Программа «Театральная мастерская»

ПАСПОРТ

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программы

«Театральная мастерская»

художественной направленности

Наименование муниципалитета МО
Успенский район
Наименование организации МБУДО
ДДТ
ID-номер
программы АИС
«Навигатор»
43696
Полное наименование программы Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральная
мастерская»
Механизм финансирования
(ПФДО, муниципальное задание)
Муниципальное
задание
ФИО автора (составителя)
программы
Камышанова
Ирина Владимировна
Пиданова
Снежана Борисовна
Краткое описание
программы
Обучение
основам актерского мастерства и сценической речи, формирование интереса к
театральной деятельности.
Форма обучения Очная,
дистанционная
Уровень содержания Ознакомительная
Продолжительность
освоения (объем)
36
часов
Возрастная категория  7 – 13 лет
Цель программы Цель
программы: создание
образовательной среды, способствующей развитию
социальных, интеллектуальных, творческих интересов учащихся средствами театрального
искусства.
Задачи программы Образовательные:
— формировать представление о театре как виде
искусства;
— формировать знание сценического действия как основы
актёрского творчества, видов театрального действия (ролевые
игры-постановки, мини-спектакли, мини-сценки);
— формировать умение определять главные и второстепенные
события в действии, умение взаимодействовать с партнёрами — понять и оценить
его слова и поведение, воздействовать на партнёра и зрителей в заданном
направлении;
— формировать владение сценическим пространством.
Воспитательные:
— формировать умение пояснить цель, осуществлять её
реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
-формировать представление о социальных нормах и
ценностях; осознанный опыт жизни в обществе; умение владеть этикой
взаимоотношений;
Развивающие:
— формировать элементы художественно-творческих
компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя.
— научить выступлению с устным сообщением, умению отвечать
на вопрос; владеть такими видами речевой деятельности, как монолог и диалог;
владеть способами совместной деятельности в группе, приемам действий в
ситуациях общения; позитивным навыкам  общения.
Ожидаемые результаты В процессе реализации программы у детей формируются
:
Предметные результаты:
— представление о театре как виде искусства;
— знание сценического действия как основы актёрского
творчества, видов театрального действия (ролевые игры-постановки,
мини-спектакли, мини-сценки);
— умение определять главные и второстепенные события в
действии, слушать партнёра, понять и оценить его слова и поведение,
воздействовать на партнёра и зрителей в заданном направлении;
— владение сценическим пространством.
Личностные результаты:
— умение пояснить цель, осуществлять её реализацию,
давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
— представление о социальных нормах и ценностях;
осознанный опыт жизни в обществе; умение владеть этикой взаимоотношений;
Метапредметные результаты:
—  умение владеть элементами художественно-творческих
компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя.
— умение выступать с устным сообщением, отвечать на
вопрос; владеть такими видами речевой деятельности, как монолог и диалог;
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в
ситуациях общения; иметь позитивные навыки общения.
 
Особые условия
(доступность для детей с ОВЗ)
нет
Возможность реализации в сетевой
форме
нет
Возможность реализации в
электронном формате с применением
дистанционных технологий
Имеется
возможность реализации в
электронном
формате с применением дистанционных технологий
Материально-техническая база Наличие
кабинета для теоретических занятий, сцены для репетиционных занятий. Кабинет
оборудован столами, стульями в соответствии с государственными стандартами,
мультимедийное оборудование, магнитофон, ноутбук, флешкарта, музыкальные
фонограммы, видеозаписи, реквизит для создания костюмов, образов.

Нормативно-правовые
основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ

В разработке содержания дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей 
программы учитываются:

1. Федеральный закон Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

2. Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

3. Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утв.
приказом Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);

4. Целевая модель развития региональных
систем дополнительного образования детей (утв. приказом Министерства
просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели региональных систем
дополнительного образования детей» от 03.09.2019 №467)

5. Федеральный проект «Успех каждого
ребенка» утвержденный 7 декабря 2018 года;

6. Концепция развития дополнительного
образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

7. Проект Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года.

8. Проектирование и экспертирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и
возможности вариативности: учебно-методическое пособие / И.А. Рыбалева —
Краснодар: Просвещение – Юг 2019.-138 с.

9. Устав МБУ ДО ДДТ принят общим
собранием трудового коллектива, 30 января, 2020 г., утверждён постановлением
администрации муниципального образования Успенский район от 18.02.2020 года №
155.

Раздел 1.
«Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые
результаты»

  1. Пояснительная
    записка

Театральная
деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и
понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно,
потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей
жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он
играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало,
и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Удовлетворяя эстетические
потребности ребенка, занятия театральной деятельностью играют  важную роль в духовном становлении его личности,
формировании его сознания, расширяют жизненный опыт и обогащают
чувственно-эмоциональную сферу.

«Значение
произведений искусств заключается в том, что они позволяют «пережить кусочек
жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают
определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу,
чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.М. Теплов).

Общеобразовательная
общеразвивающая программа «Театральная мастерская»
 относится к художественной направленности, она способствует развитию интереса к
театральному искусству, направлена на овладение способами художественной
деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей
ребенка.

 Новизна:

Новизна в применении
современных технологий в дополнительном образовании, использование как
контактной, так и бесконтактной организации образовательного процесса
средствами дистанционного обучения на информационно-коммуникационных ресурсах (ZOOM, Skype, Webinar, Instagram
и др.).

Актуальность: Театральная
деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и
понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно,
потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей
жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он
играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало,
и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральное искусство» направлена
на приобщение учащихся к театральной деятельности, на пробуждение интереса к этому
виду искусства при выборе дальнейшего дополнительного образования, что очень
востребовано в современных условиях.

Педагогическая
целесообразность
программы
заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям
раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и
нравственные качества, повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие
памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики
движений), что в будущем поможет быть более успешными в социуме. Известно, что
одной из самых важных потребностей детей является потребность в общении. В этой
связи одной из приоритетных задач является развитие у них качеств, которые
помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные,
принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие
противоречия в общении.

  Отличительная особенность: программа ознакомительного уровня  ориентирована на развитие творческих
способностей, психофизических ощущений, раскрепощение личности, формирование
устойчивого желания продолжить занятия театральной деятельностью по программам дополнительного
образования базового уровня.

Адресат программы: программа рассчитана на детей от
7 до 13 лет, без специальной подготовки, обучение может проходить как в
одновозрастной, так и в разновозрастной учебной группе. Принимаются все
желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и специальной
подготовки.

         
Наполняемость группы от 10 до 12 человек.

         Уровень программы, объем и сроки реализации. Общеобразовательная общеразвивающая
программа «Театральная мастерская» ознакомительного уровня.

 Срок освоения
программы 36 часов. Программа рассчитана на 18 недель, 2 часа в неделю.  

Форма обучения – очная.

Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в
неделю по 1 учебному часу или 1
раз  в неделю по 2 учебных часа.  Продолжительность учебного часа 40
минут.

Особенности организации
образовательного процесса
   — в соответствии с
индивидуальным учебным планом в объединении в сформированных группах учащихся
одного или разных возрастных категорий, являющихся основным составом
объединения. Состав группы постоянный. Основная формаобучения – групповое учебное занятие, с ярко выраженным
индивидуальным подходом. Виды занятий определяются
содержанием программы: беседы, практические занятия, мастер-классы, этюды,
ролевые игры, репетиции, выступления  и
другие.

В процессе обучения ведется профориентационная работа с
учащимися.

Возможно прохождение
отдельных тем программы в дистанционном режиме, возможна самостоятельная
удаленная  работа по отдельным темам программы,
обязательным представление результатов.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: создание
образовательной среды, способствующей развитию
социальных, интеллектуальных, творческих интересов учащихся средствами
театрального искусства.

Задачи
программы:

Образовательные:

— формировать представление о театре
как виде искусства;

— формировать знание сценического действия
как основы актёрского творчества, видов театрального
действия (ролевые игры-постановки, мини-сценки, мини-спектакли);

— формировать умение определять главные и
второстепенные события в действии, умение взаимодействовать с партнёрами —
понять и оценить его слова и поведение, воздействовать на партнёра и зрителей в
заданном направлении;

— формировать владение сценическим пространством.

Воспитательные:

— формировать умение пояснить цель,
осуществлять её реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной
деятельности;

-формировать представление о социальных
нормах и ценностях; осознанный опыт жизни в обществе; умение владеть
этикой взаимоотношений;

Развивающие:

— формировать элементы
художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя.

— научить
выступлению с устным сообщением, умению отвечать на вопрос; владеть такими
видами речевой деятельности, как монолог и диалог; владеть способами совместной
деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения; позитивным
навыкам  общения.

  1. Содержание программы

Учебный план


п/п
Название раздела темы Количество часов Форма контроля
Теория Практика Всего
1 Вводное занятие. «Театр – искусство
слова, пластики, действия». Инструктаж по технике безопасности.
 
1
 
1
 
2
Беседа,
упражнения
2 Театральная игра 1 5 6 Упражнения
3 Культура и техника речи 2 4 6 Выступления
4 Основы театральной культуры 2 2 Беседа, опрос
5 Основы мастерства ведущего 2 4 6 Упражнения, игры
6 Постановочная работа 1 5 6 Сценарий
7 Работа над театрализованным праздником 1 5 6 Педагогическое наблюдение
8 Итоговое занятие. Театрализованный
праздник.
2 2 Праздник.
Итого: 10 26 36  

Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие. «Театр –
    искусство слова, пластики, действия». Инструктаж по технике безопасности (2 ч.)
    .

Теория: Вводное занятие. Беседа «Театр –
искусство слова, пластики, действия». Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Входной контроль: Выполнение
упражнений на тему: «Действие – основа театрального искусства».

  • Театральная игра (6 ч.)

Теория: Развитие памяти. Выразительность жестов.
Эмоции .Этюды.

Практика: Игры на развитие памяти, внимания.
Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление  различных характеров. Этюды на развитие
эмоций.  Мимические игры. Упражнения с
помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по
сказкам. Игры – пантомимы.  Разыгрывание
мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии.

  • Культура и техника речи (6 ч.)

Теория: технология работы над литературным произведением
для чтения со сцены.

Практика: Артикуляционная гимнастика. Устранение
дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения.
Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий,
слов, фраз, стихов и поговорок. Работа со скороговорками. Подготовка и чтение
небольших литературных произведений со сцены.

  • Основы театральной культуры (2ч.)

Теория: Знакомство с театральной терминологией.
Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Театральные
профессии.

  • Основы мастерства ведущего (6ч.)

Теория: понятие словесное действие.  История развития словесного действия.

Практика: Театрализованная игра «Я – ведущий».
«Я – зритель». Упражнения и игры на развитие словесного действия.

  • Постановочная работа (6 ч.)

Теория: Работа над сценарием.

Практика:
Подготовка сценария. Работа над спектаклем: распределение
ролей. Сценическое движение, упражнения пантомимы. Выстраивание
мизансцен, репетиционные работы. Показ спектакля

  • Работа над театрализованным праздником  (6 ч.)

Теория: Сущность и
особенности праздника. Сценарий праздника. 
Понятие актерской задачи. Основные принципы подбора музыкального
сопровождения. Основные принципы подбора костюмов, грима, реквизита,
сценического оформления для театрализованного праздника.

Практика: Отработка
традиционных элементов праздников в форме театральной игры. Разработка
сценария.  Распределение ролей.
Определение и постановка актерских задач. Работа над образом. Подбор музыки.
Подбор и создание  костюмов, грима,
реквизита, сценического оформления праздника. Репетиции.

  • Итоговое занятие. Театрализованный
    праздник (2 ч.)

Практика:
проведение театрализованного праздника. Подведение итогов обучения. Вручение
грамот.

  1. Планируемые
    результаты

В процессе реализации программы у обучающихся
сформируются :

Предметные результаты:

— представление о театре как виде
искусства;

— знание сценического действия как основы
актёрского творчества, видов театрального действия (ролевые
игры-постановки, мини-спектакли, мини-сценки);

— умение определять главные и
второстепенные события в действии, слушать партнёра, понять и оценить его слова
и поведение, воздействовать на партнёра и зрителей в заданном направлении;

— владение сценическим пространством.

Личностные результаты:

— умение пояснить цель, осуществлять её
реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

— представление о социальных нормах и
ценностях; осознанный опыт жизни в обществе; умение владеть этикой
взаимоотношений;

Метапредметные результаты:

—  умение владеть элементами
художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя.

— умение выступать с
устным сообщением, отвечать на вопрос; владеть такими видами речевой
деятельности, как монолог и диалог; владеть способами совместной деятельности в
группе, приемами действий в ситуациях общения; иметь позитивные
навыки общения.

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических
условий, включающий формы аттестации».

2.1.     Календарно-учебный график

Для реализации содержания данной
программы для каждой учебной группы пишется свой календарный учебный график по
представленной ниже форме:


п/п
Тема
занятия
Дата Кол-во часов Форма занятия Форма контроля
план факт

В ходе реализации данной программы  педагог может корректировать (вносить
изменения, дополнения) в разделы календарного учебного графика каждой учебной
группы для вариативного темпа изучения программного материала, выбора учебных
заданий  и разных видов педагогической
деятельности  на занятиях, определения
характера и степени дозировки  со стороны
педагога.

Примерный календарный учебный график
(Приложение № 1)

2.2.    
Условия реализации программы

Для реализации
программы требуется наличие кабинета для теоретических занятий, сцены для
репетиционных занятий.

Кабинет
оборудован столами, стульями в соответствии с государственными стандартами,
мультимедийное оборудование, экран, магнитофон, ноутбук, флешкарта, музыкальные
фонограммы, видеозаписи, реквизит для создания костюмов, образов.

    Специальная литература, аудио-, видео-,
фото — материалы. Интернет–источники.

Для
реализации программы требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями  и практическими навыками преподавания в
области театрального искусства.

2.3. Формы
контроля и подведение итогов

В
процессе обучения отслеживаются три вида результатов:

—   начальный – в начале обучения, проводится с
целью определения уровня развития и подготовки детей  (выполнение упражнений,
определенных действий на заданную тему);

—  текущий – на каждом уроке, в конце каждой
темы, проводится
с целью определения степени усвоения учебного материала (в виде педагогического наблюдения, опросов, выполнения
упражнений и заданий );


итоговый – в конце обучения при подведении итогов освоения программы с целью
определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (выполняются итоговой творческой работы).

Программой
предусмотрены наблюдение и контроль за ее выполнением, развитием личности
учащихся. Результаты диагностики позволяют корректировать образовательный
процесс, лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения, выбрать
эффективные направления деятельности по сплочению коллектива, пробудить в детях
желание прийти на помощь друг другу.

Формы подведения итогов реализации
программы: открытые занятия, контрольные занятия, театрализованный праздник  и т.д.

2.4.  Оценка
планируемых результатов

Оценочные материалы:

  1. Критерии
    оценки достижений и планируемых результатов (Приложение № 2).
  2. Открытое
    занятие по теме «Культура и техника речи» (Приложение № 3).
  3. Оценка
    за театральный праздник (Приложение № 4).

2.5. Методические
материалы 

Теоретические и
практические занятия проводятся с привлечением дидактических материалов —
разработок для проведения занятий (презентации,  контрольные упражнения, контрольные задания и
др.).

Образовательный
процесс включает в себя различные методы
обучения
: репродуктивный (педагог ставит проблему и вместе с учащимися ищет
пути ее решения), поисково-исследовательский, эвристический.   Методы обучения осуществляют   четыре основные функции: функцию сообщения
информации; функцию обучения учащихся практическим умениям и навыкам; функцию
учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих учащихся, функцию
руководства познавательной деятельностью учащихся.

Учебный процесс
идёт в виде игр, бесед, создания постановок, декламация выбранных произведений,
круглых столов, обсуждение с применением понятия «мозговой штурм».

В особенность
организации учебного процесса активно включена возможность практического
вовлечения учащихся в предметную деятельность. Используется дидактический
материал.

Формы проведения
занятий определяется в зависимости от темы программы:

— игра;

— диалог;

— слушание;

— импровизация.

— тренинги;

— репетиции;

— досуговых мероприятий.

Постоянный поиск
новых форм и методов организации образовательного процесса позволяет
организовать работу с детьми более разнообразно, эмоционально, информационно
насыщено.

На занятиях
создается доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии
себя в общении и творчестве.

В программе
предусмотрены формы диагностики и контроля достижения учащимися ожидаемых
результатов.

На начальном
этапе обучения программой предусмотрено выявление интересов, склонностей,
потребностей учащихся, уровень мотивации, творческой активности. В конце
каждого обучения  отслеживания динамики
развития личности учащихся.

Обучение
проводится с использованием различных технологий
(игровые, групповые, проблемного обучения, дифференцированной, коллективной
творческой деятельности, развивающего и дистанционного обучения). Чередуются
различные виды деятельности (игровая, исследовательская, творческая),
направленные на формирование продуктивной устойчивой мотивации к выбранному
виду деятельности. На занятиях активно используются здоровьесберегающие
технологии (релаксационные упражнения, динамические паузы, физкультминутки).
При работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Важным является
развитие интереса и самостоятельности у детей. Большое внимание уделяется
обучению самостоятельно готовиться к мероприятиям, проводить их, работать с
литературой, поощрять и стимулировать выдвижение новых идей; — учить детей
оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять
оценивание работы самими учащимися.

В основу данной программы положены следующие
педагогические       принципы:

— принцип
гуманизации;

— принцип
природосообразности и культуросообразности;

— принцип
самоценности личности;

— принцип
увлекательности;

— принцип
креативности.

Комплексно-целевой
подход к образовательному процессу предполагает:


дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;


демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащихся;

— достижение
заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение
качественных результатов обучения.

На каждом
занятии помимо обучающих задач реализуются воспитательные задачи.

Воспитательная работа:Воспитание
– это целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитательные
задачи  связаны с  ориентацией обучающихся на критерии добра и
зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных
норм в реальной жизни. Педагог  решает
поставленные задачи в соответствии со спецификой возраста обучающихся и  взаимоотношений внутри учебной  группы, учитывая при этом индивидуальные
особенности каждого обучающегося. Основным в воспитательной работе является
содействие саморазвитию личности, реализации его творческого потенциала,
обеспечение активной социальной адаптации, создание необходимых и достаточных
условий для активизации усилий обучающихся 
по преодолению собственных проблем.

Функции педагога дополнительного образования при построении
воспитательной работы в коллективе:

— организация разнообразной деятельности в группе;

— забота о развитии каждого обучающегося;

— помощь в решении возникающих проблем.

Основой  формирования коллектива
является цель, достижению которой подчинена деятельность его членов. Намеченная
цель должна показать коллективу возможности развития и перспективы. В
знакомстве с основами театральной деятельности такой перспективой будет  формирования интереса театральному искусству,
вера в свои силы и совершенствование своих умений и навыков при участии в
различных постановках, районных театрализованных мероприятиях, участие
проведении концертных мероприятий и др. Достижение одной цели должно
сопровождаться постановкой другой, более сложной.  Только в этом случае возможно поступательное
развитие коллектива.

Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных  занятий, так и при участии в выставках и
культурно-массовых мероприятиях. В течение всего года ведется работа по
формированию сознательного и добросовестного отношения к  занятиям, привитию организованности,
трудолюбия и дисциплины.

В работе с учащимися применяется широкий круг средств и методов воспитания:

— личный пример и педагогическое мастерство педагога;

-высокая организация учебного 
процесса;

— атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;

— дружный коллектив;

— система морального стимулирования;

— наставничество более опытных учащихся.

Воспитательная
работа должна создавать условия для самосовершенствования и саморазвития,
самоактуализации каждого обучающегося.

2.6. Список
литературы


для педагога

  1. http://www.mir-teatra.org/news/chto_takoe_teatr_istorija_teatra/2015-04-27-53
  2. https://yandex.ru/promo/yavteatre/theater_types_guide
  3. https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html
  4. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/2977/ТЕАТР
  5. https://zen.yandex.ru/media/id/5cc78dbf55033c00b3b3bea9/ustroistvo-teatra-akt-1-kratkoe-opisanie-ustroistva-teatra-5d1a6cb5bd2e7e00ad726531
  6. http://life.mosmetod.ru/index.php/item/teatralnaya-shpargalka
  7. http://art-complex.ru/pages/slovar/
  8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/01/osnovy-teatralnoy-kultury
  9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/22/zanyatie-v-teatralnom-kruzhke-ritmoplastika
  10. https://zen.yandex.ru/media/teatr_sova/scenicheskaia-rech-kak-osnova-akterskogo-masterstva-5e8908038274cd4de92120f9
  11. https://www.sites.google.com/site/saranakan/home/rezissura/sceniceskaa-rec


для учащихся и родителей:

  1. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/12/06/v-pomoshch-rukovoditelyu-teatralnogo-kruzhka
  2. https://www.kanal-o.ru/news/9379
  3. https://ddt-pervomay.rnd.muzkult.ru/media/2018/12/08/1211269333/4._Detskij_teatr_Lila.pdf
  4. https://kukuriku.ru/detskie-uchrezhdeniya/kruzhki-sekcii/teatralnye/
  5. https://www.kid-edu.ru/catalog/igrovoe_oborudovanie_i_uchebnye_posobiya/teatralnye_rekvizity_i_kostyumy/kostyumy_dlya_teatralizovannoy_deyatelnosti/
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/01/10/seminar-praktikum-izgotovlenie-kostyumov-i-atributov-d

Приложение № 1

Календарный учебный
график


п/п
Тема занятия Дата Кол-во часов Форма занятия Форма контроля
план факт
Вводное
занятие.
«Театр – искусство слова,
пластики, действия». Инструктаж по технике безопасности (2 ч.)
.
1 Вводное занятие. «Театр –
искусство слова, пластики, действия». Инструктаж по технике безопасности
2 Беседа
 
Педагогическое наблюдение
Театральная игра (6 ч.)
2 Игры на развитие памяти,
внимания. Эмоции.
2 Практическая работа Педагогическое наблюдение
3 Этюды на выразительность
жестов,  различные характеры, эмоции.
2 Практическая работа Педагогическое наблюдение
4 Этюды  на действие 
с воображаемым предметом. Разыгрывание мини-сценок.
2 Практическая работа Педагогическое наблюдение
Культура и техника речи (6
ч.)
5 Работа над литературным
произведением для чтения со сцены.
2 Беседа.  Практическая работа Педагогическое наблюдение
6 Артикуляционная
гимнастика. Тренинг дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого
голоса. Работа со скороговорками.
2 Беседа.  Практическая работа Педагогическое наблюдение
7 Подготовка и чтение
небольших литературных произведений со сцены.
2 Практическая работа Открытое занятие
 
Основы театральной культуры
(2ч.)
8 Основы театральной культуры 2 Беседа Опрос
Основы мастерства
ведущего (6ч.)
9 Понятие словесное
действие.  История развития словесного
действия.
2 Беседа. Практическая работа Беседа
 
10 Театрализованная
игра «Я – ведущий». «Я – зритель».
2 Практическая работа Педагогическое наблюдение
11 Упражнения и игры на развитие словесного действия. 2 Практическая работа Педагогическое наблюдение
Постановочная работа (6 ч.)
12 Работа над
сценарием.
2 Практическая работа Педагогическое наблюдение
13 Работа над спектаклем 2 Практическая работа Педагогическое наблюдение
14 Показ спектакля. 2 Практическая работа Педагогическое наблюдение
Работа над театрализованным
праздником  (6 ч.)
15 Сущность
и особенности праздника. Сценарий. Костюмы. Реквизит.
2 Беседа.  Практическая работа Беседа. Практическая работа.
16 Оформление сцены. Распределение
ролей, репетиция.
2 Практическая работа Педагогическое наблюдение
17 Генеральная репетиция 2 Практическая работа Педагогическое наблюдение
Итоговое
занятие.
Театрализованный праздник
(2 ч.)
18 Театрализованный праздник.
Вручение грамот.
2 Подведение итогов Педагогическое наблюдение

Приложени № 2

1.     Критерии оценки достижений планируемых результатов

Освоение Программы оцениваем  по 2 показателям: сформирован полностью и
сформирован частично.

Критерии и формы оценки качества знаний:

  Сформирован
полностью
Сформирован
частично
1. Проявляет
устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
Интересуется
театральной деятельностью
2. Называет
различные виды театра
Использует
свои знания в театрализованной деятельности
3.  Умеет строить диалог, выбрав
самостоятельно   партнера, используя
нужные интонации.
Строит диалог
с партнером
4 Творчески
применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных
состояниях и характере героев
Владеет
знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать,
используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности
5 Импровизирует,
создавая выразительные пластические образы
 умеет эмоционально выражать состояния героя
 
Передает в
свободных пластических движениях образ героя.
6 Проявляет
инициативу, согласованность действий с партнерами
Проявляет
инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной
деятельности

Оценка
уровня развития:

1 балл – большинство критериев
недостаточно развиты;

2 балла – соответствует возрасту.

Время проведения мониторинга: май

Приложение № 3

Открытое занятие по теме «Культура и техника речи»

Открытое занятие проходит в виде
показа  чтецких номеров обучающихся,
подготовленных во время занятий. Оценка индивидуальных творческих проектов
проходит в соответствии с предложенными критериями по 5 бальной шкале, где 0
баллов – полностью не соответствует, 5 баллов – полностью соответствует.

Фамилия, имя обучающегося
______________________________________

Автор и название произведения
_____________________________________

Критерии Кол-во баллов
Знает
текст
 
Общая
техника речи: сила голоса, хорошая дикция, соблюдение орфоэпических норм
 
Интонационная
выразительность речи (соблюдение логики сценической речи,  мелодика, выражаемая в движении голоса по
звукам разной высоты; темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и  остановках, 
паузах;  эмоциональная окраска
речи, определяющая характер);
 
Использует
выразительные средства (мимики, жестов, поз, движений)
 
Общается
со зрителем
 
Всего
баллов
 

Перевод
баллов в оценку


от 25 до 21 баллов – отлично


от 20 до 16 баллов – хорошо


от 15 до 11 баллов – удовлетворительно

-менее
11 баллов неудовлетворительно

Приложение № 4

Оценка за
театрализованный праздник

Оценка результативности работы
обучающегося над театрализованным представлением происходит в соответствии с
предложенными критериями.

Результаты
обучающегося по итогам проведения театрализованного праздника
Да
– 1
Нет
— 0
Принимает
активное участие в разработке сценария праздника
 
Знает
текст
 
Использует
четкую речь, владеет голосом
 
Включен
в общую работу
 
Активно
взаимодействует с партнерами по спектаклю и поддерживает их на площадке
 
Творчески
свободен и раскрепощен
 
Органичен
во время сценического существования
 
Актерски
выразителен, заразителен и эмоционален
 
Импровизирует
на сцене
 
Активно
общается со зрителями
 
Итого
баллов
 

Перевод баллов в оценку:

— от 10 до 8 баллов – отлично

— от 7 до 5 баллов – хорошо

— от 4 до 2 баллов – удовлетворительно

— менее 2 баллов — неудовлетворительно