10 апреля 2010 года авиакатастрофа в смоленске

Катастрофа Ту154 в Смоленске крупная авиационная катастрофа произошедшая 10 апреля 2010 года Самолёт президентской делегации Ту154М Воздушных сил Польши выполнявший рейс PLF101 по маршруту ВаршаваСмоленск потерпел крушение при заходе на посадку на. Главная военная прокуратура Польши в очередной, восьмой раз, продлила срок расследования обстоятельств авиакатастрофы президентского Ту-154 под Смоленском до 10 апреля 2014 года, говорится в сообщении ведомства. (перенаправлено с «Авиакатастрофа в Смоленске 10 апреля 2010 года»).

На следующий день... после гибели Качинского

Авиакатастрофа под Смоленском: Польша потеряла десятки первых лиц государства / Псковская правда Emmerson Consulting должна была подготовить жалобу в ЕСПЧ по поводу «нарушения прав человека, совершенного в связи с авиакатастрофой 10 апреля 2010 года в Смоленске»», чтобы установить ответственность России в «нарушении прав семей жертв этого события».
Авиакатастрофа под Смоленском, гибель Леха Качиньского — 10 апреля 2010 года Гибель руководства Польши в авиакатастрофе под Смоленском. Катастрофа Ту-154 в Смоленске — авиационная катастрофа, произошедшая в субботу 10 апреля 2010 года вблизи Смоленска. Президентский авиалайнер Ту-154М Воздушных сил Польши выполнял рейс PLF.
Катастрофа ТУ-154 в Смоленске: список погибших По предварительным данным, самолёт разбился при заходе на посадку под Смоленском, сообщает РИА «Новости».
Президент Польши погиб в авиакатастрофе под Смоленском - МК 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродроме Смоленск (Северный) потерпел катастрофу самолёт Ту-154М ВВС Польши, перевозивший большое количество высокопоставленных политиков, включая президента Польши Леха Качиньского и его жену.

Пилот самолета Качинского: «Если мы не приземлимся, он убьет меня»

Трагедия с самолетом — это одна история, а трагедия в Катынском лесу — совершенно другая". В связи с обостренными российско-польскими отношениями и политическими разногласиями в самой Польше Смоленская катастрофа обросла множеством слухов и так называемых теорий заговора. Причем часть людей уверены, что за этим стоит даже не Россия, а политический оппонент президента - премьер-министр Дональд Туск, который в те годы лояльно относился к России. Противостояние первых лиц государства было столь сильно, что Качиньский летел в Катынь, чтобы провести собственную церемонию поминовения жертв, отдельно от Туска и Путина. После смерти Леха Качиньского его брат-близнец и политический соратник Ярослав Качиньский пытался баллотироваться в президенты, но проиграл временно исполнявшему полномочия главы государства Маршалу Сейма Брониславу Коморовскому. Власть сменилась. Трагедия под Смоленском - крупнейшая по числу жертв среди авиакатастроф, в которых погибали первые лица государства. Кроме того, она не могла не напомнить авиакатастрофу 4 июля 1943 года в Гибралтаре, в которой, в числе других пассажиров, погиб командующий польской армией и одновременно Премьер-министр польского правительства в изгнании генерал Владислав Сикорский.

Отношения между СССР и Польшей во время Второй мировой войны были крайне натянутыми, в том числе и из-за расстрела польских военнослужащих в Катыни. Генерал Сикорский надеялся на нормализацию советско-польских отношений, в то время, как его политические противники выступали против этого. В мае 1943 года Сикорский начал инспекцию польских войск на Ближнем Востоке. Он намекал, что собирается посетить Москву и вступить в переговоры о послевоенном устройстве Польши. Срочная теллеграмма от премьер-министра Великобритании Черчилля с просьбой немедленно возвращаться, заставила Сикорского 4 июля 1943 года вылететь в Лондон. Единственный выживший в авиакатастрофе - чешский пилот - сообщил, что у самолета внезапно заклинило штурвал, однако он не смог внятно объяснить, почему он сам оказался в спасательном жилете. Смерть Сикорского стала серьезным ударом для Польши и поворотным моментом в ее влиянии среди союзников во II Мировой войне.

Каждому военному члену экипажа посмертно было присвоено очередное воинское звание. Многие комментаторы предположили в качестве одной из возможных причин катастрофы давление со стороны президента на экипаж. Случай такого давления уже имел место: 12 августа 2008 года во время российско-грузинского вооруженного конфликта Лех Качиньский требовал изменить первоначальный маршрут и посадить самолёт в Тбилиси, но командир экипажа Гжегож Петручук отказался выполнить президентский приказ, не рискнув жизнями руководителей Польши, Латвии, Литвы, Эстонии и Украины, находившихся на борту самолёта, и приземлился в азербайджанском аэропорту Гянджа. Обязанности второго пилота в том рейсе выполнял Аркадиуш Протасюк. Впоследствии Гжегож Петручук был награждён серебряной медалью Министерства обороны Польши, несмотря на угрозы со стороны президента, однако в дальнейшем он был отстранен от полётов особой важности. На этот раз данного пилота не было на борту.

А чуть позже обнародованы записи бортового самописца… 10 апреля 2023 года российский политолог Корнилов, вспоминая события 13-летней давности, резюмирует : «Такая вот она, русофобия — делает из бедных поляков глухих и слепых». Самолет прибыл на «Авиакор» для выполнения капитального ремонта 29 мая 2009 года. В 2023-м годовщину смоленской катастрофы перенесли на воскресенье, 16 апреля, так как 10 апреля выпало в Польше на Пасхальный понедельник. Торжества начались в 8:00 в семинаристской церкви в Варшаве. В 8:41 перед Президентским дворцом зачитано обращение памяти. Делегации возложили цветы и зажгли свечи перед Президентским дворцом и перед памятниками Леху Качиньскому и жертвам Смоленской трагедии 2010 года на площади маршала Юзефа Пилсудского.

Сначала было только суматошное утро в маленьком городе, в котором даже мало кто знал о предстоящем визите польского президента. Пугающие слухи, обсуждаемые в общественном транспорте, со ссылками на знакомых и родственников, живущих или работающих неподалеку от аэродрома, слухи, кажущиеся нереальными: в Смоленске упал самолет. Подробности пока неизвестны... Утверждать не буду. Пока слухи». Многие жители близлежащих домов тоже слышали грохот. Кто-то, кто живет рядом, напротив, не слышал ничего до рева сирен «скорой» и пожарных машин: «Только что разговаривала с родителями. Живут на Еременко, прямо напротив аэродрома. Ничего не слышали. Страницы интернет-форумов зафиксировали и записи о необычайном тумане: ранним утром его не было, а после 10 часов туман быстро и сильно сгустился. Ухудшение видимости было резким, я сам удивился. Мы еще посмеялись по поводу тумана, а потом друг позвонил он работает авиадиспетчером в другом регионе и рассказал про упавший самолет президента Польши. Я же ничего не слышал, ни удара, ни взрыва. Я в это время находился на улице, убирал мусор на участке в районе Лавочкина , зато обратил внимание на резкое возникновение тумана и такое же быстрое его исчезновение. Не каждый раз пилоты сталкиваются с таким явлением. В одиннадцать часов туман просел, а через час поднялся, причем прилично», - пишет Николай Сергеев. Потом была путаница с числом пассажиров то 132, то 87 человек , с названиями населенных пунктов в федеральных СМИ, водители заявляли о самолете, который едва не задел их при посадке, или пролетел прямо над гаражами. Какое-то время было неизвестно, был ли на борту президент Польши, была ли там его супруга. Буквально через пару часов жители потрясенного страшной новостью города стали приносить к месту трагедии цветы, свечи, лампады.

10 лет назад разбился самолет польского президента

Польша откажется от версии о вине России в катастрофе Ту-154 под Смоленском. В Смоленской области потерпел катастрофу самолет Ту-154. Крупная авиационная катастрофа произошла 10 апреля 2010 года в городе Смоленск. Смоленск, 10 апреля 2010. Фото: Алексей Никольский/Reuters.

Катастрофа ТУ-154 в Смоленске: список погибших

10 апреля 2010 года в авиакатастрофе под Смоленском погиб президент Польши Лех Качиньский. О катастрофе самолета Президента Республики Польша под Смоленском 10 апреля 2010 года. 10 месяцев прошло после трагедии под Смоленском, унесшей жизни 96 человек, во главе с президентом Польши Лехом Качиньски, находившихся на борту лайнера ТУ-154. 10 апреля 2010 года, в 10:41 местного времени[1] (здесь и далее, если не указано особо, приведено местное время, скоординированное всемирное время (UTC) отстает на 4 часа), днем, в процессе выполнения захода на ВПП 26 аэродрома Смоленск «Северный» и снижения ниже. (перенаправлено с «Авиакатастрофа в Смоленске 10 апреля 2010 года»).

Смерть в тумане. Кто виноват в гибели президента Польши под Смоленском?

По факту гибели самолёта в Смоленске прокуратурами России и Польши возбуждены уголовные дела [105] , российской прокуратурой по статье «Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Генеральный прокурор Юрий Чайка взял расследование под личный контроль [106]. Для проведения технического расследования обстоятельств авиакатастрофы была образована совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета МАК и Министерства обороны Российской Федерации [108]. В комиссии МАК работали 25 польских специалистов [109].

На месте авиакатастрофы были обнаружены два « чёрных ящика ». Позднее найден третий «чёрный ящик» [111]. Около 22:00 MSK 10 апреля 2010 года в Смоленск прибыли польские следователи [112].

На месте гибели самолёта работали 37 следователей из Следственного комитета при прокуратуре России и более 40 судебно-медицинских экспертов , также в следственных действиях участие принимали 11 следователей и прокуроров из Польши [113]. Вице-премьер Российской Федерации Сергей Иванов на заседании госкомиссии по установлению причин катастрофы самолёта Ту-154 заявил: «Предварительный анализ расшифровки бортовых самописцев показал, что взрыва и пожара на борту самолёта не было». Со слов вице-премьера, крушению самолёта не предшествовало взрыва или пожара.

Эта работа требует времени и продлится ориентировочно до конца недели», — сказал Сергей Иванов [114]. Руководитель госкомиссии Польши по расследованию авиакатастроф Эдмунд Клих заявил: «Российские специалисты сотрудничают с нами образцовым образом» [115]. Работа технической комиссии на месте авиакатастрофы была закончена 17 апреля 2010 года, 19 апреля была полностью завершена расшифровка записей «чёрных ящиков» и двух найденных эксплуатационных самописцев [116].

Представители польской прокуратуры сообщали, что содержание записей чёрных ящиков будет обнародовано 22 апреля [117] , однако 22 апреля на пресс-конференции прокурор Польши Анджей Серемет польск. Andrzej Seremet отложил сроки публикации записей. Стенограмма записей «чёрного ящика» борта 101 на русском и польском языке в формате PDF 4 мая результаты работы инженерно-технической подкомиссии МАК были обсуждены с польскими экспертами.

Замечаний по работе техники в полёте не было [120]. Прокуратура Польши пока не дала официального подтверждения этой информации и разъяснений по поводу того, мог ли этот фактор стать причиной авиакатастрофы [121]. Двигатели работали вплоть до столкновения с землёй.

Аэродром и его оборудование были пригодны к приему воздушных судов различных классов, в том числе Як-40 и Ту-154. Система TAWS была включена, работоспособна и передавала необходимую информацию экипажу. Навигационная система GNSS была включена и работоспособна.

Экипаж своевременно получал данные о метеообстановке и запасных аэродромах от диспетчерских пунктов Минска, аэродрома «Смоленск-Северный» и от экипажа самолёта Як-40 Министерства обороны Польши, который произвёл посадку на аэродроме примерно за полтора часа до катастрофы. Сообщено о завершении расшифровки бортовых самописцев [124]. Установлено, что в кабине находились лица, не являющиеся членами экипажа [125].

Информационное агентство УНИАН со ссылкой на свои источники сообщило, что в момент катастрофы польского самолёта поблизости от штурвала находились командующий Воздушными силами Польши генерал Анджей Бласик и директор дипломатического протокола польского МИД Мариуш Казана [127]. На самописце зафиксирован голос одного из пилотов, который заявил, что в таких погодных условиях самолёт сесть не сможет. Ничего нового, имеющего отношения к делу, они не нашли [128].

По словам Клиха, Бласик разговаривал с пилотами до момента удара Ту-154 о дерево [10]. Клих также заявил, что присутствие посторонних в кабине самолёта «не имело решающего влияния на произошедшие события» [10]. Руководитель МАК Татьяна Анодина отметила, что «в российских федеральных авиационных правилах есть чёткие указания, что не допускается нахождение в кабине лётного экипажа лиц, которые не связаны с выполнением полётного задания» [10].

Анодина добавила, что это относится и к мировой практике [10]. Установлено, что генерал Бласик не находился на месте пилота, КВС был за штурвалом с пристёгнутым ремнём безопасности, а Бласик стоял сзади или сидел на откидном сиденье [130]. TVN24 сообщил о расшифровке одного из фрагментов переговоров в кабине, который ранее пропускали как «неразборчивый».

Командир Протасюк произносит слова: Если мы [или я] не приземлимся, они [или он] убьют меня. Эксперт по авиации из польского сейма капитан Роберт Завада считает, что на действия пилотов мог повлиять либо президент Лех Качиньский, либо командующий ВВС генерал Анджей Бласик. За неделю до этого представитель правительства Польши Павел Грась польск.

Подготовлен отчёт, подписанный всеми членами технической комиссии. Отчёт передан полномочному представителю Польши. Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о множестве нарушений и неточностях, допущенных в отчёте [132].

Согласно отчёту, причинами катастрофы стали неправильные действия экипажа: решение о заходе на посадку и неуход на второй круг в метеоусловиях значительно ниже метеоминимумов аэродрома и системы захода на посадку, игнорирование экипажем сигналов системы предупреждения об опасном сближении с поверхностью земли и психологическое давление на экипаж. Также было установлено нарушение принятых процедур захода на посадку, в частности, ошибочная установка стандартного давления на барометрическом высотомере в процессе снижения, что привело к ошибке определения высоты в 160 метров, отсчёт высоты по радиовысотомеру вместо альтиметра, игнорирование технологии работы экипажа отсутствие предписанных правилами действий при пересечении высоты принятия решения , поздний вход в глиссаду, который потребовал превысить максимально допустимую вертикальную скорость снижения и скорость захода на посадку при отсутствии контроля за ними , позднее принятие активных действий по уходу на второй круг. Среди сопутствующих факторов отмечено рассеивание внимания экипажа, сосредоточившегося на поиске визуальных ориентиров и отвлекшегося от приборов.

Кроме того, внимание отвлекала попытка подбора скорости снижения в автоматическом режиме вместо перехода к штурвальному режиму [23]. Польской стороной не было предоставлено подтверждения допуска КВС к выполнению посадки в сложных метеоусловиях допуск был просрочен, зафиксированный в лётной книжке опыт проведения посадок в сложных метеоусловиях был фальсифицирован , были выявлены недоработки в процессе обучения экипажа в частности, недостаточный опыт КВС, при этом подобранный экипаж по налёту на этом типе самолёта был ещё менее опытным, отсутствие тренажёрных тренировок, отсутствие данных о программах обучения, совмещение полётов на Ту-154 с полётами на других типах самолётов, что могло способствовать неоправданному переносу навыков на пилотирование Ту-154 [23]. Было выявлено несовершенство установленной на борту системы авионики , которая не содержала подробной информации о рельефе местности вокруг аэропортов, не отнесённых к международным.

В случае захода на такие аэропорты правилами предписывается отключение системы раннего оповещения о сближении с землёй, однако перевести систему в такой режим невозможно при одновременном выборе захода по давлению аэропорта QFE , принятому в России и требуемому для соблюдения схем захода , опубликованных в российских сборниках аэронавигационной информации. Кроме того, судя по показаниям автоматизированной системы управления полётом FMS , экипаж вручную вводил отсутствовавшие в системе навигационные точки, взятые с устаревших схем [23]. Из нарушений с российской стороны было обнаружено, что не оправдались прогнозы погоды по аэродрому Смоленск-Северный, однако, поскольку экипаж этой информации всё равно не имел и был своевременно предупреждён о фактической погоде, это не могло спровоцировать катастрофу.

В 10:30 на записи переговоров зафиксировалась фраза руководителя полётов Павла Плюснина: Ну, да так сказали блин, заводить пока, которая, по мнению польской стороны, свидетельствует о давлении сверху на диспетчеров в принятии решения о посадке самолёта с польской делегацией. Со слов руководителя полётов Павла Плюснина, экипаж самолёта должен был докладывать текущую высоту, но не делал этого. Поначалу заход на посадку выполнялся правильно хотя экипаж не упомянул о выбранной системе захода. Однако вход в глиссаду выполнен с запозданием, что привело к увеличению вертикальной скорости снижения. В 10:40 находясь на расстоянии в 2 километрах, пилоты получили подтверждение от диспетчера о нахождении самолёта на курсе, но затем экипаж вывел самолёт на малую высоту 20 м со скоростью снижения порядка 8—9 метров в секунду. Диспетчер потребовал немедленно прекратить снижение самолёта, прервать посадку и уйти на второй круг. Команда от диспетчера об уходе на второй круг, последовавшая в 10:41, прозвучала уже после того, как в 10:40 самолёт задел деревья.

Запись в связи с разрушением самолёта оборвалась в 10:41. Первое касание самолёта с деревьями произошло левой консолью крыла на удалении 1050 метров от торца взлётно-посадочной полосы. Самолёт опрокинулся почти днищем кверху и в таком положении рухнул на землю и полностью разрушился. Основная масса фрагментов самолёта упала на расстоянии 350—500 метров от аэродрома. Как позже установила комиссия МАК, взятие штурвала на себя было настолько резким при этом режим работы двигателей был увеличен уже после начала вертикального манёвра , что к моменту столкновения с деревом самолёт имел угол атаки, близкий к углам атаки сваливания.

Однозначно установлено - теракта, взрыва, пожара на борту, отказов авиационной техники в полете не было.

Двигатели работали вплоть до столкновения с землей Татьяна Анодина председатель МАК 20 октября техническая комиссия МАК передала полномочному представителю Польши отчет о расследовании катастрофы. Польская сторона направила в МАК свои претензии. Согласно документу, причинами крушения были ошибочные действия летчиков - решение о заходе на посадку и неуход на второй круг в метеоусловиях хуже установленного минимума, снижение ниже минимальной допустимой высоты в 100 м, игнорирование сигналов системы предупреждения об опасном сближении с поверхностью земли. По заключению экспертов летчики допустили ошибки, находясь под психологическим давлением из-за присутствия в кабине главкома Воздушных сил. Системными причинами катастрофы были названы недостатки в организации летной работы и подготовке членов экипажа при обеспечении особо важного полета. Доклад польской стороны 29 июля 2011 года комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши представила свой отчет по расследованию происшествия, где причиной ЧП было названо снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в плохих метеоусловиях, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг.

В качестве одного из факторов, повлиявших на развитие ситуации, комиссия назвала недостаточное аэронавигационное обеспечение полета со стороны диспетчеров "Северного". В докладе отмечены недостатки в техническом обеспечении аэродрома - в частности, было выявлено нарушение работы сигнальных огней приближения. Мы не нашли каких-либо доказательств того, что крушение стало результатом покушения на убийство Анджей Серемет генпрокурор Польши 9 марта 2012 года был опубликован доклад Верховной контрольной палаты Польши, во многом повторявший выводы экспертов МАК. Авторы документа установили, что с 2005 года визиты высшего польского руководства с использованием спецтранспорта Воздушных сил осуществлялись без соблюдения достаточного уровня безопасности. Позднее Главная военная прокуратура Польши опровергла выводы доклада парламентариев - следов взрывчатки на обломках самолета обнаружено не было. Расследование обстоятельств катастрофы не завершено.

Российская сторона неоднократно заявляла, что обломки лайнера, которые являются вещественными доказательствами, после завершения следствия будут возвращены польской стороне.

В катастрофе погибли все находившиеся на его борту 96 человек — 88 пассажиров и 8 членов экипажа, в их числе президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария Качиньская, а также известные польские политики, почти всё высшее военное командование и общественные и религиозные деятели. Это крупнейшая по числу жертв среди авиакатастроф, в которых погибали первые лица государства. Президент Лех Качиньский направлялся в Россию с частным визитом во главе польской делегации на траурные мероприятия по случаю семидесятой годовщины расстрела польских офицеров в катынском лесу.

Авиакатастрофа под Смоленском: расследование причин крушения Ту-154

Оба они настоятельно требовали посадки в Смоленске — любой другой вариант вынуждал бы «главного пассажира» отменить часть запланированных им действий. Анализ переговоров показывает, что в случае неудачного захода и ухода на запасной аэродром КВС ожидал негативной реакции «главного пассажира». На конечном этапе захода на посадку командир находился в состоянии психологического конфликта мотивов: с одной стороны — он понимал, что посадка в сложившихся условиях небезопасна, с другой — существовала сильная мотивация на выполнение посадки именно на аэродроме назначения. Присутствие Главнокомандующего ВВС Республики Польша в кабине экипажа вплоть до столкновения воздушного судна с землей оказало влияние на формирование решения КВС о продолжении захода без установления визуального контакта с наземными ориентирами.

Все остальные выводы комиссии показывают: техника была исправна и на аэродроме, и на земле, действия руководителя полетами и диспетчеров были верными, топливо и горюче-смазочные материалы — качественными, радиосвязь — устойчивой… Между прочим, были выявлены серьезные нарушения в подготовке пилотов 36-го авиатранспортного полка ВВС Республики Польша — так, командир воздушного судна Аркадиуш Протасюк просрочил допуск 80-600 посадка при нижней границе облаков не ниже 80 метров и видимости не меньше 600 метров , длительное время экипажи не проходили обучение на тренажерах, нарушались правила слетанности экипажей. Вывод российской комиссии был однозначным: причиной катастрофы стали неправильные действия экипажа, находившегося под серьезным психологическим давлением. Все время полета в кабине звучали голоса и генерала Бласика, и директора Казаны, которые настаивали на посадке именно в Смоленске, причем ссылались на желание «главного пассажира».

При заходе на глиссаду меньше чем за 10 минут до катастрофы генерал Бласик приказным тоном сказал: «Ты поместишься». Маршрут предполагал посадку в азербайджанском городе Гяндже и затем автомобильную поездку в столицу Грузии — из-за российско-грузинского конфликта в южной Осетии известного как война 08. Тбилиси был под обстрелом, в том числе средствами ПВО.

Уже после взлета Лех Качиньский вошел в кабину экипажа и потребовал по прямой лететь в Тбилиси. Командир отказался, так как у него не было ни аэронавигационных карт, ни метеообстановки, да и полет над зонами боевых действий был, мягко говоря, неразумным. Тогда президент Польши отправил в кабину заместителя главкома ВВС республики с письменным приказом, но Петручук вновь отказался — и совершил посадку в заранее спланированной и согласованной точке.

По результатам прокурорской проверки действия командира Ту-154 были признаны правильными и соответствующими документам. То есть фактически стал изгоем. В том полете вторым пилотом был Аркадиуш Протасюк, а штурманом — Роберт Гжива.

На подлете к Смоленску, около 10:30, микрофон в кабине зафиксирует слова Протасюка: «Если мы здесь не сядем, он [генерал Бласик] ко мне будет приставать придираться ». Он попал на камеры видеонаблюдения варшавского аэродрома Okecie — по жестикуляции летчиков видно, что они ожесточенно спорят. Причина спора известна со слов единственного свидетеля — якобы летчик требовал официальные данные о погоде в Смоленске и просил разрешения сразу лететь на запасной аэродром, а Бласик приказывал «не трусить».

К тому же статус пассажира генерала Бласика на борту был поставлен под сомнение: известно, что он пользовался любой возможностью летать пилотом-инструктором — это позволяло делать записи в летную книжку. Для обязательного налета главкому ВВС не хватало 40 часов. Отсутствие необходимого минимума препятствовало получению очередного звания и вообще ставило под вопрос дальнейшую службу.

Так вот: по документам польской стороны, Бласик был пассажиром — но коллеги погибших летчиков в неофициальных беседах признавали, что командующий ВВС в тот полет был записан пилотом-инструктором. В таком случае именно он был фактическим командиром экипажа. Действия пилотов во время трагического полета работают скорее на эту версию — но документально она ничем не подтверждена и в материалах уголовного дела только упоминается.

Они с ним не согласились, указав, что не до конца исследована роль диспетчеров и что такие трактовки послужат препятствием в российско-польских отношениях. Тем не менее 10 января 2011 года — ровно через девять месяцев после катастрофы — комиссия МАК обнародовала свои выводы. Вскоре было объявлено, что российская государственная комиссия закончила свою работу, а все материалы переданы в Следственный комитет при прокуратуре СКП России.

В ответ 18 января в Польше прошла пресс-конференция, на которой было однозначно заявлено: летчики совершали ошибки под давлением российских диспетчеров. И что, по неофициальной информации, на вышке руководителя полетами находились посторонние люди. Диссонансом на этом фоне выглядело выступление представителя Польши в МАК и одновременно главы польской государственной комиссии по расследованию Эдмунда Клиха.

Экипаж не имел права таким образом управлять самолетом. Не может хороший экипаж с хорошими приборами так идти на посадку. Даже если бы с земли подавали другие, неверные команды, пилоты должны знать положение самолета в пространстве Эдмунд Клихпредставитель Польши в МАК и глава польской государственной комиссии по расследованию катастрофы Ту-154М в Смоленске Причиной трагедии, по словам Клиха, стали ошибки в подготовке пилотов.

Также, по мнению эксперта, в распоряжении диспетчеров было устаревшее оборудование. Используя такие приборы, очень трудно определить точную высоту самолета и то, правильно ли он заходит на посадку. При этом, ссылаясь на расшифровку переговоров диспетчеров, Клих заявил, что те были против посадки лайнера польского президента.

И, по его словам, польские пилоты знали о погодных условиях под Смоленском. В то же время Клих подчеркнул, что нет указаний на то, что на экипаж оказывал давление президент Лех Качиньский. А присутствие в кабине самолета генерала Бласика он откровенно назвал «недопустимым».

Его изложение очень похоже на отчет российской стороны — но выводы куда как более мягкие. Так, причиной катастрофы государственная комиссия Польши назвала «отсутствие контроля высоты с помощью барометрического высотомера и отсутствие реакции на предупреждения автоматики», а также «некорректные команды со стороны руководителя полетами» — единственное противоречие в двух документах. По версии польской стороны, руководитель полетами аэродрома Смоленск Северный передавал экипажу информацию о правильном положении самолета — в то время как он фактически находился за пределами допустимых отклонений.

К тому же диспетчеры не сообщили летчикам, что они опустились ниже глиссады, и с опозданием дали команду о переходе в горизонтальный полет. Российская сторона с этим доводом согласилась, но при этом отметила, что высокая вертикальная скорость и густой туман не позволяли отслеживать приближение машины к земле. Отдельно было отмечено, что техническое оснащение аэропорта приема не соответствует международным правилам, — потому что деревья очень высокие.

Этот вывод сделан почему-то по результатам замера высоты снизу вверх от земли, а не сверху вниз от нижней точки глиссады — и по этой причине многими специалистами просто проигнорирован. В качестве способствующих обстоятельств польская сторона указала на ненадлежащее взаимодействие между членами экипажа. Но ни о посторонних в кабине, ни о психологическом давлении на экипаж в выводах польской стороны ничего не сказано.

В ответ СКП сообщил, что, в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом, это можно будет сделать только после формального завершения уголовного дела, а до тех пор и обломки, и бортовые самописцы считаются вещественными доказательствами. Также российские следователи отметили, что польские специалисты имеют полный доступ ко всем материалам, а потому все претензии беспочвенны. Но поляки требовали двух несовместимых вещей — продолжать расследование и передать все вещественные доказательства им.

Между тем в течение 2011 года прокуроры Республики Польша неоднократно допрашивали российских диспетчеров — и им никто не препятствовал. Так, в начале февраля польские следователи более восьми часов допрашивали Виктора Рыженко и Павла Плюсина руководителя полетами.

Это крупнейшая по числу жертв среди авиакатастроф, в которых погибали первые лица государства. Президент Лех Качиньский направлялся в Россию с частным визитом во главе польской делегации на траурные мероприятия по случаю семидесятой годовщины расстрела польских офицеров в катынском лесу. Расследованием МАК было установлено, что все системы самолёта до столкновения с землёй работали нормально; из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки, о чём экипаж был извещён.

Это крупнейшая по числу жертв среди авиакатастроф, в которых погибали первые лица государства. Президент Лех Качиньский направлялся в Россию с частным визитом во главе польской делегации на траурные мероприятия по случаю семидесятой годовщины расстрела польских офицеров в катынском лесу. Расследованием МАК было установлено, что все системы самолёта до столкновения с землёй работали нормально; из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки, о чём экипаж был извещён.

Проанализировав действия различных ведомств — от министерства обороны до Бюро охраны правительства — при организации полетов высших лиц государства в 2005-2010 годах, эксперты пришли к выводу, что госорганы, ответственные за полеты руководства страны, не координировали свои действия — во взаимодействии ведомств царила неразбериха. Такая же неразбериха была и на бору лайнера, много спиртного и нелепые команды от высшего руководства, вмешивания в работу пилотов. Вот что и привело к катастрофе.

Гибель руководства Польши в авиакатастрофе под Смоленском

Сколько Польша будет существовать, столько она и будет нам вспоминать 10 апреля 2010 года. Рейс PLF101 по маршруту Варшава—Смоленск. 10 апреля 2010 года в авиакатастрофе Ту-154 ВВС Польши погиб президент Польши Лех Качиньский, а также десятки представителей польской военной и политической элиты. Авиакатастрофа 2010 года под Смоленском, Россия.

Катастрофа ТУ-154 в Смоленске: список погибших

Так что спросите, пожалуйста у шефа , что будем делать. В 10:30:36 на записи переговоров на СКП аэродрома «Смоленск-Северный» зафиксировалась фраза руководителя полётов Павла Плюснина: Ну, да так сказали блин, заводить пока [65] , которая, по мнению польской стороны, свидетельствует о давлении сверху на диспетчеров в принятии решения о посадке самолёта с польской делегацией [66]. Со слов руководителя полётов Павла Плюснина, экипаж самолёта должен был докладывать текущую высоту, но не делал этого [67]. Поначалу заход на посадку выполнялся правильно хотя экипаж не упомянул о выбранной системе захода. Однако вход в глиссаду выполнен с запозданием, что привело к увеличению вертикальной скорости снижения. Запись в связи с разрушением самолёта оборвалась в 10:41:05,4 [60]. Первое касание самолёта с деревьями произошло левой консолью крыла на удалении 1050 метров от торца взлётно-посадочной полосы ВПП , левее линии пути приблизительно на 40—45 метров и ниже уровня торца взлётной полосы на 15 метров, учитывая рельеф местности овраг.

Самолёт опрокинулся почти днищем кверху и в таком положении рухнул на землю и полностью разрушился. Основная масса фрагментов самолёта упала на расстоянии 350—500 метров от торца ВПП, левее полосы на 150 метров. Некоторые польские публикации утверждали вскоре после катастрофы, что самое первое столкновение было с радиомачтой [68]. Как позже установила комиссия МАК, взятие штурвала на себя было настолько резким при этом режим работы двигателей был увеличен уже после начала вертикального манёвра , что к моменту столкновения с деревом самолёт имел угол атаки , близкий к углам атаки сваливания. По мнению комиссии, даже если бы не произошло столкновения с препятствием, самолёт через несколько секунд вышел бы на режим сваливания и, вероятно, потерпел бы катастрофу [23]. Впоследствии Технической комиссией МАК было установлено, что окончательное разрушение лайнера произошло в 10 часов 41 минуту 06 секунд местного времени совпадающего с московским [71].

Самолёт разбился при первом заходе на посадку. В течение первых дней циркулировали также утверждения, что лайнер разбился при четвёртом заходе на посадку [72]. Российский министр Сергей Шойгу по горячим следам заявил о том, что катастрофа случилась «при втором заходе» [73]. Представитель министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии сообщил, что «никаких запросов от экипажа самолёта по поводу посадки белорусской стороне не поступало» [74]. По его словам, в период транзитного прохождения самолёта «никаких замечаний не было, борт шёл на установленной высоте, по установленному маршруту» [74]. Первый заместитель начальника главного штаба ВВС России генерал-лейтенант Александр Алёшин 10 апреля 2010 года заявил, что экипаж самолёта несколько раз не выполнил указаний руководителя полётов смоленского аэродрома [75] : На удалении 1,5 километра группа руководства полётов обнаружила, что экипаж увеличил вертикальную скорость снижения и начал снижаться ниже глиссады.

Руководитель полётов дал команду экипажу о переводе самолёта в горизонтальный полёт и, когда экипаж не выполнил указаний, несколько раз отдал команду на уход на запасной аэродром. Тем не менее, экипаж продолжал снижаться. К сожалению, это закончилось трагически. Все 96 человек, находившиеся на его борту, погибли. Ликвидация последствий катастрофы Пожар, возникший на месте катастрофы, был ликвидирован за 20 минут. В 17:15 и 17:25 в Смоленске приземлились ещё два вертолёта со спасателями на борту [77].

Всего к ликвидации последствий катастрофы привлечены более 800 человек и 124 единицы техники, в том числе от МЧС России — 275 человек и 68 единиц техники, в том числе 3 самолёта [78]. Мародёрство Практически сразу после катастрофы Агентство внутренней безопасности Польши получило информацию от вдовы Анджея Пшевозника, Иоланты, о том, что кто-то пользуется банковскими картами её мужа. Первая транзакция была совершена в день катастрофы и ещё несколько в последующие дни. Всего с карт снято более 60 000 рублей. Двумя днями позже СК РФ объявил о возбуждении уголовного дела в отношении четырёх призывников срочной службы войсковой части 06755, которые стояли в оцеплении в день катастрофы [81]. По словам представителя СК Владимира Маркина, военнослужащие были задержаны после того, как руководством части у них были обнаружены иностранные банковские карты.

Задержанными оказались С. Сыров, И. Пустовар, Артур Панкратов и Ю. Трое из них ранее были судимы [81]. В тот же день подозреваемые дали признательные показания [82]. В сентябре 2013 года они были осуждены [83].

Также утверждалось о краже банковских карт депутата партии «Право и справедливость» Александры Натали-Свят. Однако позже эти карты нашлись. Они затерялись в прокуратуре среди вещей жертв [84] [85]. Через два месяца после катастрофы вдова главы Нацбанка Польши Славомира Скшипека подала заявление в военную прокуратуру Польши в связи с тем, что ей не возвращены золотые часы марки « Tourneau англ. Родственники заявили, что на опознании тела Скшипека данные вещи уже отсутствовали, однако, по их словам, рукава рубашки практически не пострадали, что навело их на мысль о мародёрстве [84]. В октябре 2011 года в прокуратуру в Варшаве поступило два заявления.

Одно касалось пропажи обручального кольца заместителя министра культуры Томаша Мерта , а другое — пропажи золотой печатки скульптора Войцеха Северина англ. В обоих случаях родственники заявили, что на фотографиях тел погибших эти предметы всё ещё были в наличии, однако впоследствии им переданы не были [87]. Опознание погибших В 22:54 10 апреля в московском аэропорту Домодедово приземлился первый вертолёт МЧС России с телами погибших в авиакатастрофе [88]. В 02:42 там же приземлился второй вертолёт [89]. Тела погибших доставлены в морг Центрального бюро судебной медицинской экспертизы Москвы для дальнейшего проведения экспертизы и опознания. Утром 11 апреля в Москву начали прибывать родственники погибших в авиакатастрофе с целью опознания.

С такой задачей Смоленщина столкнулась впервые, и справилась с ней достойно. На одном из них из Москвы прилетел российский премьер Владимир Путин. Самолет, который прибыл из Варшавы, предназначался для гроба с телом Леха Качинского. Траурная церемония проходила под звуки польского военного оркестра. Между Польшей и Смоленском пролегает самый скорбный паломнический маршрут, который отмечен двумя трагедиями — Катынскими расстрелами и авиакатастрофой, унесшей жизни высшего руководства Польши. Через полгода после крушения лайнера, в октябре 2010 года на Смоленщину прибыли родственники погибших. Их скорбь разделили первые леди Польши и России. Год назад в апреле 2011 года память погибших в чудовищной авиакатастрофе почтили в Смоленске высшие лица двух государств - президент России Дмитрий Медведев и его польский коллега Бронислав Комаровский.

Некоторые утверждения этого человека непонятны. По словам слушавших запись, в кабине оказался командующий ВВС генерал Бласик. И до последнего момента он следил за деятельностью находящихся под его командованием пилотов. Какое влияние оказал Лех Качиньский на происходящее на борту самолета? Постоянный адрес новости: eadaily.

Все 96 человек, находившиеся на его борту, погибли. Ликвидация последствий катастрофы[ править править код ] Пожар, возникший на месте катастрофы, был ликвидирован за 20 минут. В 17:15 и 17:25 в Смоленске приземлились ещё два вертолёта со спасателями на борту [80]. Всего к ликвидации последствий катастрофы были привлечены более 800 человек и 124 единицы техники, в том числе от МЧС России — 275 человек и 68 единиц техники, в том числе 3 самолёта [81]. Мародёрство[ править править код ] Практически сразу после катастрофы Агентство внутренней безопасности Польши получило информацию от вдовы Анджея Пшевозника, Иоланты, о том, что кто-то пользуется банковскими картами её мужа. Первая транзакция была совершена в день катастрофы и ещё несколько — в последующие дни. Всего с карт снято более 60 000 рублей. Двумя днями позже СК РФ объявил о возбуждении уголовного дела в отношении четырёх призывников срочной службы войсковой части 06755, которые стояли в оцеплении в день катастрофы [84]. По словам представителя СК Владимира Маркина, военнослужащие были задержаны после того, как руководством части у них были обнаружены иностранные банковские карты. Задержанными оказались С. Сыров, И. Пустовар, Артур Панкратов и Ю. Трое из них ранее были судимы [84]. В тот же день подозреваемые дали признательные показания [85]. В сентябре 2013 года они были осуждены [86]. Также утверждалось о краже банковских карт депутата партии «Право и справедливость» Александры Натали-Свят. Однако позже эти карты нашлись. Они затерялись в прокуратуре среди вещей жертв [87] [88]. Через два месяца после катастрофы вдова главы Нацбанка Польши Славомира Скшипека подала заявление в военную прокуратуру Польши в связи с тем, что ей не возвращены золотые часы марки « Tourneau ru en» и запонки, принадлежавшие её мужу [89]. Родственники заявили, что на опознании тела Скшипека данные вещи уже отсутствовали, однако, по их словам, рукава рубашки практически не пострадали, что навело их на мысль о мародёрстве [87]. В октябре 2011 года в прокуратуру в Варшаве поступило два заявления. Одно касалось пропажи обручального кольца заместителя министра культуры Томаша Адама Мерта, а другое — пропажи золотой печатки скульптора Войцеха Северина. В обоих случаях родственники заявили, что на фотографиях тел погибших эти предметы всё ещё были в наличии, однако впоследствии им переданы не были [90]. Опознание погибших[ править править код ] В 22:54 10 апреля в московском аэропорту Домодедово приземлился первый вертолёт МЧС России с телами погибших в авиакатастрофе [91]. В 02:42 там же приземлился второй вертолёт [92]. Тела погибших доставлены в морг Центрального бюро судебной медицинской экспертизы Москвы для дальнейшего проведения экспертизы и опознания. Утром 11 апреля в Москву начали прибывать родственники погибших в авиакатастрофе с целью опознания. Специально для них была организована работа психологов и переводчиков. Также в городе была организована « горячая линия » на русском и английском языках [93]. Тела 24 пассажиров были условно опознаны по найденным при них документам [94]. По заявлению министра здравоохранения Польши Эвы Копач , 14 тел погибших могут быть опознаны без трудностей, ещё около 20 смогут идентифицировать судебные патологоанатомы, для опознания всех остальных погибших необходима генетическая экспертиза [95]. Брат погибшего президента Леха Качиньского Ярослав Качиньский в субботу вечером 10 апреля прилетел в Смоленск и опознал главу государства [96]. В августе 2012 года в результате эксгумации, которую провели польские военные прокуроры, было установлено, что в могиле по меньшей мере одной погибшей — деятеля движения «Солидарность» Анны Валентынович — лежало другое тело, что было вызвано ошибкой российской стороны при опознании [101].

Гибель руководства Польши в авиакатастрофе под Смоленском

В катастрофе не выжил никто, тело президента уже найдено. Всего на борту находились 88 представителей польской делегации во главе с президентом Польши и его супругой, а также восемь членов экипажа. Летели на кладбище В 9. Польская делегация намеревалась посетить Военное кладбище в Катыни под Смоленском в связи с 70-летней годовщиной расстрела польских офицеров. Первую информацию о крушении самолета передало агентство Reuters. Как сообщили Infox. Затем на посадку дважды заходил самолет Ил-76 с сотрудниками федеральной службы охраны.

Однако из-за густого тумана видимость составляла до 400 метров военный диспетчер аэродрома запретил самолету посадку -- тот улетел в аэропорт Внуково. Несмотря на то что диспетчеры дважды предупреждали экипаж о невозможности совершения посадки, пилот принял решение садиться. Впрочем, как рассказали Infox. Крыло самолета оторвало, и лайнер пролетел еще около 800 метров, развалившись на части. Как отметил глава Росавиации Александр Нерадько, столкновение с дервом произошло в 1,2 км от взлетно-посадочной полосы. В этот момент самолет летел на высоте около 8 м, а должен был сохранять менее 60 м от земли.

Вскоре губернатор Смоленской области сообщил журналистам, что все находившиеся на борту люди погибли. По последним данным МЧС России, в катастрофе погибли 96 человек , из которых 88 -- члены делегации , а остальные восемь человек -- экипаж.

Параллельно с этим министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский организовал независимое расследование. По факту трагедии уголовные дела возбудили Следственный комитет при прокуратуре России , а также Главная военная прокуратура Польши. Расследование технических обстоятельств катастрофы проводила совместная комиссия Межгосударственного авиационного комитета МАК — туда вошли 25 специалистов из Польши, а также представители Минобороны РФ. Установлено, что до падения все системы воздушного судна работали исправно. При этом выяснилось, что в кабине пилота находились посторонние. Спустя неделю руководитель польской госкомиссии по расследованию авиационных происшествий сообщил, что в кабине лайнера находился главнокомандующий Воздушными силами республики генерал Анджей Бласик и шеф протокола МИД Польши Мариуш Казана. Кто виноват? В заключении было подчеркнуто, что ошибки были допущены в результате психологического давления на летчиков — в кабине присутствовал глава ВВС Польши.

Системными причинами катастрофы были названы недостатки в организации летной работы и подготовке членов экипажа при обеспечении особо важного полета. Причиной ЧП названо снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг.

Если говорить о польском руководителе, то он был весьма примечательной личностью. У него было очень сложное отношение к России, он не скрывал неприязнь в нашей стране и больше склонялся к союзу с США. Однако биография его насыщена интересными фактами. Лех Качиньский родился в Варшаве 18 июня 1949 года в семье инженера, ветерана Второй мировой войны, офицера Армии Крайовой, Раймунда и филолога Ядвиги Качиньских.

В прошлом его родители были активными участниками Варшавского восстания 1944 года. В 13 лет в 1962 году со своим братом-близнецом Ярославом сыграли главные роли в популярном в Польше детском фильме-сказке «Двое, укравшие луну». Учился на юридическом факультете Варшавского университета, в 1972 году получил степень магистра. В 1979 году защитил докторскую диссертацию в Гданьском университете, с 1990 года — профессор этого университета. Начал политическую карьеру в Комитете защиты рабочих в 1977 году, что расценивалось как подпольная деятельность антикоммунистической оппозиции. В 1980 году был назначен юридическим советником забастовочного комитета Гданьска.

После введения в стране чрезвычайного положения на одиннадцать месяцев был заключен в тюрьму. После освобождения руководил одной из комиссий профсоюза «Солидарность». Позже являлся членом сейма и сената. Возглавлял Бюро национальной безопасности в канцелярии президента Польши, затем Высшую контрольную палату. Являлся министром юстиции. В 2001 году совместно с братом Ярославом создал политическую партию «Право и справедливость».

Через год победил на выборах мэра Варшавы. В числе решений городской администрации под руководством Качиньского является переименование одной из варшавских площадей в площадь имени Джохара Дудаева. На выборах в октябре 2005 года избирается президентом Польши. Лейтмотивом его предвыборной кампании стало «моральное обновление» и возврат к христианским ценностям. В основном реализовывал проамериканскую линию во внешней политике, однако во внешней политике держался более независимо, чем его предшественники. Качиньский резко ухудшил отношения с Германией, допустив многократные антинемецкие высказывания в духе «вечной вины» за преступления во время Второй мировой войны.

Пересмотрел польско-украинские отношения, спорным пунктом которых является признание вины украинских националистов за геноцид польского народа во время Второй мировой войны. Сбылись прогнозы и об ухудшении польско-российских отношений. Едва придя к власти он заявил: «Мы всегда рады видеть президента Путина у себя», намекая на то, что не поедет в Россию, так как российские лидеры реже посещают Польшу, чем польские лидеры — Россию. В то же время в последние месяцы отношения между нашими странами стали нормализовываться. За несколько дней до нынешней трагедии премьер Путин встретился в Смоленской области с премьером Польши Туском. Они почтили память расстрелянных в Катыни польских офицеров.

Ранее сообщалось о 96 погибших, среди которых находились 88 участников официальной польской делегации, направлявшейся в Смоленск для участия в траурных мероприятиях в Катыни. По словам Сергея Шойгу, спасатели уже обнаружили оба черных ящика самолета Ту-154. Глава МЧС добавил, что расшифровка бортовых самописцев уже началась. Уже известно, что помимо Леха Качиньского в авиакатастрофе погибли его жена Мария Качиньская, глава Генштаба Польши Франтишек Гонгор, последний президент Польши в изгнании Рышард Качоровский, епископ Тадеуш Плоски, глава Национального банка Польши Славомир Скшипек и многие другие высокопоставленные политики и чиновники. Обязанности президента Польши переданы спикеру сейма республики Брониславу Коморовскому. В связи с крушением самолета 12 апреля объявлено днем общероссийского траура. Несмотря на рекомендации российской стороны, экипаж самолета, в крушении которого погиб президент Польши, решил совершать посадку, о чем свидетельствует изъятая запись, глава СКП РФ Александр Бастрыкин.

Политолог объяснил отказ Польши от обвинений России в крушении Ту-154 под Смоленском

Смоленская авиакатастрофа 5 лет спустя - Смоленск 2.0 В прошлом году Сейм Польши (нижняя палата парламента) принял резолюцию, в которой утверждается, что Россия якобы «несет прямую ответственность» за катастрофу самолета Ту-154 под Смоленском в апреле 2010 года.
Тело президента Польши обнаружено на месте крушения Ту-154. Список всех погибших С момента авиакатастрофы под Смоленском, случившейся 10 апреля, исполнилось десять лет. В Польше эта круглая дата стала поводом для очередных нападок на Россию и обострения внутриполитических разборок между властью и оппозицией.
Трагедия Польши: 10-летие Смоленской авиакатастрофы | ИА Красная Весна 10 апреля 2010 года в авиакатастрофе погиб президент Польши Лех Качиньский. Самолет Ту-154, выполнявший рейс из Варшавы, потерпел крушение при посадке в аэропорту Смоленска. В результате катастрофы погибли 96 человек. Расследование ЧП продолжается до сих пор.
Newsweek: Смоленскую катастрофу спровоцировал брат погибшего президента? С момента авиакатастрофы под Смоленском, случившейся 10 апреля, исполнилось десять лет. В Польше эта круглая дата стала поводом для очередных нападок на Россию и обострения внутриполитических разборок между властью и оппозицией.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий