Детерминизм и свобода воли разница

Статья раскрывает содержание понятий "свобода выбора" и "свобода воли", проблематика содержания которых в их взаимосвязи между собой. Всегда существует простор для свободы воли: детерминизм и свобода воли вообще, как ни странно, отлично совмещаются.

Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли

Традиция анализа взаимосвязи, существующей между случайностью и необходимостью, была заложена Гегелем. Можно выделить несколько моментов, характеризующих взаимосвязь необходимости и случайности. Первый момент связан с пониманием категорий необходимости и случайности как парных категорий, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия: они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с тем отрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде. Второй важный момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости. Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Так, общественный прогресс, подчиняясь необходимым законам, осуществляется через массу случайных отклонений, которые могут приводить и к попятным движениям. По отношению к общему прогрессу научного познания открытие неэвклидовой геометрии именно Лобачевским было случайным событием, но само это открытие было с необходимостью подготовлено всем ходом развития геометрии в конце XVIII - начале XIX в. Именно поэтому независимо от Лобачевского неэвклидова геометрия была открыта также Больяи и Гауссом. Все примеры так называемых параллельных научных открытий обнаруживают их внутреннюю необходимость. Третий момент в диалектике необходимости и случайности связан с пониманием случайности как дополнения необходимости.

Полное знание о том или ином объекте будет достигнуто только в том случае, когда знание необходимых черт предмета будет дополнено знанием случайных, уникальных черт этого явления. Это требование дополнять знание необходимости знанием случайности особенно важно для таких отраслей науки, как геология, биология, история. В гражданской истории изучение того или иного исторического периода базируется на знании общих законов зарождения, эволюции и смены общественных формаций; но на ход истории в равной степени оказывают влияние физиологические и личностные особенности исторических деятелей, климатическое условия, географическая среда и т. По отношению к общему ходу истории они имеют случайный характер, но они в равной степени важны для понимания тех конкретных изменений, которые происходили в развитии человеческого общества. Момент диалектики необходимости и случайности: в ходе эволюции случайности могут занимать место необходимости. Например, случайное отклонение развитии особи является необходимым для развития ее потомства. То есть эволюция видов в органической природе осуществляется на базе случайных изменений. Происходящих в генетических структурах отдельных организмов. Эти изменения являются случайными, поскольку детерминируются теми внешними условиями, которые относительно безразличны для организма. В ходе естественного отбора полезные для жизнедеятельности организма изменения закрепляются и со временем становятся его видовыми признаками.

Тем самым из случайных они превращаются в необходимые. Понятие свободы. Детерминизм Это возможность, действительность. Свобода - наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации для обеспечения исхода события. Отсутствие такого выбора равносильно отсутствие свободы. Свобода - не случайность, но связано с понятием необходимость. В каком-то смысле должно противопоставляться понятию необходимости что за свобода, если она необходима. Этическое понимание свободы. Абсолютная свобода - течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подвергалась насилию со стороны воли других действующих лиц обстоятельств.

Если бы мы знали все факторы и законы, мы могли бы предсказать все будущие события.

Непреложность законов природы: Законы природы неизменны и одинаково действуют во всех условиях. Они определяют все происходящее в мире и не подвержены случайностям или воле человека. Единство вселенной: Все явления и события связаны между собой. Нет ничего изолированного или независимого в мире. Каждое действие или решение человека оказывает влияние на окружающую среду и других людей. Детерминизм утверждает, что все, что происходит, происходит не из-за свободы воли, а из-за объективных законов и условий. Это философское учение вызывает разнообразные дискуссии и споры относительно свободы выбора и ответственности человека за свои действия. Фатализм: определение и суть Основная идея фатализма заключается в том, что все происходящее в мире и в жизни каждого отдельного человека происходит по заранее установленному плану, который не подлежит изменению. Фаталисты считают, что все, что мы делаем, уже было нам «предначертано» и ничто не может изменить это предопределение. Фатализм часто связывают с представлениями о судьбе, судьбе человека или вселенной в целом.

Эта концепция часто вызывает споры и дебаты в философии и религии. Некоторые люди придерживаются фаталистической позиции, считая, что все, что происходит, происходит по предопределению сил, превышающих возможности человека. Другие же отвергают фатализм, утверждая, что каждый человек имеет свободу воли и способен влиять на ход событий в своей жизни.

Агент-причинные либертарианцы те, кто считает, что агенты недетерминированно вызывают свободные действия. Беспричинные либертарианцы те, кто обычно считает, что свободные действия состоят из базовых мысленных действий, таких как решение или выбор. Философ и профессор Техасского университета в Остине доктор Роберт Кейн отмечает, что, хотя детерминисты и компатибилисты не согласны с либертарианцами, это происходит потому, что либертарианцы определяют и рассматривают свободу воли по-разному. Он говорит, что сила быть высшей силой и поддерживать по крайней мере некоторые из собственных целей или задач; быть своего рода творцом своих собственных целей Кейн qtd. Кейн объясняет, что значение «может решать» и «способность делать» - это серая область интерпретации. Он также считает, что события в нашей жизни определяются нашими собственными решениями. Например, он может выбрать, выйти за дверь и повернуть направо или налево, без какой-либо причины для этого. Он решает повернуть налево, и когда он идет, его сбивает машина. Если он решает повернуть направо, во время прогулки он находит 100 долларов на земле. Наш результат или конец зависит от решений, которые мы принимаем. В квантовой теории и законах вероятности это согласуется с мыслью о том, что для каждого решения, которое мы могли бы принять, создается дочерняя вселенная в теории мультивселенной Powell, 2018. Хотя кажется, что Кейн считает, что это доказывает свободу воли, и соглашается с тем, что свобода воли несовместима с детерминизмом. Я немного не согласен. Хотя человек может повернуть направо или налево, как в приведенном выше примере, именно это решение привело к определенному событию. Итак, согласно моему мыслительному процессу, у человека есть свободная воля повернуть направо и свободная воля - повернуть налево. Однако независимо от того, поворачивает ли человек направо, налево или даже идет прямо, могут возникнуть вещи или внешние силы, которые человек не может контролировать, например, его сбит машина или найдет 100 долларов. Таким образом, детерминист, вероятно, возразил бы, что если бы это было так в отношении теории дочерней вселенной, то у нас по-прежнему нет свободы воли, потому что все события и решения детерминированы. Компатибилизм Компатибилист полагает, что на некоторые события влияют другие события, будь то прошлые события, законы природы, случайные события или причинно-следственная связь, но не все события в жизни человека предопределены. В определенных случаях человек имеет возможность проявлять свободную волю, когда ему предоставляется выбор и возможность выбирать иначе, например, покупая мороженое и решая, какой вкус купить. Согласно Джеймсу Рэйчелсу и Стюарту Рэйчелсу 2012, с. Действия, совершаемые по принуждению или под принуждением, детерминированы, потому что вы действуете не по собственной воле. К ним относятся: Воры врываются в ваш дом, удерживают вас под дулом пистолета и крадут ваши ценности. Вы срочно отправлены в отделение неотложной помощи после того, как сломали ногу, когда другая машина на светофоре врезалась в вашу сторону. Вы ходите в начальную школу, потому что это закон. Другие действия, основанные на способности поступать иначе, вызваны вашим желанием. Никто не заставляет вас совершать эти действия. Некоторые из них включают: Вы решаете пожертвовать свои вещи, чтобы путешествовать по миру. Вы назначаете медосмотр вместе с врачом, даже если вы не чувствуете себя больным.

Отношение сущностей. Характерный признак закона - повторяемость - должен работать везде. Закономерность - связь, не обладающая принципами всеобщности. Поскольку закон является существенной связью, постольку она одновременно должна быть и связью всеобщей для явлений и предметов определенного рода. Характерный признак закона — повторяемость. Тот факт, что закон есть связь всеобщая, присущая неограниченно большому классу явлений, указывает и на то, что она в этом классе явлений постоянно повторяется в пространственно-временном отношении. Законы диалектики: Диалектической противоречивости единства и борьбы противоположностей. Переход количественных отношений в качественные. Диалектического синтеза отрицания отрицания.. Закон Диалектической противоречивости единства и борьбы противоположностей. Источник развития в отношении между противоположностями. Отношение между противоположностями называется противоречия. Генетика - наследственность и изменчивость. Когда баланс существует, тогда качество представляет нечто целое. Если дисбаланс то идет развитие: регрессивное, прогрессивное. Связан с законом Переход количественных изменений в качественные. То есть отвечает на вопрос КАК происходит развитие? Качество - это неотъемлемое свойство, составляющее сущность предмета. Изменяется качество, изменяется предмет. Качество изменяется накоплением. Происходит скачок - переход от одного качества к другому. Когда данное уже явление не является тем, чем оно было, но еще не является тем, чем оно станет. Это высшая точка столкновения противоположностей, противоречие, которое может быть преодолено. Закон диалектического синтеза: "Отрицание отрицания". Применение законов не происходит линейно. Развитие скорей всего происходит по спирали. Если одно качество изначально отрицает другое, то следующее за ним качество отрицает предыдущее, но берет часть от предшествующего и от пред предыдущим. То есть: тезис, антитезис, синтез взяли часть от тезиса, часть от антитезиса. Пример со злаком: семечка прорастает, меняет свое качество фактически уничтожается зерно , вырастает растение, образуется колос, на нем зерно - уничтожение зерна с целью создания нового качества. Сущности и явления.

Детерминизм и фатализм: в чем разница?

Детерминизм и проблема свободы кратко Противопоставление свободы воли закону причинности также, как и стирание различий детерминизма и индетерминизма, представляется неправомерным и бесперспективным. Указание на то, что человек в мгновения свободы не подчиняется закону причинности.
Фатализм и детерминизм: различия и сходства этих философских понятий Детерминизм и фатализм: в чем разница?
Детерминизм и проблема свободы кратко Детерминизм и фатализм: в чем разница и как они влияют на судьбу человека?
Свобода воли, детерминизм и случайности Наименование работы: 'Детерминизм и свобода воли'. Работа находится в категории: 'Физика, естествознание'.
34 Билет детерминизм и индетерминизм.Проблема свободы воли Свобода воли и квантовая физика.

Детерминизм и свобода воли

Как современная психология представляет себе проблему свободы воли? Вопрос о свободе воли, как противопоставляемый детерминизму, на самом деле не содержит непримиримого противоречия. Как ни странно, свобода воли существует даже в мире тотального детерминизма. Мы должны следовать воле природы, так как иное просто бессмысленно. Детерминизм отвергает случайность и противостоит индетерминизму. Тема детерминизма и свободы воли будоражит умы человечества не один десяток лет. Хотя детерминизм утверждает, что все определяется на основе законов Вселенной, и поэтому у нас нет свободы воли, либертарианцы. Хотя детерминизм утверждает, что все определяется на основе законов Вселенной, и поэтому у нас нет свободы воли, либертарианцы.

Детерминизм. Понимание свободы

Создается видимость, что в расширенной уточненной системе попадание под машину происходит с неизбежностью. Для Гегеля в мире «всё связано со всем» он, разумеется, не был знаком со специальной теорией относительности. Далее нам нужно еще больше ее расширять. Вспомним, что Вселенная может быть замкнута. Если верны гипотезы мультивселенных, всё равно нет возможности сравнивать.

То есть, для Вселенной в целом случайность отсутствует. Что вытекает из данного построения? Читаем Гегеля: «Слепа необходимость лишь постольку, поскольку она не постигается в понятии…» [5, c. Свобода же возникает по мере осознания необходимости.

Человек в тюрьме лишен свободы. Но если он осознает всю тяжесть своего преступления, то, согласно Гегелю, станет свободным. Для Гегеля случайность — внешняя сторона процесса. Но это лишь частность.

На самом деле случайность — необходимая сторона закономерности, «касающаяся» сущности, что показывает стохастика, а в микромире — просто сущность, что показывает квантовая механика. Случайность заложена не в ограничении рассмотрения системы. Такая случайность, разумеется, исчезает при расширении рассмотрения, становится закономерностью. Случайность — это свойство самой субстанции.

Детерминизм Спинозы Мы возвращаемся во времени от Гегеля к Спинозе потому, что не Гегель, а именно Спиноза довел до логического завершения механистическое понимание детерминизма: «Возможность и случайность — лишь недостатки нашего разума. То есть: преодолев дуализм Декарта, Спиноза остается верен картезианству. Если б Спиноза знал, что Вселенная может быть замкнута, и что, во всяком случае, ее масса не бесконечна, ему не надо было бы обращаться к потенциальной бесконечности, которую человек, ясно, познать полностью не в состоянии, не говоря уж о бесконечности актуальной. Для Спинозы мир содержит бесконечное количество вещей.

Но для того, чтобы всё в мире двигалось бы с абсолютной необходимостью, во Вселенной «всегда сохраняется одно и то же соотношение между движением и покоем», природа сохраняет «вечный, прочный и неизменный порядок» [Там же, II, с. И гераклитово «нельзя в одну реку войти дважды», и «отклонения атомов», признанные Демокритом, не касаются Спинозы. Один шарик движется потому, что его ударяет другой, а тот — потому что его ударил третий и т. Мало того, что единичная причина оказывается невыделенной в цепи причин следовательно, всё случайно, Спиноза повторяет Эмпедокла.

Нет и связи между потенциальной бесконечностью и единичным. Главное: причина оказывается только внешней, она не заключается в самой субстанции. Спинозу обвиняли в фатализме, но он воевал с другим фатализмом. Детерминизм в теологии Приведу высказывание одного из философов мистического направления в индуизме, Рамачараки Аткинсона : «… карма… просто связь причины и следствия.

Мы должны охотно предоставить себя в распоряжение Высшей Силы и мы убедимся в том, что такая готовность может предупредить трение и страдания. Хайям пишет: Мы с тобою - добыча, а мир - западня. Вечный ловчий нас травит, к могиле гоня, Сам во всем виноват, что случается в мире, А в грехах обвиняет тебя и меня. Именно так понимали мир и последователи Ибн Рушда, но детерминизм для них не от Бога, а в природе, и, поскольку человек — природен, то и его мышление и поступки жестко детерминированы, следовательно, ни о каком грехе не может быть и речи.

Любопытно, что для алавитов или исмаилитов — наоборот, свобода воли — неограниченна. В одном из поучений раввин указывает ученикам на листок, упавший в жаркий день с дерева и укрывший муравья от лучей солнца. Раввин утверждает, что Господь заботится даже о муравье. Хотя Маймонид завещал признать наличие свободы воли.

Николай Гоголь был убежден, что его судьба — в руках Господа, но не врачей, и потому отказывался лечиться: «Ежели будет угодно Богу, чтобы я жил еще, — буду жив... В воззрениях Фомы Аквинского царствует фатализм: не только человек, но все вещи движутся по воле высшего существа. Для Лютера механистический детерминизм — абсолютен, свобода воли — вымысел. Литератор Клайв Стейз Льюис, следующий в теологическом русле, предоставляет читателю некую смесь субъективного и объективного идеализма.

С одной стороны, он повторяет Маха: «… мы ничего не способны знать, кроме сиюминутных ощущений». Повторяет и Канта: природу «вообще нельзя ухватить, к ней можно лишь приблизиться, да и то не слишком». С другой стороны — признает способность человека познавать внешний мир, но не научным путем. Так, Аристотель полагал, что душа — свойство тела, но отказывал в этом разуму, разум по Аристотелю — не энтелехия тела, мышление — не осуществление, не функция какого либо органа человека.

Хотя еще пифагореец Алкмеон считал органом мышления мозг сегодня мы можем дополнить, что мышление — в том числе соматический процесс. Разумеется, как материалист, Аристотель признает, что сущее мыслимо, природа отображается в человеке, как монета отпечатывается на нагретом воске - следовательно, бытие и мышление тождественны. В то же время Аристотель полагает первичной форму. Льюис приписывает материалистам-«природоверам» массу неадекватных высказываний: «… ни один последовательный природовер не может признать свободу воли».

Одна мысль становится причиной другой потому, что мы видим в ней основание, пишет он, отрицая, что связь между мыслями, логика связи мыслей обусловлена логикой внешнего мира. Льюис определяет писателя Диккенса как творца того, чего нет в природе, его персонажи — только в голове творца. Связь персонажей Диккенса с природой для Льюиса отсутствует. Связь, логику, упорядоченность между человеческими чувствами, между явлениями природы Льюис возлагает на бога и даже квантовую механику считает чем-то внеприродным [там же, С.

Вместе с тем, не только Льюис, вся идеалистическая философия справедливо увидела в «диалектическом» механицизме слабость позиции материалистов. Необходимости изменчивого, но полностью подчиненного законам природы мира она противопоставила не свободу воли, но свободу выбора. Это тенденция в новейших религиях, причем конъюнктурная. На деле сам выбор остается предопределенным, игнорирование заданного выбора — не поощряется.

Разумеется, можно представить любую активность как выбор. Но в таком случае эмерджентность исчезает, исчезает «внутреннее беспокойство», небытие материи, открытое Левкиппом и Демокритом, мир снова становится механистическим. Льюис даже позволил человеку иметь свободу выбора независимо от воли Бога. Иначе нужно было бы, следуя Спинозе, опять же механически заложить внутрь самой материи, некую активность, как заряд, спин или, как для почти всех частиц, массу покоя.

Можно даже заложить «скрытый» параметр, не в духе финализма, а как некую потенциальную возможность, на что Льюис не может. Льюис не может ответить на вопрос, откуда берется свобода в человеке. Как соединяется эта свобода с материальным в человеке и вне его. Смотрите: как только мы с вами задали этот вопрос, мы уже получили ответ: в том случае, если существует это «откуда», мы немедленно попадаем в зону детерминизма, обусловленности свободы каким-то законом природы.

Идеологема выбора не избавляет от механицизма, поскольку фиктивна. В индивидуальном действии мышление не строит несколько альтернативных, конкурирующих планов. С другой стороны, выбор между двумя или несколькими рабовладельцами не есть свобода. Гете и Толанд Выступая против теологического фатализма, Кант, как и Спиноза, обосновывал природный фатализм.

Благодаря Спинозе, Галилею, Гуку, Ньютону, Лапласу, Гюйгенсу, диалектичному Лейбницу и многим другим гениям картезианство, механицизм распространились на весь мир, на физику, химию, биологию, общество, на индивидуальность. Иоганна Гёте считают в некоем смысле антиподом Канта — в том плане, что в пику «математическому» типу познания провозглашает познание интуитивное. Тем не менее, Гёте был тем же самым механицистом, что и Кант. Его «интуитивизм» внеисторичен.

Вот гётевская формула: «Природа! Мы окружены и охвачены ею и не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Таким образом, мы все запрограммированы, если не Богом, так природой. Марксизм против грубого объективизма, но возражение Марксом не сформулировано.

Утверждение, что человеческая душа является отдельной субстанцией или что свобода воли является результатом деятельности человеческого разума, — это достойная альтернатива идее, согласно которой детерминизм не влияет на свободу воли. Этот вопрос мы более подробно рассмотрим далее. Если подойти к проблеме с другой стороны, то можно утверждать, что в основе структуры Вселенной лежит индетерминизм. С научной точки зрения, это важно для квантовой теории, единственной из научных теорий, которая защищает «объективный индетерминизм». Либертарианская точка зрения на свободу сводится к тому, что поступок является свободным, только если он не был полностью предопределен теми условиями, что существовали еще до его совершения.

Согласно этой точке зрения, если совершающий действия человек имеет возможность совершать абсолютно другие действия, то здесь действительно речь идет о свободе. В то время как детерминизм не оставляет для человека альтернатив в его действиях, для приверженцев либертарианского подхода индетерминизм является необходимым условием реализации свободы воли. Трейси считает, что хоть индетерминизм и является обязательным требованием для свободы воли, но достаточным условием его назвать нельзя. Трейси полагает, что еще одно необходимое условие свободы действий — это способность человека определять свои собственные поступки capacity for self-determination [373]. Не все из тех, кто принимает индетерминизм квантовой теории, принимают провозглашенное либертарианским подходом наличие свободы воли.

Например, Джон Серль полагает, что реализующийся на атомном уровне индетерминизм не оказывает особенного влияния на макроструктуры типа человеческого тела. Здесь Серль ссылается на «закон больших чисел» the law of large numbers. Согласно этому закону, та совокупность вероятностей, что появляется на микроуровне благодаря индетерминизму, не столь важна для структуры, состоящей из квадриллиона атомов[374]. В противовес этому можно заявить, что Серль провел ошибочную аналогию: если бы организация человеческого тела была подобна бильярдному шару, то эта аналогия была бы верна, но это не так[375]. Отличительной чертой человека является способность к сознательному самоопределению, поэтому человека нельзя сравнивать с бильярдным шаром.

Кроме того, в качестве ответа Серлю можно сказать, что индетерминизм атомного уровня вовсе не означает, что свобода, проявляющаяся на высших уровнях организации, является чем-то вроде волшебства. Как показывает квантовый индетерминизм, частицы микроуровня до конца не определены, поэтому они открыты для воздействия разума; и при воздействии на них разума из различных вариантов может быть реализован один[376]. Квантовая теория и ее идея множественности вероятностей онтологических вероятностей значима для либертарианского подхода потому, что, согласно ей, у человека есть шанс реализовать одну из этих возможных вероятностей. Таким образом, последняя идея, с одной стороны, может доказать, что на Вселенную влияет Бог, который способен разрешать квантовую неопределенность так Он, например, совершает чудеса ; с другой же стороны, человек, наделенный свободой воли, также способен разрешать эту неопределенность, делая выбор между несколькими предоставленными ему альтернативами[377]. С точки зрения нашей темы, важно определить при этом не преувеличивая и не преуменьшая , насколько значима квантовая теория для связанных друг с другом проблемы зла и проблемы свободы воли.

В зависимости от того, насколько большое значение мы придаем свободе воли в проблеме зла, важность квантовой теории с точки зрения этой проблемы или увеличится, или уменьшится.

Исходя из теории, действия личности и его эмоциональная жизнь зависят от уровня культуры. Детерминация поведения Человек оказывает влияние не только на ближайшее окружение, но и на макросреду общество в целом. Это приводит к тому, что в определенном коллективе формируются культурные, политические, социальные нормы. Полноправными гражданами считаются те, что соответствуют общепринятым стереотипам. Нередко личность в процессе жизнедеятельности сталкивается с явлениями, которые противоречат его личным качествам: чертам характера и темпераменту. Психологическая концепция детерминируется тем, что любое поведение человека объясняется исключительно культурными и социальными факторами. Эти критерии определяют его эмоции и манеру поведения. Ребенок узнает об общепринятых нормах из семьи и от близкого окружения друзей, учителей. ТЕго личные врожденные качества всегда дополняются информацией извне.

Это понятие в философии и психологии внутренний мир человека; окружающую среду; некоторую первичную реальность Бог, природа или космос. С появлением теоретико-вероятностных методов исследования концепция причинности была признана несовершенной. Первичными оказались статистические закономерности, которые выражают «средние» состояния множества величин. Они стали первоосновой моделей вероятностного мира. Полностью противопоставляется детерминистским взглядам индетерминизм — это философское направление, последователи которого полностью отрицают причинность явлений и их связь. В психологии Он представляет собой модель, состоящую из трёх факторов, которые влияют на происходящие события: окружающая действительность; личностные качества человека; поведение. Среда влияет на проявления характера человека и его поведение, как и само поведение зависит от окружающей действительности. Эволюция принципа Современное назначение детерминизма заключается в организации знаний в разных науках. В развитии этого принципа применительно к психологии выделяют несколько этапов. Один из них связан с гилозоизмом — учением, пришедшим к нам из античных времен.

Его смысл заключался в том, что природа представляет собой единое материальное целое, наделенное жизнью, при этом отсутствовало разделение всего сущего на живое и неживое. Следующий этап эволюции детерминизма был обусловлен развитием биологии и выразился в делении всей материи на живую и неживую. Была выдвинута революционная гипотеза о существовании неразрывной связи между душой и телом, а также биологическими и психическими элементами. Так возник пробиологический детерминизм, предполагающий, что движущим фактором служат не столько внешние обстоятельства, сколько ориентация на конечную цель. Позднее именно его использовали как основу для теологической концепции, но впоследствии он был отвергнут как несостоятельный. Дальнейшее развитие детерминизма связано с именем древнего философа Августина, утверждавшего, что душа — источник неисчерпаемых знаний, которые извлекаются из нее силой воли, направленной на реализацию определенной цели Огромное внимание ученый уделил так называемому внутреннему опыту как единственно правильному средству познания психики человека. Все эти теории можно отнести к так называемому предмеханическому детерминизму Апперцепция: этап познания Теория детерминизма приобрела новую форму в эпоху развития мануфактурного производства. Так называемый механический детерминизм объяснял все происходящие процессы с точки зрения причинно-механических связей. В своем развитии он прошел несколько ступеней: Декарт рассматривал тело человека как механизм, действующий сообразно принципам рациональности. Вместо души ученый предположил существование сознания как независимой сущности.

Так возникла дуалистическая, то есть двойственная картина, разделявшая человека на две половины. Спиноза, напротив, развивал учение о единстве субстанции. Он выделял явление аффекта, который мог проявляться в радости или печали. Спиноза полностью отрицал случайность, тем самым давая повод считать его подход фаталистическим. В XVIII веке французские и английские ученые рассматривали человека как телесную машину, организованную по принципу иерархической системы с выделением психических свойств по степени сложности. В прошлом веке ученые стали придавать огромное значение биологической составляющей. Детерминизм стал применяться при разработке концепций, объясняющих корреляцию между происходящими явлениями и особенностями строения живого организма.

На высшей ступени развития сознания возникает интеллект - способность к умозаключениям. При активном поведении нервная система вырабатывает команды, ассоциативно связанные с восприятием внешнего мира. Но даже и во сне в нервной системе происходит ассоциативный творческий поиск в виде такого же вырабатывания команд , приводящего к проигрыванию возможных вариантов поведения. Восприятие и действие могут осуществляться в приглушённом виде: вместо нервного сигнала, вызываемого работой какого-то органа, проигрывается только "наведённая" часть этого сигнала, ассоциативно выработанная самим мозгом, а вместо реального действия, мозг вырабатывает слабый командный сигнал , не вызывающий реакции соответствующего органа. Сознание воспринимает такую ассоциативную игру, как иллюзию или размышление. В этом случае источником сигналов и субъектом, играющим с потоком нервных сигналов, является творческая машина человек, животное, или искусственное существо , а сознание лишь регистрирует, наблюдает функционирование этого "субъекта" в виде образов и ощущений, привязанных к внешнему миру в том числе, и к своему телу , так как никаких других ассоциативных привязок у сознания нет. Не сознание, а мозг с участием периферийной нервной системы проигрывает и оценивает разные варианты управления и прогнозы нервных сигналов, пока не подготовит подходящее действие. Почему же сознание отождествляет себя с активным субъектом? Ведь я чувствую, что это я оцениваю варианты своего поведения, и я принимаю решение. Поскольку у моего мозга нет другого наблюдателя, кроме моего сознания, и поскольку я на опыте убедился в неизбежной связи своих чувств с малейшими изменениями состояния моего тела, то у меня возникает уверенность в том, что мои действия являются следствием моих идей. Временную связь я отождествляю с причинной связью, так как моё обдуманное действие всегда следует за обдумыванием. Зависимость моих действий от моего решения является более обязательной, чем закономерности, обнаруживаемые в объективной природе, поскольку эксперимент требует теоретического объяснения, а в теории случаются ошибки.

Ещё на эту тему

  • Что проще доказать, детерминизм или свободу воли?
  • Свобода воли: как решают проблему детерминизма. Подводим итоги
  • Свобода воли и детерминизм. Философия сознания от А до Я
  • Детерминизм и его принципы
  • «Свобода воли» действующего субъекта и проблема закономерности его действий

Компатибилизм

Свобода, свободная воля и детерминизм. теологический энциклопедический словарь. Детерминизм и фатализм: в чем разница и как они влияют на судьбу человека? Хотя детерминизм утверждает, что все определяется на основе законов Вселенной, и поэтому у нас нет свободы воли, либертарианцы.

Детерминизм и проблема свободы кратко

Поскольку Бакл не снабдил нас критериями для определения изменений в состоянии общества, то его формулировку нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть опытом, и таким образом она лишена отличительного признака закона естественных наук. Через много лет после Бакла выдающиеся физики начали допускать, что некоторые, или даже все, законы механики, возможно, "всего лишь" статистические по своему характеру. Эта доктрина считалась несовместимой с детерминизмом и причинностью. Когда позднее квантовая механика значительно расширила предмет "просто" статистической физики, многие авторы отбросили все эпистемологические принципы, веками направлявшие естественные науки. На макроскопическом уровне, говорят они, мы наблюдаем определенные регулярности, которые прежними поколениями ошибочно интерпретировались как проявление закона природы. В действительности, эти регулярности представляют собой результат статистической компенсации случайных событий. Итак, закон больших чисел и статистическая компенсация действуют только в области, где существует макроуровневая регулярность и однородность, уравновешивающие любую нерегулярность и неоднородность, которые, как кажется, существуют на микроуровне.

Если допустить, что, по-видимому, случайные события всегда компенсируют друг друга, так что в многократных наблюдениях большого числа этих событий появляется регулярность, то при этом подразумевается, что эти события следуют определенной модели и поэтому не могут больше считаться случайными. Говоря о законе природы, мы подразумеваем, что во взаимной связи и последовательности явлений существует регулярность. Если серия событий на микроуровне всегда вызывает определенное событие на макроуровне, то регулярность существует. Если бы на микроуровне не было регулярности, то ее не было бы и на макроуровне. Квантовая механика имеет дело с тем фактом, что мы не знаем, как в каждом отдельном случае будет вести себя атом. Но нам известны возможные модели поведения и пропорции, в которых эти модели реализуются в действительности.

Хотя совершенная форма причинного закона выглядит следующим образом: А "производит" В, также существует и менее совершенная форма: А "производит" С в n процентах всех случаев, D в m процентах всех случаев и т. Возможно, позднее мы получим возможность разложить A в законе менее совершенной формы на разные элементы, каждому из которых можно будет приписать определенный "результат" в соответствии с законом совершенной формы. Но случится ли это когда-нибудь или нет не имеет никакого значения для проблемы детерминизма. Несовершенный закон также является причинным законом, хотя и обнаруживает недостатки в нашем знании. А поскольку он выявляет специфический тип как знания, так и незнания, он открывает область применения вычисления вероятности. В отношении определенной проблемы мы знаем все о поведении целого класса событий, мы знаем, что класс А произведет определенные результаты в известной пропорции; но все, что мы знаем о каждом А в отдельности, это то, что он является членом класса А.

Математическая формулировка этой смеси знания и незнания звучит так: мы знаем вероятность различных результатов, которые возможно могут быть "произведены" индивидуальным А. Школа нео-индетерминизма в физике не понимает, что утверждение: А "производит" В в n процентах случаев и С в остальных случаях, эпистемологически не отличается от утверждения: А всегда производит В. Первое утверждение отличается от второго только тем, что объединяет в своем понятии А два элемента, Х и Y, которые совершенная форма причинного закона должна будет разграничить. Но вопроса о случайности не возникает. Квантовая механика не говорит: отдельные атомы ведут себя как клиенты, выбирающие блюда в ресторане, или избиратели, заполняющие бюллетени. Она говорит: атомы неизбежно следуют определенной модели.

Это также проявляется в том, что предсказание об атомах не содержит ссылок ни на определенный период времени, ни на определенное местоположение во Вселенной. Если бы атомы неизбежно и полностью не управлялись бы законом природы, то нельзя было изучать поведение атомов в целом, то есть без ссылки на время и место. Мы можем использовать термин "индивидуальный" атом, но мы никогда не должны приписывать "индивидуальному" атому индивидуальность в том смысле, в котором этот термин применяется к людям и к историческим событиям. В области человеческой деятельности философы-детерминисты обращаются к статистике с целью опровергнуть доктрину свободы воли и доказать детерминизм в действиях человека. В области физики философы-индетерминисты обращаются к статистике с целью опровергнуть доктрину детерминизма и доказать индетерминизм в природе. Ошибка и тех, и других проистекает из путаницы относительно смысла статистики.

В области человеческой деятельности статистика является методом исторических исследований. Она описывает на языке чисел исторические события, происходящие в определенный период времени с определенными группами людей в определенной географической области. Ее смысл состоит как раз в том, чтобы описать изменения, а не нечто неизменное. В области природы статистика является методом индуктивных исследований. Ее эпистемологическое обоснование и смысл заключается в твердой уверенности, что в природе существует регулярность и совершенный детерминизм. Законы природы считаются вечными.

В каждый момент они действуют полностью. То, что произошло в одном случае, также должно произойти и во всех других похожих случаях. Поэтому информация, сообщаемая статистическим материалом, имеет всеобщность в отношении классов явлений, к которым они относятся; они не относятся только к определенным периодам истории или определенным географическим местам. К сожалению, эти две абсолютно отличные друг от друга категории статистики смешиваются. И вопрос еще более запутывается, когда их смешивают в понятии вероятности. Чтобы распутать этот клубок ошибок, недоразумений и противоречий, давайте подчеркнем несколько трюизмов.

Как указывалось выше, человеческий разум не может думать о каком-либо событии как о беспричинном. Концепции случайности, если их должным образом проанализировать, в конечном счете не относятся к течению событий во Вселенной. Они относятся к человеческому знанию, предвидению и деятельности. Они имеют праксиологическую, а не онтологическую коннотацию. Назвать событие случайным не означает отрицать, что оно -- результат предшествовавшего состояния дел. Это означает, что мы, смертные люди, не знаем, случится оно или нет.

Наше понятие природы отсылает к удостоверяемой, перманентной регулярности во взаимной связи и последовательности явлений. Все, что случается в природе и может быть постигнуто с помощью естественных наук, представляет собой результат действия, повторяющегося снова и снова, одних и тех же законов. Естественные науки и познают эти законы. С другой стороны, исторические науки о человеческой деятельности имеют дело с событиями, которые наши мыслительные способности не могут интерпретировать как проявление общего закона. Они изучают индивидуальных людей и индивидуальные события, даже если изучают развитие масс, народов, рас и человечества в целом. Они исследуют индивидуальность и необратимый поток событий.

Если естественные науки подвергают исследованию события, случающееся только однажды, такие, как геологические изменения или биологическую эволюцию видов, они смотрят на него как на пример действия общих законов. Однако история не в состоянии проследить события до действия вечных законов. Поэтому при изучении события первостепенный интерес представляют не черты, которые могут быть общими с чертами других событий, а его индивидуальные характеристики. Исследуя убийство Цезаря, история изучает не убийство, а убийство человека по имени Цезарь. Само понятие закона природы, сила которого ограничена определенным периодом времени, является внутренне противоречивым. Опыт, будь то обыденные наблюдения в процессе повседневной жизни, или тщательно подготовленные эксперименты, относится к индивидуальным историческим случаям.

Но естественные науки, направляемые их необходимым априорным детерминизмом, предполагают, что закон должен проявлять себя в каждом индивидуальном случае, и делают обобщения с помощью того, что называется индуктивным выводом. Современную эпистемологическую ситуацию в области квантовой механики было бы корректно описать с помощью следующего утверждения: мы знаем различные схемы, в соответствии с которыми ведут себя атомы и мы знаем пропорции, в которых каждая из этих схем становится актуальной. Человеческая Деятельность. Нецелесообразно и обманчиво применять к данным проблемам термины, используемые при изучении человеческой деятельности. Religion and Science.

Личная воля и свободная воля здесь играют малую роль, и в конечном итоге судьба человека оказывается неотъемлемой частью вселенского плана. Однако можно сказать, что фатализм не отрицает наличие человеческой ответственности и нравственности. Человек все еще должен нести последствия своих действий, даже если эти действия были предопределены. Фатализм eernt рассматривает эту ответственность в контексте вселенского порядка и высшей силы, а не в контексте человеческой воли или выбора. Один из ключевых аспектов фатализма — принятие неизбежности и спокойствие перед лицом неизбежного. Люди, следующие фаталистическими принципам, уверены в том, что все, что происходит, происходит по наивысшему порядку и предопределено высшей силой. Они ощущают глубокую веру в космический порядок и не испытывают страх перед судьбой. В отличие от детерминизма, фатализм предполагает более широкий контекст предопределения событий и вовлекает более мистические, метафизические и религиозные представления. Он подразумевает существование волевой силы, которая находится за пределами человеческого влияния. Основные идеи фатализма: Все события и действия человека заранее определены Античность: миф о роковой нити Человеческая воля не может изменить предопределенные события Ислам: вера в Аллаха как определителя судьбы Однако, человек несет ответственность за свои поступки Религии Востока: концепция кармы Фатализм неразрывно связан с религиозными и метафизическими верованиями Гештальт-терапия: принятие текущей ситуации.

Каузальный или причинно-следственный детерминизм — вид детерминизма, утверждающий, что предопределенность будущего вызвана причинными связями — у мира в каждый момент времени есть только одно возможное будущее, потому что каждая причина порождает строго определенное следствие, ветвящегося будущего нет, оно однолинейно. Компатибилизм — учение о том, что свобода воли и детерминизм совместимы. Лапласовский детерминизм — крайняя форма каузального детерминизма, согласно которой, зная все факты и законы в мире на данный момент, можно точно предсказать будущее на бесконечное время вперед и вычислить прошлое на бесконечное время назад. Либертарианство — учение, утверждающее, что свобода воли есть, а детерминизма нет. Негативная свобода или «свобода от» — это отсутствие ограничений и запретов. Позитивная свобода или «свобода для» — это некоторая способность что-то сделать, реальная возможность достичь какого-то желаемого результата. Творческая свобода — вид свободы, предложенный Николем Бердяевым, объединяет в себе позитивную и негативную — только в момент творчества у человека есть возможность оказаться по-настоящему свободным. Телеологический детерминизм — вид детерминизма, утверждающий, что у всех процессов далеко в будущем есть какая-то конечная цель, которая определяет, какие события и в каком порядке будут происходить. Теологический детерминизм — вид детерминизма, утверждающий, что источником предопределения является Бог. Теория динамического хаоса — один из разделов современной физики; ее главная задача состоит в том, чтобы объяснить, как из динамического хаоса может рождаться порядок.

Соответствие действия характеру. Дэвид Юм Желание действия не является непреодолимым. Дэвид Юм Желание первого порядка согласуется с желанием второго порядка. Гарри Франкфурт.

Определение и смысл двух философских понятий

  • Проблема «свободы воли» по Н.М. Амосову
  • Существует ли свобода воли
  • Что проще доказать, детерминизм или свободу воли?
  • Аргументы в пользу жесткого детерминизма
  • Свобода, Свободная воля и детерминизм

В чем разница между детерминизмом свободы воли и мягким детерминизмом?

При этом единственным условием, устраняющим конфликт между свободой воли и детерминизмом будущего, является невозможность точного знания будущего в случае наличия возможности его изменения. Детерминизм и свобода воли Детерминизм: Детерминизм – это философская концепция, согласно которой все события и действия в мире. Что такое свобода? Есть ли у человека свобода воли? Как в диалекическом материализме соотносятся свобода и необходимость? Детерминизм и фатализм, в чём разница? В этих вопрсах нам поможет доктор философских наук, профессор, почетный профессор. Теперь рассмотрим инкомпатибилиста, который является сторонником тезиса жесткого детерминизма: ни у одного человека нет свободы воли и детерминизм истинен. Таким образом, детерминизм и фатализм, хотя и представляют отличные философские концепции, имеют сходства в том, что они оба подчеркивают ограниченность воли человека. это категории не мозга, а мышления или сознания.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий