Критерии оценки ораторского выступления

Выступление характеризуется полнотой раскрытия темы, оригинальностью идей, выводов, оценок основная мысль носит концептуальный характер (отражает систему взглядов выступающего), отличается новизной и оригинальностью (в ней есть интересные повороты). 2.1. Логический и риторический аспекты аргументации в судебной речи. 2.2. Языковые средства, способствующие созданию логичности речи. 3. Критерии оценки ораторского выступления. Контрольные вопросы. § 1. Судебная речь как особый вид публичного выступления. Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки (см. табл. 7). Таблица 7. Критерии оценки речи оратора. 8) Какие роды и виды ораторского искусства вам известны? Что лежит в основе их классификации? 9) Какова современная классификация ораторских речей по целевым установкам говорящего?

Аудитория и ее оценка автором выступления

Отрабатывайте визуальный контакт с аудиторией, жесты и паузы в наиболее ответственные моменты выступления. Вы должны научиться читать не хуже телевизионного комментатора. Во время выступления нужно держать голову поднятой. Если вам это непросто, смотрите на слушателей в начале предложения и - что более важно - когда его заканчиваете. Не позволяйте голове и голосу падать в конце фразы. Это перечеркивает все, что вы сделали. Тренировки позволят с каждым разом читать и произносить все большие куски текста. Со временем вы сможете заставить слова "плавно подниматься со страниц и оживать". Репетируя, читайте текст с энтузиазмом и выражением. Во время репетиций не бойтесь преувеличивать.

Все будет выглядеть нормально во время реального выступления. Запишите все на кассету и прослушайте ее - все должно быть, как при реальном выступлении. Проверьте, насколько живо звучит текст. Создается ли впечатление, что вы говорите, а не читаете? Читая текст, пользуйтесь пальцем как указкой. Если потеряли место, где читали, когда поднимали и опускали взгляд, не показывайте вида и не впадайте в панику. Найдите место, на котором остановились, даже если придется повторить фразу. Сделайте на ней ударение: пусть всем покажется, что так и было задумано. К концу текста замедлите темп.

Читайте, глядя прямо на слушателей. Ваш голос должен звучать сильно и напряженно. Таким образом вы дадите слушателям понять, что произносите заключительную мысль. Засекайте время, затраченное на репетицию. Оставайтесь в рамках отведенного вам времени. Не ускоряйте выступление, лучше говорите чуть медленнее, чем делаете это обычно. Уберите лишний материал и сожмите выступление. Запишите одну-две репетиции на видеомагнитофон. Помотрите на себя объективно.

Хотя бы одну репетицию проведите в той одежде, в которой будете выступать, тогда во время выступления будете чувствовать себя в ней комфортно и уверенно. Вопросы для самопроверки при просмотре репетиций на видеокассете: Был ли создан хороший визуальный контакт? Охватил ли я взглядом всех слушателей? Звучал ли голос живо и заинтересованно? Показался ли я естественным и серьезным? Выражались ли мысли спокойно и логично? Можно ли было выделить основную часть? Была ли достигнута цель речи? Были ли жесты свободными и уместными?

Не передал ли я нервозность слушателям своими манерами, жестами и голосом? Не употреблялись ли в выступлении лишние слова, которые ослабляли значение моих доводов "может быть", "значит" и др. Не говорилась ли речь в излишне быстром темпе, который заставлял слушателей напрягаться, чтобы успевать за мной? Использовался ли более медленный темп речи, чем обычно, для выражения наиболее важных мыслей или усиления значимости идей? Была ли речь понятной для слушателей? Оправданно ли использовались наглядные пособия? Проявляется ли в выступлении соответствующий имидж? Соответствовала ли одежда выбранному имиджу? Что нужно сделать перед выступлением?

Проверьте свои записи или текст речи. Лежат ли они в нужном порядке? Ознакомьтесь с новой информацией. Может ли она затронуть или повлиять на ваше выступление? Будьте готовы что-либо изменить. Держите руку на пульсе событий. Для вашего выступления могут иметь значение решения, принятые накануне. Если вы выступаете совместно с кем-то, оставьте время, чтобы встретиться с ним и окончательно согласовать выступления. Появитесь на месте заранее.

Осмотрите помещение и, если нужно, измените что-нибудь. Проверьте микрофон если будете его использовать. Если вы используете слайды, просмотрите их, убедитесь, что они сложены в нужном порядке, проверьте и сфокусируйте проектор и т. Проверьте, нет ли отвлекающих моментов. Печатный материал на стенах, развешенные плакаты будут отвлекать слушателей от вашего выступления. Проверьте свой внешний вид перед зеркалом, убедитесь, что прическа в порядке. Если вам на трибуне нужна вода, проверьте, есть ли она там. Не полагайтесь на других. Если вы находитесь за столом президиума, не забывайте о том, что вы "главная фигура".

Аудитория смотрит на вас в ожидании. Когда вы поднимаетесь, чтобы начать речь, держитесь уверенно. Перед тем, как начать говорить, сделайте паузу. Сосчитайте до трех. Посмотрите на слушателей. Утвердите свое присутствие. Сконцентрируйтесь на дыхании. Если приходится читать с листа. Читать текст выступления или доклад сложнее, чем выступать с импровизированной речью.

Это требует большей практики и подготовки по следующим причинам: при чтении голос теряет воодушевление и живость; читая без подготовки, можно потерять контакт со слушателями; если читать без подготовки, темп речи ускоряется и появляется монотонность. Подготовка к чтению с листа. Текст для выступления по форме должен отличаться от текста, который вы отдаете в печать.

Интонация Интонация — это мощный инструмент любого спикера. Меняя громкость фраз, замедляя или увеличивая её скорость, делая подъемы и спады голосом, вы манипулируете информацией, играете ею и развлекаете публику.

Приспособьте материал вашего выступления под необходимую интонацию , выделите более существенные и менее существенные пункты и оберните в форму правильной подачи. К тому же интонация — это передатчик эмоций спикера, а их наличие во время публичного выступления никто не отменял. Но не переусердствуйте. Не забывайте о золотой середине, ведь слишком громкие и чрезмерно тихие распевы могут оказаться неуместными. Используя все вышеуказанные советы, вы сможете выступить на ура.

Есть даже риск того, что вам понравится и захочется повторить … Бонусы В завершении хотелось бы отметить еще несколько фишек, которые помогут сделать ваше выступление ярким и запоминающимся : Придите заранее. В таком случае будет ощущение, что «пришли к вам», а не «вы пришли к кому-то». Будьте динамичны. Не стойте, как истукан. Поддерживайте диалог.

Обратная связь отлично держит аудиторию. Всегда найдется «умник с каверзными вопросами». Уделите ему внимание по максимуму, удовлетворите его потребность быть услышанным, можно даже вывести его к себе. Меньше сухих цифр.

Интеллектуалы и буржуа так же хороши, как и рабочие. Я перемешиваю народ. Я говорю с ним, как с массой». Об ораторе Гитлере в 20-е годы Карл Чуппиг отзывается следующим образом: «Как говорят в Австрии, «бурчащая» речь. При этом, однако, понятная и слышимая в окрестности с радиусом 60 метров... При этом его риторическое искусство, искусство расчленять и создавать, подготавливать «расстановку точек», очень ничтожно.

Отсутствует и лучшее украшение речи: юмор. Гитлер совсем лишен юмора, он всего лишь патетичен. Эмоционального накала он добивается за счет преувеличенного пафоса... Риторически слабые, по уровню мышления равные нулю, речи Гитлера в качестве действенного начала имеют только его способность передавать слушателям порывы чувств». Оратор, сознающий свою ответственность, также будет настраивать себя на ситуацию речи, обращенной к массе, но он будет существенным образом ограничивать себя практическим применением следующих рекомендаций: w Чем больше количество слушателей, тем проще стиль речи за исключением докладов перед специалистами. В массе каждый отдельный человек изменяется — и перед массой зачастую изменяется оратор. Многие великие ораторы в частной жизни были робки и застенчивы. Потом перед слушателями их нельзя было узнать. Они говорили свободно и раскованно, увлекательно и убежденно. Филлис Хойр в книге «Я был личным секретарем Черчилля» сообщает, что Черчилль в разговорах один на один немного шепелявил и очень часто заикался, но на ораторской трибуне был в своей тарелке: и шепелявость, и заикание «как рукой снимало».

Проблема «Реплики в речи» рассмотрена в Части II. Здесь приведена вступительная часть диалога между Понтером Гаусом и Фрицем Эрлером. Она подробно разъясняет, как выдающийся оратор своего времени оценивает функции речи. Кроме того, дано представление о практике речи в политической борьбе. Гаус: Господин Эрлер, Вас считают лучшим оратором из числа тех, кто ведет дебаты в бундестаге. Позвольте задать Вам вопрос: для опытного оратора Фрица Эрлера воздействие речи, которого он добивается, является скалькулированным и заранее просчитанным или же Вы действуете в зависимости от реакции Ваших слушателей? Эрлер: Есть и то, и другое! Ведь по большей части мои речи не написаны заранее: совсем редко по особым поводам я зачитываю уже подготовленный текст. Особый повод состоит в том, что благодаря такому способу есть уверенность, что пресса действительно передаст именно этот текст. Так что это написано больше для удобства журналистов, чем для спокойствия оратора.

Вообще я говорю только по списку ключевых слов. И это исключает возможность точного учета ожидаемой реакции слушателей — будь это в бундестаге, или на собрании, или в другой аудитории. Но, естественно, из большого опыта известно, какие пассажи вызовут у слушателей особое внимание. И это настолько точно, как будто оратору сопутствует своего рода эхо. Артист, как известно, живет аплодисментами, и это справедливо также и для оратора. Только политический оратор должен остерегаться позволить себе из-за одобрения больших массовых собраний увлечься декларациями, которые в чем-то ускользнут от контроля разума. Гаус: Вы уверены, что такой контроль никогда не откажет, что Вы всегда удержите себя в руках, что Вы не сможете из-за реакции публики прийти в возбуждение и потерять контроль? Эрлер: Я бы сказал, что слово «никогда» не следует произносить никогда. Такой гарантии никто не сможет дать. Можно лишь стремиться к тому, чтобы всегда удерживать контроль.

Но я знаю, например, что при горячей схватке мнений в бундестаге та или другая реплика меня так возбуждает, что мои ответы на нее бывают не совсем удачны. В большинстве случаев я отвечаю очень быстро. Ответ дается, прежде чем спрашивающий успеет закрыть рот, этим я известен в бундестаге и этого подчас даже опасаются. Но, естественно, что при пикировке подобного рода возникают ситуации, когда неожиданно тот или другой коллега оказывается неумышленно задетым. Тогда наступает сожаление. От подобной реакции никто не застрахован. Но и в этой области долголетний опыт учит большей сдержанности. Гаус: Эта способность быстрой реакции, которую Вы доказали, например, при подаче реплик и промежуточных вопросов, доставляет Вам удовольствие? Эрлер: Я должен сказать, да! Естественно, есть вопросы, которые поставлены так, что они перед ответом требуют известного размышления.

Обычно вспоминают упрек доктора Аденауэра, который по этому поводу сказал: «У него», я не знаю, кого он имел здесь в виду, «центр речи расположен слишком близко к мозгу». Итак, прежде чем сказать, нужно подумать. Но ведь в большинстве случаев реплики можно рассчитать заранее. Известно, в каком духе отвечают, так что не все неожиданно. Естественно, есть также реплики, которые для уяснения сути требуют произнесения пары бессодержательных слов, дающих время на обдумывание. В бундестаге излюбленный прием в этом случае — повторение обращения «господин президент, уважаемые дамы и господа»; благодаря этому получают некоторое время на размышление. Гаус: Господин Эрлер чтобы употребить обращение , в СДПГ, заместителем председателя которой Вы являетесь наряду с Гербертом Венером и при руководстве Вилли Брандта, известен Ваш высокий интеллект, который позволяет Вам анализировать политические проблемы, и прежде всего вопросы внешней политики и обороны. Является ли Ваш ярко выраженный интеллект следствием Ваших пристрастий? Кто Вы, по вашему собственному мнению, — скорее спорщик и участник дискуссий, применяющий аргументы за и против, чем оратор в больших массовых собраниях, где требуется нечто другое, нежели интеллект? Эрлер: В больших массовых собраниях я привлекаю также и публику, мыслящую глубоко.

Но я не думаю, что являюсь тем, кого можно назвать народным трибуном. Однажды в ранней молодости в Берлине мне представилась возможность быть ведущим, когда на форуме молодежи выступал социал-демократический депутат рейхстага Тони Сендер. Конечно, то, что я там сказал, было очень существенно и уместно. Но мой друг пришел ко мне и сказал: «Народным оратором тебе не быть! Потом это мнение не подтвердилось, поскольку со временем я вполне мог привлечь и большую аудиторию. Но, думаю, это удавалось не с помощью бурных эмоций, вдохновения, а больше побуждением к совместному размышлению. Если я бываю за границей, то, естественно, выступаю с докладами. Или даже предлагаю в студенческой среде нечто вроде лекции, чтобы начать дискуссию. Совершенно очевидно, что это уже другой стиль речи. Но мои выступления, если до некоторой степени верить сообщениям прессы и тому отклику, который обычно приходит ко мне в письмах, всегда являются для слушателя некоей информацией, некоей гражданской агитацией, неким требованием.

Конечно, при этом моим мотивом является стремление побудить слушателя к совместному размышлению и к совместному действию. Но приступов воодушевления, по-моему, я до сих пор не вызывал. Гаус: Вы сказали сами, что не стремились вызывать у слушателей приступов воодушевления; Вы считаете этот факт недостатком для политика? Эрлер: Нет, я считаю его преимуществом.

Практика Составление плана выступления с помощью интеллект-карт Знакомство с технологией интеллект-карт незаменимый инструмент для подготовки плана выступления, запоминания больших объемов информации, планирования и многого другого. Подготовка выступления с помощью ИК. Выступление с опорой на ИК. Умение конспектировать выступления с помощью ИК. Начало выступления.

Зачины Разбор более 18 вариантов начала выступления, которые позволяют привлечь внимание, установить контакт с аудиторией, перевести слушателей в нужное эмоциональное состояние… Подготовка трех разных вариантов начала выступления.

По каким критериям оценивается публичное выступление?

Методики оценки речи при афазии Цветкова, Ахутина , Пылаева. Проба "понимание слов, близких по звучанию". Характеристика понимания речи в логопедии. Уровни понимания речи по Жуковой таблица. Уровни понимания речи в логопедии. Речевая функция оценка. Оценка функции речи. Шкала оценки речевой функции. Количественные показатели речи. Как произносятся некоторые формы слова. Свитер произносительная норма.

Что такое нормативное произношение глаголов. Произносительная норма слова жить. Определение темы и цели выступления. Докоммуникативный этап публичного выступления. Публичное выступление определение цели. Публичное выступление выбор темы определение цели поиск материала. Оценка почему без т. Шкалы оценки параметров общения и речи на третьем году жизни ребенка. Шкала оценки речи детей раннего возраста. Инициативность ребенка параметры оценки.

Выступление с презентацией. Оценочные речевые Жанры. Текст для репетиции речи. Речь не отрепетирована. Основные критерии хорошей речи. Критерии правильности речи. Критерии оценки информативной речи. Лист оценивания выступления. Критерии лексики. Критерии оценки лексики.

Критерии использования нелитературной речи. Стилистический аспект использования нелитературной лексики.. Судейский протокол дебатов. Аргументация на дебатах. Структура аргумента в дебатах. Структура речи в дебатах. Таблица речевого развития ребенка раннего возраста. Нормы развития речи у детей по возрасту таблица. Нормы речевого развития детей 1-2 лет таблица. Таблица развития речи у детей в норме.

Привлекло ли внимание слушателей вступление, расположило ли оно их к оратору и органично ли оно перешло в основную часть речи? Были ли ясными основные положения, соотносились ли они друг с другом и были ли они изложены в виде содержательных законченных высказываний? Были ли плавными переходы от одного пункта к другому?

Если да, то, чем она достигается: специальными средствами связи, вопросительными высказываниями, вопросно-ответными репликами, полемическими и риторическими вопросами, контактоустанавливающими вопросами и другими средствами, использованием периода; - свойственна ли речи эмоциональность, воздействие.

Если да, то, чем она достигается: интеллектуализированными средствами речевого воздейтвия приемом адресации, выражением авторского отношения к анализируемому материалу, точноым выбором эпитетов, синонимов ; изобразительно-выразительными средствами цитация ,антитеза, исторический пример, метафора, сравнение, ирония, фразеологические единицы, лексические и синтаксические повторы, риторические вопросы, содержащий вывод из сказанного, риторический вопрос ничего не утверждающие, другие образные средства языка; - достаточна ли лаконичнось. Если да, то,чем она достигается: наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, неуместных мыслей; Является ли речь правильной. Если да, то чем достигается: соответствием языковым нормам — лексическим, орфоэпическим, морфологическим и др. Отметьте признаки уместности: соответствие языковых средств содержанию речи, обстановке речи, оратору; - достаточно ли богата речь.

Если да, то, чем достигается: использованием большого словарного запаса, разнообразных средств языка, активным составом словосочетаний и предложений; - достаточны ли изобразительно-выразительные средства эмоционального воздействия, способствующие аргументации. Если да, то, чем они достигаются: парономазией, градацией, анафорой, парцелляцией. Нет ли неуместных ИВС: гротеск, гипербола и др. Присутствуют ли части речи, в которых оратор: -доказывает правильность своей позиции;- -анализирует аргументы процессуального оппонента; -раскрывает несостоятельность приводимых противной стороной доказательств; -обоснованность всех тезисов и выводов.

Присутствуют ли в речи убежденность оратора в правоте своей позиции по делу? Использованы ли оратором законы логики? Какие аргументы использованы оратором? Использует ли он: довод к человеку, довод к пафосу, довод к логосу, обращение к авторитетам, традициям, доводы к состраданию, довод к очевидному.

Использует ли оратор уловки для доказательства правильности своего тезиса? Допущены ли намеренно или случайно в речи логические ошибки? Каков порядок последовательности приведения аргументов?

Грамотная речь соблюдение лексических, грамматических, орфоэпических норм русского литературного языка 2. Словарный запас 3. Композиция принципы построения 1.

Естественность поведения оратора II. Владение собой как говорить 2. Техника речи дикция, темп, интонация, голос 3. Контакт с аудиторией 1.

Оценка речи

Основатель творческого объединения «Культура речи» и автор курса ораторского мастерства «Искусство речи» рассказал порталу про секреты ораторского мастерства. Доклад должен быть подготовлен с использованием доступных внутри сети СПбГУ материалов, опубликованных в научной периодической литературе не ранее, чем за последние 7 лет. Достаточно ли широк энергетический диапазон выступления? Или оратор монотонно работал все время только на одной волне? Какие параметры стоит подключить для создания энергетики? Это могут быть изменения громкости голоса, жесты, передвижения по аудитории, мимика. Тезис – объект, цель выступления. Нужно выделить для аудитории этот главный тезис, чтобы она восприняла его как основной и поняла, о чем же будет идти речь в публичном выступлении, и поняла целеустановку оратора.

Критерии оценки речи оратора

Эти качества особенно важны в споре, полемике, ответах на вопросы. Пятый критерий предполагает языковую правильность, т. Они закреплены в словарях и справочниках. Данный критерий — единственный, имеющий юридическую силу. Человек, допустивший в экзаменационном сочинении, изложении или диктанте определенное количество ошибок, которое превышает установленные нормы, не может поступить в вуз, колледж, не получает аттестата, диплома. Нарушение языковых норм осуждается также общественным мнением грубые ошибки — неправильное ударение в словах договор, звонит и т.

Шестой критерий — ясность речи, точность выбора языковых средств в пределах нормы: «Не забывай на праведном пути то, что старик Марк Твен сказал когда-то: ты слово должен нужное найти, а не его троюродного брата». Точность речи требует богатства и разнообразия языковых средств. Выбор того или иного языкового средства связан с понятием коммуникативной целесообразности и уместности, зависит от ситуации общения. Официальное общение на дипломатическом приеме, учебная лекция, дружеская беседа требуют использования разных языковых средств.

Начинайте разговор с такой мысли, которая обязательно придется по душе слушателю. Постарайтесь создать образ, вызывающий наибольшее доверие и ощущение надежности. Требуйте или просите немного больше, чем Вам на самом деле нужно, но не слишком много. Уступки срежут разницу при обсуждении. Говорите, сообразуясь с интересами слушателя, а не своими. Частое повторение слова "Вы" поможет слушателю понять, какое отношение к его потребностям имеет выполнение Вашего поручения. Если высказывается несколько точек зрения, постарайтесь говорить последним, так как аргументы, выслушанные последними, имеют наибольший шанс повлиять на аудиторию. Эпизод первый: заключение трудового соглашения. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого?

Выступление иллюстрирует технические погрешности речи студента и незначительные отступления от литературной нормы. Выводы оратора недостаточно аргументированы. Полученные результаты не соответствуют поставленной цели цель работы достигнута в основном. Публичное выступление не соответствует критериям правильности, логичности и аргументированности речи. Работа студента в разработке групповых проектов Работа студента в разработке проекта предполагает активное участие каждого, выполнение им переданных группой работ, направленных на достижение поставленной преподавателем цели.

Оцените уровень и определите интересы целевой аудитории Для разной аудитории нужна разная терминология и глубина погружения в тему. Если спикер много выступает, он крайне редко использует один и тот же доклад и презентацию, он адаптирует их под запросы и особенности целевой аудитории. Поэтому при подготовке обязательно уточните у организаторов предварительный список участников или портрет целевой аудитории мероприятия. Это позволит выстроить доклад, делая акценты на наиболее интересные и актуальные для слушателей моменты. Также рекомендую изучить список спикеров и заявленные ими темы, чтобы сделать мероприятие в целом наиболее интересным для аудитории. Правило 3. Заранее изучите место выступления Если есть возможность, посетите место проведения мероприятия, чтобы своими глазами увидеть помещение, рассадку зала, оборудование и т. Если мероприятие проводится в другом городе, попросите у организаторов фотографии, найдите их в интернете, запросите перечень оборудования и обозначьте свои пожелания например, флипчарт и разноцветные маркеры. Понимание обстановки, в которой будет проходить выступление, позволит вам подготовиться и избежать неприятных сюрпризов. Если есть возможность, отрепетируйте свое выступление в помещении, где оно будет проходить. Правило 4. Нельзя два раза произвести первое впечатление Первые пару минут участники мероприятия будут оценивать вас по внешнему виду, поэтому тщательно продумайте свой внешний образ. Обязательно учитывайте формат мероприятия — ваша уверенность может пошатнуться, если предполагается casual-формат, а вы придете в строгом деловом костюме. Также уделите внимание фразам, с которых вы начнете выступление. Помимо приветствия это может быть хорошая шутка или пара интересных фактов. Правило 5. Обратная связь реакция слушателей В процессе выступления пытайтесь не только увидеть, но и почувствовать обратную связь от слушателей. Интересно ли им? Не слишком ли быстрый темп доклада вы взяли? Уходят ли участники из зала? Записывают ли за вами тезисы? Фотографируют ли слайды? Оперативно подстраивайтесь, чтобы удержать внимание людей и не дать им заскучать. Используйте паузы, задавайте залу вопросы, уместно шутите, включайте видеоролики и другое. Правило 6. Помните про цель выступления Как правило, слушатели запоминают наиболее яркие моменты выступления или его финал. Поэтому заранее подготовьте фразы, которыми закончите выступление. Всегда помните о том, для чего вы вышли к аудитории. Если целью является получение новых клиентов, включите в текст доклада информацию о конкурентных преимуществах компании, а в финале пригласите к сотрудничеству и оставьте свои контактные данные на последнем слайде. Если вы презентуете проект, попросите участников мероприятия высказать свое мнение о нем и указать зоны развития. Если хотите привлечь внимание к своей экспертной позиции, пригласите людей стать друзьями в социальных сетях или подписаться на рассылку на сайте. Как преодолеть страх перед публичным выступлением Обобщая мой 17-летний опыт публичных выступлений, хочу дать несколько рекомендаций, которые позволят вам перебороть свой страх и повысить уверенность перед выступлениями.

Анализ публичной речи

Кроме того, прослушивание успокаивающей музыки перед выступлением или выполнение небольшой разминки также поможет справиться со стрессом. На ментальном уровне борьбы с волнением необходимо провести внутренний разговор с собой и найти причины собственного волнения. Обычно страх иррационален, и все, что необходимо сделать — это осознать это и попытаться его визуализировать. Еще одна вещь, которая значительно снижает тревожность, — это хорошая подготовка, ведь чем лучше выступающий знает свой материал, тем меньше нервничает. Как отмечают специалисты по ораторскому мастерству, среди самых частых страхов — боязнь незнакомой аудитории все эти люди будут меня слушать? Известный писатель Элизабет Гилберт поделилась однажды приемом, который ее часто выручает: «Самое главное — обращаться к человеку, а не к демографической группе «Мое выступление обращено к компьютерщикам в возрасте от 22 до 38 лет» , потому что группа — это не человек. Если вы говорите с группой, то не сможете обратиться к человеку». Если найти в зале знакомые или просто симпатичные лица и обращаться к ним, то уверенности во время выступления станет больше. Исследование, проведенное под руководством профессора психологии Стэнфордского университета Стивена Косслина, выявило интересную закономерность: проблемы, связанные с волнением выступающего невнятная речь, использование междометий «э», «ммм» и так далее не входят в рейтинг тридцати причин, раздражающих аудиторию. Среди них: «главная мысль полна несущественных деталей», «недостаточно доказательств в поддержку главной мысли», «нет главной мысли» и другие.

Получается, что если речь содержательная и актуальная, то легкое волнение спикера не испортит общего впечатления. Дыхание — следующий ключевой инструмент. Публичные выступления провоцируют повышенную выработку адреналина в крови, который вызывает учащенное сердцебиение. Организм начинает активно насыщать сердце кислородом, и оратору становится душно, кажется, что воздуха не хватает. В состоянии стресса нужно дышать иначе. Профессиональный оратор набирает в легкие совсем немного воздуха вдохом и не делает нового вдоха, пока не возникнет надобности. Начинающий же заглатывает воздух постоянно: не успев завершить один вдох, он уже делает следующий. Нужно стараться сохранять дыхание спокойным, и со временем это войдет в привычку. Успешные ораторы долго и целенаправленно развивают правильное дыхание.

Обычно восприятие времени у публики и оратора, особенно начинающего, не совпадает, и поэтому он говорит слишком быстро. Во время выступления все процессы в организме спикера ускоряются, и быстрая речь ему кажется приемлемой, но публике кажется, что спикер тараторит и она едва ли успевает схватывать сказанное. Можно и нужно замедлить речь, однако и этого бывает недостаточно. Чтобы удерживать внимание аудитории, необходима контрастная подача. Спикер должен постоянно менять темп: в важных частях выступления говорить медленнее и значительнее, чем в других. Играть темпом речи Уолтер Стивенс в книге «Линкольн глазами репортера» рассказывает об особом приеме, которым пользовался президент США: «Он произносил несколько слов очень быстро, а когда подходил к слову или фразе, которые хотел подчеркнуть, то замедлял свою речь и сильно напирал на это слово, а потом с быстротой молнии заканчивал фразу. Он так долго задерживался на одном или двух словах, что на них уходило столько же времени, сколько на десяток последующих, менее важных слов». Основой для выстраивания доверительных отношений с аудиторией является эмпатия и общение с ней в формате диалога. Если посмотреть первые несколько минут выступления психолога и профессора Стэнфордского университета Келли Макгонигал о проблеме стресса на конференции TED, то можно увидеть, что такие отношения выстраиваются простыми способами: «Хочу сразу кое в чем признаться.

Но сначала я хочу, чтобы в чем-то признались вы. В прошлом году кто-то из вас наверняка испытывал легкий стресс. Поднимите руку, если это так. Есть такие? Поддерживать диалог с аудиторией Вопросы позволяют включить внимание слушателей, увлечь их и заставить задуматься. Задавая вопрос, важно искренне ждать ответ от слушателей и быть готовым к любой, даже неожиданной реакции. Джек Уэлч, бывший генеральный директор General Electric, на конференции Стэнфордской школы бизнеса рассказал о таком случае: «Сегодня утром я выступал в Сан-Хосе перед аудиторией из 500 руководителей малых бизнесов и больших корпораций. Я спросил у слушателей, считают ли они свои отношения с коллегами и партнерами искренними?

Запоминание является важнейшим условием последующего восстановления в публичной речи, воспроизведения приобретенных знаний. Произнесение — заключительная часть классической риторики. На последнем этапе оратор должен использовать все выразительные средства. Из каких частей состоит речь? Речь состоит из трех частей: 1. Вступление 2. Основная часть. Вступление — привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи. Основная часть — сообщить информацию; обосновать ее. Заключение — суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей повторить вкратце ; призвать к действию. Необходимо их внимание повернуть в свою сторону, зацепить внимание неожиданным примером, вопросом, парадоксом. Сильное и яркое вступление заставит в самом начале многое от вас ожидать и если вы в основной части не выдержите яркости, оригинальности вступления, то вы нашли один из верных способов уронить себя как оратора, учителя, в конце занятия. Основные функции вступления:контактоустанавливающая установление контакта со слушателями ; проспективная создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части. Презентация 1. Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 3 первые фразы к еще не написанным материалам. Главное требование — фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель — определить роль первых фраз в журналистском тексте. Проанализируйте вступление.

Обдумываем мысли, содержание, что и о чем говорить. Определяем главные идеи, выделяем центральную мысль, целевую установку, аргументы, факты, примеры. Сперанский 3. Словесное выражение — третий этап подготовки публичной речи. Слово — носитель информации, выражает мысли и чувства оратора. Выразить мысль непросто, передать ее другим еще сложнее. Большое значение в оформлении публичного выступления имеют тропы. Риторические фигуры. Определите предмет речи и авторскую задачу в данном тексте. Найдите в тексте риторические фигуры. Прокомментируйте их роль в реализации авторского намерения. Красноречие есть прикладное искусство: оно преследует практические цели, поэтому украшение речи только для украшения не соответствует её назначению. Если оставить в стороне нравственные требования, можно было бы сказать, что самая плохая речь лучше самой превосходной, коль скоро вторая не достигла цели, а первая имела успех. С другой стороны, всеми признаётся, что главное украшение речи заключается в мыслях. Но это — игра слов; мысли составляют содержание, а не украшение речи; нельзя смешивать жилые помещения здания с лепным орнаментом на его фасаде или фресками на внутренних стенках. Таким образом, мы подходим к основному вопросу: какое значение могут иметь цветы красноречия,— или, лучше сказать, указываем основное положение: риторические украшения, как и прочие элементы ораторской речи, имеют право на существование только как средства успеха, а не источник эстетического наслаждения. Цветы красноречия — это курсив в печати, красные чернила в рукописи. Пусть блещет речь мужественной, суровой красотой, а не женской изнеженностью; пусть красит её горячая кровь и талант оратора. Опытные и умелые люди любят наставлять младших, напоминая, что надо говорить как можно проще; я думаю, что это совсем неверно.

Можно использовать крылатые выражения в качестве эпитета к работе. Однако не стоит забывать об уместности данных приемов. Следует обращать внимание на стиль повествования. Использование метафор, гипербол или сравнений в научном докладе будет неуместным. Употребление крылатых выражений, иноязычных слов, технических терминов в аудитории, которая заведомо не сможет их понять, может испортить любое хорошо подготовленное и отрепетированное выступление. Речь оратора должна быть точной, эмоциональной, правильной, т. Ошибки в речи оратора вызывают недоверие, подрывают авторитет. Люди, выступающие публично, должны стремиться к тому, чтобы быть хорошим оратором. Оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, и техника речи. Естественность поведения оратора - это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это естественные жесты, естественные позы. Неестественное поведение оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего. На бытовом уровне хорошая техника речи - это когда "хорошо слышно и все понятно". Специалисты же описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные. Дикция от лат. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо "пропускать" ее. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп от лат. Нормальный темп русской речи- 120 слов в минуту. Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2-2,5 минуты. Интонация от лат. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл. С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как отпечатки пальцев. Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим голосом: 1 говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2 менять силу звука "громко"- "тихо" для создания особого сценического эффекта речи; 3 заботиться о том, чтобы голос был приятным не крикливым, не сиплым, без кашля и т. Итак, владение техникой речи - важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные эмоционально насыщенные фразы. У заключения - закрепить в сознание слушателей основные уже высказанные идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление. Виды вступления. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию без альтернативно. Не навязывает слушателям, какую то конкретную позицию, а предлагает вместе исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное, выступающему, мнение. Озадачивает аудиторию. Сбивает со стандартного, стереотипного пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них.

Ошибки ораторов. Критерии успешного выступления

Критерии качества публичного выступления. № п/п. Критерий. Количественное. выражение. показателей (от 0 до 5). 1. Соответствие темы выступления содержанию передового педагогического опыта. 2. Актуальность, новизна и практическая значимость. Задание 1. Процесс работы над созданием речи выступления следует начинать с оценки оратора и оценки предполагаемой аудитории. Соотнесите себя как оратора с одним из типов ораторского стиля по классификации С.Ф. Ивановой. Критерии качества публичного выступления. № п/п. Критерий. Количественное. выражение. показателей (от 0 до 5). 1. Соответствие темы выступления содержанию передового педагогического опыта. 2. Актуальность, новизна и практическая значимость. Главные советы из книги Джеймса Хьюмса «Секреты великих ораторов» для тех, кто хочет постичь ораторское искусство и завораживать своими речами. упражнение в ораторском произведении, ис кусство выразительного чтения (речи) вслух, иногда малосодержа тельная, напыщенная речь, выступление оратора. это об оценке его речи другими людьми.

Риторические приемы и принципы построения публичной речи

Критерии качества публичного выступления. № п/п. Критерий. Количественное. выражение. показателей (от 0 до 5). 1. Соответствие темы выступления содержанию передового педагогического опыта. 2. Актуальность, новизна и практическая значимость. Ораторское искусство требует особых знаний и подчиняется определенным правилам. Многословие уже давно не считается признаком умного и знающего человека. Важной составляющей хорошего оратора является умение говорить лаконично. Основная часть. 1. Содержание соответствует теме выступления. 2. Свободное владение информацией.

Критерии качества публичного выступления

10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую - Лайфхакер Оратор (от лат. orare – говорить) – это уже римский термин, обозначающий того, кто выступает с речью, а также обладает даром красноречия. Вершиной развития ораторского искусства в Древнем Риме считается деятельность Цицерона.
Вы точно человек? Здесь написанное слово превращается в звучащую речь, оратор встречается с аудиторией. После произнесения речи наступает контрольный этап, когда оратор анализирует сильные и слабые стороны своего выступления. Критерии оценки публичного выступления.
Леммерман Х. Уроки риторики и дебатов. РАЗДЕЛ IV 1.1. понятие публичного выступления. Риторика (ораторское искусство) – это наука о том, как, используя законы логики и приёмы речевого воздействия, создавать эффективные публичные речи и выступать с ними, достигая своей коммуникативной цели.
Как оценить публичное выступление Критерии оценивания результатов при защите творческих работ. Очный тур. № п/п Критерии. Показатели критерия. Баллы Оценка. эксперта. 1. * Участие в очном 1. Оригинальная работа представлена 20.

Критерии оценки речи оратора

Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки (см. табл. 3). Критерии оценки публичного выступления по постановке задач и их решению в данной области исследования касаются и их соответствия. Случается, что решение задач абсолютно неприменимо к заявленным целям доклада. В пособиях по риторике и культуре речи выделены критерии, по которым принято оценивать ораторскую речь: она может быть хорошей, а может и не заслуживать такой похвалы. Первый критерий, который учитывается в риторике, – содержательность речи. Наша шпаргалка для успешного публичного выступления поможет вам улучшить свои ораторские навыки и научиться делать любое выступление профессиональным. Задачи реферата: Изучить ошибки ораторов во время выступления; Объяснить, как их избежать и почему они происходят; Рассмотреть критерии успешного выступления. Предмет реферата – ораторская речь, объект – ошибки в ораторской речи и критерии успешного. • Повышение мотивации обучающихся к самосовершенствованию в области ораторского искусства.

Критерии оценки устного выступления

Специалисты по ораторскому мастерству советуют задержаться на несколько секунд. В момент ожидания лучше сохранять расслабленное выражение лица с легкой улыбкой, осматривать аудиторию и задерживать взгляд тех слушателях, которые уже сфокусировались. Необходимо внимательно следить за тем, как публика слушает — это ценнейшая информация для спикера. Приемы управления аудиторией Не нужно боятся взять паузу, если аудитория начинает отвлекаться. Этим приемом в совершенстве владеют актеры, талантливые педагоги и политики. Внимание слушателей способно удерживаться на одном объекте без потерь в течение 15-20 минут, поэтому после этого времени лучше перевести внимание на другую тему, объект или формат работы, спросить о необходимости провести перерыв. Если речь идет, например, о лекции, то достаточно будет изменить темп речи — начать говорить медленнее или тише. Умелый спикер всегда продумывает чередование эмоций аудитории в структуре презентации.

После напряженной работы должна идти история из жизни. После эмоционального красочного примера должна быть статистика, заставляющая подумать о рисках и негативных последствиях. Конфликт и контраст — лучшие средства от зрительской скуки. Существует пять видов выступлений по продолжительности. Время выступления Самый характерный пример — питч: краткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами. Цель питч-презентации — заинтересовать инвестора и привлечь финансирование, на выступление отводят от 0,5 до 3 минут, поэтому оно должно быть емким, но убедительным. Сергей Топоров, старший менеджер по инвестициям Leta Capital, рассказывает об основных пунктах, которые желательно отразить в питче: «Какую проблему решает проект?

Сколько потребителей нуждаются в вашем решении и сколько они готовы за него заплатить? Как вы к этому пришли? Иногда можно неплохо заработать даже на горстке земли — например, если доставить ее из Ирландии стремящимся к корням американцам. Насколько ваше решение лучше, чем все то, что предлагалось до него? Чем конкретно крута ваша команда, почему в вас нужно поверить? Это может быть внушительный предыдущий опыт или текущие результаты проекта. Идей и рынков в мире много, главное — реализация».

После питча должен остаться wow-эффект и желание разобраться в проекте подробнее. Экстра-короткие выступления Такие выступления длятся обычно от 3 до 5 минут и чаще всего подходят для выражения экспертного мнения. Ключевая цель такой речи — донести идею, сделать это можно с помощью запоминающихся метафор и акценте на проблематике. Приведем фрагмент выступления-реплики Игоря Манна, известного маркетолога и основателя издательства «Манн, Иванов и Фербер», бизнес-тренера, о двух методах чтения книг: «Первый — «по Манну»: вы читаете книги и делаете пометки и используете два типа закладок: первая символизирует очень интересную информацию, вторая — деньги. И когда ты видишь, что из книжки торчат денежные закладки ты реально начинаешь ее прорабатывать. Короткие речи Второй способ — так, как читает мой знакомый. Он обычно берет книжку и, найдя хорошую идею, кладет ее в раскрытом виде обложкой вверх и не читает до тех пор, пока эту идею не внедряет.

Мы с ним сравнили его обороты бизнеса и мои. Оказалось, что у него в 15 раз больше, чем все мои бизнесы вместе взятые. Получается, что этот метод более эффективный. Самое главное — читать книжки, чтобы что-то внедрять, просто чтение автоматически не делает вас богатым и счастливым». После выступления, созданного в таком временном формате, должно остаться ощущение важности вопроса и понимание сути. Такая речь может занимать от 5 до 15 минут, основная цель чаще всего — убедить в конкретной точке зрения, поэтому важно аргументировать свою позицию и продумать структуру текста. Однажды президента США Вудро Вильсона спросили, как долго он готовит свои речи: «Это зависит от продолжительности речи.

Критерии оценки качества выступления. Критерий это. Оценка речевого развития. Оценка речевой деятельности детей.. Как оценивается развитие речи.

Оценка речевой деятельности презентации. Критерии оценки выступления. Критерии оценки доклада. Критерии оценки докладов и выступлений. Критерии публичного выступления таблица.

Критерии ораторского выступления. Критерии оценки ораторского выступления. Критерии оценки выступления с презентацией. Оценка выступления докладчика. Критерии оценки выступления оратора.

Как правильно оценивать выступление. Понятие оценивание. Языковые способы оценки. Лингвистические способы оценки. Понятие оценка.

Как оценить выступление докладчика. Оценка докладчика пример. Критерии оценки техники речи оратора. Критерии оценки речи выступающего. Критерии оценивания техники речи.

Критерии оценивания речи оратора. Критерии оценки качества публичного выступления. Критерии и показатели публичного выступления.. Критерии оценки выступления докладчика. Оценивают выступление.

Критерии оценивания конкурса чтецов Живая классика. Оценка выступающего текст. Текст для оценки речи. Фазы речевой деятельности. Этапы речевой деятельности.

Фазы речевой деятельности кратко. Речевое оформление высказывания. Структура доклада на совещании. Регламент оценки выступления. Качества хорошей речи.

Качество речи ясность.

Издательство ОмГТУ. Омск, пр. Мира, 11 Типография ОмГТУ [1] Психогеометрия как уникальная практическая система анализа личности сложилась в США, ее автор Стюзен Деллингер — специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров.

Были ли ясными основные положения, соотносились ли они друг с другом и были ли они изложены в виде содержательных законченных высказываний? Были ли плавными переходы от одного пункта к другому? Связало ли заключение воедино всю речь?

Пример листа оценки публичного выступления

Критерии качества публичного выступления. № п/п. Критерий. Количественное. выражение. показателей (от 0 до 5). 1. Соответствие темы выступления содержанию передового педагогического опыта. 2. Актуальность, новизна и практическая значимость. Оценка речи выступающего. Как оценить выступление. Критерии оценивания выступления докладчика. Тезис – объект, цель выступления. Нужно выделить для аудитории этот главный тезис, чтобы она восприняла его как основной и поняла, о чем же будет идти речь в публичном выступлении, и поняла целеустановку оратора. Задачи реферата: Изучить ошибки ораторов во время выступления; Объяснить, как их избежать и почему они происходят; Рассмотреть критерии успешного выступления. Предмет реферата – ораторская речь, объект – ошибки в ораторской речи и критерии успешного. Александр Рандэльф и Ольга Шеломенцева (ведущие курсов) беседуют о законах риторики и ораторского искусства. Обсуждаются параметры поведения, стиля речи, зву. Например, не заготовили мел, магнитофон, микрофон и т.п. Итак, анализируем все эти вопросы, собранные в схему для оценки ораторского выступления. Для практического занятия по курсу «Основы ораторского искусства».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий