13 февраля 1934 года весь мир узнал о трагедии в ледовитом океане

Признан первым в мире полярным летчиком. Он первым летал на самолете над Северным Ледовитым океаном. Утро 13 февраля 1934 года не предвещало больших событий. Вот уже несколько месяцев вмерзший в лед «Челюскин» хаотично дрейфовал в Чукотском море. За это время участники экспедиции привыкли и к ледяному ветру, и к беспросветной полярной ночи.

Проекты по теме:

  • Источники:
  • В Чукотском море затонул советский пароход «Челюскин»
  • Героизм одного – это преступление другого.
  • Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
  • Легенды полярной авиации
  • Ледовый плен

В ЛЕДЯНОЙ ЛОВУШКЕ

Экспедиция Отто Юльевича Шмидта на пароходе "Челюскин"... (00069) Самолеты пилотировали норвежские летчики Ялмар Рийсер-Ларсен и Лейф Дитрихсон. Этот полет отважные полярники рассматривали как первую рекогносцировку, имея в виду в будущем совершить перелет через Северный Ледовитый океан, причем не на самолете, а на дирижабле.
Устный экзамен текст про ильюшина - Помощь в подготовке к экзаменам и поступлению Немного истории и официальная версия трагедии. В феврале 1934 года, раздавленный льдами в Чукотском море, затонул пароход "Челюскин". Один человек погиб, а 104 члена экипажа высадились на лед океана.
Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», за историческим походом которого из Мурманска во Владивосток следила вся страна. Два месяца команда и пассажиры просидели на льдине в условиях полярной зимы.
Удивительная история катастрофы парохода Челюскин и трагедии Северного полета 87 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», который должен был открыть регулярную навигацию по Северному морскому пути. Операция по спасению экипажа судна, по спасению челюскинцев, стала настоящей эпопеей.

Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине

В ведомости погибщих судов Lloyd Register "Челюскин" с регистрационным номером 39034 занесён с указанием следующей причины гибели: "Разрушен льдами на северном побережье Сибири 13 февраля 1934 года". В эфир ушла радиограмма: «13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов». Во время перехода по Северному морскому пути 13 февраля 1934 года был раздавлен льдами и затонул пароход «Челюскин». На льду оказалось 104 человека, началась спасательная операция, ставшая академической для всех поколений полярников. Официальная история советской Арктики началась с 15 апреля 1926 года. Тогда вышло постановление об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане. Наступило утро 13 февраля 1934 года. Полярная ночь была уже позади. В положенное время из-за горизонта выкатилось солнце и повисло над самыми торосами замерзшего моря.

Этот день в истории: 1934 год — завершена операция по спасению челюскинцев

За историей их спасения следил без преувеличения весь мир. Корреспондент «Известий» Кристина Морозова встретилась с детьми и внуками героев. Перед экипажем легендарного «Челюскина» стояли амбициозные задачи: освоить Северный морской путь на ледокольном пароходе всего за одну навигацию. И это в 1933-м. Он не является кораблем, который выдержит натиска льдов и отказывался от капитанства», — вспоминает Владимир Воронин — внук капитана парохода «Челюскин» Владимира Воронина. До сентября 1933-го пароход шел точно по маршруту. Даже с деформированным корпусом и пробоиной, полученной в Карском море. Роковыми для «Челюскина» стали чукотские льды. Намертво вмерзший в льдину пароход еще несколько месяцев дрейфовал в Чукотском море. На дрейфующей льдине в условиях арктической зимы оказались 104 человека.

Среди них и новорожденная девочка. Имя дочке геодезиста Васильева — Карина — дали в честь Карского моря, где она родилась. Так написано и в паспорте.

Кариночка сорок дней прожила в этой каюте и чувствовала себя прекрасно. Никак не могу представить, что все это залито водой и лежит на морском дне. И ведь умеют же они строить!

Да мы и не спрашивали, не так мы были воспитаны. Все наше и все советское. Только один раз в ходовой рубке я случайно заметила небольшую медную пластинку, а на ней по-английски было написано примерно вот что: "Челюскин" спущен на воду 3 июня 1933 года. Водоизмещение 7 тысяч 500 тонн, построен по заказу Советского Союза на судостроительном заводе в г. Копенгагене, Королевство Дания". Итак, 4 января вечером начальник конвоя Кандыба перешел с "Пижмы" на "Челюскин".

В каюте N 6 у постели роженицы состоялось короткое совещание комсостава. Вопрос был один: как назвать новую пассажирку? Елизавета Борисовна терпеливо выслушала всех и сказала: "Таня, Оля или Маша - хорошие имена, но не для моей дочери. Никто еще не появлялся на свет посреди Ледовитого океана во время полярной ночи. Мы находимся в Карском море, и я придумала необычное имя - Карина". Мужчины пришли в восторг, а капитан Воронин тут же на судовом бланке написал свидетельство о рождении, указав точные координаты - северную широту и восточную долготу, - расписался и приложил корабельную печать.

Карина родилась в самом дальнем углу Карского моря. Оставалось каких-нибудь 70 км до мыса Челюскин, а за ним, как известно, начинается другое море - Восточно-Сибирское. Но и это еще не конец пути. Куда же и зачем плыли "Челюскин" и "Пижма"? В 1929 году геологическая партия открыла на Чукотке крупнейшее в мире месторождение олова и других ценнейших металлов, спутников оловянной руды. Спускался как-то раз один геолог по склону сопки и присел отдохнуть.

Снял рюкзак, закурил папироску, потом рассеянно глянул вниз и увидел рядом с каблуками своих сапог продолговатые камешки дымчато-серого цвета. Где-то он уже видел такую породу! Подумал немного и вспомнил: в студенческие годы, в геологическом музее университета. Но быть того не может! Оловянный камень! И где?!

На Богом забытой Чукотке! Чтобы проверить предполо-жение, лаборатория не нужна, достаточно положить кусок минерала на плоский камень и развести вокруг небольшой костерок. Если это действительно касситерит, через несколько минут кусочек горной породы станет лужицей жидкого олова. Так оно и случилось. Два года месторождение изучалось. А в начале 33-го года Совнарком принял скоропалительное решение: построить в конце того же года на Чукотке шахту, обогатительную фабрику и социалистический поселок.

Страна должна иметь собственное олово, а заодно и другие редкие металлы! Для перевозки грузов было решено использовать два больших океанских парохода, заказанных ранее в Дании. В июле 33-го года оба корабля прибыли в Мурманск и встали под погрузку. Забегая вперед, скажу: оловянный рудник "Депутатский" и поселок с тем же названием были построены только в 37-м году. В 1990 году рабочий поселок Депутатский насчитывал 6 тысяч жителей, а летом 1996 года он прекратил свое существование, то есть был оставлен людьми. Добывать оловянную руду на краю света, да еще за Полярным кругом, оказалось в несколько раз дороже, чем покупать готовое олово в Малайзии.

Подготовка к экспедиции проходила в невероятной спешке, работали днем и ночью и все-таки уложились только за четыре месяца. Вот почему "Челюскин" и "Пижма" вышли в море лишь 5 декабря. Корабельные трюмы "Пижмы" не были ни холодными, ни мрачными, как поется в известной колымской песне. Паровое отопление работало бесперебойно, а электрический свет горел круглые сутки. На трехэтажных нарах в невероятной тесноте сосуществовали уголовники и политические. С уголовниками все ясно, они всегда и везде на одно лицо.

А вот кто были они, политические заключенные 33-го года? Прежде всего это деревенские мужики из числа так называемых "кулаков", затем бывшие нэпманы, инженеры-"вредители", ученые-"двурушники" и, конечно, церковнослужители всех мастей, по большей части православные священники. Был у них и свой предводитель - митрополит Серафим, откуда-то из Подмосковья. Даже ВОХР, то есть вооруженная охрана, относилась к нему с уважением. Особняком среди политических заключенных держалась группа евреев-спецов - инженеров-радиотехников и, конечно, "иностранных агентов". Был среди них и отец Якова Самойловича, он тоже удостоился чести путешествовать в трюмах "Пижмы".

И за какие заслуги? Спустя полвека его словоохотливый сын рассказал об этом следующую историю. Представьте себе еврейского мальчика из белорусского местечка, сына сапожника - мой дедушка был сапожник, - и, как вы думаете, чем он увлекся? Ни за что не угадаете - радиотехникой! И это в двадцатые-то годы, когда никто еще не мог понять, зачем нужно это самое радио, если есть телефон и телеграф! И вы думаете, он был один?

Ни боже мой! Их было много. А я всегда говорил: нельзя ничего замешивать только на еврейских мозгах, обязательно получится гремучая смесь и добром это не кончится. Так оно и вышло. Уже в начале 30-х годов по всему миру пошел шум и звон. Судите сами: не где-нибудь, а в отсталой России начинает работать самая мощная в мире Московская радиостанция, а при ней самая большая в мире радиопередающая башня!

И это еще не все. Впервые в мире создается самостоятельная радиотехническая промышленность, учебные и научные центры по радиофизике. Хорошо-то хорошо, но смотря где. Пока обыватель гордился и радовался, на Лубянке уже задумались: а зачем эти ребята так стараются? Просто так? Но не надо говорить глупости: просто так ничего не бывает.

Стали копать и обнаружили: все - евреи, даже те, на кого не подумаешь. Стали рассуждать дальше: а зачем евреям радио? Опять-таки просто так? Не надо смешить народ, не такие евреи люди, чтобы что-нибудь делать просто так. Стали искать и очень даже быстро нашли. Оказалось, у каждого из них дома - самодельная радиостанция и целый список иностранных корреспондентов.

В наше время их называют радиолюбителями, а в те далекие времена рассудили иначе: резиденты иностранных разведок. На Лубянке потирали руки: обнаружен и обезврежен шпионский центр! И какого масштаба! Расстреливать их не стали - как раз вовремя подвернулась Чукотка. Было решено так. Пусть поработают пару лет на добыче цветных металлов, а там сами коньки отбросят.

Но сначала историческая справка. В 1992 году специальная комиссия, назначенная президентом Ельциным, обнаружила в архиве Политбюро ЦК КПСС за 1933 год два любопытных документа - две ноты правительства Дании правительству Советского Союза. В первой ноте речь идет о пароходе "Челюскин", а во второй - сразу о двух пароходах: "Челюскине" и "Пижме". Итак, читаем: "Королевское правительство Дании выражает серьезную озабоченность в связи с решением советских властей направить корабли "Челюскин" и "Пижма" в самостоятельное плавание из Мурманска на Дальний Восток через моря Северного Ледовитого океана. Оба корабля относятся к классу самых обычных грузопассажирских пароходов и поэтому совершенно не приспособлены к плаванию в северных широтах. В случае гибели хотя бы одного из названных кораблей незаслуженно пострадает престиж кораблестроительной промышленности Дании".

Вот и все. Какой же была реакция Политбюро? В протоколах заседаний датские ноты вообще не упомянуты. Одно из двух: либо повестка дня была очень насыщенной и на такие пустяковые вопросы просто не хватило времени, либо ноты были все-таки зачитаны, но оставлены без ответа. Нетрудно представить себе такую картину: Учитель и Вождь народов вынимает изо рта трубку и, выпуская дым, произносит с грузинским акцентом: "Господа капиталисты, как всегда, заботятся о своих прибылях. Мы заплатили им сполна, и теперь эти корабли наши.

Мы будем распоряжаться ими так, как сочтем нужным. Никто не имеет права вмешиваться в наши внутренние дела". Хозяин Кремля был как всегда прав, и члены Политбюро согласно наклонили головы. А впереди их ждала расплата за это легкомыслие. Наступило утро 13 февраля 1934 года. Полярная ночь была уже позади.

В положенное время из-за горизонта выкатилось солнце и повисло над самыми торосами замерзшего моря. На "Челюскине" погасили огни, на палубу высыпал народ, матери вывели закутанных детей. После полярной ночи нет зрелища более волнующего, чем восход солнца. А тем временем "Челюскин" медленно скользил по узкому проходу между двумя ледяными полями.

История освоения Арктики знает случаи, когда люди в таких условиях не только теряли способность к коллективной борьбе за жизнь, но даже ради личного спасения совершали по отношению к товарищам тяжкие преступления. Душой лагеря был Отто Юльевич Шмидт. Может быть, сегодняшним читателям будет смешно, но там, на льдине, Шмидт издавал стенную газету и читал лекции по философии. Его умение поддерживать в людях стремление к жизни и надежду на благополучный исход было важной причиной успеха в борьбе с арктической стихией. И еще людей спасала вера в непременную помощь страны. В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия - звание Героя Советского Союза. Оно было присвоено летчикам А. Ляпидевскому, М. Слепневу, В. Молокову, Н. Каманину, М. Водопьянову, И. Получил звание Героя и Леваневский, хотя он и никого со льдины не вывез. Вероятно, сыграла роль его радиограмма. Думаю, что эта награда в дальнейшем подтолкнула Леваневского на другие не вполне обдуманные решения. Галышев и Пивенштейн были награждены орденом Красной Звезды. Так же были награждены совершившие перелет бортмеханики. Из истории летных испытаний Из Белякова Это произошло 13 февраля 1934 года. В Чукотском море затерло льдами теплоход "Семен Челюскин", который вслед за ледоколом "Сибиряк" пытался повторить переход по Северному морскому пути за одну навигацию. Когда этот беспримерный рейс был почти завершен, уже в Беринговом проливе, налетел тайфун и отбросил теплоход в полярные льды - на 150 миль к северу от побережья Чукотки. Шмидта - более ста человек - высадилась на льдину. И полетели радиограммы: "Принять все меры к спасению экспедиции и экипажа "Челюскина" - в залив Лаврентия, где самолет А. Ляпидевского пережидал непогоду. На помощь челюскинцам летели известные летчики В. Гадышев , М. Водопьянов , И. Леваневский и М. Слепнев с полярным исследователем Г. Ушаковым отправились за самолетами в Америку: к Уэлену предполагалось лететь с Аляски. В Ленинграде готовился ледокол "Красин". На Чукотке мобилизовались собачьи упряжки, и в эфире радисты ловили круглосуточно сигналы Э. Кренкеля - из лагеря Шмидта. На двенадцатые сутки "Смоленск" бросил якорь у мыса Олюторского. Отсюда до Уэлена около 2000 километров. И грозные заслоны Арктики: неистовые циклоны с туманами, снегопадами, шквальными ветрами, вершины обледенелых скал, адские морозы. Но, пополнив машины топливом в поселке Мейньшильгин , летчики каманинского звена пробивались к челюскинцам. До мыса Ванкарем добрались только двое - Н. Каманин и В. Бастанжиев и И. Демиров потерпели аварию в сопках. К счастью, остались живы. Пивенштейн отдал свой самолет Каманину, когда тот при вынужденной посадке в поселке Кайнергин налетел на заструги и повредил шасси.

Из Мурманска «Челюскин» вышел 2 августа. На борту находилось 112 человек. Капитаном парохода был Владимир Воронин, руководителем экспедиции — Отто Шмидт. Отношения между этими людьми складывались непросто. Воронин настаивал на возвращении, Шмидт — на продолжении похода. И далее он проходил вполне штатно. А 8-9 сентября «Челюскин» столкнулся с тяжелыми льдами. Они были переправлены на собачьих упряжках на небольшой остров. В конце сентября погода сделалась хуже. Дрейф со льдом продолжался четыре недели — в сторону Берингова пролива. Но разыгравшийся шторм отбросил пароход вместе со льдами на север. Начался обратный дрейф, борт потащило в Чукотское море. До весны из ледяного плена пароходу было не выбраться и все находившиеся на борту готовились на нем зимовать. Топлива и продовольствия, к слову, было в достатке. А 13 февраля с бортом произошла трагедия. От очередного сжатия его корпус лопнул и «Челюскин» пошел ко дну. А люди, спасшие много необходимых вещей и провиант, вынуждены были в тяжелейших условиях зимовать. Катастрофа челюскинцев не деморализовала, но револьвер однажды Шмидту достать пришлось Вынужденная зимовка челюскинцев в официальной советской прессе преподносилась как образец коммунистической дисциплины и стойкости советского человека.

Откройте свой Мир!

Сквозь историю: что происходило 13 февраля? 13 февраля 1934 года во льдах Северного ледовитого океана был раздавлен советский пароход «Челюскин». В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека.
Жуткая правда о подвиге "Челюскинцев" | Пикабу Там ветер и течения погнали льды вместе с вмерзшим в них «Челюскиным» на д дрейфовал более пяти месяцев, пока 13 февраля 1934-го льды не раздавили корпус.
День в истории | 13 февраля 1934 года | Советский пароход «Челюскин» потерялся... Очередная годовщина начала эпопеи челюскинцев. В 1934 году 13 февраля пароход «Челюскин» был за пару часов раздавлен льдами в Чукотском море.
Краткий курс истории. Спасение челюскинцев В ведомости погибщих судов Lloyd Register "Челюскин" с регистрационным номером 39034 занесён с указанием следующей причины гибели: "Разрушен льдами на северном побережье Сибири 13 февраля 1934 года".
90 лет катастрофе "Челюскина": как полярники выживали во льдах В мировой практике еще не было случая спасения такого количества людей, оказавшихся на дрейфующих льдах Ледовитого океана.

Легенды полярной авиации

13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», за историческим походом которого из Мурманска во Владивосток следила вся страна. Два месяца команда и пассажиры просидели на льдине в условиях полярной зимы. Катастрофа парохода Челюскин в январе 1934 года стала исторической трагедией, произошедшей во время Северного полета. Пароход Челюскин был отправлен на экспедицию с целью исследования Северного морского пути и достижения Новосибирских островов. 16 июля 1933 года началась экспедиция Отто Юльевича Шмидта на пароходе "Челюскин" в Северном Ледовитом океане. Лагерь участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин», который 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. 13 февраля 1934 года сжатый со всех сторон громадами льда «Челюскин» был раздавлен и затонул примерно в 100 км от берега. На льдину, рядом с местом гибели «Челюскина», высадилось 104 участника экспедиции. Злокозненная «чертова дюжина» сопровождала эту эпопею, всколыхнувшую весь мир, от начала до конца. 13 июля 1933 года из Ленинграда, в дальнее плавание по Северному Ледовитому океану, отправился пароход «Челюскин».

«Челюскин» — катастрофа или триумф? Как СССР выиграл «Битву за Арктику»

Слова сочетание с примыканием? Оцените вопрос Похожие вопросы:.

Целью экспедиции, кроме сбора различного материала, была проверка возможности прохода Северным морским путем транспортными кораблями, что до этого удалось только ледоколу «Сибиряков», который впервые в истории мореплавания прошел за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан. Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления экипаж и члены экспедиции вынуждены были покинуть судно. Благодаря оперативной работе челюскинцев все необходимые вещи и запасы провизии заранее вынесли на палубу и быстро сбросили на лед. На дрейфующей льдине был создан ледовый лагерь, в котором оказались 104 человека, включая 10 женщин и двух маленьких девочек, родившихся во время плавания. Этот лагерь просуществовал 2 месяца. После получения радиограммы Москва создала правительственную комиссию, и с этого момента началась операция по спасению челюскинцев.

Бабушкина, 1941. Были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы [11]. В последние дни пребывания на льдине Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу в городе Ном на Аляске. Чествования[ править править код ] С Чукотки бухта Провидения , 21 мая 1934 года на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» челюскинцы отправились на Камчатку 28 мая , далее, во Владивосток 7—9 июня , а оттуда, на специальном литерном поезде специальный пассажирский состав из купейных вагонов и вагонов повышенной комфортности в Хабаровск 10 июня и до Москвы [12]. Затем, 24 июня, челюскинцев встречал Ленинград. Впоследствии, в 1939 году им вручили вновь учреждённый знак особого отличия Героев Советского Союза — медаль «Золотая Звезда». Одновременно с ними звания Героя Советского Союза был удостоен также лётчик Сигизмунд Леваневский , хотя из-за аварии самолёта до лагеря он не долетел и ему не довелось снять со льдины ни одного челюскинца.

За помощь при спасении челюскинцев орденом Ленина были награждены двое американских бортмехаников , Клайд Армстед англ. Clyde Armistead и Уильям Левери англ. William Lavery , 20 апреля 1934 года [14] [15]. Непосредственные участники зимовки, кроме двух детей, были награждены орденом Красной Звезды 103 человека, включая погибшего Б. Могилевича [16].

Шмидта 104 человека вынуждены были в условиях полярной ночи покинуть судно и оказались на дрейфующем льду. Пессимисты предсказывали их неминуемую гибель. В мировой практике еще не было случая спасения такого количества людей, оказавшихся на дрейфующих льдах Ледовитого океана. Оптимисты надеялись на благополучный исход и на фантастическое спасение участников ледовой эпопеи.

Математик и альпинист

  • 17 февраля / Лекция «Трагедия в Чукотском море. История спасения экипажа парохода "Челюскин"»
  • Экспедиция Отто Юльевича Шмидта на пароходе "Челюскин"...
  • Тайна экспедиции ледокола "Челюскин". Герои были не героями.
  • В Чукотском море раздавлен льдами пароход «Челюскин»
  • «Всё время торопились, как на пожар»
  • Устный экзамен текст про ильюшина

Устный экзамен текст про ильюшина

А какие же события этому предшествовали? Для «Челюскина» этот рейс оказался и первым, и последним. Его построили по советскому заказу в Дании, и 5 июня 1933 года он прибыл в Ленинград, где был переименован из «Лены» в « Челюскин ». Корабль специально построили для плавания в полярных морях, от устья Лены до Владивостока, поэтому его корпус был особенно усилен для навигации во льдах. Лето в северных морях коротко.

Поэтому, отправление «Челюскина» в первый рейс из Мурманска только 2 августа 1933 года следует считать большим опозданием. Вполне возможно, руководители надеялись на чудо. Но чуда не произошло. Уже 23 сентября 1933 года «Челюскин» оказался наглухо заблокированным во льдах, так и не дойдя до Берингова пролива.

На борту парохода имелся гидроплан Ш-2, специально предназначенный для ледовой разведки, но им не воспользовались.

Родился в семье крестьянина. С 1925 года — лётчик ГВФ. В феврале 1934 года вместе с Г.

Ушаковым и С. Леваневским был направлен в США с целью закупки самолётов для спасения челюскинцев. За один рейс вывез с льдины 5 человек, позже эвакуировал больного О. Шмидта на лечение в США.

С 1935 командир подразделений дирижаблей. В 1936 окончил Военно-воздушную инженерную академию. С 1939 года — начальник Академии ГВФ. В годы Великой Отечественной войны, в 1941—1942, был заместителем командира авиационной бригады ВВС Черноморского флота.

Водопьянов Михаил Васильевич 1899-1980 Советский лётчик, шестой Герой Советского Союза, участник спасения экипажа парохода "Челюскин", участник арктических и высокоширотных экспедиций, генерал-майор авиации. В феврале 1918 года добровольно вступил в Красную Армию. Служил обозным в Дивизионе воздушных кораблей. Участвовал в гражданской войне на фронтах.

С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде. В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В.

С трудом посадил машину. Подбегает бортмеханик Руковский, кричит: «Толя, ты же обморозился » — и начинает растирать меня снегом.

Следующий день сижу с перевязанной физиономией, кожа горит, кровоточит... Я впервые был в Арктике и не имел полярного опыта. Потом научились: вставали затемно, грели воду и масло для моторов, прогревали их и... Пока ждешь, угасает короткий полярный день. Иногда стартовали по 2 — 3 раза в день.

Проходим мыс Сердце-камень, до боли в глазах вглядываемся в горизонт. Иногда принимаем пар из разводьев за дымы лагеря, а тени от ропаков — за жилье. Вдруг штурман Петров показал на что-то и крикнул: «Самолет! Рядом, черными точечками,— три фигурки. Мы вышли прямо на лагерь, пролетели над ним и заметили аэродром.

Раз, другой захожу на посадку — для моей тяжелой машины площадка мала, а по краям ропаки высотой с 4-этажный дом. Промажу — врежусь в них, проскочу — ввалюсь в море. Честно говоря, испугался — таких посадок у меня не было... Сегодня большая радость для «челюскинцев» и вместе с тем праздник советской авиации. Самолет АНТ-4 под управлением летчика Ляпидевского при штурмане Петрове прилетел из Уэлена к нашему лагерю, спустился на подготовленный нами аэродром и благополучно доставил в Уэлен всех бывших на «Челюскине» женщин и двух детей».

Сильные, возможно, дошли бы, а остальные? Несмотря на присущую ему деликатность, Шмидт пригрозил расстрелом каждому, кто попытается уйти из лагеря. Начали строить аэродром. Первую пригодную для него льдину нашли в 5 км от лагеря, создали две группы по 20 — 25 человек, принялись расчищать ее. Только закончим — начинается торошение, и все приходилось делать заново.

И так — 13 раз! Вдруг подбегает Витя Гуревич: «Сандро, слушай, это — самолет! Вскоре возле него был весь лагерь, кроме дежурных. Что творилось! Начали обнимать, качать летчиков, потом женщин, как кукол, подсаживали на плоскости и укладывали в фюзеляже, а Ляпидевский волновался: «Только не трогайте тросы управления!

Тем временем на пароходе «Смоленск» на Камчатку прибыла группа военлетов Каманина на бипланах Р-5 — Демиров, Бастанжиев, Пивенштейн и прикомандированные к ним полярные авиаторы Молоков и Фарих. На перелете, из-за поломок, выбыли самолеты Демирова и Бастанжиева; Каманин при посадке повредил шасси и поступил круто: отстранил от дела заспорившего с ним Фариха и попробовал было забрать машину у «вольнонаемного» Молокова. Тот выхватил пистолет. Тогда Каманин взял Р-5 у своего подчиненного Пивенштейна. Он вывез из «лагеря Шмидта» 34 человека, этого у него не отнять, но нетоварищеский поступок ему не простили.

В марте в 5850-километровый полет по неизведанному тогда маршруту на Чукотку, откуда можно было добраться до «лагеря Шмидта», отправились Галышев, Доронин и Водопьянов. Не повезло старшему в группе Галышеву, он потерпел аварию, но, не в пример Каманину, остался чинить свой самолет.

Совершенно неожиданно для всех советское правительство в категорической форме отказалось принять помощь. Вот уже чего президент Рузвельт никак не мог понять. А все было проще пареной репы. По Северному морскому пути плыли не один, как думали американцы, а сразу два парохода. На одном из них, по имени "Пижма", находились заключенные и вооруженные охранники, а на другом, по имени "Челюскин", - жены и дети охранников.

С одним из кораблей случилась беда, и в результате на льдине в 50-градусный мороз оказались женщины и дети, включая самых маленьких. Как же можно было отказаться от американской помощи?! Какая жестокость! Однако не будем торопиться с выводами. Не надо забывать о "Пижме". Верная спутница "Челюскина" в последнее время начала отставать и в конце концов застряла среди льдин и торосов. К 13 февраля расстояние между двумя кораблями уже превысило 30 км.

А где же была земля? Не так уже далеко, всего в 170 км. Там бродили стада оленей, там жили в своих дымных чумах чукчи. Как долго продлится ледовый плен "Пижмы"? Над этим вопросом ломали себе голову все обитатели парохода, от заключенного до капитана, и неизменно приходили к одному выводу: раньше середины июля открытая вода в этих краях не появится, а это значит - судно с места не сдвинется. Каменного угля и продовольствия было достаточно. Проблема в другом: что делать с двумя тысячами заключенных?

Их много, а конвоиров до смешного мало. И помощи ждать неоткуда. А заключенные уже что-то задумали: это видно по их поведению, по особому блеску в глазах - охранников не обманешь! Как только стало ясно, что "Пижма" застряла среди льдов прочно и надолго, начальник конвоя Кандыба приказал выгрузить на лед аэросани и начать испытания новой техники. И тут обнаружилось, что никто из вохровцев не умеет управлять необычной машиной. Тогда обратились к заключенным: нет ли, ребята, среди вас летчиков? Летчики, конечно, нашлись.

Их было человек пять. По документам все они замышляли перелететь за границу и не с пустыми руками, а с чертежами Днепрогэса или Магнитостроя. Но делать нечего, летчиков привели в порядок - помыли, подстригли, одели в новенькие комбинезоны, а дальше все пошло как по маслу. Моторы послушно заработали, пропеллеры завертелись. В первый же день дали себя знать и конструктивные недостатки. Новинка, слов нет, что надо: и по твердому насту, и по рыхлому снегу аэросани бегали со скоростью автомобиля, но почему-то плохо реагировали на повороты и неровности местности. Даже на небольшом ухабе они могли свалиться набок или с легкостью пробки отлететь в сторону и упасть вверх полозьями.

Со временем летчики стали водить аэросани без особых происшествий. И как раз вовремя! Дверцы распахнулись, и оттуда горохом посыпались дети всех возрастов. По скрипучему трапу на лед спустился Кандыба, подошел к первым саням и заглянул внутрь. Там было темно и жарко. В клубах пара появилась Елизавета Борисовна в беличьей шубке с красным свертком в руках. Итак, приказ был выполнен: все дети были доставлены на "Пижму".

Спустя неделю в лагере челюскинцев не осталось ни одной женщины. Мужчинам-челюскинцам Москва приказала оставаться на льдине и ждать помощи с Большой земли. Маленькая Карина и ее мать снова поселились в каюте-люкс, точь-в-точь такой же, как на "Челюскине". Только 5 апреля летчик Каманин перевез их на Чукотку. Вечером этого дня на пароходе остались одни мужчины. В кармане у Кандыбы уже лежал секретный приказ - шифрованная радиограмма. Никто не знал, что там написано, но едва ли не все догадывались.

Что было дальше, достоверно никто не знает. Живых свидетелей давно нет. Примерно через неделю после торжественного въезда челюскинцев в Москву Кандыбу вызвали на Лубянку. Домой он вернулся в чине комбрига с орденом Боевого Красного Знамени на груди. И никаких объяснений никому, даже жене. Все же однажды, будучи сильно навеселе, Кандыба рассказал Елизавете Борисовне о своем посещении Большого дома на Лубянке. По длинному коридору его провели в кабинет величиной с баскетбольную площадку.

Люди в военном поднялись ему навстречу и пожали руку. И тут же вошел хозяин Лубянки - генеральный комиссар внутренних дел Генрих Ягода - голубые брюки с лампасами, белый китель с золотыми пуговицами. Все сели, начался деловой разговор. Они спрашивали, а он отвечал по-военному коротко и точно. Спросили, например, о летчиках, что он о них думает, способны ли они держать язык за зубами. Отвечать надо было быстро и только правду. Наступила короткая пауза.

Тогда заговорил сам Ягода: "До поры до времени мы им заткнули глотку - специально для них придумали звание Герой Советского Союза, теперь они на седьмом небе". Все присутствующие засмеялись, однако потребовали уточнений. Обычная работа, и ничего героического. Будто бы кое-кто из заключенных с "Пижмы" добрался до Аляски. Что вы об этом думаете? Холодок страха пробежал по спине Кандыбы. Он-то хорошо знал, на какие "подвиги" способны заключенные.

Но чтобы кто-то из этих доходяг сумел пройти 500 километров по замерзшему океану?! Уверенность Кандыбы произвела хорошее впечатление. На этом все и закончилось. В начале августа челюскинцев отправили на Черное море отдыхать и лечиться. Маленькая Карина сразу стала кумиром всего санатория, а затем и всего города. Поду-мать только: ведь она родилась на ледоколе, посреди Ледовитого океана, а потом два месяца провела в палатке на льдине. И осталась жива!

Со всех сторон приезжали корреспонденты и фотографы. Карину фотографировали для детских книг, журналов, учебников. А она и в самом деле была сущим ангелочком - кудрявая, голубоглазая, с очаровательной улыбкой! С самого утра именинница принимала поздравления и подарки. От нечего делать санаторий сходил с ума. Вечером на огромном балконе номера, где проживало семейство Кандыбы, накрыли столы. Пришли гости - народ все солидный, энкэвэдэвское начальство со всей матушки России.

Веселились до глубокой ночи. Беззаботной жизни, казалось, не будет конца. А между тем конец приближался. Прошла еще неделя, и на имя Кандыбы поступила телеграмма: немедленно явиться в Москву, и опять на Лубянку. На этот раз ему пришлось долго ждать. Наконец дошла очередь и до него. Молодой человек повел его по коридорам и переходам первого этажа.

В небольшой комнате за письменным столом сидел человек в военной форме, скорее всего следователь. Внезапно дверь распахнулась и вошел Карл Петерс, бессменный зам. Пройдет еще пять лет, и самого Петерса, а вместе с ним Ягоду и Ежова, по этим же коридорам тоже поведут на расстрел. Но кто мог знать об этом в 34-м году?! При виде высокого начальства Кандыба вскочил и вытянулся во весь свой огромный рост. Петерс сделал знак садиться и сам опустился на стул рядом со следователем. В руках у него был иностранный журнал в блестящей цветной обложке.

Петерс открыл нужную страницу, положил журнал перед Кандыбой и только тогда заговорил негромким бесцветным голосом с легким латышским акцентом. Сначала Кандыба увидел силуэты американских небоскребов на фоне извилистой линии морского залива. И только потом заметил внизу большую группу бородатых людей, одетых как-то странно. Присмотрелся и понял - это православные священники в полном церковном облачении. Пробежал глазами по лицам и от удивления даже открыл рот: перед ним были его старые знакомые - невольные пассажиры "Пижмы", а на переднем плане - митрополит Серафим собственной персоной! Этот снимок был сделан в Нью-Йорке месяц тому назад. Мне очень хочется знать, как эти господа попали в Соединенные Штаты.

За 75 лет прошедших после гибели парохода решу огэ За 75 лет прошедших после гибели…

13 февраля 1934 года в водах Чукотского моря льдами был раздавлен и затонул советский пароход «Челюскин». Во время катастрофы погиб один человек. Остальные 104 члена экспедиции и команды были вынуждены, высадится на лёд северного океана. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход "Челюскин", раздавленный льдами. Экспедиция под руководством полярника Отто Юльевича Шмидта должна было Радио Sputnik, 13.02.2024. 13 февраля 1934 года советский пароход «Челюскин» был раздавлен льдами Северного ледовитого океана и через два часа затонул. Многие большие корабли оказывались в ледяном плену, из которого им было не суждено выбраться. 87 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», который должен был открыть регулярную навигацию по Северному морскому пути. Операция по спасению экипажа судна, по спасению челюскинцев, стала настоящей эпопеей. Пессимисты глубоко сомневались в том, что эти люди смогут выжить на льду Ледовитого океана, так как в истории не было прецедентов, когда так много людей оказывались на дрейфующих льдах в таких условиях.

Источники:

  • Математик и альпинист
  • Катастрофа стала торжеством
  • Пароход Челюскин погиб не зря.
  • Версии экспедиции "Челюскина" | Контент-платформа
  • 17 февраля / Лекция «Трагедия в Чукотском море. История спасения экипажа парохода "Челюскин"»

Удивительная история катастрофы парохода Челюскин и трагедии Северного полета

16 июля 1933 года началась экспедиция Отто Юльевича Шмидта на пароходе "Челюскин" в Северном Ледовитом океане. 13 февраля 1934 года советский пароход «Челюскин» был раздавлен льдами Северного ледовитого океана и через два часа затонул. Многие большие корабли оказывались в ледяном плену, из которого им было не суждено выбраться. 13 февраля 1934 года советский пароход «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в Чукотском море. А какие же события этому предшествовали? Для «Челюскина» этот рейс оказался и первым, и последним. 13 февраля 1934 года началось сильное сжатие льдов, и «Челюскин» затонул. На дрейфующий лед сошло 104 человека – среди них 10 женщин и двое маленьких детей. При высадке один человек погиб. 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», за историческим походом которого из Мурманска во Владивосток следила вся страна. Два месяца команда и пассажиры просидели на льдине в условиях полярной зимы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий