Февраль по славянски

Славянские праздники в феврале. 5 лютеня/февраля праздновали День Велеса, Волчьего пастыря – культ неукротимой лютой мужской яри. По-русски лют – волк, отсюда и название февраля – лютень – в честь волчьих свадеб, что проходят в это время.

Славянские названия месяцев

В год Петуха по славянскому календарю многие Филины чувствовали себя не в своей тарелки и были подавлены. Шипящий Уж Ужей 1936, 1952, 1968, 1984, 2000 ждет спокойный год. Впрочем, какой год по славянскому календарю ни возьми, Ужи всегда умудряются жить достаточно спокойно — вероятно, благодаря врожденной осторожности. В личной жизни возможны не очень приятные сюрпризы, но Ужи наверняка сумеют пережить их с наименьшими потерями. Крадущийся Лис Лисам, тем, кто появился на свет в 1937, 1953, 1969, 1985 и 2001 годах, в год Петуха пришлось нелегко. Приходящее к власти в 2022 по славянскому календарю животное к хитрым Лисам тоже относится недоверчиво. Значит, придется на время забыть о привычном стиле жизни и взяться за работу по-настоящему. Такой подвиг Златорогий Тур обязательно оценит!

Свернувшийся Еж Для Ежей, чье рождение по славянскому календарю пришлось на 1938, 1954, 1970, 1986, 2002 годы, год принесет счастливые перемены в личной жизни. Да, карьерных высот в этот период вряд ли удастся достичь, зато дома все будет замечательно. Поскольку Златорогий Тур — символ плодородия, возможно прибавление в семействе. Парящий Орел Орлам 1939, 1955, 1971, 1987, 2003 славянский календарь животных по годам обещает власть и горечь разочарований. Избежать второго можно, если разумно обходиться с первым: не злоупотреблять своей властью, сохранять трезвый взгляд на вещи, стараться помогать ближним. Прядущий Мизгирь Пауки, родившиеся в 1940, 1956, 1972, 1988, 2004 годах, посвятят этот год личной жизни. Тотемный календарь обещает им любовные и семейные отношения, а кое-кто обязательно найдет верных друзей.

Кричащий Петух Эта птица опекает тех, кто родился в 1941, 1957, 1973, 1989, 2005, 2021 году. До дня весеннего равноденствия в 2022 году Петух находится у власти, которую уступает потом Златорогому Туру, а сам удаляется на покой после прошлогодних свершений. Конечно, бездельничать не стоит, но лучше отдать предпочтение рутинным делам, а не новым инициативам. Славянский календарь по годам рекомендует Петухам меньше торопиться и не принимать необдуманных решений.

Эксперты сайта dailyhoro. Приметы славян на февраль-лютень Дождь в последнем месяце зимы сулил плохие погодные условия на весну и лето. Наши предки знали, что если в феврале снег съедается дождем, то ждать богатого урожая не приходится. Малое количество осадков в феврале и сильные холода предвещали жаркий и даже засушливый август и начало осени. Такая примета говорила о том, что в осенний период в лесах мало что уродится, а значит, будет сложно найти большое количество ягод и грибов. По инею славяне определяли количество меда, который принесут пчелы. Если его много, и деревья искрятся на солнце, то и меда будет в избытке. Характер погоды на весну и лето определяли и по сосулькам. Если они долинные и толстые, то весна и лето обещают быть погожими. Считали, что в марте будет тепло, если конец февраля будет морозным. Наши предки верили, что злится зима именно в конце месяца, не желая сдавать позиции, но весна неминуемо наступает, отвоевывая свое право на возобновление жизни на земле. Еще одна примета гласит, что февраль — время разгула нечисти, и ее нужно не только бояться, но и задабривать, чтобы избежать бед. По старой примете, февраль — время прощания с зимой, и если не соблюсти традиций, а также не помолиться богам, то удачи на год можно не ждать. Славянские традиции на февраль Традиции февраля опирались на славянские праздники, и в это время проводилось множество обрядов, направленных на усмирение Морены, время которой уходит.

Буквально означает «жила», «жизнь». Название «февраль» этимологически родственно русскому женскому имени Февронья, Хавронья, др. Сравните также укр. Трубачёв отмечает, что слав. Последнее и заканчивает этимологическую цепочку: ховраль — февраль. Рождение термина «февраль» следует отнести ко времени одомашнивания скотины на Руси — ок. Свинья воспринималась как хранительница народа в том смысле, что она позволяла ему выжить в трудное зимнее время например, сало, ветчина и т. Февронья, Хавронья — русск. Семантика февраля связана с мёртвой и живой водой, отражена в русской сказке «Хаврошечка» и в целом состоит в следующем: умирание — суд — воскрешение. Первая фаза заканчивается в ночь с 31 января на 1 февраля, когда происходят последние поминки по СТАРОМУ богу Ра — то есть по Солнцу, уходящему к звёздам star — звезда. В эту же ночь рождается новое Солнце-Ра — воскресает. Февраль — это хребет, линия, нить, граница, после которой начинается новая жизнь ср. К нему на Руси приурочивали время зимнего отёла, то есть рождение «из костей старой коровы» новых коров. Февраль этой стадии связан с приходом весны здесь и семантика потопа — половодья. Отображение символики возобновления жизни обнаруживаем в русской народной сказке «Хаврошечка», в которой из захороненных костей коровы Макоши вырастает чудесная яблоня. Февраль — начало новой жизни. Февральские пятницы должны быть полностью посвящены отдыху и богине Макоше: в эти дни нельзя мужчинам работать в поле, а женщинам — прясть. С удлинением дня меняется образ жизни крестьян; они перестают работать при огне, женщины перестают прясть, начинаются приготовления к полевым работам. Во 2 — 1-м тыс. С этими местностями связан древне-общеиндоевропейский культ кабиров — божеств плодородия аналог Макоши.

Ярые морозцы умерились, сдали, хотя, возможно, еще не раз налетят, пока зима — владыка. Вьюги, метелистые ветры, поземка в феврале — за обычай. Февраль — кривые дороги. Путь хоть и кривой, но широкий. Копытный след мелок, куда ни сверни, проедешь, только сугробы да раскаты — в объезд. Петляет из-за них дорога, искривляется. Февраль синевой примечателен. Приглушенный синий отблеск сугробов, опушек. Со светом прибывает и тепло. Рыболовы-подледники уже на себе проверили весну света — лучезарную улыбку оцепенелой природы: на их лицах бронзовеет оздоровляющий загар. Видно, не зря толкуют, что время, проведенное на рыбалке, в возраст не засчитывается. Силуэты месяца. По старославянскому календарю последний месяц зимы — «лютень». Февраль по латыни значит: «тот, кто очищает». В Древней Руси его называли «бокогрей» и «снежень». Украинцы и белорусы нарекли его «лютый». Особенно сильны морозы в ночные часы. Февраль — пора лютого голода диких зверей и птиц. В затишье на южной стороне в ясные дни уже пригревает солнышко.

Один комментарий

  • Праздники славян в проекте Календарь Праздников 2024
  • ФЕВРАЛЬ — «СЕЧЕНЬ». Славянская мифология
  • Новые публикации
  • Гороскоп древних славян Февраль, сечень
  • Славянские названия месяцев

Славянские названия месяцев в году

в римской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца. Славянское название "Просинец" - означает возрождение Солнца. Крадущийся Лис Лисам, тем, кто появился на свет в 1937, 1953, 1969, 1985 и 2001 годах, в год Петуха пришлось нелегко. Приходящее к власти в 2022 по славянскому календарю животное к хитрым Лисам тоже относится недоверчиво. Славянский календарь испокон веков назывался месяцеслов. Месяцеслов состоит из двенадцати месяцев с родными именами, которые составляют полный кологод, год или лето. март, апрель - таятень, май - май, июнь - жарень, июль - выжарень, август.

Почему февраль так называется?

  • Комментарии
  • Славяно-Арийский Календарь
  • Саратов Радио - Славянские названия месяцев
  • Древний Славянский календарь

Календарь старославянских праздников на февраль

В южнославянских и западнославянских странах божество зимы Морана уступала свое владычество Ладе, олицетворявшей весну. Целую неделю шло веселье. Каждый день масленичной недели имел свое имя. В первый день масленицы на Руси народ справлял «встречу честной масленицы, широкой боярыни».

Дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, с песнями, причитаниями. Сбегая с гор, кричали: «Приехала масленица, приехала масленица! В некоторых местах приготавливали соломенную куклу-масленицу, надевали на нее кафтан и шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти.

Эту масленицу-куклу ввозили на санях в гору с причитаниями встречи. К первому дню масленицы устраивались общественные горы, качели, вислые и круглые балаганы для скоморохов, столы со сладкими яствами. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не отведать сладких яств значило в старину жить в горькой беде, лежать калекой без ног или быть дряхлым стариком.

Чтобы жизнь была счастливой, а дом полной чашей, в один необходимо положить монетку, а в другой конфетку. У христиан на эту дату приходился день Маремьяны Праведной, прозванной в народе Меремьяной-Кикиморой. Лучшая защита — чистота и порядок в доме. Если тепло или идет дождь, — предстоит плохая погода.

Например, в древнекитайском трактате "Хуайнаньцзы" это описано так: "Небо накренилось на северо-запад, Солнце, Луна и звёзды переместились".

Земная ось приобрела волчкообразное движение по эллипсу, которое современные учёные называют «периодом прецессии». На стене одной из пирамид Майя в Америке есть надпись "Малая Луна разбилась". В китайском трактате "Хуайнаньцзы" это событие описывается так: "Небесный свод разломился, земные веси оборвались. Небо накренилось на северо-запад. Солнце и звезды переместились.

Земля на юго-востоке оказалась неполной, и поэтому воды и ил устремились туда… В те далекие времена четыре полюса разрушились, девять материков раскололись… огонь полыхал не утихая, воды бушевали не иссякая". Гигантская волна от падения осколков трижды обошла землю, что привело к гибели Антлани и других островов. Возросшая вулканическая активность привела к загрязнению атмосферы, что явилось одной из причин Великого Похолодания и оледенения. Отсюда и появилось слово "фатальность", "Фатальный исход" и число 13 число суток обращение Фатты вокруг Мидгарда считается с тех пор несчастливым. Люди переселялись на юг в более тёплые места обитания, а ледник практически уничтожил все следы проживания на северных широтах.

Прошло много столетий, прежде чем стала очищаться атмосфера, и ледники отступили к полюсам. Это событие отбросило Человечество в "каменный век". Он прибыл к нам с Урай-Земли из Чертога Орла. Как раз в 2012 году заканчивается их календарь и должна прилететь вайтмара, по их пророчествам. И произойдёт победа Света над тьмой орёл победит змею.

Также легенда ацтеков гласит, что их предки пришли с севера, из места, называемого Ацтлан то есть Атлань, Атлантида и вёл их бог Уицилопочтли что означает «колибри левой стороны», «колибри-левша». Он поведал им Мудрость из Мира Прави, которая была записана волхвами в сантиях золотых пластинах Перуна. Боги обитают в многомерных Мирах Прави. Мир Истины, например, имеет 65 536 в степени 2048 мерностей пространства. Первый этап, заселена была Даария.

Были и переселения с Индгарда. Старших Родов собрались и сотворили Великий круг, чтобы жить и вместе созидать. Всего Асгардов было четыре. Руины Древнего Асгарда Ирийского, разрушенного полчищами джунгар в 1530 году н. Этот материк затонул в результате потопа, сотворённого водами и осколками разрушенной малой Луны Лели.

Об этом также говорят Сантии Веды Перуна: "... Эти Кащеи, правители Серых, сгинули вместе с Луной в получасьи... Но расплатился Мидгардъ за свободу Даарией, скрытой Великим Потопом... Воды Луны тот Потоп сотворили, на Землю с Небес они радугой пали, ибо Луна раскололась на части и ратью Сварожичей в Мидгардъ спустилась... Изображение очертаний континента Даария сохранилось на стене одной из пирамид в Гизе.

В 1595 году эта карта была опубликована Рудольфом — сыном Герарда Меркатора. Гибель материка и катастрофа были предсказаны волхвом по имени Спас, поэтому славяно-арийские народы начали переселяться по перешейку, образованному Рипейскими Горами Урал в район острова Буян Западно-Сибирская возвышенность. Возникшая традиция красить и бить друг об друга яйца символизировали: разбитое яйцо — символ погибшей Луны Лели, а целое яйцо — Тарха Даждьбога , который уничтожил Луну вместе с находившимися на ней Кащеями, замышлявшими уничтожить Мидгардъ. Леля — малая Луна с периодом обращения 7 суток, Фатта — средняя Луна с периодом обращения 13 суток и Месяц — большая Луна с периодом 29,5 суток. Подтверждение о тех временах есть в мифах и легендах различных народов.

Указанный в летоисчислении срок отделяет нас от войны, происходившей во Сварге не только в Мире Яви, но и в многомерных Мирах Слави и Прави. В той битве участвовали не только люди, но и Леги, Арлеги, Боги. В Мире людей против славян и арийцев воевали серые Кащеи , и на их стороне — чернокожие люди с кожей цвета мрака. Все в Мире идет по соответствующей спирали развития и скручивания. Потомкам Рода Небесного на протяжении многих сот тысячелетий приходилось вести Великую Асу битву с Силами Мира Тьмы, которые несли дисгармонию в жизнь наших пращуров, лестью и кривдой пытались проникнуть на Мидгард-Землю, как до этого проникли на Луну Лютицию Земли Сварога Деи и оттуда атаковали Дею.

Но жрецы с помощью силы кристаллов успели перенести Дею в иномирье. При этом во время схлопывания временных структур удар, летевший к Деи, отразился и разорвал Луну Лютицию. На этом месте сейчас пояс астероидов, вращающийся по 5-й орбите после Земли Орея Марса. Вторая Луна Деи — Фатта Фаэтон уцелела. В результате мощного взрыва была снесена часть атмосферы с населённой тогда Земли Орея, после чего славяно-арийские рода покинули её, часть из них переселилась на Мидгардъ так называемые Дети Орея.

После окончания Асса Деи многие люди с кожей цвета мрака, оставшиеся без своей Земли, находясь на звездолётах в космосе, попросили пощады и разрешения приземлиться на Мидгардъ. Наши Предки разрешили и выделили им земли, по климату схожие с их родиной, а для адаптации к излучениям Мидгардъ-Земли перетащили Луну Фатту с 5-й орбиты и запустили вокруг Мидгарда с периодом 13 суток. Она привезла с собой семена Священных Деревьев и помимо той, будем говорить, флоры, которая была, она ещё и насадила лесов. Поэтому и до сих пор Тару считают покровительницей деревьев, дающих силу. Наши Предки говорили иноземцам: "…мы дети Тарха и Тары…".

Позднее Тархтария стала Тартарией, а библейский народ, с трудом выговаривающими букву "р", называл её Татарией. Дария была разделена четырьмя реками, и было 4 провинции: Свага, Харра, Рае? Этот славянский Род Туле прибыл из Системы Солнца Даждьбога Златое с Земли Ингардъ, годовой период его вращения составляет 576 суток, и называли себя внуками Даждьбожьими. Рост их был от 175 см до 285 см. Волосы темно-русые.

Рассенов называют еще Росы.

Где-то это больше январь, а где-то — февраль. И так далее.

Куда пропали названия месяцев по-русски? Если меня читают украинцы, белорусы или поляки, то для них я почти ничего нового не сказал, потому что у них месяца почти так и называются. Почему же русские имею в виду россиян перестали называть месяцы так, как называли их раньше, и перешли на латинские заимствованные названия январь, март, июнь и так далее?

Можно снова во всём обвинить Петра I, но в этот раз он не виноват. Латинские названия пришли на Русь задолго до него, с приходом христианства. Изначально в старославянском на нём проходили богослужения были греко-латинские названия месяцев.

Как я уже писал ранее, славянский календарь не устраивал церковь, поэтому она использовала юлианский, где была устоявшаяся четкая система счета и церковные праздники не приходилось пересчитывать. Однако в народе латинские названия прижились далеко не сразу. Тем не менее, переходу на нерусские названия поспособствовали Кирилл и Мефодий, которые переводили для славян церковную литературу а другой особо и не было , а уже окончательно Петр I, который своими указами отсекал сотни и тысячи лет славянской истории.

Раньше и других славянских языках были январь, февраль и прочие латино-греческие названия месяцев, но не так давно в историческом масштабе Руси на волне национального романтизма месяцам вернули старославянские названия. Почему же в России не так? Ну, видимо, у нас пока эпоха русского романтизма не настала.

Надеюсь, когда-то она настанет и мы вернемся к понятным словам и перестанем так активно пользоваться заимствованными. А вот ещё ссылки на статьи, которые наверняка будут интересны:.

В честь кого названы месяцы?

февраль у славян — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 6 (шести) букв. Чтобы как-то упорядочить несогласованность нового календаря, в Лето 6856 (1348 г. н. э.) по указу царя Ивана III, Новолетие в новом календаре было зафиксировано на 1 марта, а число года взяли от старого Славянского календаря. 1 февраля — Преподобного Макария Египетского. Святого Марка, архиепископа Ефесского. Народный календарь, приметы, обычаи: У славян в старину Лютень – Удел Велеса. Славянское название месяца связано с лютыми морозами. в римской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца. Славянское название "Просинец" - означает возрождение Солнца. Календарь славянских праздников представляет собой список основных важных, ключевых дат. В данном списке все даты разбиты по месяцам с указанием названия.

Названия месяцев древнерусского календаря

Задание. Подумайте, к каким временам года могут относиться слова, предложенные в задании? Распределите славянские названия месяцев по группам. Славянская Ведическая Неделя начинается с троицы НИКов – понедельНИК, вторНИК, тритейНИК. НИК – оборотная, изнаночная, нижняя, земная, природная, женская сторона. Завершает земную сторону ЧЕТВЕРГ. |. Названия месяцев представляют собой измененные славянские термины, которые чаще всего относятся к природным явлениям или сельскохозяйственной деятельности. славянские. В словенском языке в ходу и те, и другие (januar = prosinec, februar = svečan, marec = sušec, и т.д. Интересуетесь языческими или старославянскими праздниками? Предлагаем календарь языческих праздников на февраль месяц. Велесов и Кощеев день. В старину же день святого Власия праздновался 11 февраля по юлианскому календарю (что соответствует 24 февраля по григорианскому календарю).

Славянские праздники в феврале и марте

  • Происхождение названий месяцев
  • Месяца на старославянском языке. Славянские названия месяцев: мудрость календаря предков
  • Календарь старославянских праздников на февраль
  • Новые публикации
  • Почему февраль «лютым» называют?

На Руси были очень правильные названия месяцев, но мы почему-то пользуемся латинскими

Деревья и кустарники, которые крестьяне подрубали, сохли под первыми солнечными лучами. Современные славянские языки остановились на других вариантах. Например, в украинском и чешском март называют березнем — месяцем, когда у берёз набухают почки. Белорусский язык тоже обозначил март по этапу в жизни деревьев. Только логика немного другая: месяц, когда в деревьях движется сок. Именно сок спрятался в слове сакавiк.

Просто корень безударный, поэтому в нём буква «а». Ситуация, как если бы мы писали слово корова как произносим: карова. Здесь тоже невооружённым глазом видно берёзу. Но речь не о набухающих почках. Владимир Колесов обращает внимание на корень -зол- — тот же, что в слове зола.

Именно она оставалась, когда древние славяне на корню поджигали «просохшие» деревья. Это нужно было, чтобы насытить будущую пашню: зола «кормила» землю, работала как удобрение. В чешском названии второго весеннего месяца прячется дуб: duben. В польском и украинском апрель связан не с деревьями, а с цветами. В белорусском, кстати, это значение передаёт слово красавiк.

Вероятно, корень -крас- тот же, что в слове краска — в синониме цвета и, в определённом контексте, цветения. Травень — время, когда растёт трава и появляются всходы на земле, которую сдобрили золой и в которую посадили зёрна. Так май называют в современных украинском и белорусском языках. В хорватском это апрель. Тот самый «цветень», которым большинство называет второй весенний месяц, да.

ДайЛетъ март — месяц Пробуждения Природы. То есть, это часть Лета, когда Природа даёт жизненные силы: листики распускаются, поля наполняются силой, звери просыпаются, всё пробуждается, возрождается, оживает. ЭЛетъ апрель — месяц посева и наречения. Заметьте, образ «ГЭЙ» — это вьюга, стужа, а вьюга она как бы сеет снегом, ледяными частицами, обильные снегопады и прочее, то есть образ сеющий.

Здесь уже просто «Э» — посев, без стужи. Но посев не только зерна в землю, а ещё Слово внутрь человека, то есть Обряд Имянаречения, когда в человека закладывают тайное имя, новое имя, то есть как бы вновь человек рождается. ВэйЛетъ май, июнь — месяц Ветров. Образ Руны Вэй — веять, а веет ветер.

Сияние Мира Слави, Божественный уровень чистоты, ощущение полного покоя в Душе. ГэйЛетъ январь, февраль — месяц Вьюг и Стужи. Гэй — лютый, суровый. Поэтому в «народном календаре» февраль — это лютень. Но у славян было 9 месяцев, а христиане переделывали под 12. ДайЛетъ март — месяц Пробуждения Природы. То есть, это часть Лета, когда Природа даёт жизненные силы: листики распускаются, поля наполняются силой, звери просыпаются, всё пробуждается, возрождается, оживает. ЭЛетъ апрель — месяц посева и наречения.

Прозоров, Поля доброй охоты Ведун-16 Итак, Праздники — славянские и не только. Очень сложно с датами. Даты есть по новому стили, есть по по старому — запутаться очень легко.

Сретение (Громница)

Ключевыми событиями славянского года считались дни весеннего и зимнего солнцестояния. Наши предки вели летоисчисление от момента Сотворения Мира — подписания соглашения между ариями и китайской армией. Символ победы славян — Перун, поразивший дракона копьём, — позже заимствовало христианство. Это случилось в день Новолетия — первый день второго месяца осени, или день осеннего равноденствия. В славянском календаре было три сезона — Зима, Весна и Осень. Эти сезоны образовывали полный солнечный круг, который назывался Лето. Всего в году было 9 месяцев на каждую пору года приходилось 3 месяца.

В славянском календаре встречаются такие понятия, как Простое и Священное Лето. Вместе эти периоды времени образовывали Круг Лет 15 Простых и одно Священное.

Согласно легендам, Кикимора проникала и селилась в каком-либо доме, где бесчинствовала и пугала хозяев, нередко становилась и женой домового. В том случае если домовой добрый и работящий, то и Кикимора становилась добрее к людям, а если домовой сам проказник, то тогда они начинали изводить хозяев на пару. Естественно можно задобрить Кикимору, но все-таки считалось, что лучше ее изгнать из дома пока она не выгнала самих хозяев. Для этого, в старину, хозяева обращались к волхву.

Этот день был предназначен для изготовления различных амулетов и оберегов для своего дома. В христианстве, 21 февраля, праздновали — Тимофея Весновея. Люди, нередко, и сейчас говорят: «Вот уж и пришел Весновей — значит и тепло у дверей!

На сев льна в старину было в обычае не выезжать без выполнения особой обрядности. Коли соберёшься пахать, сеять, какое дело начинать — погоди, отложи на завтра. В этот день вылупляется из петушиного яйца огненный царь-змей Василиск. Начинается русалочья неделя. Сеют коноплю, считая, что «Лучший срок посева конопли на Леонтия». Зацветает шиповник. С этого дня, по мнению русского народа, начиналось настоящее лето: «Шиповник цветёт — румянец года ведёт».

С Иванова дня пошли медвяные медовые росы. Скотину выгоняли в этот день на поскотину после того, как роса сойдёт. Начинали сбор некоторых лекарственных растений. День нёс весть удильщикам юга: у карпов-де жор, клюют отменно. На Карполова рождаются горшечники, способные отыскать «живую» глину и договориться с Землёй. Полы мести, Боже упаси: веник празднует Федорины именины! В этот день деревенские хозяйки не метут избы, чтобы не быть худу. Появляются гусята. Золотые облачка летают над землёй, начинает колосится рожь. Почиталось за хорошее бабу на сносях к хлебному колосу подпустить.

В это время скакать было нельзя: земля была «тяжела», а когда заколосились хлеба, молодежь отправлялась в поле величать рожь: «Расти, трава, к лесу, а рожь к овину». В народном календаре — день змеиных свадеб. Считается, что в эту пору змеи сползаются и идут поездом на змеиную свадьбу. Пришёл севу край, и опустив сетево на землю-кормилицу, сеятели и пахари опускались на землю, катались по траве, изымали тем самым надсаду великую, страдную. Летние народные праздники у славян Июньские народные праздники у славян Купало, изок кузнечик , скопидом, хлеборост, разноцвет, кресень. Гадали о погоде в июне. Сличали с тем, что сказал Григорий-летоуказатель 10 января. Красное утро на Устина — красный налив ржи. Дождливый и пасмурный Устинов день — к урожаю яри. Вьюны — песенные летние хороводы.

Заигрывают парни с девушками, те тоже молодцев присмотрели — завлекают друг друга в круги, песни поют протяжные. Ветер — Дух Божий — говорят в народе. Дыхание Господне в летнее время благостно, и благодаря ему наши предки судили о перемене погоды. День Ярилы — бога весеннего тепла, любовной страсти и плодородия. Славяне справляли этот праздник на высоком месте массовыми игрищами и плясками. На Митрофана окликают ветер. Просят его пригнать дожди благодатные. Ветер, он всё скажет, но спрашивать его не торопись. Дорофей гадал по ветру и по воде. Он водил к лесному ключу, размыкал надсаду, утворял в душе веру.

Дорофея просят сон дать, солнцу о загаданном сказать. С этого дня обыкновенно начинается прополка льна, проса и других хлебов: «На Лавривона с поля сорняки тяни». Но и траву сорную полоть надобно было, ведая, на ущербе ли месяц стоит. Общинный праздник Поварки в Поморье. В этот день освящают всякую новую одежду. Пришел Амос — пошёл овёс в рост. Охраняют от скотины поле, а скотину от сочной зелени. А то и беда, бывает, к хлеву подступает. Вздует Пеструху, отъевшуюся на хлебном поле. Солнце идёт тише.

Смолкает птичья звонница — с этого дня начинают затихать птицы, кроме соловья и кукушки. На Тихона в сёлах толока на навозницу. Конец поздних яровых посевов. В этот день солнце застаивается, то есть медлит в зените. Начинается бурный рост растительности. По омутам распускаются белые кувшинки. Народ связывал праздник Федула с подготовкой к жатве. Говорили: «Федул на двор заглянул — пора серпы зубить точить , к жнитву готовятся загодя». Идёт активный медосбор. В этот день проводится осмотр ульев колод, бортей.

Проходя мимо колод и ульев, дети приговаривают: «Рой, гуди, в поля иди! Заботы о хлебной ниве не оставляли крестьянина. Тощее зерно в колосе тяжёлой надсадой ложилось на думы земледельцев. Если вёдро и тепло в этот день — зерно хорошо нальётся. Тенета — паутина. К поведению пауков присматриваясь, строили о погоде наметки. С давьних пор замечено, что паук лучше всякого барометра предугадывает погоду за два-три дня. Накануне этого дня колодезники опрокидывают сковороды, чтобы узнать, где есть подземная водяная жила. С этого дня идёт навозница — вывозят навоз на паровой клин. Липа зацветает.

И тут уже ребятишки не плошают. Липового цвета надо успеть собрать. В зимнем-то чае вспоминается месяц летний. Особирывают липовый цвет ребятишки в туеса. На Кирилу — конец весне, почин лету. На Кириллу отдает земля солнышку всю свою силу. В этот день проводили очищение детей Огнём, Водой и Мёдной Росой. Повсюду узорчато. Голубые колокольчики, белые ромашки, золотистые лютики, малиновые остроконечные шапки иван-чая, красные шашечки вьюнков... В день Тимофея бывают разные знамения.

Распускает Тимофей призраки. Гонят эти призраки вороньи стаи к деревне. К сердцам крестьян подступает тревога. Этот праздник ассоциировался с началом купального сезона. Всё, что было связано с водой, баней и купанием нашло отражение в этот день. Подготовке к празднику Купалы. На Варнаву — не рви травы, ибо в этот день по травам, по лугам и полям, по лесам и долам в полдень сила неведомая катается. Ещё накануне с утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе. На Солноворот конец весне, почин лету.

С этого дня солнце на зиму, а лето на жары. С лета на зиму поворачивает «колесо солнца красного» бог-громовник — Перун. Русалки хороводы затевают, прибывает в их царстве речном. С этого дня ожидается еще сорок жарких дней. Время большого сенокоса. Этот день благоприятен для влюблённых. Начало лета. На Акулину из гречи было принято готовить мирскую кашу «отсталой», то есть оставшейся от предыдущего урожая, гречи для нищих и странников. Посев гречи. Появление оводов.

В деревне почитают ягоду землянику за целебную. В ней — солнечная нежность, дух земли. Земляникой лечили старые язвы. Шли за ягодой, пока ещё роса не опала. Дождь в этот день, от которого может почернеть сено, полезен для проса, и наоборот, сухая погода, которая даёт возможность убрать сено зелёным, полезна для гречихи. Последние щи из молодой крапивы, из листочков нежных. Крапивный холст перед петровками вытканный, выплетенное крапивное полотнище помогает от болей в пояснице. Вероятно в этот день заканчивался летний свадебный сезон. Устраивается братчина, в которой принимают участие, как правило, только женатые и старики. Тёщи зятьёв угощают.

Выходят крестьяне на Красные горки, зоре-зорянице кланятся. Июльские народные праздники у славян Сенич, липец, червен, страдник, сенозарник, грозовик, жарник, серпень, сенозорник. Время сенокоса — праздничное событие, ожидаемое с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При благоприятных условиях, уборка сена считается одною из приятнейших сельских работ. В этот день женщины успевали не только справиться с огородом, накосить, выполнить всю домашнюю работу, но и отметить свой праздник — летние кузьминки. День ВеликоЧестивой Берегини — учительницы сберегаться от зла, защитницы здравия. Она хранила крестьянский мир от всех напастей, от недородов. Маков день считается несчастливым. В этот день лучше быть осторожным и не начинать никакие дела. Выращивался мак для красы-басы и для семян — посыпать калачи, сдобу.

Крестьянин, с головой поглощенный сенокосом, не выпускал из поля зрения хлебные нивы. В этот день вечером коли месяц играет — хороший урожай на поле должен вызреть. Месяц при восходе своём — перебегает с места на место, играючи семью цветами, с цвета на цвет переливаяся. День почитания в каждом Искры Божьего Огня. Даёт роса и птице, и зверю, и человеку в знойное время окрепнуть: «Сысой — ходи по росе босой». Фома серпы ладит. Пора пришла в поле спину гнуть, кланяться ржи-матушке. Звенят наковальни, крестьяне серпы к жатве готовят, косы точат. В этот день на юге встарь делался первый «зажин» ржи. Яйца, хлеб, соль надобно было с собой взять на зажинки.

Всем миром нажнут бабку — девять снопов поставят — и садятся за трапезу. Всей семьёй пробуют первые огурцы. Начало сбора черники. Черника — уводит от живота лихо, восстанавливает здравие и увеличивает Мировосприятия. Исконное название — Теремника. Грому в этот день придавали особое значение: «Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню». Стожары — созвездие северного неба, Плеяды, ярче, блистальней сияющие с потемнением ночей. Также называют в некоторых местах Малую медведицу и Полярную звезду. В этот день выпадает большая роса. Проклова роса — сеногнойная.

Заканчивают косить, заготавливать сено и начинается уборка высушенного сена. В некоторых местах начинается жатва. Архангел Гавриил на хлебное поле вступил. Кланяться матушке-ржи и святым приспело. Ещё один знаменательный день для зачина жатвы, если жито поспело. Ржаная соломка жницам силу отдаёт. Жгут из соломы повязывали ввечеру после страдного дня крестьянки на голову — и тяжесть от головы отливала. Начало спада лета с 14 июля по 13 августа. Полудницы над жатвой летают. Мороками день путают.

Надобно остеречься, коли жара донимает землю. Не жни на Кирика и Улиту — маньяки видения, мороку увидишь». В этот день лето перешагивает зной и поворачивает к осени. Первый сжатый сноп. Сноп-первенец с полосы нарядно, по обычаю, одетая хозяйка дома проносила гордо серединой села. Лазоревый свет в сумерках. То ли цветок лазоревый распустил лепестки, то ли далекие всполохи небо освещают. Время отблесков грозовых, предвестий пожарных. Гроза впотьмах, говорили: «воробьиная ночь». Омельян — серпу даёт роздых.

Топят бани, парят веники из травы и цветов, смывают усталость страдную. День Макриды — указник осени. По погоде сего дня замечали о будущей осени: «Дождь с утра — не жди добра: будет осень вся мокра». День «зазубривания» серпов, подготовки к жатве. Кто сию пятницу постится, тот человек от грому, молнии, града и голода сохранён будет. День перелома лета и поворота на осень. Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп — первый осенний праздник. В этот день устраивают большой обед на мирскую складчину. На Онуфрия ладят закрома — отведенные места для зерна в амбарах. Надо было закрома просушить, доски проверить, чтобы мыши зимой не прогрызли.

Женский день, «в поле не работают». Выкрой, Марьюшка, времечко: «в лес иду — пусто, из лесу — густо»! Мария «оберегает от холеры». Разворотливым хозяевам день короток. В обычаях древности было с этого дня до дня Силы 30 июля справлять «калинники-малинники». Борис и Глеб — поспел хлеб. Зажинки, начало жатвы — один из древнейших земледельческих праздников. Он не был приурочены к определенной дате, а зависел от времени созревания злаков. По этому дню предсказывают время наступления и характер будущей зимы. Если на Анну холодный утренник, то зима будет ранняя и холодная.

Продолжалась жатва. День калик перехожих. Предосенний сбор лекарственных трав. На Прохоры-Пармены не затевай никакой мены. В этот день не обменивают свои вещи на чужие — выгоды не будет. Осуждала деревня охочих до мены: мол, обмен обману сродни. В этот день в северных губерниях опасаются утреннего заморозка, предпочитая ему туман, почему крестьяне и говорят: «Пронеси, Господи, Каллиники мороком туманом , а не морозом». Святой Сила подбавит мужику силы. Про этот день записано поверье о том, что на него «обмирают ведьмы». По народной молве, происходит это оттого, что они опиваются молоком.

Надо было обязательно заговорить борону, чтобы при работах в полях не сломались зубья, не встала она намертво посреди поля. Скоромное долой со стола, наступает Успенский пост. Августовские народные праздники у славян Житнич, зарев, заревен, жнивень, густырь, разносол, вършен. Называется Медовым, т. Первые проводы лета. К этому времени в лугах отрастала отава — «второе сено». Начинали косьбу: «Отава осеннее сено летнее прибережёт». Дни 2 — 6 августа считаются показателями погоды на сентябрь — январь. Каковы Антоны-вихревеи, таков октябрь. Допрашивают вихри о зиме: берут нож и петуха, выходят на пересечение дорог, втыкают нож в перекресток и ждут вихрь.

Поспевает малина лесная. Последний сбор огурцов. Другое названия дня — Сеногной. Раньше скошенная трава на граблях сохла, а сейчас — сено в зародах сгорается, коли сметано впопыхах. На Евстигнея жнивы заклинали на все четыре стороны, призывали Мать-сыру землю на помощь. По передаваемым из поколения в поколение правилам, жали всегда молча. Гадали о погоде в декабре. До яблочного спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот с этого дня, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. Полагалось потчевать больных и сирот яблоками, мёдом и пирогами.

Ночи становятся прохладными. По аистам гадают об осени: «Если аисты готовятся к отлёту, осень будет холодной». Наши предки говорили: «Ветер — Божие дыхание. Оно может быть тихим и сильным, добрым и жестоким. В этот день сушат зелень. День Матфея — змеесоса коров. Считают, что в этот день змей сосёт коров, поэтому их не выгоняют на паству. Почёт водяной мельнице. Первый сноп несут на мельницу, чтобы испечь первый хлеб и караваи из муки нового урожая. На Лаврентия день обычно тихий.

Гадают о погоде по воде. Василий «овцам шерсть даёт» зимнюю. Полагают, что в ночь на мученика Евпла на могилах ходят разные привидения: слышны свист, вой, песни, и бегает белый конь. Фотя-поветенный хозяину покоя не даёт — на поветь зовёт. Надо было разобраться там, чтобы было куда убирать летнюю упряжь, соху, борону. С 12 августа возможны первые заморозки в воздухе. В этот день убиралются в погребах, проверяют, не завелось ли там гнили или сырости. В субботу перед Максимом-исповедником поминают предков. День известен своими ветрами, по силе которых судят о предстоящей погоде. Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается.

На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведренной осени. К середине августа заканчивается жатва, отсюда и название праздника — Спожинки. С этого дня вновь начинают водить хороводы. С Успенья солнце засыпает. В старину говорили: «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают», поэтому третий Спас ещё называли «Спас на холстах». В этот день было правилом пойти на вдовий двор и спросить, не нужно ли чем помочь. Не забывали о домах, где хозяина не было. В этот день отмечался южный ветер — тепляк. И, одабривая его, кивали на поле: «Хороши нынче овсы стоят». Когда тепляк распускал тёплые туманы — то косы ждать не заставляли.

Наступает пора дергать свеклу, морковь. Свекольница — девкам невольница. Надобно своему огороду кланяться. В этот день «Самойло Пророк сам о мужике молится». Судили-рядили крестьяне: не пора ли дергать лен? В прозелень лён выбирать — волокна не потерять. Мол, семя — оно и в снопах дозреет. Ночь под Агафона отличается, по поверью крестьян, проделками леших: «На Агафона леший из лесу в поле выходит», — бегает по сёлам и деревням, раскидывает снопы по гумнам. Луппа ходит. Рыжий мужик по спинам лупит.

После свечу ставили на алтарь, чтобы весь год защищаться от любых невзгод. Так что и сегодня можно зажечь свечи 2 числа, конечно, соблюдая технику безопасности и не оставляя наедине с огнем маленьких детей или домашних любимцев. Особенным был день Велеса, который отмечали 5 февраля. В это время почитали волков, которых называли лютами. Славяне знали, что с начала февраля хищники справляли волчьи свадьбы, чтобы дать выносливое потомство. Волки символизируют неукротимую мужскую силу и ярость, которую наши предки использовали для защиты семей и поселений от врагов и напастей. Заглянув вглубь веков, можно воочию увидеть разъяренный волчий оскал, который одновременно пугал и завораживал. Волхвы надевали шкуры животных, чтобы сила выносливых хищников вошла в каждого мужчину, сделала его выносливым, способным защитить и прокормить близких. Считалось, что в этот день Велес сшибал рог зиме — спускался на землю и наигрывал чудесную мелодию, согревающую землю и всякого живущего на ней, указывающую Морене на конец ее правления. Самым главным обрядом этого дня было изгнание коровьих болезней.

Для этого женщины собирались за околицей, запрягали соху и опахивали деревню по кругу, чтобы не допустить беды. Шествие сопровождалось громкими звуками: женщины били в крышки кастрюль, зажигали огонь и славили Велеса, прося его защитить скотину от напастей и болезней. Богиня Жива и Ярило начинали свое шествие по земле, пробуждая природу и согревая лучами солнца каждого. Традиционно этот праздник отмечали на высоких пригорках, принося дары богине и богу, прося их смилостивиться и растопить льды.

Какие праздники по славянскому календарю в феврале

Славянский язык. Январь. Просинец. Зародилось на небе Молодое Солнце, Коляда, начался новый круг солнечного колеса. Нынче начало года с 1 января считают, в старину же иначе было. Исконные славянские названия месяцев несли в себе глубокий смысл и отражали сущность природы вокруг. л, последняя - ь).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий