Вариативное ударение примеры русский

Вариативное ударение — это особенность русского языка, заключающаяся в том, что в некоторых словах может меняться место ударения, при этом меняется и значение слова. Варианты ударения в словах обозначаются числами — первой, второй или третьей. Кроме»Орфоэпического словаря русского языка» ценным пособием является»Словарь ударений для работников радио и телевидения» (составитель Ф.А. Агеенко, М.В. Зарва, под ред. Д.Э. Розенталя). Кроме того, ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным (берегу, бережешь, бережет, берегут — ударение закреплено за окончанием). Самый яркий пример вариативности! Можно до хрипоты спорить, какое ударение преобладало в том или ином регионе, но большинство словарей однозначно говорят: ударение падает на «о», разбирайтесь сами. Только вариант творОг пока приводится первым в большинстве словарей.

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава

  • Презентация «Вариативность русского ударения»
  • Преимущества использования вариативного ударения
  • Как определить слова с вариативным ударением в русском языке
  • Как определить слова с вариативным ударением в русском языке
  • Вариативность ударений — Лекциопедия

Слайды и текст к этой презентации:

  • §241. Ударение в отдельных грамматических формах
  • Нормированный
  • Трудности и особенности русского ударения
  • Вариативность орфоэпических норм по данным словарей
  • Вариативность русского ударения: образец доклада
  • Вариативность ударения в русском языке – Александр Пиперски

Трудности и особенности русского ударения

В некоторых словах русского языка может наблюдаться вариативность ударения, т.е. допустимыми (нормированными) могут быть два варианта (примеры см. ниже). Вариативность ударения указывается в орфоэпических, а также в толковых словарях русского языка. это феномен русского языка, который заключается в возможности изменять ударение в словах в зависимости от контекста и речевой. Мы собрали 150 трудных слов, которые наверняка пригодятся вам в повседневной жизни, и расставил в них ударения. это явление, при котором ударение может быть поставлено на разные слоги в одном и том же слове в зависимости от. Этот термин пришёл из английского языка, где ударение ставится на первый слог. Но слово прижилось, появился ещё один вариант произношения. Несовпадение в русском и языке-источнике — обычная ситуация. В русском языке есть ряд слов, в которых ударение может падать на разные слоги. Их можно разделить на три группы. В первую группу входят слова, двойное ударение в которых является нормой. По меркам современного русского языка ударения в них на разные слоги допускаются.

10 слов с вариативным ударением

При этом другое стихотворение того же Пушкина начинается со строки: «На холмах Грузии лежит ночная мгла», то есть Пушкин мог говорить и «на холмах», и «на холмах». Получается, что есть вариативное ударение даже внутри одного носителя русского языка. Семантические варианты – разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию: острот а (лезвия) – остр о та (остроумное выражение), тр у сить (бояться) – трус и ть (бежать), погр у женный (помещённый на транспорт) – погруж ё нный (опущенный в воду). В настоящем разделе рассмотрим примеры из русской поэзии с варьированием ударений, имея в виду, как устаревшую их вариативность, так и допускаемую современными орфоэпическими нормами. Кроме того, ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным (берегу, бережешь, бережет, берегут — ударение закреплено за окончанием). Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Вариативность русского ударения. Доклад-сообщение содержит 4 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно.

2019 Выпуск №3

Сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. Правильный выбор места ударения в слове имеет большое значение в работе над культурой устной речи. Ниже приведены примеры, в которых наиболее часто встречается ошибочное ударение.

Но речевой такт синтагма обладает при этом относительно законченным смыслом и определенным синтаксическим оформлением. Таким образом, продуманное паузирование помогает логическому анализу отдельных предложений, сложных синтаксических целых см. XLIX , всего законченного текста. В русском языке ориентация на знаки препинания может служить основой правильного паузирования текста.

Так, в простом предложении с обособленными причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, вводными и вставными предложениями, обращениями знаки препинания, выделяющие эти синтаксические конструкции, являются сигналами для паузы. Пауза может отсутствовать при обособленных одиночных вводных словах и одиночных деепричастиях: Принятие нового закона, конечно, необходимо; Уходя, гасите свет. Ильф, Е. Психологическая пауза возникает помимо логической и возможна, когда говорящий хочет особо выделить какое-либо слово, привлечь к нему внимание слушателей. Во втором случае можно говорить об умении «держать паузу», которым владеют актеры и опытные ораторы. Ниже приводится подготовленный для выступления текст с предварительной разметкой пауз.

Толстых, В зеркале творчества. Интонирование текста Выразительному звучанию текста способствует не только верное паузирование, но и правильная, естественная интонация, отвечающая требованиям традиционно сложившейся литературной нормы. В русском языке различаются два основных типа интонации: восходящая с повышением тона и нисходящая с понижением тона. Восходящую интонацию можно назвать также интонацией незавершенности, а нисходящую — интонацией завершенности. Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением.

Предмет же в свою очередь — это различные употребляемые ударения в словах по версиям разных словарей. Метод исследования в данной работе — это сравнение позиций ударения в словарях от разных авторов. Исходя из всего этого, целью данной работы было выделило исследование орфоэпических норм русского языка, в частности особенностей современного русского ударения. Задачами данной работы являются: 1 определить, что такое языковая норма; 2 выявить особенности русского ударения; 3 рассмотреть различные версии постановки ударения в одних и тех же словах. Языковые нормы — это правила употребления слов и словосочетаний, которые являются общепринятые на данном этане развития языка. Выделяют следующие виды норм: орфографические, лексические, стилистические, словообразовательные, грамматические и орфоэпические. Такие нормы фиксируются в специальных филологических словарях. Они оказывают поддержку литературному языку сохранять свою целостность, поэтому языковые норма определяют как допустимо и недопустимо стоить свою речь.

Выразительность речи Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Ряд исследователей подчеркивает, что выразительность речи во многом зависит от ситуации общения. Помогают говорящему сделать речь образной, эмоциональной специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова. Прежде чем анализировать различные изобразительные средства языка, следует уточнить, какими свойствами обладает слово. Понятие образности слова связано с явлением многозначности. Слова, называющие только один какой-либо предмет, считаются однозначными, а слова, обозначающие несколько предметов, явлений действительности,- многозначными. Первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым, а последующие- переносными. Прямые значения непосредственно связаны с определенными предметами, названиями которых они являются. Переносные значения в отличие от прямых обозначают факты действительности не непосредственно, а через отношение к соответствующим прямым. С понятием переносного употребления слов связаны такие художественные средства, как метафора, метонимия, синекдоха, широко используемые в ораторских выступлениях, устном общении. Метафора основана на переносе наименования по сходству. Метафоры образуются по принципу олицетворения, овеществления, отвлечения и т. Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать глубже осознать, представить событие или явление. Метонимия в отличие от метафоры основана на смежности. При метонимии два предмета, явления, получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать не просто как соединение, а несколько шире — тесно связанные друг с другом. Синекдоха — троп, сущность которого заключается в том, что называется часть вместо множественного или, наоборот, целое — вместо части, множественное число — вместо единственного. Сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение предполагает наличие трех данных: предмет, образ и признак. Эпитеты — художественные определения. Они позволяют, более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов: общеязыковые постоянно употребляются в литературном языке, имеют устойчивые связи с определяемым словом ; народно — поэтические употребляются в устном народном творчестве ; индивидуально — авторские созданы авторами. Для оживления речи, придания ей эмоциональности, выразительности, образности употребляют также приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры: антитеза, инверсия, повтор и др. Прием, основанный на сопоставлении противоположных явлений и признаков, называется антитезой. Антитеза широко представлена в пословицах и поговорках. Антитеза — действенное средство речевой выразительности и в публичной речи. Ценное средство выразительности в выступлении - инверсия, то есть изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой и стилистической целью. Нередко для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма прибегают к такой стилистической фигуре, как повторы. Начинают несколько предложений одним и тем же словом или группой слов.

Как хочу, так и говорю: 13 слов, в которых уже не сделаешь ошибку

Однако, несмотря на словарную фиксацию таких слов, многие считают это неверным, а человека, их произносящего, вопиюще безграмотным. Так ли это? Разберётся «Грамотатор». Русское словесное ударение М.

Именно место ударения прежде всего обусловливает реализацию гласных фонем данного фо-нетического слова в тех или иных из своих разновидностей. Например, в од-ной и той же корневой морфеме дом фонема о может выступить то в своём основном виде если ударение падает на корневую гласную слова , то в своём варианте а если ударение падает на флексию и корневая гласная оказы-вается в 1-м предударном слоге , или варианте ъ если ударение падает на предшествующую морфему и корневая гласная оказывается в заударном слоге, а также если ударение падает на по-следующую морфему, но так, что кор-невая гласная оказывается во 2-м пред-ударном слоге : до м, до м"ик; да ма , да мо ф; по дъ му; дъ мас"е т. Сказанное относится не только к кор-невым морфемам, но и ко всем другим. Безударные и слабоударяемые слова Большая часть служебных слов и частиц, как уже было отмечено, не имеет на себе ударения. Одни из них предлоги и союзы являются проклитиками, т. Проклитиками являются обычно одно-сложные предлоги и союзы, которые примыкают к следующему за ними само-стоятельному слову. Например: на горе , на стороне , от бра та, при дворе , ко мне , со мно й, во мне , под де рево; ни я , ни бра т; и я , и сестра ; то до ждь, то сне г; сказа ли, что сестра прие хала. Односложные частицы являются эн-клитиками. Например: скажи -ка , кто -то , я же говори л, они ведь приду т, приду т ли они. Некоторые односложные предлоги не-редко принимают ударение на себя, и тогда безударным оказывается следую-щее за ним самостоятельное слово, так что и в этом случае предлог вместе с самостоятельным словом имеют одно ударение. Это бывает обычно тогда, ког-да существительное имеет подвижное ударение. Чаще всего в литературном языке принимают на себя ударение пред-логи на, под, по, за, из, без: на воду, за воду, по воду ср. Двусложные и трёхсложные союзы обычно употребляются с ударением, но оно у них более слабое, чем у само-стоятельных слов. Такое ударение на-зывается слабым , или побочным , а соответствующие слова — слабоуда-ряемыми. Например: е сли мо жно, узна йте; когда узна ете, ска-жи те; сказа ли, бу дто придёт; ласка лся, сло в-но ребёнок; ухожу , потому что обеща л. Двусложные предлоги различны в от-ношении наличия или отсутствия у них побочного ударения. Одни из них всег-да безударны. Таковы сложные предло-ги из-за, из-под например, из-за ле са, из-под стола ; предлоги с беглым о- например, подо, надо, изо; трехслож-ный передо : подо мно й, надо мно й, обо мне , обо все х, изо все х, передо мно й произносится: пъдамно j; нъдамно j; абамн"е ; абафс"е х; изафс"е х; п"ьр"ьдамно j. Другие могут иметь побочное ударе-ние, но могут быть и безударны. На-пример: перед отходом произносится п"ьр"ьдатхо дъм или п"е р"ьт атхо дъм , между городами произносится мьждугърада м"и или ме жду гърада м"и , через дорогу произносится ч"ьр"ьздаро гу или ч"е р"ьз даро гу. Некоторые двусложные предлоги всегда имеют побочное ударе-ние: таков, например, предлог кроме никто , кро ме тебя , а также двуслож-ные и трёхсложные предлоги, происшед-шие из наречий. Например: скажу по сле уро ка, бе гали круго м до ма, е хали ми мо дере вни, собрало сь о коло до ма, столпи лись вокру г учи теля, останови лись напро тив избы , стал поперё к доро ги. Эти слова в качестве предлогов имеют ударение, по своей полновесности близ-кое к обычному ударению самостоятель-ных слов. Однако в этом своём качестве они не являются обычно носителями такто-вого или фразового ударения. Напротив, те же слова в наречном употреблении могут быть носителями такого ударения. Односложный предлог сквозь имеет побочное ударение, когда он находится перед безударным слогом следующего слова , например луна све тит сквозь облака скво с" аблака. Находясь же перед ударенным слогом следующего слова, этот предлог может не иметь ударения, но тем не менее гласный о предлога не подвергается изменениям, свойственным гласным предударного сло-га: сочетание сквозь облако произно-сится скво с" -о блъкъ или сквос" о блъкъ. Союз чтобы в отличие от сочетания с местоимением что бы ударения не имеет, всегда являясь проклитикой: со-четание сказал, чтобы пришли произ-носится — сказа л, штъбы пр"ишл"и ; сравни: дам тебе, что бы ты ни просил произносится што -бы -ты-н"и-прас"и л. Безударен также односложный союз что в отличие от местоимения что. При этом надо заметить, что союз что в пер-вом предударном слоге, как и в других предударных, произносится с гласным ъ в книжном произношении возможно о , но никогда не с гласным а , который нормально выступает вместо о в пер-вом предударном слоге: я не знал, что брат приедет произносится: штъ бра т или што бра т Ср. Односложные союзы то — то и но обычно не носят на себе ударения, но тем не менее как в первом, так и в других предударных слогах произносятся со звуком о а не а или ъ : то дождь, то снег; то приходит, то уходит — обычно произносится: то до ш", то с"н"е к; то пр"ихо д"ит, то ухо д"ит ; но ты -то об э том зна л; но бы ло светло ; но уже бы ло светло произносится: ноты ; нобы лъ; ноуже. Некоторые категории местоимений всегда имеют обычное ударение само-стоятельного слова. Таковы, например, вопросительные местоимения кто, что, который, какой, чей и отрицательные местоимения не кого, не чего. Другие местоимения часто употребляются и с побочным ударением. Например: на вокза ле меня встре тили това рищи; у его сестры мно го книг; мое й сестре де сять лет; э того челове ка я не зна л; все м ученика м сообщи ли отме тки; взя лся не с того конца ; побочное ударение могут иметь относи-тельные слова: подъе хали к до му, ко-то рый стоя л на краю дере вни. Неко-торые местоимения в живой речи могут быть и безударными обычно энклитиками : кто это сделал кто -ьтъ з"д"е лъл , знаем мы вас зна им-мы ва с , куда вы бежите куда -вы б"ьжы т"ь. Слабоударяемой может быть связка быть: ве чер бы л сухо й и тёплый, у тро бы ло моро зное. Слово было в определённом употреблении является безударным энклитикой : пришёл было вчера, он было пришёл вчера произносится: пр"ишо лбылъ ф"ч"ьра , о нбылъ пр"ишо л ф"ч"ьра. Слово бывало в определённом употреблении в силу своего большого объё-ма не бывает лишено ударения, но имеет ударение побочное, более слабое, чем обычное словесное ударение, ср. Безударным часто бывает слово брат, употреблён-ное в качестве обращения, ср. Таким образом, кроме слов, имеющих обычное ударение, и слов безударных, выделяется ещё третья категория — слов слабоударяемых или могущих быть сла-боударяемыми.

Ныне — адекватный. Ныне — безнадёжный. Ныне — вовремя. Галерея и галлерея. Ныне — галерея. Ныне — жёлудь. Ныне — иод и йод в химической терминологии — первая форма, в медицине и обиходе — вторая. Ныне — идти. До 1956 допускались обе формы. Повидимому, попрежнему, попустому[7]. Ныне — по-видимому, по-прежнему, по-пустому. Ныне уже со словаря Ушакова — цирюльник. В 1917 году провели первую реформу русской орфографии. В известной мере она была реформой графики. Официально реформа была объявлена 11 24 мая 1917 года в виде «Постановлений совещания по вопросу об упрощении русского правописания», а 17 30 мая на основании указанных материалов Министерство народного просвещения Временного правительства предписало попечителям округов немедленно провести реформу русского правописания; ещё один циркуляр вышел 22 июня 5 июля. В документах орфографической реформы 1917—1918 гг. В 1956 году был составлен новый свод — «Правила русской орфографии и пунктуации». На сегодня эти Правила, установившиеся почти полвека назад, — по-прежнему базовый источник для составителей словарей и справочников по русскому языку. На них основаны все многочисленные учебники и пособия для школьников и абитуриентов. Но сам их текст, к сожалению, не так-то просто найти в магазинах. Время от времени заглядывать в Правила совершенно необходимо каждому, кто хочет в полной мере владеть русским языком и писать уверенно и свободно. В 2000 году был издан Проект свода правил русского правописания. Под Пунктуацией Принято понимать, с одной стороны, Систему графических неалфавитных, знаков знаков препинания , а с другой стороны, Систему правил, В которых описываются современные нормы пунктуационного оформления письменного текста. Некоторые ученые полагают, что система пунктуационных знаков возникла в глубокой древности и в некотором роде стихийно. Изучение древнейших рукописей потребовало определенной культуры общения с текстами. Впервые знаки препинания были использованы Аристофаном Византийским, который употребил их в гомеровских текстах. Теорию пунктуации предложил один из представителей александрийской школы — Дионисий Фракийский, выделивший три основных знака препинания: точку как знак законченной мысли, среднюю точку «для отдыха», малую точку как знак мысли, еще не законченной, нуждающейся в продолжении. Исследования берестяных грамот Великого Новгорода показали, что в текстах использовались различные комбинации точек или другие знаки в виде креста или «змейки». Любопытно, что указанные знаки обнаруживались лишь в текстах, которые были рассчитаны в большей степени на чтение вслух перечни повинностей, долгов или церковные записи. Первыми были знаки не письменной, а устной речи, так как ораторское искусство относится к области говорения, а не писания. Решающим в развитии пунктуации явилось изобретение книгопечатания. Первым знаком препинания в русских текстах был, вероятно, пробел между словами XVI век. В современных печатных текстах наблюдается разнообразное использование пунктуационных знаков и графических средств курсив, Разрядка, Шрифт И др. Современную пунктуацию можно рассматривать как систему с центром и периферией. Центр составляют так называемые ядерные знаки препинания, которые организованы на основе функций: Отделение одиночные знаки — Выделение парные знаки. Например, в предложении точка, вопросительный или восклицательный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой обладают общей функцией Отделения, А двойные запятые, скобки, кавычки Выделяют В предложении какой-либо компонент. В тексте мы можем выделить и другие функции пунктуационно-графических средств. Например, выделение слова или части текста особым шрифтом или Подчеркиванием свидетельствует о важности в смысловом отношении выделенных компонентов. Таким образом, основной функцией пунктуации является Смысловое членение речи. Пунктуационная норма регулирует и контролирует речевое поведение носителя языка. По отношению к пунктуационной норме такой параметр оценки, как Правильно — Неправильно, Имеет во многом субъективный характер: Неправильно то, что непонятно, или то, что вызывает разное толкование. Это обстоятельство должно учитываться пишущим: он должен определенным образом защитить свой текст от непонимания, т. Непреднамеренные отступления от нормы, как правило, квалифицируются как Ошибки. Они появляются обычно по причине недостаточной языковой компетенции пишущего и могут быть определены как «неосвоенная норма». Что касается преднамеренных отступлений, то они различаются не только сферой, но и задачами использования. К числу преднамеренных отступлений относится так называемая Нерегламентированная и авторская пунктуация. В современном русском языке значительно возросло количество знаков в тексте. Но то, что в предложении строго нормировано, в тексте получает определенную свободу выбора и интерпретации. Пишущий выбирает наиболее выразительный по функциональному назначению знак так, например, тире представляется в общепринятом понимании более сильным знаком по сравнению с запятой или двоеточием. К нерегламентированной пунктуации не закрепленной действующими правилами, представляющей собой разнообразные отклонения от общих норм и существующей наряду с регламентируемой Относятся прежде всего пунктуационно-графические средства, употребление которых обусловлено внутренними свойствами текста и коммуникативными задачами автора. В заключение отметим, что нетрадиционное употребление знаков препинания, как это ни парадоксально, опирается именно на традицию, исходную норму, так как любое отступление от правила — с целью создания дополнительной экспрессии или особой интонации речи — предполагает знание самого правила. Понятие лексики языка. Лексические нормы языка. Лексика от гр. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок». Так же называют словарь совокупность слов писателя, отдельного человека «лексика Есенина», «особенности лексики Гоголя». Лексикология от гр. Богатейший словарный запас современного русского языка может быть рассмотрен с различных точек зрения. Большое внимание должно быть уделено вопросам, связанным с проблемой «слово и его значение». Изучением этих вопросов занимается семасиология, или семантика от гр. Лексикология изучает словарный состав языка с исторической точки зрения—со стороны происхождения и формирования. Одна из главных задач лексикологии — изучение стилистической неоднородности словарного состава русского языка. Наряду со словами стилистически нейтральными, меж стилевыми восемь, хорошо, человек, читать и др. Наличие стилистических пластов в русской лексике усиливает выразительность речи. Русская лексика неоднородна и с точки зрения сферы употребления слов. Наряду со словами общенародными т. Анализ не общенародной лексики и ее роли в языке литературы также входит в число задач лексикологии. С лексикологией тесно связана фразеология — наука об устойчивых сочетаниях слов и лексикография— наука о словарях.

Инусовый кружков. Ой меньш. Ой автозаводск. Ой минусов. Ив- крас. Ав ср. Аво мн. Авы на окончание ж. А Условия переноса ударения односложные слова без суффикса имеющие основы с простейшими суффиксами -Н-, -К- НО : нарушение нормы — смотри словарь п. Олны- полн. Ы; дл. Инны- длинн. Ы; св. Ежи- свеж. И; гл. Ухи - глух. И Произносительная норма Степени сравнения прилагательных переносится жив. А жив. Ее, жив. Ейший стройн. А стройн. Ее, стройн. Ейший НО: крас. Ива крас. Ивее, крас. Ивейший удобн. Обнее, уд. Обнейший сохраняется Произносительная норма Глагол Около 300 глаголов гн. Ать - гн. Ал, гн. Ало, гн. Али, гнал. Ать - зв. Ал, зв. Ало, зв.

Что значит вариативное ударение

1. Русское ударение. 2. ВАРИАТИВНОСТЬ УДАРЕНИЯ. Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Вариативность русского ударения. Доклад-сообщение содержит 4 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Вариативность русского ударения абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 4 слайда. Кроме»Орфоэпического словаря русского языка» ценным пособием является»Словарь ударений для работников радио и телевидения» (составитель Ф.А. Агеенко, М.В. Зарва, под ред. Д.Э. Розенталя). На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Вариативность русского ударения абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 4 слайда.

14 слов, в которых большинство людей делают неправильные ударения. И мы их отлично понимаем

Стилистические варианты — это пары слов, которые в зависимости от места ударения используются в разных стилях речи: прикУс общеупотребительное слово — прИкус специальное ; шЕлковый общеупотребительное — шелкОвый поэтическое. Нормативно-хронологические варианты — это пары слов, в которых разноместность связана с временным периодом употребления данного слова в речи: запаснОй современное — запАсный устаревшее ; украИнский современное — укрАинский устаревшее ; рАкурс современное — ракУрс устаревшее.

Они соединяются союзом и: волнам и волнам; искристый и искристый; автаркия и автаркия; баржа и баржа; бижутерия и бижутерия; лосось и л осось. С точки зрения правильности эти варианты одинаковы. Варианты нормы, из которых один признается основным: а помета «допустимо» доп. Первый вариант является предпочтительным, второй оценивается как менее желательный, но все-таки находится в пределах правильного.

Чаще всего используется в разговорной речи; б помета «допустимо устаревшее» доп. Помета указывает, что оцениваемый ею вариант постепенно утрачивается, а в прошлом он был основным. Словарь включает в себя также варианты, находящиеся за пределами литературной нормы. Для указания этих вариантов вводятся так называемые запретительные пометы: 1 «не рекомендуется» не рек. Эта помета может иметь дополнительную характеристику «устаревающее» не рек.

Объект исследования: лексикон подростков. Предмет: связь факторов языковой среды с нарушением норм ударения. Гипотеза состоит из предположения о том, что если выявить причины неправильной постановки ударения в речи подростков, то можно составить рекомендации для повышения их уровня культуры речи. В соответствии целью, предметом, гипотезой в исследовании решались следующие задачи : Осуществить теоретический анализ учебных пособий по теме «Нормы ударения в русском языке». Изучить особенности ударения в русском языке. Изучить причины изменения орфоэпических норм русского языка в 2009 году. С помощью анкетирования выявить причины нарушения норм ударения в устной речи подростков.

Разработать рекомендации для повышения культуры речи подростков. Практическое значение исследования состоит в том, что результаты проделанной работы позволяют сделать вывод об актуальности и значимости поставленной проблемы, позволяют разработать рекомендации, которые могут помочь подросткам следить за грамотностью своей речи. Осуществить теоретический анализ учебных пособий по теме «Нормы ударения в русском языке». С помощью анкетирования выявить причины нарушения норм ударения в лексиконе обучающихся. Разработать рекомендации для повышения культуры речи обучающихся. Нормы ударения в русском языке 1. Что такое языковые нормы?

Для того чтобы разобраться в причинах нарушения норм ударения в устной речи, сначала, необходимо понять, что же собой представляет слово «норма». Почему знание каких-либо норм так важно? Сама по себе норма является образцом единообразного, общепризнанного употребления каких-либо элементов. Конкретно языковые нормы — это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка. Характерными чертами языковых норм являются: — соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы. Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем.

К основным источникам языковой нормы относятся: — произведения писателей — классиков; — общепринятое современное употребление; — данные лингвистических словарей. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную. Значит, развитие языковых норм — это процесс, на который влияет, в первую очередь, человек. А все нормы, правила, традиции являются результатом, к которому приходит человек в результате изучения им языка. Поскольку мы в своей работе обратились к проблеме нарушения норм ударения, то об особенностях ударения будет рассказано далее.

Особенности ударения в русском языке Выделение в устной речи какой-либо фонетической единицы с помощью свойственных языку фонетических средств называется ударением. В нашей речи различают три типа ударения: словесное, логическое и эмфатическое. Словесное ударение — это особое выделение одного из слогов слова. Логическое ударение — это выделение целых слов в предложении: Я хочу учиться. Эмфатическое ударение — это ударение, служащее для подчеркивания эмоциональной стороны слова, которое достигается долгим произношением ударного гласного, иногда и протяжным произношением согласного. Причем замечено, что положительные эмоции, а также крайнее удивление выражаются обычно продлением гласных Петенька, милый, голубчик, приезжа-ай, соску-училась , отрицательные эмоции — продлением согласных А ну, гляди, каш-шеваррр! Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными.

В русском языке существуют слова с двойным ударением. Такие ударения встречаются в сложных словах.

Таковы, например, вопросительные местоимения кто, что, который, какой, чей и отрицательные местоимения не кого, не чего. Другие местоимения часто употребляются и с побочным ударением.

Например: на вокза ле меня встре тили това рищи; у его сестры мно го книг; мое й сестре де сять лет; э того челове ка я не зна л; все м ученика м сообщи ли отме тки; взя лся не с того конца ; побочное ударение могут иметь относи-тельные слова: подъе хали к до му, ко-то рый стоя л на краю дере вни. Неко-торые местоимения в живой речи могут быть и безударными обычно энклитиками : кто это сделал кто -ьтъ з"д"е лъл , знаем мы вас зна им-мы ва с , куда вы бежите куда -вы б"ьжы т"ь. Слабоударяемой может быть связка быть: ве чер бы л сухо й и тёплый, у тро бы ло моро зное. Слово было в определённом употреблении является безударным энклитикой : пришёл было вчера, он было пришёл вчера произносится: пр"ишо лбылъ ф"ч"ьра , о нбылъ пр"ишо л ф"ч"ьра.

Слово бывало в определённом употреблении в силу своего большого объё-ма не бывает лишено ударения, но имеет ударение побочное, более слабое, чем обычное словесное ударение, ср. Безударным часто бывает слово брат, употреблён-ное в качестве обращения, ср. Таким образом, кроме слов, имеющих обычное ударение, и слов безударных, выделяется ещё третья категория — слов слабоударяемых или могущих быть сла-боударяемыми. Обычное ударение име-ют самостоятельные слова, безударны-ми могут быть слова служебные.

Слабоударяемыми же являются — если оста-вить в стороне те служебные слова, ко-торые имеют побочное ударение в силу своего большого объёма, многосложно-сти, — слова, образующие как бы про-межуточную группу между категория-ми самостоятельных слов и служебных. Именно таковы предлоги, наречия, место-имения, связка. Слабоударяемыми бывают часто также числительные в опре-делённом употреблении. Побочное ударение слова Выше было указано, что каждое само-стоятельное слово имеет одно ударение.

Однако имеются слова обычно много-сложные, большие по объёму , которые имеют или хотя бы могут иметь два ударения — наряду с основным, обычным словесным ударением, второе —побоч-ное. Сюда относятся чаще всего слож-ные слова, образованные путём сложе-ния двух основ. Впрочем, те же слова обычно можно произносить и с одним ударением — без побочного. Вопрос этот совершенно не изучен, по-этому ниже ограничимся лишь несколь-кими предварительными замечаниями.

При наличии в слове двух ударений побочное бывает первым ближе к на-чалу слова , а основное вторым ближе к концу слова. Чем более новым или необычным, чем более книжным по сво-ему характеру или относящимся к специальному языку является сложение, тем в большей степени можно ожидать двух ударений — наряду с основным по-бочного. Точно так же чем ощутительнее в смысловом отношении является первая часть сложения, тем больше оснований ожидать второго побочного ударения. Поэтому в тех случаях, когда сложение основ вообще в слове мало ощущается или когда не выделяется в смысловом отношении первая часть сложения, или она выделяется слабо, побочное ударение обычно не наблюдается.

Наконец, чем дальше отстоит основное ударение от места возможного побочного ударения, тем опять-таки в большей степени можно ожидать двух ударений в слове. Во многих случаях наличию побочного уда-рения рядом с основным содействует не одно из указанных условий, а два или все: ср. Наличие побочного ударения в неко-торых случаях, обычно вне указанных условий, характеризует просторечный стиль речи: ср. Побочное ударение наблюдается так-же во многих сложносокращённых сло-вах, представляющих собой сложение части первого слова с полным вторым словом: про фдвиже ние, про фбиле т но обычно профсою з , па ртбиле т, партучё ба, аги тбрига да, аги тколлекти в.

Колебания в ударении Сложная система русского ударения имеет свои исторические корни, уходящие в глубокую древность. Неодинако-ва была история ударения в разных русских диалектах. Между тем известно, что в состав литературного языка вошли элементы, восходящие к разным русским диалектам. Поэтому естественно наличие в нём некоторых колебаний в ударении, двойственность.

Например, в определён-ной категории существительных жен-ского рода на -а с ударением на флек-сии в северновеликорусских говорах свойственен перенос ударения на осно-ву в вин. Напротив, в типичных южновеликорусских говорах соответ-ствующие слова и в вин. Литературно-му языку в этой категории случаев в общем свойственно ударение северновеликорусское ср. Однако в некоторых случаях нали-чествует колебание или даже усвоено южновеликорусское ударение.

Колеба-ния в ударении появляются также при заимствовании слов из других языков. Они зависят, между прочим, от того, откуда идёт заимствование и какими путями. Так, например, неправильные ударения доку мент, инстру мент, сто -ляр объясняются польским посредством при усвоении этих слов как известно, польскому языку свойственно фиксиро-ванное ударение на предпоследнем сло-ге слова. Литературный язык стремится избе-жать колебаний.

При наличии их не-редко один из вариантов санкциони-руется как соответствующий норме, другой изгоняется как неправильный. Если же сохраняются оба варианта, то они постепенно дифференцируются в своих значениях — приобретают разную стилистическую окраску примеры см. В тех случаях, когда по тем или дру-гим причинам колебание в ударении сохраняется, а смысловая дифференциа-ция отсутствует, появляется то, что можно назвать нейтрализацией ударения как смыслоразличительного средства: ср.

Вариативное ударение примеры

Связанное ударение далее делится на: фиксированное, которое всегда маркирует один и тот же слог в слове в чешском языке первый слог слова, во французском языке последний, в польском языке предпоследний ; ограниченное, место реализации которого зависит от некоторых дополнительных причин, напр. Свободное разноместное , которое не связано с определённым местом в слове, оно падает на любой слог, напр. Свободное ударение имеет два подтипа: свободное постоянное неподвижное , то есть в разных формах данного слова ударение падает всегда на один и тот же слог в английском языке, в большинстве слов русского языка , свободное подвижное, то есть в разных формах данного слова ударение падает на разные слоги напр. Такое ударение практически ничем не отличается от главного, однако выражается менее ярко, чем главное. При условии, что в слове есть два ударения, второе всегда выражено ярче первого и считается главным. Побочное ударение — это чисто фонетическое несловарное выделение первого гласного в длинных словах, где главное ударение находится на 5-ом слоге от начала слова и далее, напр. В нашем курсе вслед за Л. Побочное ударение, равно как и главное, обозначается в орфоэпических словарях русского языка см.

Пример обозначенного побочного ударения в орфоэпическом словаре Каленчук, Касаткин, Касаткина 2012, 615. Побочное ударение обозначается также в толковых словарях: Рис. При трёх или более основах в слове возможны три или более ударения — два или более побочных в начале слова , а последнее — главное в конце слова , напр. В некоторых словах русского языка может наблюдаться вариативность ударения, то есть допустимыми нормированными могут быть два варианта примеры см. Вариативность ударения указывается в орфоэпических, а также в толковых словарях русского языка. Ниже вы можете посмотреть видео о 5 самых сложных языках мира. Обратите внимание на ударение в данных языках.

Какой язык самый сложный в мире? Клитики примыкают к другим словам, составляя с ними фонетическое слово. Обычно клитиками бывают служебные слова предлоги, союзы, частицы, междометия. Безударное слово, стоящее впереди ударного слева и примыкающее к нему, называется проклитикой. Проклитиками обычно являются односложные предлоги, союзы и некоторые частицы, напр.

Действительно, ударение в словах люди зачастую ставят неправильно.

Вариативное ударение позволяет использовать язык более гибко и разнообразно. Оно является отличной основой для создания игр языка и развития социальных навыков. Знание правил вариативного ударения помогает развивать языковую грамотность. Как правильно использовать вариативное ударение Вариативное ударение — это особенность русской грамматики, которая позволяет менять ударение в зависимости от контекста. Но как использовать его правильно? Во-первых, не стоит злоупотреблять вариативным ударением. Оно должно использоваться только тогда, когда это необходимо для правильного понимания текста. Во-вторых, следует ориентироваться на правила ударения. Например, в существительных с однокоренными прилагательными ударение часто падает на согласную в старшем склонении. Но вариативное ударение может быть употреблено для подчеркивания определенной информации в предложении.

Газопровод, досуг, звонит, ходатайство, призыв, созыв, форзац, каталог, августовский, некролог, премирование, узаконение, вероисповедание, жизнеобеспечение, феномен, балованный, баловать, включённый, включишь, возбуждено, диспансер, исключит, исчерпать, квартал, километр, красивее, лекторы, лекторов мусоропровод, газопровод, начатые, обеспечение, облегчит, ободрить, ободрённый, оптовый, осведомиться, откупорил, отрочество, позвонит, свёкла, средства, торты, тортов, углубить, углублённый, эксперт, экспертный Слайд 10 Из форм на —а -я наиболее употребительным в нормативном плане являются следующие: Адреса , директора, доктора, округа, ордера, паспорта, профессора Слайд 11 К колеблющимся случаям относятся следующие: Инспекторы — инспектора, кормы — корма,.

Слайды и текст этой презентации

  • Нормы и варианты ударений
  • 2019 Выпуск №3
  • Нормированный
  • Двойной удар: топ-5 слов с вариативным ударением, которое считают неверным 20% людей
  • 2019 Выпуск №3

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий