Вкр пенсионная реформа в рф в 2023 году

В 2023 году в России вступят в силу новые изменения в пенсионной реформе, которые затронут возраст выхода на пенсию. Согласно новым законам, женщины смогут выходить на пенсию на два года позже, чем ранее. Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Она изменит все. В 2023 году произойдет крупнейшая пенсионная реформа». После пенсионной реформы 2019 года в 2023 – 2024 году мужчины имеют право на пенсию по старости в 61,5 год, женщины – в 56,5. Пенсионная реформа 2019-2024 гг. В 2023 году планируется объединить Пенсионный фонд с Фондом социального страхования.

Возраст выхода на пенсию по старости в России в 2023 году

  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Новые правила пенсионного страхования
  • Пенсионная реформа: что изменится?
  • Пенсионная реформа в Российской Федерации
  • Разместите свой сайт в Timeweb
  • Что изменится для пенсионеров с 2024 года | Газпромбанк 🔵 "Про финансы"

Новую пенсионную реформу вводит Россия в 2023 году — кого лишат выплат

Минус — те, кто зарабатывал большие деньги в качестве высокооплачиваемых специалистов, могут рассчитывать только на среднюю пенсию, так как есть предельная база для исчисления страховых взносов. Светлана Бессараб со ссылкой на мировой опыт перечислила варианты успешно применяемых способов повышения благосостояния за счет пенсии. Во-первых, стимул делать взносы посредством налоговых льгот. В США, когда уровень дохода достигает уровня повышения ставки подоходного налога, стараются отнести излишки заработной платы на пенсионные накопления. В России прогрессивная шкала налогообложения тоже есть: 13 процентов при доходе меньше 5 миллионов в год и 15 процентов — если больше. Во-вторых, в ряде стран накопительные пенсии индексируются, если их получают позже положенного. В России накопительную пенсию можно начать получать с 55 лет женщинам и с 60 лет мужчинам.

Если подать заявление в негосударственный пенсионный фонд позже, в 60 и 65 лет, то суммы выплат будут такими же, а можно было бы увеличивать в прямой пропорции к тому, насколько позже за ними обратились. В-третьих, существует софинансирование со стороны государства. В России это могло бы выглядеть как добавка к каждой тысяче рублей, внесенной добровольно, тысячи от государства. Светлана Бессараб добавила, что в этом случае важно наличие софинансирования и со стороны работодателей. Государство таким образом расширило бы круг возможностей для инвестиций, а пенсионеры — способ получить пенсию выше, ему может обеспечить государство. В заключение Светлана Бессараб выразила надежду, что уже в текущем году правительство внесет соответствующий проект, который позволит формировать пенсионные накопления за счет добровольных взносов на условиях льготного налогообложения или софинансирования.

В чем заключается неожиданное снижение пенсионного возраста в России? Пенсионный возраст в России был снижен с 65 до 60 лет для мужчин и с 60 до 55 лет для женщин. Это изменение было введено в октябре 2020 года и стало неожиданностью для многих граждан. Снижение пенсионного возраста является частью более широкого пакета социальных реформ, введенных президентом России Владимиром Путиным. Цель этих реформ — побудить больше людей оставаться в рабочей силе и поддержать экономический рост страны. На кого повлияет снижение пенсионного возраста в России?

Снижение пенсионного возраста затрагивает всех граждан России, независимо от возраста или рода занятий. Ожидается, что это изменение затронет примерно 8 миллионов граждан и приведет к значительному увеличению числа людей, получающих пенсию. Это может стать желанным изменением для тех, кто с трудом сводит концы с концами из-за экономического кризиса в России. Каковы последствия снижения пенсионного возраста в России? Снижение пенсионного возраста в России имеет ряд последствий для граждан.

Смысл данной системы состоял в изъятии экономических ресурсов у работающего поколения с последующим перераспределением их в пользу людей, вышедших на пенсию по возрасту. С точки зрения охвата населения и институциональной стабильности эта пенсионная система была одной из самых развитых в мире. Не будем обсуждать механизмы, поддерживавшие ее стабильность в условиях нерыночной экономики. Так или иначе, уже на рубеже 1980—90-х годов обнаружился целый ряд недостатков советской пенсионной системы, к важнейшим из которых следует отнести: — низкий запас прочности, проявившийся в условиях демографического кризиса и роста численности пенсионеров; — низкую дифференциацию пенсий как естественное следствие общей уравнительной политики; — относительно ранний возраст выхода на пенсию 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин , предопределяющий увеличение нагрузки на пенсионную систему в условиях старения населения; — широко распространенную практику досрочного выхода на пенсию различных категорий работников, означающую, что средний реальный возраст пенсионеров значительно ниже установленного при общих условиях. Отдельного внимания заслуживает вопрос о размере пенсий, так как не только сейчас, но и в советский период он был невелик. Однако не следует упускать из виду, что часть функций по материальному обеспечению пожилых людей была выведена за рамки пенсионной системы и осуществлялась посредством политики льгот и привилегий, предоставлявшихся многочисленным группам пенсионеров, имевшим бесплатные или незначительно оплачиваемые услуги транспортные, жилищно-коммунальные, в сфере здравоохранения и т. В таких условиях пенсии обеспечивали социально приемлемый уровень материального обеспечения большей части пожилых людей, что много лет спустя оказало поистине решающее влияние на судьбу пенсионной реформы. При выборе пенсионной стратегии предлагались довольно разнообразные решения, включая радикальный отказ от распределительного принципа и конструирование новой пенсионной системы накопительного типа. В принципе, существовало несколько вариантов совершенствования системы пенсионного обеспечения населения. Первый вариант: увеличение доходов Пенсионного фонда РФ путем повышения отчислений. Однако уже в тот период вряд ли требовалось доказывать, что общая налоговая нагрузка на товаропроизводителя достигла роковой черты, за которой она превращается в тормоз экономического роста. Второй вариант: снижение расходов Пенсионного фонда РФ, что возможно в России лишь за счет сокращения численности пенсионеров, т. Оба предлагаемых варианта не приводят к структурным изменениям действующей пенсионной системы и, следовательно, не снижают риск нарушения ее сбалансированности в условиях быстрого старения населения. Существовал еще и третий вариант — пересмотреть основополагающие принципы пенсионного обеспечения, попытавшись найти новые схемы решения следующих общих стратегических задач: — снижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов; — усиление связи размера пенсий с реальными взносами гражданина в пенсионную систему в течение его трудовой жизни; — повышение ответственности работника за финансирование своей будущей пенсии; — обеспечение достойного уровня пенсии в реальном исчислении; — обеспечение финансовой устойчивости пенсионной сферы; решение специфических задач, диктуемых экономической и политической ситуацией в послереформенной России: легализация трудовых доходов; — снижение налоговой нагрузки на работодателя; — устранение государственной монополии в пенсионной сфере; — снижение зависимости пенсионной системы от политических факторов. Основные причины появления той или иной концепции пенсионной реформы в России связаны с историей мировой дискуссии по данному вопросу, начавшейся в 1970-х годах, когда впервые необратимость процесса старения населения была признана глобальной тенденцией, подорвавшей стабильность пенсионных систем, созданных в начале XX века. Большое влияние на ход дискуссии оказали идеи монетаризма и бурное развитие финансовых рынков в последние десятилетия прошлого века. Изобретенный «эликсир молодости» для пенсионных систем включал два основных компонента: накопительное финансирование, т. Однако были и еще две составляющие, которые вплоть до середины 1990-х годов упоминались редко, хотя всегда подразумевались. Первая — это индивидуальные счета, благодаря которым работник имел право сам решать, куда должны быть инвестированы его накопления. Как следствие, человек воспринимал свои пенсионные взносы уже не как налоги, а как сбережения. Вторая — так называемая модель с заранее установленными взносами, при которой государство регулирует только тариф отчислений; размер же пенсии заранее неизвестен и рассчитывается в момент обращения за ней, исходя из объема пенсионных накоплений отчисления плюс инвестиционный доход и ожидаемой продолжительности жизни. Именно эта возможность и позволяла добиваться внутренней сбалансированности системы, которая автоматически приспосабливалась к изменениям структуры населения: при увеличении численности пенсионеров размер пенсии снижался, что, в свою очередь, могло стимулировать пожилых граждан дольше задерживаться в производственном процессе. В 2002—2004 гг. Работающие граждане приобретали пенсионные права, основанные уже на новых принципах. Относительно молодые возрастные категории населения стали счастливыми обладателями накопительных счетов. Страховой капитал увеличивался, приближая нынешнее поколение работников к тому моменту, когда размер их пенсии будет действительно зависеть от трудового вклада. А для нынешних пенсионеров доля страховой части пенсии незначительно, но устойчиво росла. Начала формироваться страховая система в настоящем смысле этого слова. По нашему мнению, принципиальное отличие пенсионной системы от любых других социальных институтов состоит в том, что ее участниками являются все граждане страны — не только пенсионеры, как считают многие, но и молодые граждане, которым со временем также предстоит пользоваться ее услугами. Именно поэтому PR-сопровождение пенсионной реформы и ее публичное обсуждение были не просто желательным, но и обязательным условием успеха. Однако этому властные структуры не уделили достаточного внимания.

В октябре за возвращение дореформенного пенсионного возраста высказалась О. Дмитриева , ссылаясь на сложности с поддержкой и переобучением предпенсионеров в условиях эпидемии [136]. Тогда же лидер впервые прошедшей в Думу партии « Новые люди » А. Нечаев заявил о необходимости общественного обсуждения реформы [137]. В 2022 году Дмитриева наряду с некоторыми другими представителями Партии роста предлагала компромиссный вариант фиксации возраста пенсии на достигнутом значении 56,5 61,5 [136]. С марта 2022 года особым аргументом Миронова за отмену реформы стало стремление поддержать россиян в условиях санкций против РФ , введённых из-за вторжения на Украину [138]. Критика конкретных деталей реформы[ править править код ] Из-за внезапности появления пенсионного законопроекта июнь 2018 г. Некоторые из претензий представлены ниже. Новый возраст пенсии, темп подъёма[ править править код ] Существует точка зрения, что неприемлемыми являются не столько сама идея о повышении пенсионного возраста, сколько слишком высокая целевая возрастная планка, особенно для мужчин, или скорость увеличения [17]. По предположению ряда экспертов, назначение пенсионного возраста «62» мужчинам и «60 со скидкой за каждого рождённого ребёнка» женщинам было бы встречено населением хоть и без восторга, но спокойно [140]. Реформаторы не прокомментировали, почему установлен именно уровень «65» «60» , и создалось ощущение, что круглое число взято не на базе экономического анализа, а из стремления отнять у людей всё что удастся без бунта. Также, ещё до принятия закона, звучали мнения специалистов [141] о желательности выбора темпа изменений не быстрее чем «плюс 3 месяца в год». Это, в числе прочего, смягчило бы неприятные для пожилых граждан ситуации серьёзной разницы между условиями для родившихся чуть раньше и чуть позже новогодних рубежей. В развитых странах подобные реформы проводились с темпом от 2-3 до 6 месяцев за год [105]. Вызывающим сожаление фактом иного плана является негибкость поднимаемой возрастной планки, исключающая преждевременный выход на пенсию по принципу «чем раньше, чем ниже её размер» без изменения общей суммы, которую СФР предполагает выплатить человеку , как предусмотрено практически во всех странах, повысивших пенсионный возраст [127] , например, в США. Организационно-юридические накладки[ править править код ] Сразу же после начала реформы обнаружились недоразумения, которые не только вызывали недовольство тех, кого они затронули, но и противоречили замыслу реформаторов. Так, оказалось, что реальные выплаты самой малообеспеченной части уже ставших пенсионерами граждан не повысились, вопреки обещаниям. Вскрылись ошибки при формировании списка сельскохозяйственных профессий, дающих пенсионные льготы. Применительно к накопительной пенсии, явно нелогичной выглядела ситуация, когда человек, заключивший договор с НПФ после 31 декабря 2018 года, попадал в иное положение по сравнению со сделавшими это ранее. Исчисление и учёт длительного стажа[ править править код ] В изначально принятом варианте пенсионного закона, диктуемый соответствующей статьёй метод исчисления мужского женского стажа «42 37 лет» [142] превратил задуманную льготу по досрочной пенсии для трудившихся всю жизнь — без длительных пауз, официально — россиян в образец вопиющей дискриминации конкретных категорий граждан. Особое возмущение вызывал неучёт периода службы по призыву , унижавший бывших солдат и провоцировавший антиармейские настроения среди молодёжи так, в 2020 г. Выходило, что честно исполнившие свой долг мужчины некоторые — на Афганской войне законодательно были поражены в правах по сравнению с уклонистами [144] [145]. Россияне с высшим образованием, рождённые во второй половине 1960-х, вообще почти не имели шансов на данную льготу [146] они были массово призваны в Вооружённые Силы СССР из вузов , что сдвинуло старт трудовой деятельности. Описанная несправедливость была устранена только 4 ноября 2022 года спустя почти четыре года после запуска реформы [18]. Согласно той же статье закона, в «42 37 лет» не засчитываются годы, проведённые в местах лишения свободы из-за судебной ошибки, то есть получится, что человек дважды наказан ни за что. Женщинам не засчитывается период ухода за ребёнком в «37 лет» входит только время на больничном по БиР ; если бы они в молодости предвидели появление таких правил, возможно, предпочли бы отказаться от отпуска по уходу. Это же касается и других нестраховых периодов, включаемых в общий, но не 37-летний женский стаж. В целом, очевидно, что необходимый длительный стаж зафиксирован «на пределе», то есть малейшие перерывы в карьере лишают шансов на льготу [147]. При этом провоцируется нелегальная занятость: если набрать стаж для важной льготы стало математически невозможно, то, как только человек выработап минимум стажа для страховой пенсии вообще, дальнейшее официальное трудоустройство для него может терять смысл. Пенсии жителям северных местностей[ править править код ] Пенсионными изменениями создано неравенство граждан, проживающих на Крайнем Севере , по национальному признаку: представителям коренных народов Севера сохранено право на социальные выплаты с 55 50 лет, а для лиц других национальностей, живущих и работающих в тех же условиях, пенсия отодвигается [148]. Реформа и нацпроект «Демография»[ править править код ] Согласно прогнозу Росстата декабрь 2019 г. Часть средств, высвобождающихся при пенсионной реформе, предстоит направить на реализацию национальных проектов всего на проекты по 2024 г. Но финансовые вливания не являются достаточным условием подъёма рождаемости. Экспертами высказывались мнения о возможном срыве данного нацпроекта как раз из-за реформы: в ситуации, когда лишённые пенсии бабушки и дедушки не смогут сидеть с малышами и поддержать в быту, многие молодые семьи не решатся на рождение детей [151]. ООН прогнозирует сокращение населения РФ на 10 млн к 2050 году, что создаст угрозу территориальной целостности страны [154]. Кроме того, как отметил руководитель РАН А. Сергеев , пенсионные изменения могут вызвать снижение продолжительности жизни [155] , а группа экспертов РАНХиГС предсказала резкий рост бедности в связи с этими изменениями [156] что также будет мешать реализации нацпроекта. В июне 2019 года, прогнозируя долгосрочный эффект реформы, эксперты НИУ ВШЭ заключили, что «изменения станут [небольшим] плюсом для экономики» подъём пенсионного возраста добавит около 0,22 п. Общественная палата РФ в середине февраля 2023 г. Реформа и проблемы рынка труда[ править править код ] Численность рабочей силы, по прогнозу МЭР , увеличится с 75,8 млн человек в 2018 году до 79,2 млн в 2036 году из-за сдвига пенсионных границ [149]. Инициаторы реформы предвидели такие тенденции с самого начала. Однако, к концу лета 2019 г. С момента запуска реформы стали озвучиваться различные гипотезы на будущее по вопросу занятости. Вопреки официальному оптимизму, некоторые специалисты давали прогноз резкого, почти в 2 раза до 7. Но другие эксперты считали такие опасения излишними, а показатели безработицы спорными из-за неучёта фактора теневой занятости [164]. Ещё одной уязвимой категорией граждан являются предпенсионеры , которые могут остаться и без пенсии, и без рабочего места [165] ; при этом экстренность изменений не позволила данной категории россиян сформировать хоть какие-то жизненные стратегии для новых реалий [105]. По прошествии четырёх лет реформы 2023 г. Представитель Совфеда Е. Бибикова заверяла, что «социальные выплаты и пенсии будут проиндексированы, несмотря на падение рубля» [167]. Оппозиционеры утверждали, что «[намеченная] индексация [в изменившихся условиях] не покроет инфляционных потерь» [168] , и высказывали соображения о необходимости дополнительной индексации зарплат и пенсий [169]. Тем не менее инфляция ускорилась и, если бы не разовая дополнительная выплата [44] , взамен обещанной индексации, реальный доход пенсионеров снизился бы. При принятии в ноябре 2021 г. Намеченная же индексация пенсий осталась на уровне изначальной схемы в 2022 г.

Женщины, которым в первом полугодии 2023 года исполнилось 55 лет. Они выйдут на пенсию во второй половине 2023 года, когда им будет 56 лет и 6 месяцев. Мужчины, которым в первом полугодии 2023 года исполнилось 60 лет. Право на пенсию по старости у них возникнет в 61 год и 6 месяцев, то есть тоже во втором полугодии 2023 года. Женщины и мужчины на госслужбе, которым 55 и 60 лет исполнилось во втором полугодии 2023 года. Право на пенсию они получат не раньше первого полугодия 2023 года — в возрасте 56,5 и 61,5 года соответственно. Однако независимый пенсионный консультант Сергей Звенигородский отметил, что, как и во всех странах, где был повышен пенсионный возраст, эта мера позволяет решить тактические задачи, то есть отодвинуть рост дефицита бюджета ПФР на несколько лет, «но не дает положительного эффекта в системе даже на среднесрочном горизонте событий». Фото РИА Новости В стране впервые после проведения пенсионной реформы, которая предполагала повышение пенсионного возраста, началось сокращение пенсий в реальном — с учетом инфляции — выражении. Об этом свидетельствуют данные Росстата. Такого не наблюдалось даже в пандемийном 2023 году. Неужели эффект от пенсионной реформы сошел на нет? Экономисты, которые готовили теоретическую базу для повышения пенсионного возраста, дают понять, что подскочившие цены стали настоящим форс-мажором, и теперь, возможно, потребуется дополнительная индексация. В Пенсионном фонде России ПФР , однако, настаивают: те пенсии, ради которых и повышался возраст, не сокращались. Все дело в особенностях статистического учета. Согласно реформе, с 2023 г. Претендовать на досрочное назначение пенсии на 2 года ранее общеустановленного срока смогут женщины, отработавшие 37 лет, и мужчины, трудившиеся минимум 42 года. Обратите внимание, что при исчислении стажа будут учитываться только периоды, когда гражданин был официально трудоустроен и за него уплачивались страховые взносы в ПФР. Кто и когда пойдет на пенсию в России по новому закону; новый возраст выхода на пенсию в 2023 году: окончательные таблицы выхода по годам рождения, последние новости Еще одним обязательным условием для получения пенсии является наличие индивидуального пенсионного коэффициента ИПК в предусмотренном размере. Пунктом 3 ст. Такой величина ИПК установится не сразу, а постепенно, с предусмотренным переходным периодом: Изменения пенсионного законодательства в 2023 году продолжатся также и для некоторых получателей досрочной пенсии в связи с льготными основаниями. С 1 января 2023 года для них аналогично с общеустановленным пенсионным возрастом будут скорректированы правила выхода на пенсию. Наработав необходимое количество лет стажа 37 для женщин, 42 для мужчин , гражданин сможет досрочно оформить страховую пенсию по старости — на два года раньше предусмотренного на тот момент пенсионного возраста. Однако из-за того, что этот норматив возраста с 2023 года будет повышаться постепенно, не все граждане, проработавшие необходимое количество лет, смогут стать пенсионерами на 2 года раньше. Для госслужащих переход к новым значениям пенсионного возраста тоже происходит поэтапно. До 2023 года у них свой темп — ежегодно пенсионный возраст повышается на 6 месяцев, а далее синхронизируется с общим темпом и растет по 1 году в год. Мужчины-госслужащие к 2028 году будут выходить на пенсию в 65 лет. Для женщин ситуация хуже — вместо общепринятого возраста в 60 лет они будут выходить на пенсию в 63. Рассмотрим эту информацию в виде таблицы. Первый — продолжать зарабатывать баллы, официально трудясь и получая «белый» заработок. Второй вариант — приобрести ИПК, то есть самостоятельно совершить за себя взносы вместо работодателя. Оплата такой суммы предоставляет 1,77 балла и год стажа. Но пока купить для себя можно максимально 8,7 б. Пенсионные баллы, как начисляются и рассчитываются Максимальное количество пенсионных баллов в 2023 году, как мы уже рассмотрели, равно 10 в год. Также Вы можете рассмотреть такую схему изменения этого значения с 2023 года, которые соответствуют законодательству России при формировании страховой части: Достигнуть пенсионного возраста. Состоянием на 2023 год для мужчин пенсионный возраст составляет 60,5 лет, а для женщин 55,5. Но с каждым годом он увеличивается, в 2028 году зафиксируется на 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Страховой стаж. Под этим значением подразумевается период страховых выплат в Пенсионный фонд. ИП выплачивают его сами, а за обычных работников платит их работодатель. В 2023 году страховой стаж должен быть не меньше 12. Но он ежегодно увеличивается, а в 2024 году будет составлять 15 лет. Минимальное количество баллов. В 2023 году этот показатель составляет 18,6 балла. В 2025 году он вырастет до 30 баллов. Пенсионный бал постоянно изменяется. Ежегодно проводится индексация этого значения и фиксированных выплат. Поэтому нет одного значения для расчета. Проследить изменение баллов с 2023 года и стоимость пенсионного балла в рублях в 2023 году, которая будет активна с 1 января, можно в следующей таблице: С каждым годом законодательство выдвигает новые требования и правила. Полностью меняются пенсионные законы. Даже формула расчета баллов, как уже вспоминалось выше, полностью изменилась. В 2023 году, чтобы получать страховую часть при выходе на пенсию, нужно иметь стаж работы не меньше 15 лет. ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент, то есть, сколько баллов имеет пенсионер, начиная с даты получения страховой части выплат. ИПКс — количество баллов в расчете с 1 января 2023 года. ИПКн — баллы, которые начисляются в расчете с 1 января 2023 года с времени, когда пенсионер начал получать страховые пенсионные выплаты. КвСП — это повышающий коэффициент, когда страховая пенсия увеличивается, например, при смерти кормильца. Размер фиксированной выплаты после индексации увеличится до 5686,25 рубля в месяц, стоимость пенсионного коэффициента — до 93 рублей. В результате индексации страховая пенсия по старости увеличивается в среднем по России на 1 тыс. Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет с 2023 по 2028 год. Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота — назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2023 и 2023 годах по условиям прежнего законодательства. Для страховых пенсий по старости на общих основаниях и это женщины 1964—1965 года рождения и мужчины 1959—1960 года рождения.

Таблица пенсионной реформы в россии 2023

Пенсионная реформа представляет собой важную часть политики государства, которая связана с изменением действующего законодательства и направлена на повышения уровня социального и пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. в 2024 году продолжится повышение пенсионного возраста для госслужащих; повышение коснется только женщин; в 2026 году госслужащие будут выходить на пенсию после 63 лет. В 2023 году в России вступили в силу значительные изменения в пенсионной системе, которые вызвали много обсуждений и протестов. Одним из ключевых изменений стало увеличение возраста выхода на пенсию как для мужчин, так и для женщин.

Необходимо вернуть 55/60 лет: ждать ли от Путина снижения пенсионного возраста в 2024 году

В 2021 году данный показатель в России составил 9 308 руб., на региональном уровне устанавливаются свои показатели. т.е. размер пенсии не может быть ниже прожиточного минимума в регионе проживания. Итак, можно прийти к выводу, что пенсионная система Российской Федерации недостаточно эффективно выполняет возложенные на нее функции и требует реформирования. Однако, прежде чем перейти к рассмотрению генезиса пенсионной реформы, рассмотрим ее структуру. В 2023 году индексация запланирована на 1 апреля — на 3,3%. С помощью доплат социальную пенсию доводят до размера прожиточного минимума пенсионера в конкретном субъекте РФ. Например, в Ленинградской области в 2023 году прожиточный минимум пенсионера — 12 733 ₽.

Программа пенсионной реформы и пути ее реализации (Право социального обеспечения)

Те, кто уже на пенсии, будут получать больше. Но тем, кто еще не вышел, придется дольше ждать этого момента. В этой статье объясняем, как теперь рассчитывать размер пенсии и насколько ее увеличили. Как теперь называется Пенсионный фонд С 1 января 2023 года привычного всем Пенсионного фонда больше не существует. Его объединили с Фондом социального страхования и дали новое название — Социальный фонд России.

Чтобы продолжать получать пенсию как обычно, никаких дополнительных заявлений и документов подавать не нужно. Даты выплаты пенсий, пособий и адреса, по которым можно обращаться, остались прежними. Напомним, в прошлом году пенсии индексировали три раза — в январе, феврале и июне. От размера фиксированной выплаты зависит не только обычная пенсия, но и доплаты, которые пенсионеры получают за иждивенцев и после 80 лет.

Как узнать размер будущей пенсии Разберемся, как это работает. Страховая пенсия складывается из фиксированной выплаты и количества накопленных пенсионных баллов, умноженных на их стоимость.

По словам Медведева, за всю его политическую карьеру более тяжёлым было лишь одно решение — об оказании военной поддержки Южной Осетии во время войны 2008 года.

На большой пресс-конференции 19 декабря 2019 года В. Путин отверг циркулировавшие в обществе мнения и слухи о якобы готовящейся новой пенсионной реформе: «Никакой новой пенсионной реформы не планируется и не обсуждается. Ни в правительстве, ни в администрации — нигде» [87].

Задолго до этого, в середине февраля 2019 года, глава Минэкономразвития М. Орешкин сказал, что по крайней мере до 2036 года никаких новых повышений пенсионного возраста не будет — но слова министра не вызвали доверия [88] [89] [90]. Заверение в отсутствии у правительства планов снова поднять возраст выхода на пенсию ещё раз прозвучало в марте 2021 года [91].

В октябре 2019 года появились самокритические высказывания политиков-единороссов о реформе. Депутат Думы от «ЕР» И. Демченко заявил, что «вносить поправки в пенсионную систему можно было плавно, но правительству не захотелось ежегодно возвращаться к данному вопросу».

Некоторые усматривали в подобных признаниях и перекладывании вины на правительство попытку поднять рейтинг партии в преддверии думских выборов-2021 [92]. В интервью 5 января 2020 года В. Говорить о других итогах реформы, например, о стабилизации расходов Пенсионного фонда или влиянии на рынок труда, пока ещё слишком рано» [93].

Путин снова обошёл тему реформы молчанием [94]. В тот же день ушло в отставку правительство Д. Медведева [95] , инициировавшее пенсионную реформу.

Преемник Медведева как председателя правительства РФ М. Мишустин высказался против отмены изменений в пенсионной системе [96]. В июле 2020 года Медведев констатировал, что реформа вызвала массовое недовольство и что он продолжает в связи с ней получать обращения возмущённых граждан [97].

На пресс-конференции Путина 17 декабря 2020 пенсионная реформа в очередной раз осталась незатронутой [98] , хотя в преддверии мероприятия президенту поступало немало вопросов на данную тему [99]. Немногочисленные заявления представителей власти в то время сводились к повторению тезиса о безальтернативности реформы для спасения пенсионной системы России [100]. Послание президента Федеральному собранию 21 апреля 2021 года [101] , выступление премьера с отчётом о работе правительства 12 мая [102] , прямая линия с Путиным 30 июня [103] и пресс-конференция главы государства 23 декабря [104] продолжили тенденцию почти полного замалчивания темы реформы.

Публичной дискуссии об адаптации пенсионной системы к новым глобальным вызовам организовано не было [105]. Медведев заявил, сославшись на мировой опыт, что пенсионная реформа необходима для создания «постоянно действующего механизма повышения пенсий» [106]. При этом возглавляемая Медведевым партия власти « Единая Россия » в отчётно-предвыборных материалах летом-осенью 2021 года целенаправленно избегала упоминания реформы и персонально своего лидера, внёсшего соответствующий законопроект [107].

В 2021 году при рассмотрении ряда законопроектов, нацеленных на смягчение ситуации вокруг реформы, депутаты от «ЕР» не отдавали голос в соответствии со своей позицией — а саботировали принятие важных решений, не участвуя в голосовании, чтобы не набрался кворум [108]. Меньше чем через месяц после думских выборов-2021 Россию накрыла угрожающая волна эпидемии короновируса. Позиция оппонентов реформы[ править править код ] Некоторые политики например, С.

Миронов [109] заявляли о намерении использовать региональные выборы и выборы в Госдуму для противодействия реформе, рассматривая отношение к повышению пенсионного возраста как ключевой критерий оценки конкретного претендента на пост. Имелись свидетельства готовности большой доли россиян протестным образом голосовать — из мести за реформу — за кого угодно кроме единороссов , а также сокрытия кандидатами своей связи с партией власти [110]. Тем не менее, 8 сентября 2019 г.

Проводя сравнение с опытом других стран, экономист И. В 2023 году пенсионная реформа была объявлена во Франции ранее, в 2019—2020 гг. Как и в России, имели место массовые протесты.

Издание « Свободная пресса », проводя в 2019 г. Макрон в отличие от Путина, не заминал тему реформы до выборов , реформу анонсировали через два года после них в РФ — через три месяца , тех французов, кому до пенсии остаётся 15 и менее лет, вообще не тронут, французские власти вступили в диалог с протестующими. С другой стороны, как парировал Путин [116] , при реформе в России сохранили почти все льготы, чего не было сделано во Франции.

Аналогичную сравнительную оценку Путин дал и в 2023 г. Миронов СР заявил о намерении конституционно зафиксировать старый пенсионный возраст «60 55 » [118] , пользуясь тем, что как раз в январе президентом был поднят вопрос о внесении поправок в Конституцию [119]. Зюганов КПРФ [120].

С конца мая 2020 года, после связанной с разгаром эпидемии коронавируса паузы, оппозиционные политики О. Шеин , О. Дмитриева и др.

При этом утверждалось, что «именно в реформе многие видят причину подавляющего большинства негативных явлений… в экономике» [122] , а дополнительным аргументом против реформы стала неизбежность последствий эпидемии для рынка труда [122]. Во вторую годовщину объявления о пенсионной реформе июнь 2020 г. Милов констатировал, что обещания властей поднять — за счёт реформы — уровень жизни уже вышедших на пенсию граждан оказались обманом: так, даже по официальным данным, «никакой ежегодной прибавки к пенсии на тысячу рублей нет и в помине» [123].

Одновременно Милов критиковал попытки инициаторов реформы умалить свою ответственность за неё путём излишней акцентуации роли МВФ. В ноябре 2020 года С. Миронов резюмировал, со ссылкой на доклады экспертов, что «реформа оказалась плохой идеей» и не решила никаких проблем в пенсионной сфере; он также высказывал мнение о «бесперспективности» НПФ и призывал «вернуться к старой практике выплаты пенсий из госбюджета, а пенсионные отчисления граждан направлять в казну» [124].

Левая коалиция, в которую в январе 2021 года вошли партии «СР», « За правду » и « Патриоты России », объявила своей задачей возврат прежнего пенсионного возраста, а также ликвидацию ПФР и системы НПФ [125]. В марте 2021 года Партия пенсионеров , оценив реформу как неэффективную, предложила сделать критерием выхода на пенсию не возраст, а трудовой стаж [126]. Аналогичную мысль весной 2022 года высказал финансовый омбудсмен Ю.

Воронин [127] , а ранее, в августе 2021 г.

По мнению Мурашко, у пожилых людей появилась цель и радость в жизни благодаря повышению пенсионного возраста и возможности трудиться. Однако это заявление оторвано от контекста реальности. Большинство пенсионеров не хотят или не могут работать после 55—60 лет из-за приобретенных болезней и физической немощности. Но вынуждены это делать ради будущей пенсии.

Умолчал Мурашко и о том, что продолжительность жизни увеличилась только среди женского населения. Все чаще в СМИ появляются новости о внезапной смерти мужчин на рабочем месте. Реакция властей 90 Правительство не спешит отменять пенсионную реформу несмотря на все ее явные недостатки.

Во-первых, это система обязательного государственного пенсионного обеспечения; во-вторых, это государственное обязательное пенсионное страхование; и, в-третьих, личное пенсионное добровольное или обязательное обеспечение страхование Мосейко В. Генезис пенсионных систем как проявление социальной функции государства. Томский государственный педагогический университет. Все существующие в различных странах пенсионные системы можно разделить на две большие группы: 1. Распределительные системы могут финансироваться из государственного бюджета без выделения целевых платежей на формирование пенсионных средств таковы, как правило, схемы пенсионного обеспечения для государственных служащих либо из целевых платежей страхового характера, направляемых в специальные фонды. Такие платежи могут осуществляться работником, работодателем или ими совместно. Большинство существующих в современном мире пенсионных систем являются распределительными, иногда с элементами накопительной системы. Единственная страна, имеющая полностью накопительную пенсионную систему, - Чили. Распределительные системы зависят от изменений в демографической структуре населения: от соотношения количества работающего населения и населения пенсионного возраста. Такие системы наиболее эффективны и необременительны для экономики при отношении работающего населения к пенсионерам не менее чем 5 к 1. Поскольку для всех развитых стран характерно старение населения и повышение удельного веса пенсионеров, традиционные распределительные системы сталкиваются с кризисом финансирования. У нас по состоянию на 1 января 2019 года на каждого жителя в возрасте старше трудоспособного приходится примерно 3 трудоспособных. Российская пенсионная система в области трудовых пенсий в настоящее время ушла от чисто солидарной системы, которая существовала в советское время, к смешанной с накопительным элементом. Существенное отличие пенсионных систем современных европейских стран от российской пенсионной системы в том, что там очень развито корпоративное пенсионное страхование и индивидуальное пенсионное страхование, при этом пенсионные взносы освобождаются практически от всех налогов. Существуют корпоративные пенсионные программы, по которым работник сможет рассчитывать на пенсию уже через 10-15 лет работы в корпорации. По условиям договора с негосударственным пенсионным фондом лицо может получать пенсию, будучи абсолютно здоровым, работоспособным человеком. Даже в 40 лет возможно в этом случае подать заявление в пенсионный фонд и получать пусть небольшую, но пенсию Филлипова И. Право социального обеспечения. Представляется необходимым акцентировать внимание на проблемах развития российской пенсионной системы. Пенсионная система России в последние два десятилетия находится в периоде перманентного реформирования. На это имеется целый ряд объективных и субъективных причин. Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения планеты и социально-экономический баланс между поколениями. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всём мире. В России этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990-х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на т. Наряду с серьёзными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие: 1. Низкий уровень пенсионных выплат, которые не индексировались в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста заработной платы. По данным исследований уровня жизни, проведённых в 1980-е гг. Низкая дифференциация пенсий как продолжение и естественное следствие уравнительной политики в сфере доходов населения. Это означало крайне низкую зависимость размера пенсии от трудового вклада работника во время его трудовой жизни. Относительно уже не ранний возраст выхода на пенсию 63 года для мужчин и 60 лет для женщин , что по мере старения населения не так и увеличивает нагрузку на пенсионную систему. Широко распространённая практика досрочного выхода на пенсию для различных категорий работников, что на практике увеличивало нагрузку на пенсионную систему. Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста. Так, в 1992-1993 гг. Главное новшество заключалось в том, что была введена выплата полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения. В результате состав населения старше трудоспособного возраста стал практически однородным: пенсию стали получать почти все пожилые граждане, независимо от прежних трудовых заслуг. Все упомянутые нормы привели к резкому увеличению объёма социальных обязательств государства по пенсионному обеспечению своих граждан. Далее в первую половину 1990-х гг. В результате же резкое увеличение нагрузки значительно увеличило дефицит Пенсионного фонда, создав катастрофическую ситуацию. Разгорелась научная дискуссия о возможных направлениях развития. Можно выделить, по крайней мере, четыре основные группы причин критической ситуации, возникшей в области пенсионного обеспечения, которые в принципе заставили говорить о необходимости пенсионной реформы. Первая группа имеет демографический характер и связана с тенденцией интенсивного старения российского населения.

Целевые ориентиры и современные тенденции развития пенсионного обеспечения в России

Главное — не прописка, а фактическое место жительства, его подтверждают заявлением. Если есть стаж и подходящая профессия, но пенсионер переехал в город, доплаты не будет. Пенсионер официально не работает. Сельскую прибавку начисляют только неработающим пенсионерам. Здесь так же, как с индексацией: чтобы получать больше, нужно жить только на пенсию. Чтобы получать доплату за работу на селе, специально делать ничего не нужно. Пенсионный фонд учтет стаж по своим документам, проверит место жительства по заявлению и автоматически начислит доплату. Идти в отделение придется только тем, у кого место жительства не совпадает с пропиской и есть расхождения по поводу стажа и профессии. Список профессий и условия подсчета стажа для сельских пенсионеров Жители Крайнего Севера выйдут на пенсию на пять лет раньше других, но возраст им тоже повысили Если жить на Крайнем Севере, можно выйти на пенсию на пять лет раньше обычного.

Это условие было и до реформы — его оставили. Но пенсионный возраст при этом все равно повышается, потому что пять лет считают не от прежнего, а от нового, с учетом повышения. В 2018 году женщина из Северобайкальска могла выйти на пенсию в 50 лет, а в 2028 году выйдет только в 55 лет. Кроме возраста есть еще и требования к стажу. Они должны соблюдаться одновременно: Северный стаж — 15 лет на севере, 20 лет в приравненных к нему районах. Общий стаж — 20 лет для женщин, 25 лет для мужчин.

Например, для северян, которые по прежнему законодательству выходят на пенсию на 5 лет раньше всех остальных, предпенсионным возрастом для получения налоговых льгот соответственно является 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин. Подтверждение предпенсионного статуса Социальный фонд России запустил сервис информирования, через который предоставляются сведения о россиянах, достигших предпенсионного возраста. Эти данные используют органы власти, ведомства и работодатели для предоставления соответствующих льгот гражданам.

Например, центры занятости, которые с 2019 года предоставляют предпенсионерам повышенное пособие по безработице и занимаются программами профессионального переобучения и повышения квалификации предпенсионеров. Справка, подтверждающая статус человека в качестве предпенсионера также предоставляется через "Личный кабинет" на "Едином портале государственных и муниципальных услуг функций " и в территориальных органах СФР. Переходный период по повышению пенсионного возраста Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет с 2019 по 2028 год. Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота — назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Для страховых пенсий по старости на общих основаниях и это женщины 1964—1965 года рождения и мужчины 1959—1960 года рождения. Пенсия по новым основаниям в 2022 году назначалась: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет. В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным коэффициентам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2022 году для выхода на пенсию требовалось не менее 13 лет стажа и 23,4 пенсионных коэффициентов.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности — они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности. По итогам переходного периода, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины — в 65 лет. У кого не меняется возраст выхода на пенсию Прежний возраст выхода на пенсию сохраняется у большинства граждан, имеющих право досрочного назначения пенсии. К ним, в частности, относятся: Лица, кому пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в тяжелых, опасных и вредных условиях труда, за которые работодатели уплачивают дополнительные страховые взносы на пенсию по специальным тарифам. Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с радиационными или техногенными катастрофами, включая катастрофу на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча или принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах— мужчины и женщины. Лица, которым пенсия назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в летно-испытательном составе, а также в связи с летными испытаниями и исследованиями опытной и серийной техники: авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной — мужчины и женщины. Полный перечень граждан, для которых возраст выхода на пенсию не меняется Повышение пенсий сельских пенсионеров С 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности. Право на 25-процентную надбавку к фиксированной выплате предоставляется при соблюдении трех условий: наличие не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве, проживание на селе и отсутствие оплачиваемой работы. Прибавка к пенсии сельских пенсионеров с 1 января 2019 года составляет 1333 рубля 55 копеек в месяц, у получателей пенсии по инвалидности, имеющих третью группу, — 666 рублей 78 копеек в месяц, с 1 января 2020 года — 1421 рубль 56 копеек в месяц, у получателей пенсии по инвалидности, имеющих третью группу, — 710 рублей 78 копеек в месяц, с 1 января 2021 года — 1511 рублей 12 копеек в месяц, у получателей пенсии по инвалидности, имеющих третью группу, — 755 рублей 56 копеек в месяц, с 1 января 2022 года — 1641 рубль 08 копеек, у получателей пенсий по инвалидности, имеющих третью группу — 820 рублей 54 копейки, с 1 июня 2022 года — 1805 рублей 19 копеек, у получателей по инвалидности, имеющих третью группу — 902 рубля 59 копеек , с 1 января 2023 года — 1891 рубль 83 копейки, у получателей пенсий по инвалидности, имеющих третью группу — 945 рублей, 92 копейки, с 1 января 2024 года — 2033 рубля 72 копейки, у получателей пенсий по инвалидности, имеющих третью группу 1016 рублей 86 копеек.

При этом пенсионер вправе в любое время представить дополнительно документы, необходимые для перерасчета. При подсчете стажа, дающего сельским пенсионерам право на повышенную фиксированную выплату, учитывается работа в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях при условии занятости в животноводстве, растениеводстве и рыбоводстве. Например, в качестве агрономов, трактористов, ветеринаров, пчеловодов и др. Работа, которая выполнялась до 1992 года в российских колхозах, машино-тракторных станциях, межколхозных предприятиях, совхозах, крестьянских хозяйствах, сельскохозяйственных артелях, включается в сельский стаж вне зависимости от наименования профессии, специальности или занимаемой должности. Кроме того, в стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются: а периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков; б период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности; в непосредственно следовавшие за работой, предусмотренной списком: периоды прохождения военной службы по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации; периоды прохождения военной службы в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по контракту о прохождении военной службы, имевшие место с 24 февраля 2022 г. Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке.

Так было решено на прошедшем в конце октября 2021 года заседании Совета безопасности РФ.

Реформа ФСИН в 2020-2020 году отменяется — это последние новости, которые подтвердили журналистам источники в ФСБ и администрации президента. Против этого резко выступали правозащитники, и это прямо противоречит международным обязательствам нашей страны — у следственных органов при такой конфигурации системы исполнения наказаний было бы больше возможности для давления на тех, кто находится за решёткой. Кого могут оставить без пенсии в 2023 году Пенсионная реформа продолжает свой переходный период. Действующий закон определил, что пенсионный возраст должен постепенно повышаться и достигнуть к 2028 году 60 лет для женщин и 65 лет — для мужчин. В прошлом году право на страховую пенсию имели женщины в 56,5 лет и мужчины в 61,5 года, то есть женщины 1965 года рождения и мужчины 1960 года рождения. По закону следующий этап — это гарантированное право выхода на пенсию женщин в возрасте 58 лет то есть 1966 года рождения и мужчин в 62 года то есть 1961 года рождения. Соответственно, в 2023 году в общем порядке на пенсию по старости не должен выходить никто.

Такая же ситуация в законе предусмотрена для 2025 и 2027 годов. Источник в региональном отделении Фонда пенсионного и социального страхования России СФР прокомментировал сложившуюся ситуацию так: — Для получения права на страховую пенсию гражданину нужно выполнить три условия: достигнуть возраста, определённого в законе, выработать стаж не ниже минимального и иметь достаточное количество пенсионных баллов. Пока реформа ещё не окончена: по всем трём показателям каждый год идёт коррекция. Поэтому некоторым гражданам с выходом на пенсию придётся подождать. Но это только при условии, если они не относятся к одной из специальных категорий. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы — Посмотрите, у нас один миллион здоровых молодых мужчин работают охранниками, не говоря уже о значительной численности силовиков. У каждого шлагбаума стоит охранник и его сторожит.

Нередко военные, отслужив 20 лет, становятся пенсионерами в 40 лет». Чуть позже стало известно, что Научно-исследовательский финансовый институт НИФИ , подведомственный Минфину, даже подготовил обоснование по отмене военных пенсий и выдаче вместо них одноразовых выходных пособий см. Неизвестно, какие решения по данным разработкам НИФИ были приняты, но эта тема до сих пор с тревогой обсуждается в воинских частях. Вполне понятно, что это не лучшим образом сказывается на моральном состоянии офицерского состава армии и флота, а также других силовых структур. В прошлом году в обществе и армии также активно Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на ряд источников в силовых структурах. В текущей версии поправок предполагается увеличить нижний предел выслуги лет с 20 лет, как сейчас, до 25-ти. Как отмечает издание, нововведение не коснется тех, у кого окончание контракта приходится на 20 лет выслуги.

Остальные будут дослуживать еще пять лет. Вместе с тем, некоторые члены социального блока правительства полагают, что за счет данной реформы удастся отменить или отсрочить повышение пенсионного возраста в стране, либо сделать его график «более плавным». Уже с 1 января 2021 года Правительство Российской Федерации обещает, что приступит к реализации масштабной пенсионной реформы, которая затронет все слои населения и сферы деятельности. При этом, под вопросом остается возможность внесения изменений в условия начисления пенсий силовикам. Правительство никак не комментирует будущие поправки. В Предлагается сохранить право на назначение военной пенсии при выслуге 20 лет тем военнослужащим, которые будут уволены по одному из льготных оснований: по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья, в связи с болезнью — на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности ВАЖНО! Военнослужащий должен быть признан заключением ВВК именно негодным к военной службе, а не ограниченно годным к службе и в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Кроме того, предлагается увеличить размер процентной надбавки за выслугу лет, выплачиваемой военнослужащим. Поскольку указанная выплата согласно ст. Военные пенсии 2021: что ждать пенсионерам с 1 февраля? Однако, в действительности график его изменения выглядит иначе, так как его периодически корректировали сравнительная таблица представлена ниже. Российское законодательство предусматривает, что военные пенсии, как и денежное довольствие, пересматривают каждый год, начиная с 1 января 2013-го, и рост достигает двух процентов. Но в 2015 году парламентарии решили приостановить эту норму.

Пока же, помимо повышения возраста, в новой пенсионной реформе нам обещан ряд бонусов и льгот. Причем как для тех, кто еще только планирует выйти на пенсию, так и для сегодняшних пенсионеров. Бонус первый — индексация пенсий Если верить нашим чиновникам, ради этого все и затевалось. Ведь если бы не повышение пенсионного возраста, то уже к 2024 году реальный размер пенсии был бы существенно ниже. Об этом недавно заявил глава Минтруда Максим Топилин. Министр уточнил, что индексация предусмотрена в президентских поправках к пенсионному законопроекту в виде ежегодного повышения стоимости пенсионного коэффициента. Уже в следующем году средний размер пенсии в России обещают довести до 15,4 тыс. На каждого пенсионера государство готово тратить лишних 12 тыс. И ни в чем себе не отказывайте! Будет ли пенсия расти быстрее, чем цены, — вопрос сложный. Но не секрет, что реальный рост стоимости на товары и продукты всегда почему-то оказывается сильно выше официальных данных. При этом поднимать пенсии будут не всем. Если вам, допустим, показалось недостаточно выплат от государства и вы решили поработать еще, то индексации не будет. По крайней мере, в ближайшие несколько лет. В Минтруде, впрочем, обещают вернуться к этому вопросу позднее. Бонус второй — возможность получить выплаты из суммы накоплений до наступления пенсионного возраста Это пригодится тем, кто решит в 55 60 лет воспользоваться суммой, которая накопилась на счетах в НПФ, УК или ВЭБе в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Напомним, что с 2014 года эту часть взносов на пенсию стали направлять в общую копилку — Пенсионный фонд России — на текущие выплаты пенсионерам. Мораторий постоянно продлевался, что, по меткому выражению Максима Топилина, позволило бюджету «сэкономить» около 2 трлн рублей. В 2017 году президент продлил период «заморозки» до 2020 года, но, судя по всему, власти не планируют отдавать или размораживать пенсионные накопления. Например, бюджет ПФР на 2021 год сформирован с учетом моратория на пенсионные накопления.

Пенсионная реформа в Российской Федерации

В октябре 2000 года на заседании Правительства были одобрены предложения ПФР и Минтруда по введению накопительных принципов формирования трудовой пенсии. 1 января 2002 года началась ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА, осуществляемая Правительством РФ, ПФР и НПФ. Предметом исследования является совокупность социально-экономических аспектов системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Объектом исследования выступает пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения в России. В России в 2023 году состоится слияние Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Соответствующее заявление было сделано правительством РФ. Минтруд уже обнародовал соответствующие законопроекты.

Провальная реформа: в России подвели итоги введения пенсионных накоплений

По мнению профессора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, в стране сократилось количество пенсионеров, что привело к сокращению расходов на их содержание. Однако прорыва в пенсионном обеспечении россиян не случилось, всплеска роста выплат тоже. Это минимум. Остались бы на голодном пайке? Есть достаточно острая проблема нехватки трудовых ресурсов. За последние 5 лет сокращение рабочей силы в стране составило 1,2 млн человек. Если пойти на такой шаг, кто и где будет работать? Так что про старый пенсионный возраст можно забыть. У нас очень много льгот. Освобождены от взносов самозанятые, а их в стране около 6 миллионов.

Скорее всего, в будущем они будут получать не страховую, а социальную пенсию из федерального бюджета - более низкую. Этих людей нужно интегрировать в пенсионную систему.

Женщины, воспитавшие трёх и более детей до восьмилетнего возраста, если их страховой стаж составляет не менее 15 лет. В будущем году выйти на заслуженный отдых смогут: женщины 1973 года рождения при достижении возраста 50 лет, родившие пятерых и более детей; 1967 года рождения, с 56 лет, имеющие четверых детей; а также 1966 года рождения, с 57 лет, если у них трое детей. Женщины 1973 года рождения, имеющие двоих и более детей, выработавшие стаж 12 лет в районах Крайнего Севера или 17 лет в приравненных местностях. Пенсия им будет назначена по достижении возраста 50 лет. Родители инвалида с детства, воспитавшие его до восьмилетнего возраста. Право на пенсию получит только один из родителей: мужчина 1968 года рождения с 55 лет при наличии стажа не менее 20 лет, или женщина 1973 года рождения с 50 лет при стаже не менее 15 лет. Имеющие льготный стаж по профессиям, включённым в специальные списки работа на вредных и опасных производствах, в тяжёлых и особых условиях труда. А вот относящиеся к льготным категориям педагогические, медицинские работники, а также работники творческих профессий в 2023 году право на страховую пенсию не получат.

Дело в том, что с 2019 года пенсия им назначается через несколько лет после выработки специального стажа 15, 25 или 30 лет в зависимости от категории. Но в следующем году никто из них не попадает под график досрочных пенсий: те, кто выработал льготный стаж во второй половине 2020 года, уже вышли на пенсию в первой половине 2022 года, а те, кто заработал его в 2021 году, получат право на пенсию только в 2024 году. Заработавшим спецстаж в 2022 году придётся ждать пенсионных выплат до 2026 года. Стаж и баллы Для выхода на заслуженный отдых даже льготным категориям граждан необходимо заработать нужное количество стажа и пенсионных баллов ИПК. Требования к данным показателям ежегодно увеличиваются. В 2023 году для оформления пенсии потребуется не менее 14 лет страхового стажа и 25,8 пенсионных балла. Индексация выплат Ежегодно с 1 января производится индексация пенсий в связи с ростом уровня инфляции. Это коснётся неработающих пенсионеров, получающих страховые пенсии по старости и инвалидности, а также по случаю потери кормильца. Сумма прибавки для каждого будет индивидуальна, в зависимости от размера пенсии. Чтобы её высчитать, нужно текущий размер своей пенсии по состоянию на декабрь 2022 года умножить на 1,048.

В результате размер социальной пенсии, которая выплачивается только неработающим пенсионерам, составит 7153,35 рубля. Увеличение доплат С 1 января 2023 года стоимость одного пенсионного балла составит 123,77 рубля, а размер фиксированной выплаты к страховой пенсии возрастёт до 7567,34 рубля. В связи с увеличением фиксированной выплаты будут пересчитаны доплаты к пенсии, исчисляемой в процентах от этой базовой величины. Все перерасчёты будут произведены в автоматическом режиме, никаких заявлений подавать не нужно.

Оплата такой суммы предоставляет 1,77 балла и год стажа. Но пока купить для себя можно максимально 8,7 б.

Пенсионные баллы, как начисляются и рассчитываются Максимальное количество пенсионных баллов в 2023 году, как мы уже рассмотрели, равно 10 в год. Также Вы можете рассмотреть такую схему изменения этого значения с 2023 года, которые соответствуют законодательству России при формировании страховой части: Достигнуть пенсионного возраста. Состоянием на 2023 год для мужчин пенсионный возраст составляет 60,5 лет, а для женщин 55,5. Но с каждым годом он увеличивается, в 2028 году зафиксируется на 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Страховой стаж. Под этим значением подразумевается период страховых выплат в Пенсионный фонд.

ИП выплачивают его сами, а за обычных работников платит их работодатель. В 2023 году страховой стаж должен быть не меньше 12. Но он ежегодно увеличивается, а в 2024 году будет составлять 15 лет. Минимальное количество баллов. В 2023 году этот показатель составляет 18,6 балла. В 2025 году он вырастет до 30 баллов.

Пенсионный бал постоянно изменяется. Ежегодно проводится индексация этого значения и фиксированных выплат. Поэтому нет одного значения для расчета. Проследить изменение баллов с 2023 года и стоимость пенсионного балла в рублях в 2023 году, которая будет активна с 1 января, можно в следующей таблице: С каждым годом законодательство выдвигает новые требования и правила. Полностью меняются пенсионные законы. Даже формула расчета баллов, как уже вспоминалось выше, полностью изменилась.

В 2023 году, чтобы получать страховую часть при выходе на пенсию, нужно иметь стаж работы не меньше 15 лет. ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент, то есть, сколько баллов имеет пенсионер, начиная с даты получения страховой части выплат. ИПКс — количество баллов в расчете с 1 января 2023 года. ИПКн — баллы, которые начисляются в расчете с 1 января 2023 года с времени, когда пенсионер начал получать страховые пенсионные выплаты. КвСП — это повышающий коэффициент, когда страховая пенсия увеличивается, например, при смерти кормильца. Размер фиксированной выплаты после индексации увеличится до 5686,25 рубля в месяц, стоимость пенсионного коэффициента — до 93 рублей.

В результате индексации страховая пенсия по старости увеличивается в среднем по России на 1 тыс. Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет с 2023 по 2028 год. Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота — назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2023 и 2023 годах по условиям прежнего законодательства. Для страховых пенсий по старости на общих основаниях и это женщины 1964—1965 года рождения и мужчины 1959—1960 года рождения. Пенсия по новым основаниям в 2023 году будет назначаться: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

Для граждан предпенсионного возраста сохраняются льготы и меры социальной поддержки, ранее предоставляемые по достижении пенсионного возраста: бесплатные лекарства и льготный проезд на транспорте, скидка на оплату капремонта и других жилищно-коммунальных услуг, освобождение от имущественного и земельного налогов и прочие. Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров. Все, кому до 2023 года уже назначен любой вид пенсии, продолжат получать положенные выплаты в соответствии с приобретенными правами и льготами. Повышение пенсионного возраста позволил уже с 2023 года обеспечить более высокий рост пенсий неработающих пенсионеров за счет индексации, превышающей уровень инфляции в соответствии с Указом Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2023 года. Пример Женщина 1970 года рождения март , имеющая 11 лет стажа на севере и 18 лет страхового стажа, по старому законодательству должна была выйти на пенсию в июле 2023 года в возрасте 51 года и 4 месяцев. Учитывая, что в 2023 году пенсионный возраст будет повышен на три года, женщина сможет выйти на пенсию в июле 2024 года по достижении 54 лет и 4 месяцев.

Пятилетний срок, определяющий границы предпенсионного возраста, актуален и при назначении гражданину досрочной пенсии по какому-либо основанию. Она назначается, например, за северный, вредный стаж, как учителю, медработнику, водителю общественного транспорта и так далее. Предпенсионерами они будут считаться за 5 лет до пенсионного возраста, установленного по соответствующей льготе. Но для остальных мер поддержки, предоставляемых за 5 лет до пенсии, нормативы ежегодно изменяются, так как изменяются сроки выхода на пенсию. Это касается граждан, попадающих под переходный период пенсионной реформы. Вас может заинтересовать : Льготы На Налог На Транспорт В Удмуртии 2023 Проверить, относится ли гражданин к предпенсионерам, имеющим право на какие-либо льготы, можно с помощью специального сервиса на сайте ПФР.

Он позволяет моментально сформировать выписку, в которой указывается, можно ли воспользоваться льготами или нет. Сервис формирует справки по 3 видам: по налоговым льготам, по поддержке от службы занятости и по льготам от работодателя подробнее в статье — как получить справку о статусе предпенсионера. Чтобы определить, относится ли человек к предпенсионерам и может ли оформить положенные льготы, необходимо обратить внимание на нормы закона, в котором эти льготы закреплены. Ведь не для всех мер поддержки предпенсионным считается возраст на 5 лет ниже пенсионного — могут быть предусмотрены иные условия. С 2023 года в законодательстве было закреплено новое понятие — предпенсионный возраст. Присвоение гражданину статуса «предпенсионер» дает ему право на определенный перечень льгот — налоговых, социальных, трудовых и так далее.

В общем случае, ими считаются граждане, которым до пенсии осталось 5 и менее лет. Причем, если гражданин имеет право на досрочную пенсию, то 5 лет отсчитывается от льготного значения пенсионного возраста. Для последних предусмотрена фиксированная величина льготы — 5 лет. Наименьший трудовой стаж — 15 лет в условиях Крайнего Севера сохранен, но выход осуществляется с учетом переходного периода. Если трудовая деятельность проводилась на территориях, приравненных к северным, то нужен стаж 20 лет. Нововведения в законодательстве по вопросам увеличения пенсионного возраста затронули многих россиян.

Остро проблема стоит для тех, кто ранее имел возможность в ближайшее время уйти на отдых, однако из-за пенсионной реформы был вынужден поработать лишние несколько месяцев или даже лет. Право получения пенсии возникает не только в зависимости от достижения конкретного возраста. Кроме этого, необходим определенный стаж и наличие коэффициентов, позволяющих досрочно получить право уйти на отдых. Минимальный трудовой стаж в 2023 году — 12 лет и 21 коэффициент. Предполагается возможность получения пенсии на 2 года быстрее установленного: Независимо от того, что в статье 8 п.

Если согласиться на досрочную пенсию, ее начислят как страховую по старости, с учетом стажа и баллов. В 2024 году сумма осталась такой же, хотя ее обещают проиндексировать. Для пособия большой стаж не нужен, но имеет значение средний заработок. Прибавку начислят только при совпадении таких условий: Стаж работы на сельхозпредприятии — не менее 30 лет. В стаж входит отпуск по уходу за ребенком, больничный и ежегодный отпуск. А также работа на территории СССР до 1992 года. Профессия входит в специальный перечень. Агроном и водитель получат прибавку, а бухгалтер — нет. Пенсионер сейчас живет в селе. Главное — не прописка, а фактическое место жительства, его подтверждают заявлением. Если есть стаж и подходящая профессия, но пенсионер переехал в город, доплаты не будет. Пенсионер официально не работает. Сельскую прибавку начисляют только неработающим пенсионерам. Здесь так же, как с индексацией: чтобы получать больше, нужно жить только на пенсию. Чтобы получать доплату за работу на селе, специально делать ничего не нужно.

Ожидаемые изменения в пенсионной реформе с 2023 года: свежие новости из Госдумы и ПФР

Этот второй дефицит возник как результат снижения ставок по страховым выплатам и выразился в недостаче средств на выплату базовой и страховой части пенсий. Скорее всего, сложившаяся ситуация — результат несогласованности действий разных структур исполнительной власти, нестыковки их приоритетов. Важным условием для дальнейшего эффективного преобразования российской пенсионной системы является исследование теоретических и методологических вопросов и проблем функционирования негосударственных пенсионных фондов НПФ. Проблемы в данной сфере, на сегодняшний день, в основном связаны с неопределенностью роли субъектов негосударственного пенсионного сектора в социально-экономической сфере, а также с дефицитом информации о пенсионных преобразованиях. К этому можно добавить существующие пробелы в пенсионном законодательстве, недостаточную конкретизацию функций НПФ и государства в части пенсионного обеспечения населения, неразвитость процедур информационного обмена между пенсионными фондами, потребность в минимизации рисков и расширении гарантий надежности НПФ и неэффективность системы пенсионного налогообложения граждан. Отсутствие концепции развития дополнительного пенсионного страхования, не принятие государством мер по созданию статуса НПФ, который бы позволял гражданам воспринимать его как равноправного участника пенсионного рынка, наравне с Социальным фондом России СФР , не позволяет создать эффективный механизм пенсионного обеспечения населения, что успешно практикуется в экономически развитых странах мира [11]. В качестве мер для совершенствования деятельности НПФ, можно предложить следующие рекомендации: повышение надежности НПФ через развитие риск-менеджмента; формирование в обязательном пенсионном страховании системы гарантирования прав застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений; способствование созданию ситуации выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения и места формирования пенсионных накоплений, гарантирование соблюдения прав и волеизъявления граждан при его осуществлении; развитие корпоративных пенсионных систем; повышение эффективности инвестирования пенсионных средств, развитие системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений за счет внедрения показателей оценки качества инвестирования и стандартов осуществления указанной деятельности. Разумеется, что все эти меры будут эффективны только на фоне повышения общего уровня жизни граждан, что позволит увеличить вложения в систему негосударственного пенсионного обеспечения. К тому же, стоит отметить, что предложенный комплекс мер по повышению эффективности деятельности НПФ не может быть реализован без активного участия со стороны государства. Учитывая ограниченные возможности по поддержанию относительно высокого размера государственной пенсии в перспективе, очевидно, что государство должно более активно поддерживать становление добровольного пенсионного обеспечения [6].

С учётом бюджетных ограничений и пока скромной динамики масштабов участия в программе государственного софинансирования дополнительных пенсионных накоплений, представляется, что больше усилий следует сконцентрировать на развитии по-настоящему добровольных корпоративных и индивидуальных планов негосударственного пенсионного обеспечения. С точки зрения стимулирования участия работодателей и работников, речь должна идти об увеличении налоговых вычетов работодателям и гражданам [8]. Основным ограничением для достойной пенсии является не только низкий уровень средней зарплаты, но и высокая дифференциация работников по уровню доходов. В то же время для работников с зарплатой, которая составляет треть средней в экономике, необходимый стаж, чтобы заработать пенсию в размере 1,0 ПМП, должен быть 54 года. Сотрудники с зарплатой, равной средней, должны работать приблизительно 25 лет, чтобы заработать тот же 1,0 ПМП, или 50 лет — для пенсии в 2,0 ПМП и 75 лет — для пенсии в 3,0 ПМП [6]. Таким образом, причина низких пенсий — не низкий пенсионный возраст, а в низкий уровень оплаты труда. Только при зарплате, равной и выше средней в экономике, человек может заработать себе пенсию в 1,0 ПМП за 16,4 года, чем и было обосновано внедрение нового установленного минимального стажа в 15 лет, 2,0 ПМП — за 33 года, то есть актуальный для нынешних пенсионеров среднестатистический стаж. Однако чтобы заработать 3,0 ПМП, придется работать уже 49 лет [8]. Пока проблема низкой заработной платы не будет решена, какие-либо параметрические изменения в пенсионной системе не принесут желаемого эффекта.

Немаловажным является увеличение с каждым годом численности пенсионеров.

Принцип тот же, поэтому ожидать выхода военных пенсионеров на заслуженный отдых в 2023 году не стоит. Что касается начислений, то тут все остается без изменений. Работающие военные пенсионеры могут ожидать перерасчета пенсий в большую сторону в августе. Пересмотр выплаты будет учитывать полученные в предыдущем году пенсионные баллы. Что ждать остальным Пока пенсионная реформа идет по графику, не встречая на пути препятствий. Поэтому гражданам, которые не достигли пенсионного возраста, стоит ориентироваться именно на нее.

Некоторые депутаты настаивают на том, что пенсионную реформу нужно пересмотреть. В частности, снизить пенсионный возраст. Или повысить, так как текущая ситуация не располагает к уменьшению рабочего ресурса в рамках всего государства. Что делать? Следить за нашими новостями, которые прояснят ситуацию и оперативно оповестят об изменениях.

Однако уже в 2024 году, согласно принятым поправкам в законодательство, пенсионный возраст будет повышен до 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Это вызывает недовольство части общества, периодически поднимается вопрос о возможности возврата к прежнему пенсионному возрасту.

В данной статье мы проанализируем аргументы сторонников и противников такого возврата, рассмотрим реальные перспективы этой инициативы с учетом демографической и экономической ситуации в России на данный момент. Причины недовольства граждан повышением пенсионного возраста Повышение пенсионного возраста в России, начавшееся в 2018 году, вызвало широкое недовольство среди граждан. Это связано с рядом факторов. У многих людей ухудшились перспективы выхода на пенсию в привычном возрасте - 55 лет для женщин и 60 для мужчин. Работать дополнительные годы сложно из-за ухудшения здоровья и возможной потери рабочего места в предпенсионном возрасте. Недоверие к реформе, так как ранее власти обещали не повышать пенсионный возраст. Таким образом, основными причинами недовольства являются ухудшение перспектив для многих граждан, опасения по поводу здоровья и возможности работать дольше, а также недоверие к обещаниям властей.

Это свидетельствует о широком недовольстве проведенной пенсионной реформой. Аргументы сторонников сохранения повышенного пенсионного возраста Несмотря на широкое недовольство граждан, у повышения пенсионного возраста есть и сторонники в лице чиновников и экспертов.

Реформа пенсионной системы в России началась с принятия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. Этот закон предусматривал создание государственной пенсионной системы, которая обеспечивала бы безопасность и социальную защиту граждан России на пенсионном этапе жизни.

Эта реформа представляла собой серьезное изменение в системе пенсионного обеспечения, которое было необходимо для соответствия современным требованиям развития общества. До реформы пенсионной системы, расходы на выплату пенсий были несущественными и ложились на государственный бюджет. Размер пенсий был минимален, поэтому была необходимость в увеличении реального уровня доходов основной части пенсионеров, которые живут на пенсию. Закон, вступивший в силу в 1990 году, ввел систему обязательного пенсионного страхования.

Он обеспечил распределение страховых взносов между работниками и работодателями, которые аккумулировались в Пенсионном фонде Российской Федерации. Эти средства использовались только для выплаты пенсий застрахованным и их семьям, и не могли быть изъяты для других целей. Эта реформа позволила создать действительно, социально защищенную и надежную систему пенсионного обеспечения. Законы и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а также нормы пенсионного обеспечения такие как процент дохода, для пенсий, необходимый стаж работы, расчет стажа и дохода, минимальная и максимальная пенсии и т.

Соловьев отмечает, что уровень пенсионного обеспечения характеризует пенсионную систему, и ее состояние в конкретные периоды времени. Уровень страхового пенсионного обеспечения определяется, прежде всего, количеством лет, которые гражданин проработал, и количеством страховых взносов, которые работники и работодатели заплатили за эти годы. Эти показатели определяют уровень пенсионного обеспечения для конкретного работника и различие в размере пенсий [2]. Эти законы устанавливали реорганизацию существующей системы распределения пенсий, включая изменение структуры пенсий и введение накопительного компонента, а также внедрение системы персонифицированного учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

Целью реформы было повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, формирование стабильного источника дополнительного дохода для социальной системы, а также учет пенсионных прав граждан в зависимости от их «белого» или легального трудового стажа. Внедрение такой системы, основанной на сложившейся практике европейских стран, было направлено на устранение негативных демографических последствий низкая рождаемость в 90-е годы , которые неизбежно отрицательно сказались бы на пенсионной системе России. С 1 января 2002 года в России введена система персонифицированного учета уплаченных страховых взносов, отражающая накопление средств на пенсионное обеспечение. Согласно «Закону об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страховщиком может быть не только государственный Пенсионный фонд, но и частные негосударственные пенсионные фонды.

Согласно этому закону, государство несет полную ответственность за выплату пенсий гражданам, включая субсидиарную ответственность за деятельность Пенсионного фонда России, и отвечает по его обязательствам перед застрахованными лицами. Для обеспечения финансовой стабильности Пенсионный фонд Российской Федерации создал резерв для выплаты пенсий гражданам в полном объеме. Закон «Об обязательном пенсионном страховании» установил три части пенсионной системы: базовую, страховую и накопительную пенсии. Закон «О государственном пенсионном обеспечении» регулирует выплаты пенсий, связанных с бюджетным финансированием, а Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок назначения и выплаты страховой и накопительной части пенсий.

Также законодательством установлены новые размеры отчислений в Пенсионный фонд и социального налога.

1.2 Пенсионное обеспечение в России: исторический аспект

  • ERROR Новости 10.02.2024 00:22:10
  • Что не так с реформой
  • ERROR Новости 10.02.2024 00:22:10
  • Ожидаемые изменения в пенсионной реформе с 2023 года: свежие новости из Госдумы и ПФР
  • Она изменит все. В 2023 году произойдет крупнейшая пенсионная реформа | Юркапитал

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий