Эффективность публичного выступления

Секреты успешного публичного выступления. «Когда училась в школе, панически боялась выступлений у доски. Цель проекта: постичь основы успешного публичного выступления и разработать для старшеклассников рекомендации о правилах публичного выступления. Конечно, для разных типов публичных выступлений эффективность может и должна. Тема 1. Понятие публичного выступления Виды публичных выступлений.

Приемы повышения эффективности публичных выступлений

Способ четвертый. Вытяните руки вверх и потянитесь всем телом, при этом старайтесь не отрывать пятки от пола, затем наклонитесь вниз, расслабленно болтая руками у пола. Способ пятый. Страх перед публичными выступлениями можно побороть, делая упражнение «Дыхание квадратом»: глубокий вдох носом, держим паузу, медленно выдыхаем, снова держим паузу. Способ шестой. Постепенно нужно увеличивать счет выдохов и вдохов. Способ седьмой. Сделайте 5-7 подходов.

Чем больше по времени вы будете выдыхать, тем более плавной, мелодичной и непрерывной будет ваша речь. Способ восьмой. Следующее упражнение хорошо делать, когда у вас перехватило дыхание. Сделайте одновременно несколько коротких вдохов, а во время выдоха произносите слова, содержащие букву «у». Секреты публичных выступлений от известных спикеров Секрет 1. Важно правильно питаться Эмоциональное настроение человека регулируется такими нейромедиаторами, как адреналин и дофамин. Аминокислота тирозин входит в состав белковой пищи и необходима для синтеза адреналина и дофамина.

То есть чтобы не беспокоиться и не нервничать, необходимо питаться пищей, содержащей белок. За несколько дней до публичного выступления перейдите на питание, преимущественно содержащее белок — пара дней такой диеты благоприятно скажется на вашем психическом состоянии перед выступлением. Но не стоит рассчитывать, что подключение белковой пищи в последний момент сможет как-то изменить ваши настроение и работоспособность, говорит спикер TED Talks и психолог Эми Кадди. Секрет 2. Нужно «сжигать» кортизол Во время стрессовых ситуаций человеческий организм вырабатывает большое количество гормона кортизола, который мешает воспринимать значительные объемы информации. Оратору сложно выступать на публике и вовремя реагировать на поступки слушателей. Наилучшим методом ликвидации кортизола в крови считаются физические нагрузки.

Бизнесмен Нилофер Мерчант восхвалял и поощрял «пешие совещания», введенные Стивом Джобсом. Секрет 3. Должно быть два запасных плана Саймон Синек говорил, что успешные бизнесмены, а также лидеры могут внушить человеку, что он находится под определенной защитой. Если фразу Синека применить к ораторскому искусству, то ощущение безопасности необходимо прочувствовать выступающему. Выступление не всегда проходит, как задумано: например, оратор может забыть текст, «зависнет» программное обеспечение, в зале могут находиться агрессивные слушатели и т. Саймон Синек рекомендует остановить свой выбор на двух самых больших фобиях, которые связаны с публичными выступлениями, а затем сформировать алгоритм действий в случае их осуществления в реальной жизни упал проектор, вам не осталось времени на выступление в связи с несоблюдением регламента другими спикерами и т. Распланировав свои действия при непредвиденных случаях, вы почувствуете себя уверенно, так как точно будете знать, что предпринять.

Секрет 4. Разработать ритуал до выступления Часто мы сами придумываем определенные приметы, которые психологически помогают нам выполнять те или иные действия. Спортсмен не победит на соревнованиях только потому, что надел вещь, приносящую удачу, но это придаст ему уверенность. Дэн Пинк, являющийся известным автором бизнес-книг и журналистом The Wall Street Journal, рекомендует придумать для себя подробный ритуал, который необходимо будет соблюдать перед публичным выступлением. Лишний раз проверьте подключение и устойчивое положение проектора, наличие комплекта слайдов, работу микрофона — эти простые действия помогут вам быть уверенным и спокойным. Секрет 5. Запасная цель не повредит Оратор не всегда достигает конечной цели своего выступления.

Клиентов может не заинтересовать ваше предложение, и они не заключат контракт, инвесторы могут не увидеть в предложенном стартапе свою выгоду и отказаться его финансировать. Ошибка заключается в том, что выступающий, заранее поняв неактуальность для аудитории своего предложения, начинает слишком стараться, чем вызывает негатив у оппонента или, наоборот, опускает в бессилии руки. Хьюсотана Брене Браун, являющаяся профессором университета, считает, что нужно пытаться добиваться цели выступления — даже если сегодня оппонент отказался заключить контракт, это вовсе не означает, что он не будет подписан завтра. Попытайтесь создать у аудитории положительное впечатление о себе, даже если чувствуете, что выступление будет провалено. Секрет 6. Не нужно ничего продавать аудитории Многие бизнесмены полагают, что их деловое публичное выступление должно извлекать максимальную пользу, а именно: привлечь новых заказчиков, партнеров, прорекламировать товары услуги , приобрести необходимые контакты. Джейсон Фрид, являющийся основателем Basecamp, считает, что это неправильный подход.

Он советует не злоупотреблять в выступлении терминами продаж, так как это заранее создает по отношению к выступающему повышенные требования и ожидания. Джейсон Фрид рекомендует выступающим спикерам всеми возможными методами донести до аудитории информационную выгоду, полученную ими впоследствии от выступления или от использования товара. Джейсон Фрид считает, что нельзя публике продавать товар, нужно показать им возможность сделать свою жизнь лучше, и тогда они добровольно станут покупателями продвигаемой вами продукции. Секрет 7. Нельзя откладывать ответы на вопросы Если во время публичного выступления у слушателя возник вопрос, постарайтесь ответить на него сразу. Если задают вопросы, значит вас слушают, а это ценно.

Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало. Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Существуют нормы и правила, которые способны любую речь сделать понятной и интересной для слушателей.

Умение говорить грамотно и красиво называется ораторское искусство. В его основу вошли общие правила риторики. Не следует пренебрегать уже накопленным опытом других людей.

Эффективны выступления популярных ораторов, а популярность достигается за счет правильного дозирования необходимой информации[28, c. Популярность оратора определяется также желанием аудитории вновь встретиться с ним.

Всегда будут эффективны информационные выступления. Выступление эффективно, если оно заинтересовало более половины аудитории. Оценить публичное выступление можно и чисто «технически».

Прямое доказательство строится следующим образом: - даны аргументы; - из них выводятся истинные суждения; - истинное суждение доказывает выдвигаемый оратором тезис. Такое доказательство называется индуктивным доказательством.

Оно особенно продуктивно тогда, когда оратор располагает в качестве аргументов неопровержимыми яркими фактами. Это доказательство продуктивно потому, что на аудиторию, особенно в споре, наиболее убедительно действует конкретное, образное. Дедуктивный метод в доказательстве чаще всего опирается на известные аудитории общие положения, истинность которых не вызывает сомнения. Такое доказательство состоит, таким образом, из известного общего положения большой посылки , связанного с ним суждения, ведущего к его применению, и заключения. Например: Ни один нечестный человек не будет избран мэром.

Х нечестен. Следовательно, Х не будет избран мэром. Косвенное доказательство заключается в том, что оратор обосновывает ложность противоположного тезиса. Во-первых, это делается или методом доказательства от противного, или методом исключения метод алиби. Метод доказательства от противного часто используется в науке см.

В этом случае истинность тезиса доказывается путем выявления ложности всех возможных альтернатив ср. Исходя из сказанного можно сделать вывод о методах опровержения противоположного тезиса. Наиболее простой и надежный способ — это опровержение ложного тезиса фактами. Во-вторых, подвергаются критике аргументы противника, в результате чего рушится вся система доказательства; в-третьих, обосновывается нелогичность вывода противника из ложного тезиса. Подготовка публичного выступления.

Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Речь нужно репетировать.

Повышение эффективности публичного выступления

В моей практике были люди разного пола, возраста, разных профессий, должностей, с разным опытом публичных выступлений от "начинающих" до уже "бывалых". И всех объединяло одно - желание перестать волноваться до и во время выступления, перестать бояться выступлений, а начать получать удовольствие. Кто-то волновался на определенной аудитории, кто-то на любой, кто-то в какие-то моменты своей жизни, а кто-то, говоря на определенные темы. У каждого своя история. Но самое ценное для меня в нашем взаимодействии всегда было и есть то, как меняется состояние человека, энергия, взгляд, когда он вдруг осознает, что может выступать легко и свободно, что может получать удовольствие. И чем больше я погружаюсь в эту тему, тем больше я замечаю разницу между двумя понятиями Тренер и Оратор. Очень часто, общаясь с коучами, я слышу такую фразу: «Я свободно чувствую себя на любой публике, обладаю знаниями, поэтому могу вести тренинги и мастер-классы» или наоборот, общаясь с тренерами со стажем, слышу: «Ну я уже столько тренингов провел, конечно, я легко смогу выступить на конференции». Чтобы понять в чём же здесь ловушки, предлагаю Вам взглянуть на схему: Вспомните людей, которые собирают огромные аудитории, являются прекрасными шоу-менами или шоу-вуменами , возможно, даже рассказывают о навыках или способностях и при этом, после выступления, у вас остаются только знания об этом навыке или этой способности. Как правило, выступление будет очень ярким, мотивирующим, с достаточным количеством информации для того, чтобы Вы могли сделать свои выводы.

Это Оратор. Он умеет говорить так, чтобы Вы его услышали, чтобы в зале было много энергии, умеет ответить на любой вопрос, даже провокационной, и еще очень много чего другого умеет. Но в его цели не стоит развить в Вас навык или навыки.

План — своеобразный "костыль", на который оратор может опираться и интеллектуально, и эмоционально. Чтобы правильно составить план, нужно знать несколько фактов о том, какова структура публичного выступления: 1 Вступление. Здесь можно и о себе рассказать, и о том, как вы пришли к теме.

Также стоит сделать погружение в проблему и дать объяснение "почему эта тема важна зрителям". Это развитие мысли, приведение аргументов и примеров для объяснения или убеждения зрителей. Здесь стоит разбивать тему на подтемы. Тут нужно подвести итог и выразить заключительную мысль, ради которой и задумывалось выступление. Чтобы раскрыть тему, сначала нужно определить цель публичного выступления. Чего вы хотите — убедить, развлечь, проинформировать, призвать к действию?

Какой должен быть итог и впечатление публики? Ответы на эти вопросы всегда держите в уме, и тогда вы составите отличный план. Практически каждое слово вашей речи должно служить цели. Чтобы вопросы аудитории не застали врасплох, стоит заранее продумать ответы на возможные вопросы по теме. А еще важнее определиться, что вы будете говорить, если не сможете ответить, например, когда вопрос далек от темы или ответ не так очевиден, и вам нужно хорошо подумать. В образ по большей части входит одежда, прическа, макияж, аксессуары.

Они могут быть любыми, но при выборе учитывайте два основных правила: Наряд должен подходить к общему стилю мероприятия, чтобы оратор не чувствовал себя «белой вороной» — это только добавит тревоги. Образ должен соответствовать внутреннему ощущению себя, выглядеть естественно и не стеснять движений спикера.

Технология заключается в следующем. Содержание основной части выступления разбивается на отдельные модули. Каждый модуль посвящен какому-то отдельному вопросу и структурирован внутри себя: в нем тоже есть мини-вступление, основная часть с коротким резюме и фраза для перехода к следующему модулю. Помимо возможности манипулирования временем и последовательностью предъявления модулей, становится легче удержать внимание слушателей, поскольку в начале каждого модуля их внимание повышается. Модульная структура лучше запоминается вами при подготовке выступления, а слушателями в процессе его восприятия. Немаловажным фактом является и то, что если вы используете демонстрационные материалы, то их легче структурировать по каждому блоку в отдельности.

Свои комментарии можно подготовить в виде карточек, если это удобно, и использовать их в процессе выступления. Используйте для визуальной поддержки информации, ее лучшего восприятия и запоминания различные технические средства. Ту информацию, которая с трудом воспринимается на слух например, статистика , очень просто объяснить с помощью показа. Поэтому продумайте, какие и сколько технических средств вы будете применять во время своего выступления. Если вы делаете слайды, помните, что в них не должен быть написан текст выступления. Представьте на слайдах схемы, таблицы, графики. Для себя подготовьте пояснения к слайдам. Говоря о публичных выступлениях, мы редко обходимся без того, чтобы не упомянуть и о своих страхах.

Вспомните какого-нибудь оратора, чье выступление вам очень понравилось. Думаете, он не волнуется перед ответственным выступлением? Вряд ли. Просто энергия его волнения была направлена на достижение успеха. Одна из распространенных подсознательных ошибок, совершаемых многими людьми, это отказ от выступлений из-за страха показаться смешным, глупым, недостаточно компетентным, из-за нежелания испытывать неприятные ощущения перед выступлением. Таким образом, вы уступаете пальму первенства другим, менее боязливым, но возможно и менее грамотным коллегам, только потому что не умеете а скорей всего, просто боитесь презентовать результаты своей работы. Существует много техник раскрепощения, уменьшения неприятных ощущений, но все-таки необходимо ответить на ваши сомнения и страхи простой фразой, ставшей заголовком одной из книг, написанных успешным американским бизнесменом: «К черту все! Берись и делай!

Действительно, направьте лучше свою энергию в позитивное русло, следуйте принципу «глаза боятся — руки делают». Пройдите обучение на специализированных тренингах по ораторскому мастерству и формированию имиджа. На этих занятиях вас научат управлять собственными состояниями и теми эмоциями и образами, которые вы транслируете во время выступления, а через овладение ими — управлять и состояниями группы. Небольшой практикум для самостоятельных занятий: Для разминки, тренировки речевого аппарата произнесите вслух следующие скороговорки, это сделает вашу речь более четкой: Не видно — ликвидны акции или не ликвидны. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв. Саша — само совершенство, а еще самосовершенствуется! Поработайте над отдельными звуками, чтобы они легко проговаривались в общем потоке речи: «б», «п», «в», «г», «к», «д», «т» Добыл бобыль бобов. Вакул бабу обул, да и Вакулу баба обула.

От топота копыт пыль по полю летит. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

Удалось ли удержать внимание на протяжении всего выступления? Уложился ли оратор в регламент? Все ли сказал, что хотел?

Подчеркнул ли в заключение главное? Не сбивался ли, не отклонялся ли от темы?

Публичные выступления. Методические рекомендации. Индивидуальный проект по психологии.

Цель диссертационного исследования заключается в изучении социально-психологических факторов эффективности публичного выступления. Представляем 5 законов публичного выступления с 100% попаданием. В этом случае критерии эффективности представляют собой те или иные последствия публичного выступления, по которым можно судить об успешности речи.

Публичные выступления: какой результат ты хочешь получить? (Ирина Кадочникова)

Что касается эффективности публичного выступления, то ее, в отличие от ораторского мастерства, можно оценивать по таким критериям. Важнейшим условием достижения эффективности публичной речи является соблюдение коммуникативных требований, присутствие в речи необходимых коммуникативных качеств. А целью многих публичных речей является так называемое результативное влияние, то есть выступление должно подвигнуть аудиторию сделать то, что нужно вам или, по меньшей мере. Навыки успешного публичного выступления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации». В этой статье мы рассмотрим 10 способов, которые помогут вам повысить эффективность публичного выступления.

5 фишек, о которых не знает 90% выступающих публично

После 10 секунд паузы даже те, кто переписывался во время вашей речи, поднимут голову, чтобы посмотреть, в чём дело. Когда вы снова начнёте говорить, все будут уверены в том, что ваша пауза была намеренной и что вы уверенный в себе и продвинутый оратор. Неуверенный рассказчик боится пустоты, и только опытный оратор хорошо чувствует себя во время тишины. Сделайте одну длинную паузу, чтобы собраться с мыслями, и аудитория автоматически добавит вам очков. Поделитесь удивительным фактом Никто не скажет: «Вчера на презентации диаграмма Ганта того парня просто невероятно меня впечатлила». Скорее вы услышите: «Вчера я узнал, что, когда мы краснеем, желудок тоже краснеет». Найдите удивительный факт или необычную аналогию по теме доклада и поделитесь с аудиторией. Люди любят удивляться. Они запомнят ваше выступление и расскажут о нём друзьям и знакомым. Стремитесь помочь своей аудитории Большинство ораторов считают целью своего выступления получение немедленной выгоды: например, продвижение сайта или сервиса, расширение круга клиентов. Думая о выступлении в таком ключе, вы увеличиваете давление и без того стрессовой ситуации.

Вместо этого стремитесь к тому, чтобы ваша речь была полезна аудитории. Когда вы помогаете людям вырасти в профессиональном плане или стараетесь каким-то образом улучшить их жизнь, вы и так получаете выгоду в виде преданных слушателей, известности и новых клиентов. Не оправдывайтесь Теперь давайте рассмотрим несколько вещей, которые делать не стоит. Из-за чувства незащищённости многие ораторы начинают своё выступление так: «У меня было мало времени на подготовку» или «Я не очень хорош в этом». Это не заставит людей относиться к вашему выступлению лучше. Вместо этого ваши слушатели подумают: «Если ты ничего не знаешь, зачем тратишь моё время? Заканчивайте подготовку до выступления Когда вы стоите перед аудиторией, время для подготовки уже прошло. Не проверяйте микрофон, свет, пульт для перелистывания слайдов — сделайте это заранее. Если за техническую сторону вашего выступления отвечают специалисты, заблаговременно узнайте у них, что делать, если что-то пойдёт не так. Если во время вашего выступления что-то сломалось, постарайтесь выглядеть уверенно, пока решаете проблему или пока техники налаживают оборудование.

Когда что-то идёт не так, самое главное — то, как вы на это реагируете. Не перегружайте свои слайды Есть простое правило: размер шрифта должен быть в два раза больше возраста вашей аудитории. Это значит, что размер шрифта будет между 60 и 80 пунктами. Если у вас не получается уместить на слайде все слова, придётся укорачивать сообщение.

Используйте свою Mind Map для шаблонов слайдов: «набросайте» контент, пока не задумываясь о стиле презентации в целом. Качество лучше количества: для удобного восприятия на слайде не должно быть больше 30 слов, а читаться он должен за 10-15 секунд. Сохраняйте баланс и добавляйте только ключевые фразы и уместные иллюстрации. Цель: определитесь, что несет конкретный слайд? После этого уберите с него все, что не относится к этой теме. К примеру, « Точка контакта: презентация » — отличное пособие по оформлению и функционалу презентаций. Порядок должен быть везде: осмотрите презентацию взглядом аудитории. Заголовок должен быть хорошо читаемым, шрифт не сливаться с фоном, иллюстрации должны быть не слишком большими и не мелкими, а важные детали на них — заметными. Страшно, очень страшно Последние 5-10 минут перед выступлением заставляют наш голос дрожать, ноги — подкашиваться, а желание сбежать с каждой секундой только усиливается. Без паники! Обязательно проведите все подготовительные работы до начала выступления: проверьте исправность проектора и звуковой аппаратуры, просмотрите свою презентацию — убедитесь в том, что слайды на экране будут идти в верной последовательности, шрифт будет хорошо видно с дальних мест, а абзацы не «съехали» в сторону. Просмотрите текст выступления, чтобы еще раз убедиться в своей тщательной подготовке, но не вчитывайтесь — это лишнее. Представьте себя уже после выступления — вы благодарите аудиторию, они вам аплодируют — визуализация успеха действительно работает. Осмотрите зал и аудиторию, определите, куда вы будете смотреть, чтобы не сбиться и в то же время не «пялиться» в пол. Сделайте легкую разминку — разомните шею, руки, можете несколько раз поприседать и обязательно сделайте несколько глубоких вдохов. Позитивный настрой дает уверенность в себе и своих силах. И слушатели отметят ваш энтузиазм и искренность: И главное! Хочется отметить, что выступая, надо ориентироваться на аудиторию, а не себя.

В выступлении вы можете использовать гармонизирующую структуру предложения, чтобы сбалансировать начало и окончание ряда предложений. Меняйте темп своей речи так же, как композитор меняет темп музыки в зависимости от предполагаемого сообщения. Рифма — это проверенный метод построения ритма, который знает каждый болельщик, поэт и композитор. Используйте аудиторию в построении ритма своего выступления: попробуйте спровоцировать аудиторию на повторение за вами ключевой фразы вашей речи. Звуковые эффекты. Вы можете использовать звуковые эффекты для усиления значения слов. Поищите глаголы в своей речи и посмотрите, можете ли вы заменить хотя бы один глагол звукоподражанием. Питер Джефф в своей статье приводит примеры из различных выступлений, чтобы проиллюстрировать, как могут работать музыкальные приемы в вашем выступлении. Практикуйте применение различных элементов в своей речи. Ваши слушатели не поймут, что происходит, но они будут наслаждаться тем, как вы говорите и излагаете мысли. Поэтому во время выступления: не забудьте стоять или сидеть прямо; используйте жесты и демонстрируйте то, о чем вы говорите; используйте пространство вокруг; сопоставьте выражение вашего лица с настроением того, о чем вы говорите; устанавливайте зрительный контакт с аудиторией. Старайтесь избегать: повторений одного и того же жеста снова и снова; слишком быстрых движений; взглядов мимо аудитории на стену. Практикуйте включение невербального общения, которое подчеркивает вашу точку зрения и делает вас интересным для наблюдения. Научитесь контролировать панику Страх перед публичным выступлением распространен, но это не должно помешать вам воспользоваться возможностью выступить на собрании или представить доклад группе. Бесчисленные статьи о публичных выступлениях рассказывают, как преодолеть этот страх. Практически в каждой из них выделяются две основные идеи. Расширьте свою зону комфорта Некоторые, чтобы стать более уверенными , бросают себе вызовы например, лежа посреди оживленной улицы , тем самым расширяют границы своей зоны комфорта. Выпустите свои собственные проблемы. Разные люди будут иметь разные зоны комфорта. Вы можете пригласить кого-то нового на обед, взять урок по танцам или завязать разговор с незнакомым человеком в кафе.

Умение говорить грамотно и красиво называется ораторское искусство. В его основу вошли общие правила риторики. Не следует пренебрегать уже накопленным опытом других людей. Стоит внимательно изучить их способы построения выступления, их способы выразительности при прочтении доклада. Важно анализировать выступления, не только если вам понравился чей-то доклад, но и если он вам, напротив, не понравился. Понять, что именно и почему не понравилось, и учесть это при подготовке к своему выступлению. На чужих ошибках всего проще учиться.

Публичные выступления критерии эффективности

И тогда никто не обратит внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются прежде всего собой и своими делами. Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. Публика — не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно — за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею». Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так.

На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие. Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови — главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови — признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови — это как раз то, что нужно.

Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его. Определите эмоцию по выражению лица. Маска удивления брови приподняты, глаза расширены. Маска гнева брови нахмурены, губы сжаты, крылья носа раздуты. Маска смеха углы рта приподняты, глаза прищурены, рот приоткрыт, зубы обнажены. Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложении.

Вы поняли это высказывание. Помните: слова — это картинки в голове! Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами — ведь от настроения публики зависит очень многое! Подберите синонимы: лень, жадность, занудство, безвкусный, истеричный, лживый. Экономия энергии, бережливость, настойчивость, оригинальный, эмоциональный, дипломатичный.

Пример: Приходит Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот недолго думая пишет: «Туп и упрям». Всем студентам известны лекторы-зануды. Бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования. Лучше информативной речи — только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием.

Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез. Смех — это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации — это доказано нейропсихологами. Профессор: - Сейчас я продемонстрирую вам три степени раздражительности. Вот я беру телефон, набираю первый попавшийся номер и спрашиваю: - Алло!

В его запасах и метафоры, и гиперболы, и олицетворения и иные тропы-сравнения. Богатство языка создается и благодаря разветвленной системе стилистических фигур некоторые из них приведены нами. Все эти возможности языка не только придают речи разнообразие, но и делают ее емкой, образной, выразительной. Не секрет, что каждый из нас имеет так называемый речевой опыт. Этот опыт может быть более или менее поверхностным. Он подсказывает нам, что по степени воздействия на наше сознание речь весьма неодинакова.

В одних случаях она может завораживать, заставлять нас думать, откликаться на сказанное. В других — оставляет равнодушными, безучастными. Более того, подчас нам нужны усилия, чтобы понять, что хочет сказать говорящий пишущий. От чего это зависит? От наличия или отсутствия в речи выразительности, ибо выразительность — это качество речи, которое своими свойствами и особенностями поддерживает внимание и интерес у слушателей читателей. И действительно, какой бы содержательностью не отличалась та или иная речь, она ничего не стоит, если невнятна, плохо слышна и изобилует такими недостатками, которые способны целиком переключить внимание слушающих с ее содержания на форму подачи.

Следовательно, речевая культура — это не только хорошее знание языка, умение пользоваться его богатством, но и владение выразительными возможностями речи. Разберемся, о каких выразительных возможностях идет речь, какими особенностями должна обладать наша речь, чтобы быть привлекательной, запоминающейся, выразительной? Выразительность — это прежде всего образность речи, ее яркость, самобытность. Образная речь своими свойствами воздействует на сознание, формирует конкретно-чувственные представления о действительности. Образность немыслима без богатства речи, ибо достигается собственно языковыми средствами, иными словами: умелым использованием всех богатств языка, свободным владением его лексическим многообразием — омонимами, синонимами, паронимами, антонимами, фразеологизмами. С помощью этих языковых единиц рождаются различные тропы и такие стилистические фигуры, как антитеза, оксюморон и др.

Одним из самых выразительных, ярких по совершенству речевого воплощения стихотворений было и остается пушкинское «Я Вас любил…» …Просто и гениально! Я вас любил; любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Образность присуща в первую очередь письменной речи, в которой автор имеет возможность максимально усовершенствовать свой текст, чтобы наиболее полно передать свои чувства, мысли, намерения. Именно удачно выбранное, яркое слово делает и речь яркой, незабываемой. Вторым, не менее важным средством речевой выразительности является интонация.

Под интонацией от лат. Интонация складывается из логического ударения, пауз, темпа, силы и высоты голоса, тона. Логическое ударение — это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или группы слов во фразе. Паузы бывают трех типов: логические, психологические и ритмические. Логические паузы большей частью совпадают со знаками препинания. Психологические паузы делаются перед словами, для автора эмоционально важными какие он особенно хочет выделить , и не зависят от знаков препинания.

Ритмические паузы встречаются только в стихах ставятся после каждой стихотворной строки. Темп - это скорость речи, ее замедление или убыстрение, он зависит от характера речи и задач говорящего. Сила голоса — это степень громкости звучания речевого аппарата тихо — громко. Сила голоса логически и психологически мотивирована содержанием. Высота голоса — это движение голоса вверх и вниз, его повышение или понижение. Высота голоса определяется логическим построением речи.

Сила и высота голоса, темп речи определяют общую мелодику ее звучания. Тон — выражение голосом душевного состояния говорящего, его личного отношения чувств к объекту или предмету речи разговора. Тон передает подтекст скрытый смысл , который мы вкладываем в ту или иную фразу, выражая тем самым свое истинное отношение к слушателям и к тому, о чем говорим. Все эти элементы интонации находятся в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга, определяются содержанием речи и обусловливаются выбором говорящего, то есть целиком зависят от его речевых намерений. Интонационная, речевая выразительность является прерогативой устной речи. По словам Бернарда Шоу, «есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет» и только один способ это написать».

Но это вовсе не означает, что устная речь должна быть необразной. Напротив, соединение интонационной экспрессии с языковой рождает образцы истинного ораторского искусства, творения, оставившие ярчайший след в истории отечественного и зарубежного красноречия. Если мы хотим интонационно адекватно передать свой замысел, так, чтобы нас правильно поняли, необходимо уметь верно расставлять логические и психологические паузы, грамотно, осознанно использовать выразительные средства речи, умело управлять общей мелодикой высказывания. О каком сознательном выборе выразительных интонационных средств может идти речь? Каждый ли сможет, например, сказать, чем отличается процесс речевого дыхания от обычного, физиологического процесса дыхания. Или: какие особенности надо учитывать при обучении дикционному совершенству?

Оказывается, если научиться правильно дышать, легче владеть голосом в любой аудитории; слушатели разберут каждое слово оратора, если у него нормально работает речевой аппарат и т. Четкая дикция интересует нас не сама по себе, не ради какой-то абстрактной красоты речи, а с точки зрения доходчивости содержания речи. Поэтому с позиций речевой выразительности особую актуальность приобретают ясность и четкость произношения, хорошая дикция, точность ударений, возможности голоса, правильное дыхание — словом, все те составляющие, которые имеют общее название — техника речи. Техника речи — это система работы говорящего оратора, чтеца над своим речевым аппаратом. Человек, желающий овладеть искусной, выразительной речью должен знать, какие требования предъявляет к нему исполнительское мастерство, как составляется речевая партитура, как «работает» речевой аппарат. Работа над речевой выразительностью — процесс творческий, включающий элементы поиска, находок, открытий.

Мастерство выразительной речи требует от говорящего чтеца умения хорошо владеть речевым аппаратом. Помимо технической стороны интонации, исполнительное мастерство включает в себя и логическую сторону информации, а также образно-эмоциональную выразительность, отражающую в живом слове чувства, переживания, настроения, волевые импульсы. Итак, техника речи, интонационная логика звучащей речи, эмоционально-образная экспрессивность выразительность — три взаимосвязанных компонента интонации, выразительная триада, составляющая основу исполнительского мастерства, сущность которого состоит в умении «рисовать интонацией». Остановимся на технической стороне интонации. Дыхание, голос и дикция — составные части словообразования, то есть речевого аппарата в действии. Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического, непроизвольного, когда ритмически чередуются вдох — выдох — пауза.

Речевое дыхание является брюшным диафрагмальным. Во время говорения чтения дыхание становится произвольным, сознательно управляемым и контролируемым: за глубоким вдохом следует короткая пауза, а затем медленный плавный выдох, во время которого и происходит акт говорения чтения. Правильное дыхание — это дыхание свободное лишенное напряжения , глубокое, незаметное, автоматически подчиненное воле говорящего чтеца. При этом нужно не переполнять легкие воздухом и не делать полного выдоха. Несколько тренировочных упражнений приучат делать правильные вдохи и плавные выдохи до полного произнесения нерасчленимого текста. Такие упражнения удобно проводить при чтении пословиц.

Один за всех — вдох все за одного вдох. Поспешишь — вдох людей насмешишь вдох. От правильного дыхания зависит и чистота голоса говорящего чтеца. Голос — нежнейший и тончайший инструмент, которым должен легко и свободно владеть каждый человек. Голос должен быть хорошо развитым, модулированным, достаточно громким, поэтому его необходимо беречь, упражнять, обогащать, совершенствовать, развивать. Лучшим является голос средней силы и высоты, так как он наиболее подвижен и гибок.

Хорошая дикция — одно из важнейших условий выразительной речи. Она дает возможность отчетливого звучания и быстрого понимания любого слова. Отсюда возникают неукоснительные требования не только выразительной, но и культурной речи в целом: дикционная чистота, четкость, разборчивость, а также строгое соблюдение орфоэпических норм и правил литературного ударения. По этому поводу не возможно не согласиться с К. Станиславским, утверждавшим: «Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы это вошло в привычку, — можно творить».

Русская интонация дает неограниченную возможность творить, ибо отличается богатством и исключительным разнообразием, позволяет передать радость и удовольствие, восхищение и восторг, раздражение и ярость, удивление и сомнение, нерешительность и подавленность, дружелюбие, шутку и т. Средствами реализации логической выразительности звучащего текста являются расстановка логических ударений, пауз, изменение темпа произнесения речевых тактов, игра голоса. Для создания соответствующей мелодики речи необходимо мысленно расчленить ее на части и в пределах каждой из этих частей найти логические центры и логику произнесения фразы в целом. Определяя во фразе слова, выделяемые логическим ударением силой голоса , следует установить степень силового нажима, а также наличие других компонентов интонационного выделения, присоединяющихся к силе. Приемы осуществления логических ударений подсказываются идеей речи, логикой фразы и намерением говорящего. Хорошая речь — осмысленно паузированная речь.

Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство. Напротив, необдуманно разбросанные паузы могут либо извратить смысл фразы, либо свести его к абсурду. Например, первую строку известного стихотворения А. Блока «О, я хочу безумно жить» часто произносят либо без пауз, либо с паузой после слова «хочу». В таком случае смысл фразы извращается.

Выходит, что поэт не «безумно хочет», а хочет «безумно жить». По длительности паузы различны. Короткие паузы отделяют в предложении такты фразы. Средние по длительности паузы, называемые логическими, отделяют предложения. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность, стройность. Это как бы сигналы перехода от одного предложения к другому, от одной части целого текста к другой.

Иногда эти части текста в письменной речи начинаются с красной строки и выделяются абзацами. Однако дело не только в длительности перерывов в речи, но и в их содержательности. Иногда длительная пауза перерастает в психологическую, действующую как выразительное средство художественной речи и усиливающую содержание высказывания. Важным средством логической выразительности является и темп. Он замедляется либо ускоряется, благодаря растяжению или уплотнению времени, необходимого для произнесения слов и осуществления пауз. Темп чтения зависит от жанра речевого произведения, от характера изображаемых картин, явлений.

Повышениями и понижениями голоса, увеличением и уменьшением его громкости и силы, ускорением и замедлением темпа создается логическая мелодика фразы. Знакомство с важнейшими интонационными средствами не может быть самоцелью, ибо в процессе изучения курса культуры речи необходимо не только научиться владению речевым аппаратом и умению выстраивать логическую мелодику речи, но и приобрести навык чувствовать, понимать и эмоционально, образно выражать свои мысли. Эмоционально-образная выразительность живой речи не исчерпывается понятностью, интонационной логичностью. Каждое слово, вылетевшее из уст человека, кроме воли и намерения, обнаруживает его состояние. При этом каждый человек чувства свои выражает по-своему. Для того чтобы при передаче суждения мысль была максимально ясно сохранена, необходимо отчетливо видеть перед собой те образы, которые мы хотим передать своей аудитории, которыми стремимся увлечь своих слушателей.

Только так эти образы смогут «увидеть» и слушатели. В противном случае сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо сознания и воображения тех, кому предназначены, и станут только сочетаниями звуков, обозначающими понятия, но смысл этих понятий и их значение выявлены адресатами не будут. Обычно картины и образы возникают в нашем воображении сразу при рождении мысли, но они не так полны и четки. При этом, независимо от того, смотрим мы на них или нет, они все равно находятся в поле нашего внимания. Мы всегда чувствуем их настроение, их ответную реакцию, которые влияют на ход нашего рассказа, стимулируют или тормозят его. Все это имеет прямое отношение и к искусству чтения, или декламационному искусству.

Различие заключается лишь в том, что в речи мы отражаем свой замысел, свои намерения и конструируем собственное высказывание, а при чтении передается «чужой» текст, составленный автором. Поэтому, прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучить его, понять содержание идею и замысел писателя , затем из запаса собственных знаний, наблюдений и ощущений, памяти о лично пережитом извлечь и отобрать тот материал, из которого конструируются образы, созданные автором, и только после этого преподнести слушателю.

Добавьте еще больше влияния с аллитерацией, где каждое из трех слов начинается с одной и той же буквы. В музыке рефрен — это регулярно повторяющаяся фраза или стих. То же самое и в написании речей. Рефрен — это короткая фраза, используемая в серии, по крайней мере, из трех предложений. Эта короткая повторяющаяся фраза является более запоминающейся для аудитории, чем повторение.

Белого «Путь»: «Чтоб бранью сухой не встречали, Жилье огибаю, как трус, — И дале — и дале — и дале — Вдоль пыльной дороги влекусь». Каденция — это повторяющаяся фраза, которая начинается, по крайней мере, с шести последовательных предложений. Преувеличенное повторение барабанит словами в ухо для большего ритмического воздействия и запоминаемости. Мы будем сражаться с растущей уверенностью и силой в воздухе. Мы будем сражаться, чтобы защитить нашу землю, какой бы ни была цена. Мы будем сражаться на пляжах. Мы будем сражаться в полях и на улицах.

Мы будем сражаться в горах. Мы никогда не сдадимся! В выступлении вы можете использовать гармонизирующую структуру предложения, чтобы сбалансировать начало и окончание ряда предложений. Меняйте темп своей речи так же, как композитор меняет темп музыки в зависимости от предполагаемого сообщения. Рифма — это проверенный метод построения ритма, который знает каждый болельщик, поэт и композитор. Используйте аудиторию в построении ритма своего выступления: попробуйте спровоцировать аудиторию на повторение за вами ключевой фразы вашей речи. Звуковые эффекты.

Вы можете использовать звуковые эффекты для усиления значения слов.

Так вы сократите время на озвучивание доклада, донесете до слушателей всю важную информацию, и не собьетесь в дыхании. Контакт с аудиторией. Ваша речь должна быть направлена на слушателей, нести им какую-то пользу. Вы можете быть сдержанно эмоциональными.

Публике нужно понять, что вам не безразлична тема вашего выступления. Монотонный диалог — это худшее, что только можно придумать. Его никто не станет слушать, а многие просто заснут. Выступление оратора в форме беседы со зрителем —— это идеальный вариант. Смотрите на публику, и тогда слушатель запомнит вас и уяснит основную мысль доклада.

Правильный язык. В тексте выступления не должно быть частых повторов одних и тех же слов. Обогатите свой доклад терминологией, но обязательно давайте ей пояснение. Слова-паразиты, жаргоны, вульгарные фразы — под строгим запретом. Ваш голос должен звучать достаточно громко и отчётливо.

Темп речи — средний. Постарайтесь сделать свое выступление ярким и запоминающимся, и тогда гарантированно получите хорошую оценку. Если ваш доклад занимает не много времени, выучите его наизусть, и прочитайте по памяти.

Повышение эффективности публичного выступления

Важно выработать стратегию публичного выступления, в разработке которой могут помочь следующие факторы. С выступлениями это работает также: чем чаще вы практикуетесь и выступаете, тем лучше у вас получается. 1. Эффективность публичного выступления государственных гражданских служащих. 2. Устное публичное выступление. 3. Основные этапы подготовки публичной речи. Успешное публичное выступление складывается из множества деталей.

Публичные выступления: какой результат ты хочешь получить? (Ирина Кадочникова)

Объектом исследования выступают публичные выступления. Среди мероприятий, которые помогают развивать навыки публичных выступлений, выделяются конференции «Дайте сказать!», они пройдут в Омске при поддержке Фонда. Публичное выступление – это передача одним выступающим информации разного уровня в ходе общения с широкой аудиторией.

16 правил успешного публичного выступления

Критерии эффективности публичного выступления. Есть три главные цели публичного выступления – цель оратора (заставить аудиторию что-то сделать) и две цели аудитории (решить свою проблему и развлечься). Любое выступление, любая публичная речь произносится с определенной целью. Цель содержит желаемый от выступления результат. 6. Оценка эффективности публичного выступления.

Эффективность публичного выступления государственных гражданских служащих презентация

Хотелось ли бы мне еще раз выступить перед этой аудиторией? На каждый вопрос надо ответить по десятибалльной шкале: «да» — 10, «нет» — 1, остальные оценки в промежутке между 10 и 1. Если вы набрали менее 50 баллов, то ваше выступление должно быть признано неудачным. Посмотрите, за счет чего вы получили низкий балл, и поработайте над этим. Можно оценить выступление и «снаружи». Экспертная оценка публичного выступления может быть проведена по следующей схеме: Удачно ли начало выступления? Есть ли драматизм в изложении? Удачны ли примеры, иллюстрации?

Фотографируют ли слайды? Оперативно подстраивайтесь, чтобы удержать внимание людей и не дать им заскучать. Используйте паузы, задавайте залу вопросы, уместно шутите, включайте видеоролики и другое. Правило 6. Помните про цель выступления Как правило, слушатели запоминают наиболее яркие моменты выступления или его финал. Поэтому заранее подготовьте фразы, которыми закончите выступление. Всегда помните о том, для чего вы вышли к аудитории. Если целью является получение новых клиентов, включите в текст доклада информацию о конкурентных преимуществах компании, а в финале пригласите к сотрудничеству и оставьте свои контактные данные на последнем слайде. Если вы презентуете проект, попросите участников мероприятия высказать свое мнение о нем и указать зоны развития.

Если хотите привлечь внимание к своей экспертной позиции, пригласите людей стать друзьями в социальных сетях или подписаться на рассылку на сайте. Именно уверенность в себе опытные спикеры считают ключевым элементом успешных публичных выступлений. Не бойтесь ошибиться Страх что-то сказать или сделать не так сковывает вас. Но идеальных людей, которые выступают без помарок, не бывает. Презентация может не включиться, на слайде найдётся ошибка или вы случайно оговорились — если это произошло, остановитесь, извинитесь перед участниками, пошутите и спокойно продолжайте дальше. Просите обратную связь Ваши слушатели могут помочь вам стать лучше и эффективнее. Рассматривайте рекомендации не как критику и принижение ваших достоинств, а как зону роста. Анализируйте свои выступления Делайте видеозаписи ваших выступлений. Так вы увидите, используете ли слова-паразиты, нет ли излишней жестикуляции, в какие моменты вы «проваливаетесь», а что вам удается лучше всего.

Постоянное тренируйтесь Используйте любую возможность для повышения уровня ораторского мастерства, не бойтесь заявляться спикером на мероприятия, принимайте приглашения выступить бесплатно. Чем больше выступлений будет и чем разнообразнее будет аудитория слушателей, тем быстрее вы обретете уверенность. Помните о главном Если вы знаете, для чего вы будете выступать, и эта цель действительно для вас важна, страх выступления отступит. Например, 10-минутная защита диплома — это новые профессиональные перспективы, презентация проекта перед инвесторами — получение денег на развитие бизнеса, доклад на деловом мероприятии — усиление вашей экспертности, привлечение партнеров или клиентов. Получайте удовольствие Первые шаги в публичных выступлениях — это стресс, о драйве речи не идет. Однако трясущиеся колени и потные ладони — это не навсегда. Постарайтесь находить позитивные моменты в каждом выходе на публику, тогда по мере роста уровня ораторского мастерства вы начнете видеть больше преимуществ от публичности. Избавьтесь от синдрома самозванца В какой-то мере он есть у всех людей, стремящихся к профессиональным высотам.

Случается, что решение задач абсолютно неприменимо к заявленным целям доклада. Суть оценки по этому критерию сводится к важности и правдивости предлагаемой информации: нужна ли она вообще и стоит ли времени, потраченного на нее слушателями. От того, насколько хорошо структурирован материал, будет зависеть его усвояемость аудиторией. Чем меньше в тексте причинно-следственных связей, чем беспорядочнее раскиданы по тексту логические блоки, чем топорнее разграничение составных частей выступления, тем сложнее слушателю усвоить материал. Вот почему так важны упражнения по сценической речи: ведь именно они выводят ее на качественно новый уровень. Существует несколько основных разновидностей такого мероприятия, а именно: Сообщение — оратор раскрывает только один вопрос или проблему. Выступление длится не более 5-10 мин. Доклад — более развернутое сообщение, рассматривающую проблему и пути ее решения досконально. Доклад может быть кратким 15-30 мин. Лекция — речь специалиста перед публикой, изложение актуального вопроса, в котором оратор идеально разбирается. Лекция может длиться от 30 мин. Чтобы оратору было легче правильно составить текст, нужно предварительно тщательно изучить все критерии публичного выступления. Их довольно много, но запомнить можно. Покажите публике, что вы идеально разбираетесь в том, о чем рассказываете, уверенны, что хотите донести конкретную мысль до слушателя. Любой тезис нужно подкреплять тщательным анализом ситуации и несколькими достоверными фактами. Начало и конец доклада должны прозвучать решительно. Не нужно долго разглагольствовать о том, что и так понятно.

Оксана Резник, директор департамента внутренних коммуникаций PR-агентства Comunica Как это ни парадоксально, успех любых переговоров, презентаций и разного рода публичных выступлений зависит не от того, что именно скажет спикер. Многие, выходя к аудитории, ошибочно полагают, что их профессиональных знаний достаточно для того, чтобы быть убедительным и снискать успех зала. Наверняка, вы не раз наблюдали, как вполне компетентное выступление не вызывало ни малейшего интереса публики, а здравые суждения спикера «не долетали» до адресата либо были поняты превратно. Каждый был свидетелем и обратного эффекта, когда не владеющий материалом оратор, выступая с сомнительной речью, имел колоссальный успех у аудитории. Вы знаете, что в его словах нет и доли истины, но он срывает аплодисменты, к нему идут за консультацией, у него покупают продукт. Закон 1: Правильно составить речь Успех любого выступления начинается с подготовки к нему. Чтобы содержание речи действительно было услышано и верно истолковано, следует максимально подробно узнать, кто ваша аудитория, и сформулировать цель, которая совмещает интересы публики и ваши. Это поможет сделать речь адресной, интересной и значимой для зала. Превратите свою речь в историю — со вступлением, постановкой проблемы, ее решением и заключением. Сформулируйте ключевое сообщение и соблюдайте правило 6 повторов: возвращайтесь к основной мысли под разными углами. Каждое особо важное сообщение необходимо подкреплять тремя поддерживающими аргументами. Для большей наглядности и убедительности приводите примеры из жизни и литературы, проводите аналогии, оперируйте фактами. Старайтесь придерживаться разговорного стиля, но не используйте «простецкие» слова. Избегайте также слов с негативным значением. Каждую часть выступления завершайте наиболее важными сообщениями — последние слова запоминаются лучше всего. Закон 2. Использовать невербальную коммуникацию Инструменты невербальной коммуникации могут спасти даже самую скучную речь.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий