблюдения и систематизацию данных, что вносило существенный вклад в развитие различных научных дисциплин. Студенческое самоуправление и демократические идеи, пропагандируемые студентами, стимулировали реформы в системе высшего образования. Студенты требовали больше свободы в выборе учебных предметов, активное участие в преподавательском процессе, а также открытость университетов для широкой общественности. Такие требования положили начало изменениям в системе высшего образования и принятию новых реформаторских законов. Кроме того, студенческое движение активно влияло на формирование общественного мнения по вопросам науки и образования. Студенты проводили публичные лекции и дискуссии, публиковали статьи и книги, распространяли свои идеи среди широких масс общества.

Это способствовало расширению кругозора и повышению образованности русского народа в целом. Таким образом, студенческое движение в России 19 века значительно повлияло на развитие науки и образования. Активность и интеллектуальная энергия студентов способствовали прогрессу и совершенствованию научных исследований, а также реформированию системы высшего образования. Влияние студенческого движения на формирование общественного мнения позволило повысить образованность населения, способствуя развитию общества в целом.

В Великобритании иное отношение к вопросам гонки вооружений. Лейбористская партия многие годы настаивала на запрещении атомного оружия и требовала удаления американского ядерного оружия с территории Великобритании.

В США антивоенное и антимилитаристское движения были связаны с двумя крупными военными конфликтами современности — с корейской войной и войной США во Вьетнаме. Участие США в этих войнах породило мощное движение протеста. В 60-е гг. Со второй половины 60-х гг. Во Франции движения среди студентов, начавшиеся с требований реформы образования переросли в массовые выступления трудящихся «красный май», 1968 г. Однако к началу 70-х гг.

Альтернативные, экологические движения. Первая экологическая партия возникла в 1973 г. Другой сферой альтернативной деятельности новых социальных движений явилось образование жилищных сообществ и сельскохозяйственных коммун.

Омоновцы вышибали двери, выволакивали обычно за волосы полуголых девчонок, избивая их по дороге и требуя "выдать оружие и наркотики". Многим девушкам запомнился здоровенный пьяный омоновец, который профессионально - одним ударом ноги - высаживал двери и врывался в комнаты с диким криком: "Кто здесь целка?! Я - спец по целкам! Кое-где этажи перекрывались решетками - и студенты успели их закрыть и спасти свои комнаты от разгрома, а себя от избиения. На крыше несколько студентов попытались забаррикадироваться и встретили ОМОН градом пустых бутылок. Но омоновцы, хоть и пьяные, подавили сопротивление без потерь и, повязав защитников крыши, поволокли их в "упаковки".

Заодно прихватили и некоторых других студентов, "революционную символику" знамя, горны и барабан , все спиртное, какое нашли, а также кое-какие чужие личные вещи. Избитые студенты выползли из углов, матеря "ментов" и Ельцина, перевязывая раны и утешая плачущих девушек. Одного студента, впрочем, избили так сильно, что его пришлось отправить с стационар с переломами. Так была создана в Твери "Студенческая защита". Анархистский журнал "Черная звезда" рассказ об этих событиях сопроводил совершенно справедливым саркастическим замечанием: "Сто анархистских агитаторов за год не добились бы такого эффекта". На следующий день все основные тверские газеты - "Вече Твери", "Тверские ведомости", "Новая газета" - сообщили о "пьяном дебоше" в студгородке. О "геройствах" пьяного ОМОНа, разумеется, не было сказано ни слова, о политическом или квазиполитическом характере событий - тоже. Тема "пьяного дебоша" покрыла вс. Хотя дебош устроили не пьяные студенты, а пьяный ОМОН.

На митинг собралось 10 тысяч человек - небывалое для Иркутска количество. Митинг АПОС прошел скучно и закончился ничем. Рядовым студентам слова не дали. Лидеры АПОС отгородились от "масс" кордонами студентов-юристов многие из которых работают в милиции. В результате, когда с трибуны было объявлено об окончании митинга, свыше 2 тысяч недовольных студентов расходиться не захотели, а двинулись к зданию обладминистрации, скандируя по дороге "Стипуху! Милиция пасла колонну до сквера им. Кирова, а когда студенты втянулись в сквер, они были блокированы со всех сторон грузовиками и оцеплены несколькими рядами ОМОНа. К скверу были стянуты все милицейские силы города. Милиция, похоже, была сильно испугана и готовилась к худшему.

Какой-то полковник через мегафон истерично кричал: "Бунтовать вздумали? Да мы сюда дивизию вызовем! Если надо, стрелять будем! К месту событий прибыл лично губернатор Иркутской области Ю. Он попробовал успокоить демонстрантов рассказом, что он сам когда-то был студентом, но собравшиеся обрушили на него град претензий. Они возмущались, что общежития сдаются в наем коммерсантам, а студентов выселяют на улицу, что в Политехническом университете введены незаконные поборы, вплоть до того, что за оформление диплома успешно окончившему вуз студенту требуется заплатить 55 минимальных зарплат, и т. Ножиков поклялся, что ничего этого не знал, и призвал студентов выбрать инициативную группу для переговоров. Группу выбрали. Так завершился самый массовый в истории Иркутска несанкционированный митинг.

По TV выступил зам. Зачем студенты жевали презервативы, зам. Местные газеты дружно и абсолютно однотипно изложили ту же версию. Единственным исключением оказалась газета "Советская молодежь", где была напечатана довольно правдивая заметка о студенческих беспорядках и их причине - и то лишь потому, что в газете тогда работал виднейший иркутский анархист И. Центральные СМИ эти события, конечно, проигнорировали. Теперь выводы. Можно смело утверждать, что замалчивание беспорядков 1994-1995 гг. Левая оппозиция тем более, коммунисты по правилам западной политической пропаганды - это "плохие парни", они и должны организовывать всякие там беспорядки: чего от них еще ожидать? А им, естественно, противостоят "хорошие парни" - полиция, которая "нас защищает" смотри детективы, читай детективы!

И вообще, народ "всегда поддерживает власть" это, собственно, официальное объяснение легитимности власти. К чисто студенческим беспорядкам нельзя было применить классическую пропагандистскую схему "мы хорошие - они плохие ". Здесь был нужен другой - тоже классический пропагандистский метод: "наклеивание ярлыка". Но власть не сразу додумалась до этого - и не сразу подобрала ярлык ярлык, по правилам политической пропаганды, должен быть броским, запоминающимся, неприглядным, простым и, главное, псевдоочевидным: нельзя допускать, чтобы возникла необходимость доказывать "обоснованность" ярлыка - это заведомо невыполнимая задача. Когда такой ярлык - "пьяные дебоширы" - был найден, была скорректирована и позиция СМИ. Широко распространено мнение, что времена "свободы печати" в России закончились вместе с "перестройкой", а сейчас мы возвращаемся к привычным советским механизмам управления и манипулирования СМИ - хотя, возможно, в более либеральной и более завуалированной форме. Пример со студенческими беспорядками показывает, что это ошибочная точка зрения. Напротив, российские СМИ становятся похожими на западные - и, соответственно, начинают работать не советские, а западные механизмы контроля над распространением информации. Речь идет, разумеется, не о декларациях, а о реальной практике функционирования западных СМИ.

Реакция mass media на студенческие беспорядки в 1994-1995 гг. В СССР подобного рода события замалчивались в провинции, но не замалчивались в столицах. Это объяснялось наличием в столицах западных журналистов и вообще большого числа иностранцев. В то же время в провинции публичная реакция в частности, печатная отсутствовала именно в силу того факта, что живых западных наблюдателей событий не было, но было известно, что западные советологические центры и пропагандистские институты Радио "Свобода", например выписывают и местную прессу. В СССР события подобного рода обязательно были предметом специального пусть закрытого разбирательства "по партийной линии" - с последующими "оргвыводами", с проведением закрытых партийных собраний и целой кампанией "политнакачки" на местах. Таким образом, даже не освещаясь в mass media "болтун - находка для шпиона" , события де-факто признавались "темой номер один" и властью, и населением. Западные методики исходят из того, что неблагоприятные для Системы события, если это технически возможно, нужно вытеснить из информационного пространства. Вытеснить можно, во-первых , замалчивая, во-вторых , "задвигая" на десятистепенное место другими -сенсационными - сообщениями. При этом "сенсация" может быть и искусственно раздутой или даже полностью вымышленной.

Метод замалчивания ярко проявил себя в западных СМИ при освещении югославского конфликта, когда из сообщений mass media тщательно вычищалась вся информация, благоприятная для сербов и неблагоприятная для хорватов и мусульман в результате даже такой суперсенсационный факт, как провозглашение Гитлера почетными гражданином Хорватии, абсолютно неизвестен западной общественности. Метод "задвигания" хорошо иллюстрируется примером Руанды.

7 студенческих протестов, изменивших мир

Cтуденты Петербургского университета. Однако почему же существует мнение об оппозиционности всех студентов по отношению к самодержавию? Дело в том, что те студенты, которые часто выступали на сходках и митингах, были более заметны, скандалы, связанные с ними, потрясали стены университетов. Определенную роль в этом сыграло и неприятие правыми студенчества — фигура «скубента» рассматривалась как чуждая и враждебная России, ее традициям. На популярных в то время карикатурах представители левых партий традиционно изображались в студенческой форме. Важную роль в формировании взглядов студенчества играли землячества. Приезжие составляли значительную часть учащихся, особенно в столицах. Эти объединения были действительно подспорьем и опорой для молодых людей, оказавшихся в чужом городе в незнакомой обстановке.

Именно на собраниях землячества многие узнавали про те или иные идеи, там они быстрее получали распространение ввиду того, что была доверительная свойская атмосфера. Среди всех землячеств выделялись наиболее крупные и влиятельные. Обычно это были собрания студентов какой-нибудь крупной губернии. Безусловно, приезжие студенты, зачастую жившие очень скромно, не имевшие возможности получать помощь от родственников, быстро проникались оппозиционными и даже революционными идеями. В воспоминаниях Е. Кадетская печать, которая тогда пользовалась популярностью среди в университетской среде, писала об этой акции как о достойном проявлении патриотических чувств. Жизнь студенческая: типы дореволюционных студентов и курсисток.

Все картинки из жизни студентов того времени здесь На примере Москвы интересно проследить развитие событий во время войны. Уже в 1914 г. Далеко не все были едины в этом вопросе. Часть студентов в октябре того же года заявила о том, что идти на войну надо «с Марсельезой», некоторые говорили о том, что готовы были бы воевать с Германией на стороне Бельгии или Франции, а сражаться в российской армии означает защищать деспотизм. Против войны, однако, выступало явное меньшинство. Это объясняется тем, что на позициях пораженчества однозначно стояли только большевики, которые не имели влияния на широкие массы в начале войны, но сумели в дальнейшем создать разветвленную сеть в последующие годы. Однако антивоенная деятельность имела место, в ноябре-декабре 1914 г.

В 1915 г. Осенью того же года в ходе расстрела полицией демонстрации в Москве погибло несколько студентов, в результате чего университетская среда мощно бурлила. Студенты физико-математического факультета С. Костяков и Д. Орлов занимались изготовлением и распространением большевистских прокламаций, но в сентябре 1915 г. В феврале-марте 1916 г. Эти листовки были напечатаны в «Студенческом книгоиздательстве» на Моховой улице.

На этом примере видно, что организовать подпольную или даже полулегальную типографию было довольно легко. Каждые несколько месяцев в университете происходили громкие события, которые будоражили общественность. В то же время часть студентов разделяли патриотические настроения — химики, инженеры, физики принимали посильное участие в изготовлении необходимых приборов и аппаратов для фронта, учащиеся жертвовали средства на помощь раненым и семьям погибших. Студенты первого набора Пермского отделения Петроградского университета. Обстановка в разных университетах существенно отличалась. Эпицентром антиправительственных настроений по праву считался Петербургский университет, у Московского была слава более консервативного заведения, Киевский был известен как мощный центр влияния эсеров украинские эсеры традиционно были сильны , в Дерптском Юрьевском университете довольно долго действовала сильная большевистская группа. Остальные университеты были более аполитичны, жизнь там протекала довольно спокойно и без особых событий.

В ходе массового полевения студентов в период мировой войны разные университеты демонстрировали сплоченность или, наоборот, разобщенность социалистических фракций. В Харькове и Казани все три крупнейшие левые партии большевики, меньшевики, эсеры проводили свою политику и по отдельности, эти ячейки собирались в разное время и в разных местах. Пример революционной солидарности демонстрировали такие университеты, как Саратовский, Петроградский, Московский. Саратовский университет прославился еще тем, что в 1915 г.

Также важны воспоминания о особенности студенческой жизни того времени М. Осоргина2, он в своих трудах повествует о социальной жизни студентов того времени. Какие были траты на обучение, еду, одежду. Ещё затрагивается их учебная жизнь. Профессор Е. Аничков3 вспоминает о своей студенческой жизни, а именно особенности устава 1884 года. Какое после него было отношение к студентам, какие были изменения самих университетах Благодаря Сергею Е-ву4 мы можем очень подробно изучить 1903 год, о котором информации не очень много. Данный исследователь нам повествует о том, что волнения в университетах не утихали. А наоборот ещё больше росло недовольство.

Например, летом 1956 г. Фельдман и Партошников в Киеве, А. Гидони, Р. Пименов и В. Трофимов в Ленинграде. Через год в Москве арестовали группу Л. Краснопевцева, молодого историка из МГУ, а в Свердловске — группу студентов-журналистов Уральского госуниверситета: Г. Федосеева, К. Белокурова, А. Нечаева, Ю. По воспоминаниям академика Н. Покровского, в группу Льва Краснопевцева его привело «желание разобраться в реальной истории отечества». Нетрудно догадаться, что желание появилось в результате чтения хрущёвского доклада. Виктор Шейнис Семинары второй половины 1950-х тоже были политизированы. Например, за компанией, сформировавшейся в Ленинграде вокруг аспиранта-историка Виктора Шейниса, в воспоминаниях закрепилось название «кружок марксистов». О семинарах «кружка марксистов» органам КГБ стало известно, в частности, из перехваченного письма, адресованного Шейнису и его жене Алле Назимовой их другом Сергеем Пироговым. Молодые люди были знакомы со времён учёбы в Ленинградском университете. После учёбы Пирогов был распределён в родной ему Архангельск. Там весной 1957 г. Летом собрания кружка продолжились в Ленинграде. На собраниях кружка, план занятий которого Пирогов переслал в письме, он последовательно «критиковал экономические и идеологические основы государственной власти в СССР». Сплочённая сеть желающих перемен студентов и общая атмосфера свободы, которую они создали в подпольных кружках и самиздатовских объединениях, привели к тому, что поначалу группа энтузиастов, а потом и значительная часть студенчества больше не могла мириться со старыми порядками. Это вылилось в серию протестов, которые сотрясали советские университеты в эпоху «оттепели». Так, весной 1956 г.

Мы не должны брать из старой школы того, когда память молодого человека обременяли безмерным количеством знаний, на девять десятых ненужных и на одну десятую искаженных, но это не значит, что мы можем ограничиться коммунистическими выводами и заучить только коммунистические лозунги. Этим коммунизма не создашь. Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания. Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека. Если коммунист вздумал бы хвастаться коммунизмом на основании полученных им готовых выводов, не производя серьезнейшей, труднейшей, большой работы, не разобравшись в фактах, к которым он обязан критически отнестись, такой коммунист был бы очень печален. И такое верхоглядство было бы решительным образом губительно. Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего похожего на коммуниста из него не выйдет. Старая школа вырабатывала прислужников, необходимых для капиталистов, старая школа из людей науки делала людей, которые должны были писать и говорить, как угодно капиталистам. Это значит, что мы должны ее убрать. Но если мы должны ее убрать, если мы должны разрушить, значит ли это, что мы не должны взять из нее все то, что было накоплено человечеством необходимого для людей? Значит ли, что мы не должны суметь различить то, что являлось необходимым для капитализма и что является необходимым для коммунизма? На место старой муштры, которая проводилась в буржуазном обществе вопреки воле большинства, мы ставим сознательную дисциплину рабочих и крестьян, которые соединяют с ненавистью к старому обществу решимость, уменье и готовность объединить и организовать силы для этой борьбы, чтобы из воли миллионов и сотен миллионов разрозненных, раздробленных, разбросанных на протяжении громадной страны создать единую волю, ибо без этой единой воли мы будем разбиты неминуемо. Без этого сплочения, без этой сознательной дисциплины рабочих и крестьян наше дело безнадежно. Без этого победить капиталистов и помещиков всего мира мы не сможем. Мы не закрепим даже фундамента, не говоря о том, чтобы на этом фундаменте построить новое, коммунистическое общество. Также и отрицая старую школу, питая совершенно законную и необходимую ненависть к этой старой школе, ценя готовность разрушить старую школу, мы должны понять, что на место старой учебы, старой зубрежки, старой муштры мы должны поставить уменье взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был бы у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования. Вот как надо поставить основные задачи, когда мы говорим о задаче: научиться коммунизму. Чтобы это вам пояснить, подходя в то же время к вопросу, как учиться, я возьму пример практический. Вы все знаете, что перед нами сейчас же вслед за задачами военными, задачами охраны республики, встает задача хозяйственная. Мы знаем, что коммунистического общества нельзя построить, если не возродить промышленности и земледелия, причем надо возродить их не по-старому. Надо возродить их на современной, по последнему слову науки построенной, основе. Вы знаете, что этой основой является электричество, что только когда произойдет электрификация всей страны, всех отраслей промышленности и земледелия, когда вы эту задачу освоите, только тогда вы для себя сможете построить то коммунистическое общество, которого не сможет построить старое поколение. Перед вами стоит задача хозяйственного возрождения всей страны, реорганизация, восстановление и земледелия, и промышленности на современной технической основе, которая покоится на современной науке, технике, на электричестве. Вы прекрасно понимаете, что к электрификации неграмотные люди не подойдут, и мало тут одной простой грамотности. Здесь недостаточно понимать, что такое электричество: надо знать, как технически приложить его и к промышленности, и к земледелию, и к отдельным отраслям промышленности и земледелия. Надо научиться этому самим, надо научить этому все подрастающее трудящееся поколение. Вот задача, которая стоит перед всяким сознательным коммунистом, перед всяким молодым человеком, который считает себя коммунистом и ясно отдает себе отчет, что он, вступив в Коммунистический союз молодежи, взял на себя задачу помочь партии строить коммунизм и помочь всему молодому поколению создать коммунистическое общество. Он должен понять, что только на основе современного образования он может это создать, и, если он не будет обладать этим образованием, коммунизм останется только пожеланием. У предыдущего поколения задача сводилась к свержению буржуазии. Тогда главной задачей была критика буржуазии, развитие в массах ненависти к ней, развитие классового сознания, уменья сплотить свои силы. Перед новым поколением стоит задача более сложная. Мало того, что вы должны объединить все свои силы, чтобы поддержать рабоче-крестьянскую власть против нашествия капиталистов. Это вы должны сделать. Это вы прекрасно поняли, это отчетливо представляет себе коммунист. Но этого недостаточно. Вы должны построить коммунистическое общество. Первая половина работы во многих отношениях сделана. Старое разрушено, как его и следовало разрушить, оно представляет из себя груду развалин, как и следовало его превратить в груду развалин. Расчищена почва, и на этой почве молодое коммунистическое поколение должно строить коммунистическое общество. Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы. Вот задача ваша, которой вы должны руководствоваться в деле образования, воспитания, подъема всего молодого поколения. Вы должны быть первыми строителями коммунистического общества среди миллионов строителей, которыми должны быть всякий молодой человек, всякая молодая девушка. Без привлечения всей массы рабочей и крестьянской молодежи к этому строительству коммунизма вы коммунистического общества не построите. Здесь я естественно подхожу к вопросу о том, как мы должны учить коммунизму, в чем должна состоять особенность наших приемов. Я здесь остановлюсь прежде всего на вопросе о коммунистической морали. Вы должны воспитать из себя коммунистов. Задача Союза молодежи - поставить свою практическую деятельность так, чтобы, учась, организуясь, сплачиваясь, борясь, эта молодежь воспитывала бы себя и всех тех, кто в ней видит вождя, чтобы она воспитывала коммунистов. Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. Но существует ли коммунистическая мораль? Существует ли коммунистическая нравственность? Конечно, да. Часто представляют дело таким образом, что у нас нет своей морали, и очень часто буржуазия обвиняет нас в том, что мы, коммунисты, отрицаем всякую мораль. Это - способ подменять понятия, бросать песок в глаза рабочим и крестьянам. В каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность? В том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога. Мы на этот счет, конечно, говорим, что в бога не верим, и очень хорошо знаем, что от имени бога говорило духовенство, говорили помещики, говорила буржуазия, чтобы проводить свои эксплуататорские интересы. Или вместо того, чтобы выводить эту мораль из велений нравственности, из велений бога, они выводили ее из идеалистических или полуидеалистических фраз, которые всегда сводились тоже к тому, что очень похоже на веления бога. Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов. Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата. Старое общество было основано на угнетении помещиками и капиталистами всех рабочих и крестьян. Нам нужно было это разрушить, надо было их скинуть, но для этого надо создать объединение.

Студенческие движения

Ярким явлением, наложившим существенный отпечаток на общественно-политическую ситуацию в 1960-е гг. и оказавшим значительное влияние на ее последующее развитие, было студенческое движение, которое стало отражением сдвигов в обществе. Определение "Студенческое движение" в Большой Советской Энциклопедии. Студенческое движение, борьба студентов в защиту своих интересов, а также их участие в общеполитической борьбе. Социальный кризис конца 1960-х гг. и его значение Студенческое движение стало детонатором массовых социальных выступлений. В подавляющем числе случаев движение студентов начиналось выступлениями против войны во Вьетнаме и выражениями солидарности с движением за гражданские права негритянского населения. Социально-политический контекст студенческого протестного движения с конца XIX — начала XX веков существенно изменился. Смягчились политический и университетский режимы, сократились возможности чиновничьего произвола в отношении студентов. 1960-е годы ознаменовались подъёмом студенческих движений в развитых капиталистических странах. Особенно бурные, беспрецедентные по своим масштабам студенческие выступления проходили на рубеже 1960--1970-х годов.

Студенческое движение в России в начале ХХ века

Из истории следует урок, что в молодёжном движении должен присутствовать элемент стихийности, существования молодёжных объединений вне организованного движения, вне организаций с массовым членством и составом. 1.1 Понятие и феномен студенческого движения. Студенческое движение — деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. 9) Социальный кризис конца 1960-х гг. и ею значение. Студенческое движение стало детонатором массовых социальных выступлений.

Студенческое протестное движение кратко

Некоторые уроки событий 1968 г. Массовые студенческие выступления 1968 г. Но особенности каждого из них определялись, прежде всего, национальными условиями. В Бельгии, например, поводом для массовых волнений среди студентов-фламандцев послужило доминирование французского языка во Фламандском университете Левена, и это обстоятельство придало студенческим беспорядкам националистический характер. В Италии и еще в большей мере в Германии активисты обращали внимание на пережитки фашистского прошлого. Наиболее массовыми студенческими выступлениями 1968 г. С леворадикальных студенческих выступлений начался «Красный май» - социальный кризис во Франции, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и почти 10-миллионную всеобщую забастовку. Он привёл, в конечном счёте, к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля, и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе.

Причины Кризис мая 1968 происходил на фоне десятилетия беспрецедентного экономического роста. В это время уровень жизни во Франции стал одним из самых высоких в мире. Однако несколько месяцев, предшествующих маю 1968 г. Количество безработных в начале 1968 г. Среди безработных оказывались, в первую очередь, представители молодёжи. Относительно ухудшились условия жизни и учебы студентов.

Баррикадное противостояние во Франции завершилось бескровно и гражданская война была избежана благодаря компромиссу между студентами и правительством.

Правительство согласилось на некоторые социальные и политические реформы, в результате чего студенты прекратили выступления. Студенческое движение стало детонатором массовых социальных выступлений, потому что студенты не были удовлетворены авторитарной регламентацией своей жизни и политикой правительства. Они выступали против ценностей общества потребления, стяжательства и бюрократического государства. Что означает концепция социального рыночного хозяйства? Концепция социального рыночного хозяйства предполагает сочетание достижений рыночной экономики и перераспределения средств в пользу нуждающихся слоев населения.

Его позиции стали определять «новые левые», взгляды которых представляли собой смесь левосоциалистических, коммунистических, анархистских и романтически-утопических идей. Существенное влияние на взгляды «новых левых» оказала «критическая теория», сформулированная в трудах философов и социологов Макса Хоркхаймера 1895-1973 , Герберта Маркузе 1898-1979 , Теодора Адорно 1903-1969 и др. Эта теория резко критиковала капиталистическую систему как несправедливую, бесчеловечную и даже авторитарную. Насаждаемое властью потребительство, по мнению ее авторов, формирует «ложное сознание», превращает индивида в объект манипуляции. В отличие от «старых левых», которые считали главной задачей изменение форм собственности на средства производства, «новые левые» в качестве приоритета выдвигали децентрализацию и демократизацию общественных отношений. Общество «прямой демократии» — таков был романтизированный политический идеал «новых левых». Путь к нему они видели в пробуждении общественного сознания, в «раскачивании» буржуазного общества с помощью «провокативных действий». Акции студенческого движения первоначально были направлены против устаревших структур, содержания и форм образования. Массовые выступления студентов Свободного университета в Западном Берлине в 1965 г. Спектр объектов студенческого, протеста был широк: от традиционного авторитета преподавателей и родителей до войны США во Вьетнаме и диктаторских режимов.

Их политическая активность, а также быстрый рост их численности после 2-й мировой войны 1939—45 число студентов в развитых капиталистических странах возросло в 2—3 раза способствуют дальнейшему повышению их роли в общественной жизни. Вместе с тем присущая в значительной части студенческой молодёжи политическая неопытность, социальная неоднородность, недостаточная организованность, отсутствие навыков длительной, будничной революционной работы в соединении со свойственными юношеству романтизмом и нетерпением облегчают проникновение в студенческие ряды деятелей левоэкстремистского толка анархисты, троцкисты и др. Маркузе , П. Гудман, А. Хофман, Д. Раунтри и др. Подъём Студенческое движение в 60—70-х гг. Наряду с традиционными национальными студенческими союзами возникло значительное число новых студенческих политических объединений; некоторые студенческие организации были созданы анархиствующими например, просуществовавшее 4 месяца в 1968 «Движение 22 марта во Франции» , троцкистскими группами подавляющее большинство этих левацких групп вскоре распалось ; в других развернулась борьба между «леваками» и противниками «левацкого» экстремизма. В это же время оживились реакционные, профашистские студенческие объединения. В ряде капиталистических стран стали создаваться новые демократические молодёжные, в том числе студенческие, организации среди них — основанная в 1969 в ФРГ Ассоциация марксистских студентов — «Спартак», с мая 1971 — Марксистский союз студентов — «Спартак». Коммунистические партии развитых капиталистических стран активно поддерживают демократическое, антиимпериалистическое по своей направленности движение студенчества, которое выступает «... Документы и материалы, М. Решительно осуждая левый экстремизм в Студенческое движение, коммунисты борются за единство всех демократических студенческих организации, за единство действий студентов и рабочего класса. Возрастает роль Студенческое движение в общественной, жизни Латинской Америки, где оно проходит под знаком борьбы против империализма США и поддерживающей его местной олигархии, за демократическую реформу университета. Огромное революционизирующее воздействие на передовую студенческую молодёжь Латинской Америки оказывают социалистические преобразования в Республике Куба. Деятельность национальных союзов стран Латинской Америки координирует региональный студенческий центр — Латиноамериканская континентальная организация студентов ОКЛАЕ; основана в 1955, воссоздана на антиимпериалистической основе в 1966. Студенческое движение в развивающихся странах Азии и Африки отличается весьма различной степенью активности. В ряде развивающихся афро-азиатских стран Индия, Алжир, Сирия и др. Нередко они подвергают критике недостаточность этих усилий. Рост Студенческое движение в странах Азии и Африки поставил вопрос о создании здесь региональных студенческих объединений взамен распавшихся студенческих союзов, объединявших по преимуществу студентов, обучавшихся в странах Запада. В социалистических государствах, осуществивших демократическое переустройство системы высшего образования, общественная активность студентов — часть борьбы трудящихся за подъём социалистической экономики и культуры, за мир и социальный прогресс во всём мире. Студенческая молодёжь в социалистических странах сочетает учёбу с участием в созидательном труде, научно-исследовательской работе и общественно-политической жизни.

Студенты в 1917 году

И вот тогда вы узнаете, что студенческое движение (именно в качестве движения) в современной России существует только как объект разговоров. Поясню – речь идет о массовом студенческом движении. На рубеже XIX-ХХ вв. движение студенческой молодежи стало важным фактором общественной жизни страны. При этом правящие круги и наиболее близко стоявшие к студентам преподаватели по-разному объясняли причины усилившихся студенческих волнений. Таким образом, первые объединения студентов стали важным этапом в развитии студенческого движения в России, способствуя формированию активной и самостоятельной студенческой общественности.

Многочисленное движение «Студотрядов» празднует 65-летие

Статут 1884 года провозгласил, что студенты были только индивидуальными гостями университете без корпоративной идентичности. Конфликты между студентами и профессорами. Конфликты между студентами особенно во время студенческого брожения. Можно ли сказать, что российское студенчество составляло особенный слой в обществе? По словам американского исследователя Самуэля Кассова: «Было студенческое движение, по крайней мере, поскольку как значительная доля студентов России считались собой уникальной и отдельной подгруппой в русском обществе, студенчество, с собственной историей, традициями, учреждениями, кодексом этики, и обязанностями.

Это чувство традиции, сознание, того, что является частью уникальной социальной группы, были на дне большинства студенческих протестов и оправдывает употребление термина «студенческое движение». Она была счастью политических классов и студенческий слой, как часть интеллигенции, был связан с политикой. Трудно согласиться с Кассовым, когда он написал: «Студенческое движение имело независимую идентичность, весьма отличную от левых движений. Когда главные революционные партии пробовали использовать студенческое движение как удобный инструмент для свои собственных целей, они обычно потерпели неудачу.

Студенческое брожение обычно вспыхивало из-за общестуденческих претензий или в протесте против полицейской репрессии товарищей чем как реакция на события вне университетов». Процессы политизации и радикализации следовали расписанию за несколько поколений студентов. В старших классах гимназий и других средних учебных заведениях в том числе в духовных институтах! Списки чтения неизбежно включали легальные и нелегальные радикальные издания.

Вкус запретного плода и давление со стороны сверстников имели место в кружках. Кружки самообразования организовались в университетах и других вузах. Студенты тоже организовали землячества-организации для студентов из одной губернии или национальности. Существование кружков самообразований и землячеств продолжались до февральской революции.

Согласно Уголовному кодексу, нельзя было задерживать за политизацию и радикализации учащихся молодежи. Кодекс запретил не только революционные и другие насильственные организации, но тоже мирные сообщества, выступающие за разрушение семьи, религии и частной собственности. Усердные полицейские из Департамента полиции могли легко подозревать кружки и землячества как питательную среду для будущих революционеров. Хотя «политиков» в вузах обычно составляло меньшинство студентов, они часто могли убеждать «академиков» необходимости превратить протест против непопулярных профессоров или запрета о корпоративных организациях в поход против самодержавия.

Участие школьников и студентов в революционных движениях имело свою закономерность в мире учащихся молодежи из-за постоянных процессов политизации и радикализации.

За время своего существования и развития студенческие отряды внесли неоценимый вклад в достижения экономики СССР, особенно тогда, когда речь шла о реализации масштабных строительных проектов, которые, чаще всего, были связаны с развитием удаленных, труднодоступных территорий страны, и где всегда требовались дополнительные трудовые резервы. Студенческие отряды не только помогали решать важные экономические задачи, поставленные государством, но и стали своеобразной кузницей кадров. Студенты получали практические навыки профессиональной деятельности, а многие из них с участия в студенческом стройотряде начинали свой профессиональный рост.

В общей сложности за советский период через студотряды прошло около 13 млн человек. Освоение целинных земель, строительство железных дорог Абакан-Тайшет, БАМ и других , освоение газовых и нефтяных месторождений, строительство нефте— и газопроводов, подготовка объектов к Олимпиаде-80, ликвидация последствий стихийных бедствий землетрясений и наводнений , строительство и ремонт школ, детских садов, помощь детским домам, сельскохозяйственные работы — практически везде принимали активное участие бойцы студенческих отрядов.

Другие требования либо уточняли главные, либо появлялись в результате действий как правило, репрессивных факультетской администрации и представителей государственных органов власти. Вот примеры таких требований: распустить сервильный студенческий союз, студенческий комитет, студенческую комиссию и провести открытые выборы представителей студентов в администрации факультета; организовать публичную равноправную встречу администрации факультета и вуза и всех заинтересованных студентов; восстановить необоснованно отчисленных студентов — участников и сторонников OD-Group. Если бы генерал А.

Спиридович жил среди нас, то он, несомненно, назвал бы все требования OD-Group сугубо академическими, а саму эту протестную группу — стихийной. Первые шаги OD-Group вызвали немедленную реакцию. Вот как реагировала администрация социологического факультета МГУ. Ее представители попытались собрать подписи студентов против закрытия кафе и открытия более дешевого и пригрозили им отчислением в случае их причастности к OD-Group. А «ученый совет факультета.

Добренькова о ситуации, сложившейся в связи с несанкционированными акциями так называемой инициативной ОД группы. Не менее примечательна реакция милиции. Милиционеры незаконно задержали некоторых участников первой акции OD-Group и попытались изъять компьютер у студента, разработавшего сайт OD-Group [10]. Что касается студсовета, студкомиссии и студкомитета, то они написали письмо-обращение к ректору с требованием «принять решительные меры для установления организаторов акции и пресечения никем не санкционированных актов со стороны не имеющих никакого отношения к факультету лиц» [10]. А преподаватели социологического факультета МГУ, по свидетельству сайта OD-Group, выражали свое отношение к происходящему следующим образом: «Мы все боимся увольнений, так как если выступим открыто, нас обязательно уволят под пред-логом мониторинга качества образования, что практикуется в последнее время.

А многим из нас надо кормить семьи, многие из нас почти пенсионного возраста и — уходить некуда. Простите, что не можем открыто поддержать, но мы с вами». Примечательна реакция известных российских и иностранных социологов и социологических объединений. OD-Group в разных формах поддержали А. Бикбов, Т.

Заславская, А. Здравомыслов, Е. Кукушкина, Г. Сатаров, В. Ядов, Луи Пэнто Louis Pinto , Мишель Вивьорка Michel Wieviorka и другие, а также и некоторые организации, включая Центр независимых социологических исследований Санкт-Петербург , Санкт-Петербургскую ассоциацию социологов, Американскую социологическую ассоциацию.

Акцию OD-Group осветили десятки интернет-ресурсов и радиостанций, она нашла отражение в прессе. Наконец OD-Group в разных формах поддержали преподаватели, профессора и руководители подразделений российских и иностранных вузов, общественные деятели и просто неравнодушные люди. В течение полутора лет OD-Group провела множество злободневных по содержанию и остроумных по форме акций, несколько встреч с администрацией факультета и вуза. Комиссия МГУ проверила деятельность администрации социологического факультета, ректор университета В. Садовничий подписал приказы, отменяющие многие неправомерные действия администрации социологического факультета.

Деятельность администрации социологического факультета разбирала Общественная палата. Сухой остаток к лету 2008 года: удовлетворены некоторые требования OD-Group — преимущественно бытовые, а ее участники почти поголовно покинули МГУ.

Моментом возникновения студенческих отрядов принято считать весну 1959 года, когда 339 студентов-физиков МГУ поехали на Целину в Северо-Казахстанскую область, где построили 16 объектов, выполнив объём работ на сумму 250 тысяч полноценных советских рублей. По статистике, за 55-летнюю историю развития школу студенческих отрядов прошли более 18 млн. Комсомольские студенческие стройотряды прежде всего направлялись на объекты народного хозяйства СССР, относящиеся к ударным комсомольским стройкам, у нас в Забайкалье ударными комсомольскими стройками являлись Байкало-амурская магистраль и Харанорская ГРЭС. В то время стройотряды ставили своей целью не только прямой заработок, но и воспитание студентов в духе творческого коллективизма и правильного уважительного отношения к труду. На них возлагались задачи формирования высоких нравственных качеств, чувства патриотизма; стройотряды рассматривались как важный институт социально-трудовой адаптации учащейся молодёжи. Распад СССР временно прекратил и существование студенческих отрядов.

Тяжёлое экономическое положение России 1990-х годов сменилось постепенным экономическим развитием и становлением стабильности во всех сферах жизни общества. В начале 2000-х годов активизировалось и российское студенческое движение. Однако на тот момент оно было разрозненным, но его рост говорил о необходимости возврата к процессу централизации и упорядочения студенческого движения.

Студенческие трудовые отряды как форма социализации молодежи

Студенческие трудовые отряды как форма социализации молодежи 1960 год считается периодом создания студенческих движений в Великобритании. Социальные протесты, начавшиеся в конце 1960-х годов и вошедшие в историю как "бунт 1968 года", охватили многие страны мира, по обе стороны линии, которая разделяла оба.
Студенческое движение в России. История и перспективы. | VK Студенческие выступления нередко переплетались с выступлениями рабочих, возглавлявших движение1. 1899-1904 гг., характеризуются тем, что в данный период происходит деление на группы учащейся молодёжи. Изначально, студенты были поделены на две.
Многочисленное движение «Студотрядов» празднует 65-летие Моментом возникновения студенческих отрядов принято считать весну 1959 года, когда 339 студентов-физиков МГУ поехали на Целину в Северо-Казахстанскую область, где построили 16 объектов, выполнив объём работ на сумму 250 тысяч полноценных советских рублей.
Страница 41 учебник по всеобщей истории Мединский, Чубарьян 11 класс 55 лет назад, в мае 1968 года, Париж ощетинился баррикадами. На улицы вышли студенты, но их требования были вовсе не политическими и не социальными — они требовали академических и сексуальных свобод.

Участие молодежи в революциях

Какие факторы повлияли на формирование революционного движения в 30—40е гг. XIX в.? Почему именно в среде университетской молодёжи возникали многие революционные кружки? кратко. Если беспорядки мая 1968 года (социальный кризис во Франции, начавшийся с леворадикальных студенческих выступлений и вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и почти 10-миллионную всеобщую забастовку. За несанкционированными студенческими демонстрациями последовал вооруженный мятеж, движущей силой которого стали неонацисты из «Правого сектора», УНА-УНСО (организации запрещены в РФ) и «Свободы». Почему именно студенческое движение стало детонатором массовых социальных выступлений? Сравните социально-экономическое развитие ФРГ, Франции и Великобритании, найдите общие черты и различия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий