Программа «Театральная мастерская»
ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программы
«Театральная мастерская»
художественной направленности
Наименование муниципалитета |
МО Успенский район |
Наименование организации |
МБУДО ДДТ |
ID-номер программы АИС «Навигатор» |
43696 |
Полное наименование программы |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральная мастерская» |
Механизм финансирования (ПФДО, муниципальное задание) |
Муниципальное задание |
ФИО автора (составителя) программы |
Камышанова Ирина Владимировна Пиданова Снежана Борисовна |
Краткое описание программы |
Обучение основам актерского мастерства и сценической речи, формирование интереса к театральной деятельности. |
Форма обучения |
Очная, дистанционная |
Уровень содержания | Ознакомительная |
Продолжительность освоения (объем) |
36 часов |
Возрастная категория | 7 – 13 лет |
Цель программы |
Цель программы: создание образовательной среды, способствующей развитию социальных, интеллектуальных, творческих интересов учащихся средствами театрального искусства. |
Задачи программы |
Образовательные: — формировать представление о театре как виде искусства; — формировать знание сценического действия как основы актёрского творчества, видов театрального действия (ролевые игры-постановки, мини-спектакли, мини-сценки); — формировать умение определять главные и второстепенные события в действии, умение взаимодействовать с партнёрами — понять и оценить его слова и поведение, воздействовать на партнёра и зрителей в заданном направлении; — формировать владение сценическим пространством. Воспитательные: — формировать умение пояснить цель, осуществлять её реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности; -формировать представление о социальных нормах и ценностях; осознанный опыт жизни в обществе; умение владеть этикой взаимоотношений; Развивающие: — формировать элементы художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя. — научить выступлению с устным сообщением, умению отвечать на вопрос; владеть такими видами речевой деятельности, как монолог и диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения; позитивным навыкам общения. |
Ожидаемые результаты |
В процессе реализации программы у детей формируются : Предметные результаты: — представление о театре как виде искусства; — знание сценического действия как основы актёрского творчества, видов театрального действия (ролевые игры-постановки, мини-спектакли, мини-сценки); — умение определять главные и второстепенные события в действии, слушать партнёра, понять и оценить его слова и поведение, воздействовать на партнёра и зрителей в заданном направлении; — владение сценическим пространством. Личностные результаты: — умение пояснить цель, осуществлять её реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности; — представление о социальных нормах и ценностях; осознанный опыт жизни в обществе; умение владеть этикой взаимоотношений; Метапредметные результаты: — умение владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя. — умение выступать с устным сообщением, отвечать на вопрос; владеть такими видами речевой деятельности, как монолог и диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; иметь позитивные навыки общения. |
Особые условия (доступность для детей с ОВЗ) |
нет |
Возможность реализации в сетевой форме |
нет |
Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий |
Имеется возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий |
Материально-техническая база |
Наличие кабинета для теоретических занятий, сцены для репетиционных занятий. Кабинет оборудован столами, стульями в соответствии с государственными стандартами, мультимедийное оборудование, магнитофон, ноутбук, флешкарта, музыкальные фонограммы, видеозаписи, реквизит для создания костюмов, образов. |
Нормативно-правовые
основания для проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
В разработке содержания дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программы учитываются:
1. Федеральный закон Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3. Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утв.
приказом Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
4. Целевая модель развития региональных
систем дополнительного образования детей (утв. приказом Министерства
просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели региональных систем
дополнительного образования детей» от 03.09.2019 №467)
5. Федеральный проект «Успех каждого
ребенка» утвержденный 7 декабря 2018 года;
6. Концепция развития дополнительного
образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
7. Проект Концепции развития
дополнительного образования детей до 2030 года.
8. Проектирование и экспертирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и
возможности вариативности: учебно-методическое пособие / И.А. Рыбалева —
Краснодар: Просвещение – Юг 2019.-138 с.
9. Устав МБУ ДО ДДТ принят общим
собранием трудового коллектива, 30 января, 2020 г., утверждён постановлением
администрации муниципального образования Успенский район от 18.02.2020 года №
155.
Раздел 1.
«Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые
результаты»
- Пояснительная
записка
Театральная
деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и
понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно,
потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей
жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он
играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало,
и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Удовлетворяя эстетические
потребности ребенка, занятия театральной деятельностью играют важную роль в духовном становлении его личности,
формировании его сознания, расширяют жизненный опыт и обогащают
чувственно-эмоциональную сферу.
«Значение
произведений искусств заключается в том, что они позволяют «пережить кусочек
жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают
определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу,
чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.М. Теплов).
Общеобразовательная
общеразвивающая программа «Театральная мастерская» относится к художественной направленности, она способствует развитию интереса к
театральному искусству, направлена на овладение способами художественной
деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей
ребенка.
Новизна:
Новизна в применении
современных технологий в дополнительном образовании, использование как
контактной, так и бесконтактной организации образовательного процесса
средствами дистанционного обучения на информационно-коммуникационных ресурсах (ZOOM, Skype, Webinar, Instagram
и др.).
Актуальность: Театральная
деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и
понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно,
потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей
жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он
играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало,
и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральное искусство» направлена
на приобщение учащихся к театральной деятельности, на пробуждение интереса к этому
виду искусства при выборе дальнейшего дополнительного образования, что очень
востребовано в современных условиях.
Педагогическая
целесообразность программы
заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям
раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и
нравственные качества, повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие
памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики
движений), что в будущем поможет быть более успешными в социуме. Известно, что
одной из самых важных потребностей детей является потребность в общении. В этой
связи одной из приоритетных задач является развитие у них качеств, которые
помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные,
принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие
противоречия в общении.
Отличительная особенность: программа ознакомительного уровня ориентирована на развитие творческих
способностей, психофизических ощущений, раскрепощение личности, формирование
устойчивого желания продолжить занятия театральной деятельностью по программам дополнительного
образования базового уровня.
Адресат программы: программа рассчитана на детей от
7 до 13 лет, без специальной подготовки, обучение может проходить как в
одновозрастной, так и в разновозрастной учебной группе. Принимаются все
желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и специальной
подготовки.
Наполняемость группы от 10 до 12 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации. Общеобразовательная общеразвивающая
программа «Театральная мастерская» ознакомительного уровня.
Срок освоения
программы 36 часов. Программа рассчитана на 18 недель, 2 часа в неделю.
Форма обучения – очная.
Режим занятий – занятия проводятся 2 раза в
неделю по 1 учебному часу или 1
раз в неделю по 2 учебных часа. Продолжительность учебного часа 40
минут.
Особенности организации
образовательного процесса — в соответствии с
индивидуальным учебным планом в объединении в сформированных группах учащихся
одного или разных возрастных категорий, являющихся основным составом
объединения. Состав группы постоянный. Основная формаобучения – групповое учебное занятие, с ярко выраженным
индивидуальным подходом. Виды занятий определяются
содержанием программы: беседы, практические занятия, мастер-классы, этюды,
ролевые игры, репетиции, выступления и
другие.
В процессе обучения ведется профориентационная работа с
учащимися.
Возможно прохождение
отдельных тем программы в дистанционном режиме, возможна самостоятельная
удаленная работа по отдельным темам программы,
обязательным представление результатов.
- Цель и задачи программы
Цель программы: создание
образовательной среды, способствующей развитию
социальных, интеллектуальных, творческих интересов учащихся средствами
театрального искусства.
Задачи
программы:
Образовательные:
— формировать представление о театре
как виде искусства;
— формировать знание сценического действия
как основы актёрского творчества, видов театрального
действия (ролевые игры-постановки, мини-сценки, мини-спектакли);
— формировать умение определять главные и
второстепенные события в действии, умение взаимодействовать с партнёрами —
понять и оценить его слова и поведение, воздействовать на партнёра и зрителей в
заданном направлении;
— формировать владение сценическим пространством.
Воспитательные:
— формировать умение пояснить цель,
осуществлять её реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной
деятельности;
-формировать представление о социальных
нормах и ценностях; осознанный опыт жизни в обществе; умение владеть
этикой взаимоотношений;
Развивающие:
— формировать элементы
художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя.
— научить
выступлению с устным сообщением, умению отвечать на вопрос; владеть такими
видами речевой деятельности, как монолог и диалог; владеть способами совместной
деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения; позитивным
навыкам общения.
- Содержание программы
Учебный план
№ п/п |
Название раздела темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 |
Вводное занятие. «Театр – искусство слова, пластики, действия». Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
1 |
2 |
Беседа, упражнения |
2 | Театральная игра | 1 | 5 | 6 | Упражнения |
3 | Культура и техника речи | 2 | 4 | 6 | Выступления |
4 | Основы театральной культуры | 2 | 2 | Беседа, опрос | |
5 | Основы мастерства ведущего | 2 | 4 | 6 | Упражнения, игры |
6 | Постановочная работа | 1 | 5 | 6 | Сценарий |
7 | Работа над театрализованным праздником | 1 | 5 | 6 | Педагогическое наблюдение |
8 |
Итоговое занятие. Театрализованный праздник. |
2 | 2 | Праздник. | |
Итого: | 10 | 26 | 36 |
Содержание учебного плана
- Вводное занятие. «Театр –
искусство слова, пластики, действия». Инструктаж по технике безопасности (2 ч.).
Теория: Вводное занятие. Беседа «Театр –
искусство слова, пластики, действия». Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Входной контроль: Выполнение
упражнений на тему: «Действие – основа театрального искусства».
- Театральная игра (6 ч.)
Теория: Развитие памяти. Выразительность жестов.
Эмоции .Этюды.
Практика: Игры на развитие памяти, внимания.
Этюды на выразительность жестов. Этюды на сопоставление различных характеров. Этюды на развитие
эмоций. Мимические игры. Упражнения с
помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом. Этюды по
сказкам. Игры – пантомимы. Разыгрывание
мини-сценок. Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии.
- Культура и техника речи (6 ч.)
Теория: технология работы над литературным произведением
для чтения со сцены.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Устранение
дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения.
Постановка речевого голоса. Речь в движении. Активное использование междометий,
слов, фраз, стихов и поговорок. Работа со скороговорками. Подготовка и чтение
небольших литературных произведений со сцены.
- Основы театральной культуры (2ч.)
Теория: Знакомство с театральной терминологией.
Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Театральные
профессии.
- Основы мастерства ведущего (6ч.)
Теория: понятие словесное действие. История развития словесного действия.
Практика: Театрализованная игра «Я – ведущий».
«Я – зритель». Упражнения и игры на развитие словесного действия.
- Постановочная работа (6 ч.)
Теория: Работа над сценарием.
Практика:
Подготовка сценария. Работа над спектаклем: распределение
ролей. Сценическое движение, упражнения пантомимы. Выстраивание
мизансцен, репетиционные работы. Показ спектакля
- Работа над театрализованным праздником (6 ч.)
Теория: Сущность и
особенности праздника. Сценарий праздника.
Понятие актерской задачи. Основные принципы подбора музыкального
сопровождения. Основные принципы подбора костюмов, грима, реквизита,
сценического оформления для театрализованного праздника.
Практика: Отработка
традиционных элементов праздников в форме театральной игры. Разработка
сценария. Распределение ролей.
Определение и постановка актерских задач. Работа над образом. Подбор музыки.
Подбор и создание костюмов, грима,
реквизита, сценического оформления праздника. Репетиции.
- Итоговое занятие. Театрализованный
праздник (2 ч.)
Практика:
проведение театрализованного праздника. Подведение итогов обучения. Вручение
грамот.
- Планируемые
результаты
В процессе реализации программы у обучающихся
сформируются :
Предметные результаты:
— представление о театре как виде
искусства;
— знание сценического действия как основы
актёрского творчества, видов театрального действия (ролевые
игры-постановки, мини-спектакли, мини-сценки);
— умение определять главные и
второстепенные события в действии, слушать партнёра, понять и оценить его слова
и поведение, воздействовать на партнёра и зрителей в заданном направлении;
— владение сценическим пространством.
Личностные результаты:
— умение пояснить цель, осуществлять её
реализацию, давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
— представление о социальных нормах и
ценностях; осознанный опыт жизни в обществе; умение владеть этикой
взаимоотношений;
Метапредметные результаты:
— умение владеть элементами
художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя.
— умение выступать с
устным сообщением, отвечать на вопрос; владеть такими видами речевой
деятельности, как монолог и диалог; владеть способами совместной деятельности в
группе, приемами действий в ситуациях общения; иметь позитивные
навыки общения.
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических
условий, включающий формы аттестации».
2.1. Календарно-учебный график
Для реализации содержания данной
программы для каждой учебной группы пишется свой календарный учебный график по
представленной ниже форме:
№ п/п |
Тема занятия |
Дата | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
план | факт | ||||
В ходе реализации данной программы педагог может корректировать (вносить
изменения, дополнения) в разделы календарного учебного графика каждой учебной
группы для вариативного темпа изучения программного материала, выбора учебных
заданий и разных видов педагогической
деятельности на занятиях, определения
характера и степени дозировки со стороны
педагога.
Примерный календарный учебный график
(Приложение № 1)
2.2.
Условия реализации программы
Для реализации
программы требуется наличие кабинета для теоретических занятий, сцены для
репетиционных занятий.
Кабинет
оборудован столами, стульями в соответствии с государственными стандартами,
мультимедийное оборудование, экран, магнитофон, ноутбук, флешкарта, музыкальные
фонограммы, видеозаписи, реквизит для создания костюмов, образов.
Специальная литература, аудио-, видео-,
фото — материалы. Интернет–источники.
Для
реализации программы требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями и практическими навыками преподавания в
области театрального искусства.
2.3. Формы
контроля и подведение итогов
В
процессе обучения отслеживаются три вида результатов:
— начальный – в начале обучения, проводится с
целью определения уровня развития и подготовки детей (выполнение упражнений,
определенных действий на заданную тему);
— текущий – на каждом уроке, в конце каждой
темы, проводится
с целью определения степени усвоения учебного материала (в виде педагогического наблюдения, опросов, выполнения
упражнений и заданий );
—
итоговый – в конце обучения при подведении итогов освоения программы с целью
определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (выполняются итоговой творческой работы).
Программой
предусмотрены наблюдение и контроль за ее выполнением, развитием личности
учащихся. Результаты диагностики позволяют корректировать образовательный
процесс, лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения, выбрать
эффективные направления деятельности по сплочению коллектива, пробудить в детях
желание прийти на помощь друг другу.
Формы подведения итогов реализации
программы: открытые занятия, контрольные занятия, театрализованный праздник и т.д.
2.4. Оценка
планируемых результатов
Оценочные материалы:
- Критерии
оценки достижений и планируемых результатов (Приложение № 2). - Открытое
занятие по теме «Культура и техника речи» (Приложение № 3). - Оценка
за театральный праздник (Приложение № 4).
2.5. Методические
материалы
Теоретические и
практические занятия проводятся с привлечением дидактических материалов —
разработок для проведения занятий (презентации, контрольные упражнения, контрольные задания и
др.).
Образовательный
процесс включает в себя различные методы
обучения: репродуктивный (педагог ставит проблему и вместе с учащимися ищет
пути ее решения), поисково-исследовательский, эвристический. Методы обучения осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения
информации; функцию обучения учащихся практическим умениям и навыкам; функцию
учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих учащихся, функцию
руководства познавательной деятельностью учащихся.
Учебный процесс
идёт в виде игр, бесед, создания постановок, декламация выбранных произведений,
круглых столов, обсуждение с применением понятия «мозговой штурм».
В особенность
организации учебного процесса активно включена возможность практического
вовлечения учащихся в предметную деятельность. Используется дидактический
материал.
Формы проведения
занятий определяется в зависимости от темы программы:
— игра;
— диалог;
— слушание;
— импровизация.
— тренинги;
— репетиции;
— досуговых мероприятий.
Постоянный поиск
новых форм и методов организации образовательного процесса позволяет
организовать работу с детьми более разнообразно, эмоционально, информационно
насыщено.
На занятиях
создается доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии
себя в общении и творчестве.
В программе
предусмотрены формы диагностики и контроля достижения учащимися ожидаемых
результатов.
На начальном
этапе обучения программой предусмотрено выявление интересов, склонностей,
потребностей учащихся, уровень мотивации, творческой активности. В конце
каждого обучения отслеживания динамики
развития личности учащихся.
Обучение
проводится с использованием различных технологий
(игровые, групповые, проблемного обучения, дифференцированной, коллективной
творческой деятельности, развивающего и дистанционного обучения). Чередуются
различные виды деятельности (игровая, исследовательская, творческая),
направленные на формирование продуктивной устойчивой мотивации к выбранному
виду деятельности. На занятиях активно используются здоровьесберегающие
технологии (релаксационные упражнения, динамические паузы, физкультминутки).
При работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Важным является
развитие интереса и самостоятельности у детей. Большое внимание уделяется
обучению самостоятельно готовиться к мероприятиям, проводить их, работать с
литературой, поощрять и стимулировать выдвижение новых идей; — учить детей
оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять
оценивание работы самими учащимися.
В основу данной программы положены следующие
педагогические принципы:
— принцип
гуманизации;
— принцип
природосообразности и культуросообразности;
— принцип
самоценности личности;
— принцип
увлекательности;
— принцип
креативности.
Комплексно-целевой
подход к образовательному процессу предполагает:
—
дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
—
демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащихся;
— достижение
заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение
качественных результатов обучения.
На каждом
занятии помимо обучающих задач реализуются воспитательные задачи.
Воспитательная работа:Воспитание
– это целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитательные
задачи связаны с ориентацией обучающихся на критерии добра и
зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных
норм в реальной жизни. Педагог решает
поставленные задачи в соответствии со спецификой возраста обучающихся и взаимоотношений внутри учебной группы, учитывая при этом индивидуальные
особенности каждого обучающегося. Основным в воспитательной работе является
содействие саморазвитию личности, реализации его творческого потенциала,
обеспечение активной социальной адаптации, создание необходимых и достаточных
условий для активизации усилий обучающихся
по преодолению собственных проблем.
Функции педагога дополнительного образования при построении
воспитательной работы в коллективе:
— организация разнообразной деятельности в группе;
— забота о развитии каждого обучающегося;
— помощь в решении возникающих проблем.
Основой формирования коллектива
является цель, достижению которой подчинена деятельность его членов. Намеченная
цель должна показать коллективу возможности развития и перспективы. В
знакомстве с основами театральной деятельности такой перспективой будет формирования интереса театральному искусству,
вера в свои силы и совершенствование своих умений и навыков при участии в
различных постановках, районных театрализованных мероприятиях, участие
проведении концертных мероприятий и др. Достижение одной цели должно
сопровождаться постановкой другой, более сложной. Только в этом случае возможно поступательное
развитие коллектива.
Воспитательная работа осуществляется как в процессе учебных занятий, так и при участии в выставках и
культурно-массовых мероприятиях. В течение всего года ведется работа по
формированию сознательного и добросовестного отношения к занятиям, привитию организованности,
трудолюбия и дисциплины.
В работе с учащимися применяется широкий круг средств и методов воспитания:
— личный пример и педагогическое мастерство педагога;
-высокая организация учебного
процесса;
— атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
— дружный коллектив;
— система морального стимулирования;
— наставничество более опытных учащихся.
Воспитательная
работа должна создавать условия для самосовершенствования и саморазвития,
самоактуализации каждого обучающегося.
2.6. Список
литературы
—
для педагога
- http://www.mir-teatra.org/news/chto_takoe_teatr_istorija_teatra/2015-04-27-53
- https://yandex.ru/promo/yavteatre/theater_types_guide
- https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/2977/ТЕАТР
- https://zen.yandex.ru/media/id/5cc78dbf55033c00b3b3bea9/ustroistvo-teatra-akt-1-kratkoe-opisanie-ustroistva-teatra-5d1a6cb5bd2e7e00ad726531
- http://life.mosmetod.ru/index.php/item/teatralnaya-shpargalka
- http://art-complex.ru/pages/slovar/
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/01/osnovy-teatralnoy-kultury
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/22/zanyatie-v-teatralnom-kruzhke-ritmoplastika
- https://zen.yandex.ru/media/teatr_sova/scenicheskaia-rech-kak-osnova-akterskogo-masterstva-5e8908038274cd4de92120f9
- https://www.sites.google.com/site/saranakan/home/rezissura/sceniceskaa-rec
—
для учащихся и родителей:
- https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/12/06/v-pomoshch-rukovoditelyu-teatralnogo-kruzhka
- https://www.kanal-o.ru/news/9379
- https://ddt-pervomay.rnd.muzkult.ru/media/2018/12/08/1211269333/4._Detskij_teatr_Lila.pdf
- https://kukuriku.ru/detskie-uchrezhdeniya/kruzhki-sekcii/teatralnye/
- https://www.kid-edu.ru/catalog/igrovoe_oborudovanie_i_uchebnye_posobiya/teatralnye_rekvizity_i_kostyumy/kostyumy_dlya_teatralizovannoy_deyatelnosti/
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/01/10/seminar-praktikum-izgotovlenie-kostyumov-i-atributov-d
Приложение № 1
Календарный учебный
график
№ п/п |
Тема занятия | Дата | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
план | факт | ||||
Вводное занятие. «Театр – искусство слова, пластики, действия». Инструктаж по технике безопасности (2 ч.). |
|||||
1 |
Вводное занятие. «Театр – искусство слова, пластики, действия». Инструктаж по технике безопасности |
2 |
Беседа |
Педагогическое наблюдение | |
Театральная игра (6 ч.) | |||||
2 |
Игры на развитие памяти, внимания. Эмоции. |
2 | Практическая работа | Педагогическое наблюдение | |
3 |
Этюды на выразительность жестов, различные характеры, эмоции. |
2 | Практическая работа | Педагогическое наблюдение | |
4 |
Этюды на действие с воображаемым предметом. Разыгрывание мини-сценок. |
2 | Практическая работа | Педагогическое наблюдение | |
Культура и техника речи (6 ч.) |
|||||
5 |
Работа над литературным произведением для чтения со сцены. |
2 | Беседа. Практическая работа | Педагогическое наблюдение | |
6 |
Артикуляционная гимнастика. Тренинг дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Работа со скороговорками. |
2 | Беседа. Практическая работа | Педагогическое наблюдение | |
7 |
Подготовка и чтение небольших литературных произведений со сцены. |
2 | Практическая работа |
Открытое занятие |
|
Основы театральной культуры (2ч.) |
|||||
8 | Основы театральной культуры | 2 | Беседа | Опрос | |
Основы мастерства ведущего (6ч.) |
|||||
9 |
Понятие словесное действие. История развития словесного действия. |
2 | Беседа. Практическая работа |
Беседа |
|
10 |
Театрализованная игра «Я – ведущий». «Я – зритель». |
2 | Практическая работа | Педагогическое наблюдение | |
11 | Упражнения и игры на развитие словесного действия. | 2 | Практическая работа | Педагогическое наблюдение | |
Постановочная работа (6 ч.) | |||||
12 |
Работа над сценарием. |
2 | Практическая работа | Педагогическое наблюдение | |
13 | Работа над спектаклем | 2 | Практическая работа | Педагогическое наблюдение | |
14 | Показ спектакля. | 2 | Практическая работа | Педагогическое наблюдение | |
Работа над театрализованным праздником (6 ч.) |
|||||
15 |
Сущность и особенности праздника. Сценарий. Костюмы. Реквизит. |
2 | Беседа. Практическая работа | Беседа. Практическая работа. | |
16 |
Оформление сцены. Распределение ролей, репетиция. |
2 | Практическая работа | Педагогическое наблюдение | |
17 | Генеральная репетиция | 2 | Практическая работа | Педагогическое наблюдение | |
Итоговое занятие. Театрализованный праздник (2 ч.) |
|||||
18 |
Театрализованный праздник. Вручение грамот. |
2 | Подведение итогов | Педагогическое наблюдение |
Приложени № 2
1. Критерии оценки достижений планируемых результатов
Освоение Программы оцениваем по 2 показателям: сформирован полностью и
сформирован частично.
Критерии и формы оценки качества знаний:
Сформирован полностью |
Сформирован частично |
|
1. |
Проявляет устойчивый интерес к театрализованной деятельности. |
Интересуется театральной деятельностью |
2. |
Называет различные виды театра |
Использует свои знания в театрализованной деятельности |
3. |
Умеет строить диалог, выбрав самостоятельно партнера, используя нужные интонации. |
Строит диалог с партнером |
4 |
Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев |
Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности |
5 |
Импровизирует, создавая выразительные пластические образы умеет эмоционально выражать состояния героя |
Передает в свободных пластических движениях образ героя. |
6 |
Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами |
Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности |
Оценка
уровня развития:
1 балл – большинство критериев
недостаточно развиты;
2 балла – соответствует возрасту.
Время проведения мониторинга: май
Приложение № 3
Открытое занятие по теме «Культура и техника речи»
Открытое занятие проходит в виде
показа чтецких номеров обучающихся,
подготовленных во время занятий. Оценка индивидуальных творческих проектов
проходит в соответствии с предложенными критериями по 5 бальной шкале, где 0
баллов – полностью не соответствует, 5 баллов – полностью соответствует.
Фамилия, имя обучающегося
______________________________________
Автор и название произведения
_____________________________________
Критерии | Кол-во баллов |
Знает текст |
|
Общая техника речи: сила голоса, хорошая дикция, соблюдение орфоэпических норм |
|
Интонационная выразительность речи (соблюдение логики сценической речи, мелодика, выражаемая в движении голоса по звукам разной высоты; темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках, паузах; эмоциональная окраска речи, определяющая характер); |
|
Использует выразительные средства (мимики, жестов, поз, движений) |
|
Общается со зрителем |
|
Всего баллов |
Перевод
баллов в оценку
—
от 25 до 21 баллов – отлично
—
от 20 до 16 баллов – хорошо
—
от 15 до 11 баллов – удовлетворительно
-менее
11 баллов неудовлетворительно
Приложение № 4
Оценка за
театрализованный праздник
Оценка результативности работы
обучающегося над театрализованным представлением происходит в соответствии с
предложенными критериями.
Результаты обучающегося по итогам проведения театрализованного праздника |
Да – 1 Нет — 0 |
Принимает активное участие в разработке сценария праздника |
|
Знает текст |
|
Использует четкую речь, владеет голосом |
|
Включен в общую работу |
|
Активно взаимодействует с партнерами по спектаклю и поддерживает их на площадке |
|
Творчески свободен и раскрепощен |
|
Органичен во время сценического существования |
|
Актерски выразителен, заразителен и эмоционален |
|
Импровизирует на сцене |
|
Активно общается со зрителями |
|
Итого баллов |
Перевод баллов в оценку:
— от 10 до 8 баллов – отлично
— от 7 до 5 баллов – хорошо
— от 4 до 2 баллов – удовлетворительно
— менее 2 баллов — неудовлетворительно