Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно ранимые и чувствительные. «Трудный» ребенок нуждаетсятолько в помощи — и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Как правило, причина эмоциональная, а не рациональная.

Психологи выделили четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая — борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.

Вторая причина — борьба за самоуважение против родительской власти и опеки.

Третья причина — желание отомстить.

Четвертая — потеря веры в собственный успех (нечего стараться, все равно ничего не получится).

Выявить истинную причину непослушания и плохого поведения просто: родителю нужно обратить внимание на собственные чувства. Переживания родителей — это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Если ребенок борется за внимание, то и дело, досаждая своими непослушанием и выходками, то у родителя возникает раздражение.

Если подоплека стойкого непослушания — противостояние воле родителя, то у последнего возникает гнев.

Если скрытая причина — месть, то ответное чувство у родителя —обида.

Наконец, при глубинном переживании ребенком своегонеблагополучия родитель оказывается во власти чувствабезнадежности, а порой и отчаяния.

Что же делать дальше? Это, конечно, ключевой вопрос.

Первый и общий ответ на него: постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как ждет от вас ребенок (можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия).

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает, и никто ни на кого не рассержен.

Если источник конфликта — борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свой контроль за делами ребенка.

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, нужно, конечно, постараться ее устранить.

Самая трудная ситуация — у отчаявшегося родителя. Умное поведение родителя в этом случае — перестать требовать«полагающегося» поведения. Стоит «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики! Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький, успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавляться от крупных провалов.
Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это единственный путь воспитания вашего «трудного» ребенка.

Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»